Напоминание

"Нуклеиновые кислоты"


Автор: Пешкова Валентина Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БПОУ ОО "Орловский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного занятия
Тема: "Нуклеиновые кислоты"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОР-

ЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж») Специальность «Лабораторная диагностика» П(Ц)К общеобразовательных дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
интегрированного занятия
«Нуклеиновые кислоты»
Дисциплина – химия, биология Преподаватели: Химии – Лыжова Рита Николаевна Биологии – Пешкова Валентина Ивановна 2015 – 2016 уч. г.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
«Нуклеиновые кислоты»
Эпиграф к уроку: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» Д.И.Менделеев ЦЕЛИ: -методическая: формирование образовательных компетенций обучающихся: -информационных -коммуникативных -рефлексивных -креативных через реализацию монопроекта по теме «Нуклеиновые кислоты» -дидактическая: создание условий для – закрепления ЗУН и способов деятельности, – формирования образовательных компетенций обучающихся через использование технологии критического мышления,которая формирует навыки работы с информацией. ЦЕЛИ по содержанию занятия: Обучающие: -обобщение и углубление знаний о строении и функциях нуклеиновых кислот; Развивающие: -формирование информационных умений через организацию работы с текстом, схемами, таблицами; -формирование интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, делать выводы; Воспитательные:
-формирование коммуникативных качеств через организацию групповой работы на уроке; - формирование познавательного интереса, реализуя межпредметные связи курсов химии и биологии. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ по содержанию занятия: 1.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои принятые решения; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 2.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-развитие умения работать с информацией; -развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; -развитие умения использовать различные способы поиска информации; -развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. -формирование познавательной и личностной рефлексии; -формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; -формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; - формирование умения работать в минигруппах в режиме интерактивного обучения(способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов); 3.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-развитие мышления, воображения,умения выбирать средства в соответствии с целями, задачами и условиями общения; -освоение знаний по химии и биологии, овладение умениями правильно писать формулы веществ, описывать результаты наблюдений, участвовать в диалоге; -воспитание позитивного отношения к предмету химия и биология; -формирование новых знаний и интереса к предметам.
Тип учебного занятия:
урок закрепления и отработки ЗУН и способов деятельности.

