Напоминание

Влияние технологии личностно - ориентированного обучения на мотивации обучающихся


Автор: Чебодаева Эльза Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал МБОУ "Бейская СОШИ "Большемонокская ООШ"
Населённый пункт: Большой Монок
Наименование материала: Влияние технологии личностно - ориентированного обучения на мотивации обучающихся
Тема: Влияние технологии личностно - ориентированного обучения на мотивации обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Чебодаева Эльза Алексеевна

Учитель русского языка и литературы, хакасского языка

и литературы

Филиал МБОУ «Бейская СОШи «Большемонокская

ООШ»

Влияние технологии личностно - ориентированного обучения на мотивации обучающихся

Специфика образовательного учреждения такова, что в своей педагогической деятельности

учителям приходится работать с очень разными детьми: с высоким и низким уровнем интеллекта,

с хорошо и плохо сформированными общеучебными знаниями, умениями и навыками. Но каким

бы ни был ребёнок, пришедший к нам, мы должны помочь ему «дотянуться до своей звезды»,

реализовать свой жизненный потенциал. А это возможно лишь тогда, когда этого хочет сам

ребёнок.

Для

активности

ученика

в

учении

огромную

роль

играет

мотивация

учения.

Педагогической наукой мотивация понимается как «генетическое стремление человека к

самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам

деятельности». Согласно Д. Аткинсону и Д. Мак-Клелланду мотив достижения состоит из двух

противоположных мотивационных тенденций - из стремления к успеху и избежания неудачи.

Высокий уровень мотивации достижения означает, что у ребенка преобладает стремление к

успеху; низкий уровень мотивации, наоборот, свидетельствует о том, что доминирует стремление

избегать неудачи.

Именно мотивация определяет деятельность ученика, а потому каждый учитель должен

уметь помочь ученику выработать собственный уровень притязаний, определить для него

индивидуальную норму оценивания деятельности, поддерживать его оптимистический настрой.

Мой опыт в этом направлении разрабатывался на основе теоретических положений И.С.

Якиманской, идеи и принципы которой наиболее привлекательны для решения задач развития

личности учащихся, раскрытия их индивидуальности через учение, на основе современных

образовательных

технологий,

с

использованием

элементов

технологий

разноуровневого

обучения.

Цель – выявить наиболее успешные пути создания условий для познавательной активности

учеников. Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, формированием у

школьников

приёмов

самостоятельного

приобретения

знаний,

развития

активности.

Без

внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний не произойдёт.

Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать

сам, учитывая возрастные, психологические, индивидуальные качества учащихся, уровень

подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую

следующие цели личностно-ориентированного обучения:

- развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;

- обучение переакцентируется на учение, как процесс;

- учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная

на преобразование социально-значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

- субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а

изначально ему присущая;

- при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по

выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация;

- усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его

возможности и индивидуально-значимые ценности.

Отметим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного

обучения:

- личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика,

исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной

деятельности;

- образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому

ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт,

возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

- обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам.

Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и

профессиональную адаптацию в обществе.

Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование

субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе

личностно значимых;

- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности.

Таким образом, система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает

знаниевую модель образования. Перед каждым учителем стоит задача – организовать процесс

обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и

одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.

Рассмотрим признаки традиционных технологий обучения и особенности личностно-

ориентированных технологий.

Традиционные технологии:

- трансляция готового учебного содержания.

- изложение нового материала – монолог учителя.

- диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень общения у учащихся.

- основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая.

- единообразие в содержании и формах ученической деятельности.

- ориентация на формирование личности с заданными свойствами.

- надзор вместо управления.

Личностно-ориентированные технологии:

Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения педагогом этой цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих

раскрыть субъективный опыт учеников;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения

заданий без боязни ошибиться;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые

для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и

по процессу его достижения;

- поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы

других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять

инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания;

предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Основными подходами личностно-ориентированного образования являются:

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала,

доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней дифференциации: по

знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости,

способностям, социальной направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести,

неповторимости.

1.

Личностно-ориентированные технологии, используемые в начальной школе

Очень важно понимать, что развитие младших школьников зависит от методики преподавания

отдельных предметов в начальной школе, от личностно-ориентированного подхода к учащимся.

Личностно-ориентированное обучение предполагает внедрение новых образовательных

технологий. Самой актуальной задачей стал переход к «очеловечиванию» образования, т.е.

воплощение в практику тех положений, которые ориентируются на уважение к личности ученика,

установление доверительных отношений между ним и педагогом. Одним из благотворных

следствий этого процесса оказалась замена учебно - дисциплинарного подхода к взаимодействию

педагога и воспитанника другим - личностно-ориентированным. В качестве приоритетов в

современной школе выступают не программы, не учебные предметы, не правила, формулы, даты,

события, а ребёнок, ученик, его интеллект, духовное и физическое развитие. Эти приоритеты и

должны проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике

их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической

философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная

личность ребенка.

Личностно - ориентированный образовательный процесс полагает особое конструирование

учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию,

типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения

знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, который реализует принцип

субъектности образования можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Первостепенные требования, предъявляемые к разработке дидактического обеспечения

личностно- ориентированного образовательного процесса:

- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика,

включая и опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике или учителем должно быть адресовано на преобразование

наличного субъектного опыта каждого ученика, а не на расширение их объема, структурирование,

интегрирование и обобщение предметного содержания;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и

формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития,

самовыражения в ходе овладения знаниями;

- необходимость постоянного согласовывания субъектного опыта учеников с научным

содержанием задаваемых знаний;

- необходимость обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то

есть тех трансформаций, которые выполняет ученик, во время усвоения учебного материала;

- конструирование и организация учебного материала, которые предоставляют ученику

возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;

- необходимость выделять общелогические и специфические предметные способы учебной работы

с учетом их функций в личностном развитии при введении знаний о приемах выполнения учебных

действий;

- выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно,

устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании;

- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку

учения, как субъектной деятельности.

В результате работы по системе индивидуальных заданий у учащихся повышается навык

контроля и самоконтроля; изменяется психологическое состояние учеников, повышается их

авторитет в классе; успешное выполнение несложных заданий ведет к повышению самооценки,

следовательно, появляется мотив к изучению предмета, формируется устойчивое положительное

отношение к изучаемому предмету; уровень владения программным материалом максимально

приближается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике //

Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.

2. Харчевникова Е.Г. Овладение учителем школьными технологиями / Е.Г. Харчевникова //

Начальная школа.- №2. - 2003. – с. 33-38

3.

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-

разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 383с.

4. Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока. Ростов н/Д.: Учитель, 2003.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь,

1999. – 96 с.



В раздел образования