Методы обучения:
интерактивные методы обучения-вовлечение обучающихся в различные виды деятельности;(- это способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов).
Формы организации познавательной деятельности:
-индивидуальная -групповая -фронтальная
Средства обучения:
ЕГЭ 2008. Биология // Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся./ Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, В. З. Резникова. – М.: Интеллект-Центр, 2007 Франк-Каменецкий М. Д. – Самая главная молекула. – М.: Библиотечка «Квант», вып. 25, 1983 Э. Рис, М. Стернберг. – От клеток к атомам. – М.: «Мир», 1988 Воротынцева Л. В. – Статья № 556195 Урок биологии «Нуклеиновые кислоты» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2008/2009 – ИД «Первое сентября» Ерохин Ю.М. -Учебник Химия -М.: Изд.центр «Академия»,2010 Новошинский И.Н.,Новошинская Н.С.-Учебник Органическая химия 11(10)класс, профильный уровень-М.: «Русское слово» 2013 Доронькин В.Н., Бережная А.Г. -Учебно-методический комплекс «Химия. Подготовка к ЕГЭ». Проектор, ноутбук
Оборудование:
гидроксид натрия NaOH, сульфат меди (II) CuSO4, дистиллированная вода, пробирки, карточки, инструкции, штатив для пробирок, яичный белок, азотная кислота, листы самооценки,таблицы: «Нуклеиновые кислоты», «Биосинтез белка», раздаточный материал по теме «Нуклеиновые кислоты», презентация.
Ход занятия
(представлен таблицей).
Приложение 1 Этапы урока В р. Цель Содержание взаимодействия с обучающимися Методы и приемы работы Ф. кон Деятельность преподавателя Деятельность студентов Формируемые УУД 1.Организацион ный 1 Проверка готовности обучающихся. Установка на работу в минигруппе. Руководители минигрупп подают списки отсутствующих. Ф Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание изучать новое.
Коммуникативные
- формирование умения слушать и слышать. 2.Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. 7 Подведение студентов к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы На доске написаны общая формула аминокислот, дипептид – выписать последовательно 4формулы аминокислот, составляющие гомологический ряд аминокислот; – Как убедиться в том, что вы правы? Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока Ф Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "РНК и ДНК", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися Формулируют и записывают в тетради тему урока, цель, задачи и план , производят взаимооценку. Объясняют, почему данные формулы соответствуют этому гомологическому ряду.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено студентами и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие
план урока познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. 3.Актуализация знаний Кодированная работа. 5 Выход на тему урока 1) Запишите цепочки из кодовых ответов при выполнении заданий по карточке. (Приложение1) 2) выполнение опыта: Качественная реакция на белки.(биуретовая реакция и ксантопротеиновая реакция) Самостоятельн ая работа, взаимоконтроль , рефлексия г Поясняет задание.Провод ит инструктаж обучающихся. Руководитель минигруппы проверяет по ключу выполнение работы и дает анализ выполненной работы и выполненному опыту.
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Работа над темой. 25 Подведение студентов к самостоятельному выводу остроении нуклеиновых кислот Работая с текстом, заполнить таблицу Наблюдение, работа с текстом (сравнение) Ф п Организует подводящий диалог. Записывают определение. Заполняют сравнительную таблицу по ДНК и РНК. Выделяют в таблице главное, обсуждают в минигруппе, делают
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения
вывод. задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в минигруппе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осмысление 2 Проверка понимания способа действия. Слушая объснения преподавателей и по тексту презентации дозаполнить таблицу Самостоя- тельная работа Ф Дает образец короткого заполнения Дописывают таблицу и делают выводы.
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий.
Первичное закрепление нового материала 7 Научиться решать задачи Выполняют задание представленное на слайде по принципу комплепентарности выстраивают цепь и- РНК; и решают задачу. (работа в минигруппах) Самостоя- тельная работа, рефлексия, контроль. Г, П, И Организует выступление минигрупп, обмен мнениями От минигруппы студент объясняет решение задачи у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию.
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с преподавателем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осмысление 15 Формирование понимания великого открытия, биологической роли ДНК и РНК Мульдимедийная презентация (выступление студентов о истории открытия ДНК и РНК) Доказатель- ство двойной спирали ДНК Г, Ф Дополняет выступление студентов Дополнительную информацию записывают в таблицу
Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;
Коммуникативные
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи
Вторичное закрепление нового материала 25 Формирование умения решать задачи и составлять цепочки ДНК и РНК. Выполняют задание с раздаточным материалом, по принципу комплепентарности выстраивают цепь и- РНК; По карточкам решают задачи. (работа по карточкам в минигруппах) Самостоя- тельная работа, рефлексия, контроль, работа по карточкам Г Ф Организует выступление от минигрупп, обмен мнениями. От минигруппы студент объясняет решение задачи у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию.
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с преподавателем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осмысление и закрепление 30 Закрепление знаний при тестировании Выполнение теста Самоконтроль И Инструктаж по выполнению теста Индивидуальное выполнение теста
Регулятивные:
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный выбор;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Этап разъяснения домашнего задания 7 Обеспечение понимания студентами цели, содержания и Студенты определяют индивидуальные д/з в соответьствии с выполненными Работа с учебником Ф и Проводит разбор домашнего задания; Записывают задание на дом, задают вопросы
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено
способов выполнения домашнего задания заданиями на уроке и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные:
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; Психофизическ ая тренировка 3 Релаксация Ученые подсчитали: чтобы жить долго-долго, в день надо улыбаться минимум 15-20мин. Одна минута смеха полезней, Работа в минигруппах п Организация психофизическо й тренировки Выполняют упражнение для релаксации
Коммуникативные
- умение работать в минигруппе, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное
чем кг.орехов. взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Подведение итогов 7 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Рефлексия, контроль, Ф г Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока.
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. Заключительны й этап и рефлексия. КОД (контрольно- оценночная деятельность) 3 Обеспечение позитивного настроя на получение знаний Студенты определяют количество баллов, которое они получили на уроке. Урок наш окончен И выполнен план. Рефлексия, КОД ф Обеспечивает положитель ную реакцию студентов на уроки химии и биологии Получают позитивный настрой от урока
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточка №1 Задание 1 I. Важнейшими органическими веществами, входящими в со став всего живого являются ………………… и ………............... . 2. Молекула белка содержит огромное число………… и имеет очень сложное химическое строение, связанное не только с количеством ……………,но и с их расположением в молекуле. Задание 2 1. Белок — непериодический полимер, мономерами которого являются …………… 2.В молекуле любой аминокислоты имеется две характерные группы ……………..... и ……............ Карточка №2 Задание 1 1.Наличие двух характерных групп в молекуле любой аминокислоты приводит к тому, что аминокислоты способны проявлять в реакциях как ………………………, так и ……………… свойства и легко соединяться друг с другом в длиннейшие цепи с разной последовательностью ……………… 2. Молекула каждого белка представляет собой цепочку аминокислот, в которой ……………………………….. - группа одной аминокислоты, теряя гидроксил ОН, соединяется с ……………… - группой другой аминокислоты; при соединении их выделяется молекула …………………………
Задание 2 1.До недавнего времени считалось, что имеется всего …….. аминокислот, строение которых хорошо изучено, но за последние годы в растениях и вирусах найдено еще несколько. Однако даже небольшого числа аминокислот достаточно для того, чтобы за счет изменения их последовательности получить огромное разнообразие ………… Карточка №3 Задание1. 1.Последовательность …………………… в виде цепочки разных мономеров образует так называемую …………………… структуру белка, от которой зависят его физико - биологические свойства. 2.Расшифровка состава и чередования …………………………. в белке позволяет ученым целенаправленно синтезировать те или иные белковые молекулы. Задание2 1.В живой клетке многие белковые молекулы находятся в виде спирали с одинаковыми расстоя- ниями между витками. Такая спираль представляет собой …………..структуру белка. Положительно и отрицательно заряженные группы радикалов, притягиваясь, свертывают спираль в клубок, образуя … ………………………. структуру белка.
2.Некоторые белки, например гемоглобин, состоят из нескольких цепей, которые, соединяясь, образуют …...... структуру белка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лабораторный опыт
Качественная реакция на белок.
1) БИУРЕТОВАЯ РЕАКЦИЯ
(качественная реакция на пептидную группу — NH-CO-) Раствор белка + NaOH + CuSO4 получаем фиолетовую окраску — это значит есть пептидная связь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТЕКСТ НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
Нуклеи́

новые кислоты,
как полисахариды и белки, являются биополимерами. Они содержатся во всех живых клетках и играют определяющую роль в биосинтезе белков, а также в передаче наследственной информации. Относительная молекулярная масса нуклеиновых кислот от 200 тыс. до нескольких миллионов. Нуклеи́ новые кислоты(от лат. nucleus – ядро) были обнаружены и выделены из клеточных ядер швейцарским химическом Ф. Мишером в 1869г. При полном гидролизе нуклеиновых кислот образуется смесь пиримидиновых и пуриновых оснований, моносахарид — пентоза (рибоза или дезоксирибоза) и фосфорная кислота. Следовательно, в образовании нуклеиновых кислот принимают участие вещества: – ортофосфорная кислота Н3РО4 – пиримидиновые основания (для обозначения оснований используют однобуквенные сокращения): У-урацил; Ц- цитозин; Т-тимин; – пуриновые основания: А- аденин; Г-гуанин; – пентозы — рибоза С5Н10 О5 или дезоксирибоза С5Н10 О4
Нуклеи́ новые кислоты, при гидролизе которых образуется рибоза, получили название рибонуклеиновых кислот (РНК). В состав этих кислот входят остатки пуриновых оснований аденина и гуанина и пиримидиновых оснований
урацила
и цитозина. Нуклеи́ новые кислоты, при гидролизе которых образуется дезоксирибоза, получили название дезоксирибонуклеиновых кислот (ДНК). Они содержат те же основания, что и РНК, за исключением урацила, вместо которого в их состав входит
тимин.
Таким образом, нуклеиновые кислоты РНК и ДНК отличаются друг от друга природой углеводов и одного из азотистых оснований. При частичном гидролизе нуклеиновых кислот образуется смесь веществ, называемых
нуклеотидами.

Нуклеотид
построен из остатков молекул трех веществ: фосфорной кислоты, пентозы ( рибозы или дезоксирибозы ) и пиримидинового или пуриного основания.
Нуклеиновые кислоты являются материалом, играющим главную роль в хранении и передаче наследственной информации. Структура нуклеиновых кислот сложна, но знать их химическое строение необходимо для понимания многих молекулярно-генетических процессов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Работая с текстом заполнить таблицу ПРИЗНАКИ ДНК РНК СХОДСТВА РАЗЛИЧИЯ 1) Сахар 2)Азотистые основания 3)Структура 4) Местонахождение в клетке 5) Биологические функции
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Анализ
выполнения работы в группе: Группа справилась с работой, но допустили ошибки: – Ф.И. студента; Какие были ошибки? – Рекомендация: необходимо повторить тему: «Аминокислоты» или «Биосинтез белка» и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Итоговое тестирование
1. Молекулы ДНК представляют собой материальную основу наследственности, так как в них закодирована информация о структуре молекул а – полисахаридов б – белков в – липидов г – аминокислот 2. В состав нуклеиновых кислот НЕ входят а – азотистые основания б – остатки пентоз в – остатки фосфорной кислоты г – аминокислоты 3. Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных цепей ДНК, - а – ионная б – пептидная в – водородная г – сложноэфирная 4. Комплементарными основаниями НЕ является пара а – тимин - аденин б – цитозин - гуанин в – цитозин - аденин г – урацил - аденин 5. В одном из генов ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином? а – 200 б – 400 в – 1000 г – 1800 6. Молекулы РНК, в отличие от ДНК, содержат азотистое основание а – урацил б – аденин в – гуанин г – цитозин 7. Благодаря репликации ДНК а – формируется приспособленность организма к среде обитания б – у особей вида возникают модификации
в – появляются новые комбинации генов г – наследственная информация в полном объеме передается от материнской клетки к дочерним во время митоза 8. Молекулы и-РНК а – служат матрицей для синтеза т-РНК б – служат матрицей для синтеза белка в – доставляют аминокислоты к рибосоме г – хранят наследственную информацию клетки 9. Кодовому триплету ААТ в молекуле ДНК соответствует триплет в молекуле и-РНК а – УУА б – ТТА в – ГГЦ г – ЦЦА 10. Белок состоит из 50 аминокислотных звеньев. Число нуклеотидов в гене, в котором зашифрована первичная структура этого белка, равно а – 50 б – 100 в – 150 г – 250 11. В рибосоме при биосинтезе белка располагаются два триплета и-РНК, к которым в соответствии с принципом комплементарности присоединяются антикодоны а – т-РНК б – р-РНК в – ДНК г – белка 12. Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации? а) ген – ДНК – признак – белок б) признак – белок – и-РНК – ген – ДНК в) и-РНК – ген – белок – признак г) ген – и-РНК – белок – признак 13. Собственные ДНК и РНК в эукариотической клетке содержат а – рибосомы б – лизосомы в – вакуоли г – митохондрии 14. В состав хромосом входят а – РНК и липиды б – белки и ДНК в – АТФ и т-РНК г – АТФ и глюкоза 15. Ученые, которые предположили и доказали, что молекула ДНК – двойная спираль, это а – И. Ф. Мишер и О. Эвери б – М. Ниренберг и Дж. Маттеи
в – Дж. Д. Уотсон и Ф. Крик г – Р. Франклин и М. Уилкинс
Проверь себя – правильные ответы
1) Б; 2) Г; 3) В; 4) В; 5) Б; 6) А; 7) Г; 8) К; 9) А; 10) В; 11) А; 12) Г; 13) Г; 14) Б; 15) В
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Rf урока: 1. У нас в группе вызвало затруднение__________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ 2.У меня вызвало затруднение_________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ 3. Поэтому мне необходимо выучить___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ или повторить______________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Вид деятельности Макс. кол-во баллов Получены баллы 1) Кодированная работа (задания по карточкам) 7 2) Решение задач 5 3 )Решение экспериментальной задачи а) БИУРЕТОВАЯ РЕАКЦИЯ б) КСАНТОПРОТЕИНОВАЯ РЕАКЦИЯ (Д/О) 5 4) По принципу комплементарности, построить участок молекулы иРНК 5 5) Решение задачи в минигруппе 5 5) Заполнение таблицы «Сходства и различия ДНК и РНК».Заполнение таблицы по тексту и презентации. 5 6) Тест 15 6) Анализ своих действий и достижений 5 ИТОГО 52 Норма оценки: 52-48 б. - «5»
48-44 б. - «4» 44-40 б. - «3»


В раздел образования