Автор: Чебодаева Эльза Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал МБОУ "Бейская СОШИ "Большемонокская ООШ"
Населённый пункт: Большой Монок
Наименование материала: Влияние технологии личностно - ориентированного обучения на мотивации обучающихся
Тема: Влияние технологии личностно - ориентированного обучения на мотивации обучающихся
Раздел: среднее образование
Чебодаева Эльза Алексеевна
Учитель русского языка и литературы, хакасского языка
и литературы
Филиал МБОУ «Бейская СОШи «Большемонокская
ООШ»
Влияние технологии личностно - ориентированного обучения на мотивации обучающихся
Специфика образовательного учреждения такова, что в своей педагогической деятельности
учителям приходится работать с очень разными детьми: с высоким и низким уровнем интеллекта,
с хорошо и плохо сформированными общеучебными знаниями, умениями и навыками. Но каким
бы ни был ребёнок, пришедший к нам, мы должны помочь ему «дотянуться до своей звезды»,
реализовать свой жизненный потенциал. А это возможно лишь тогда, когда этого хочет сам
ребёнок.
Для
активности
ученика
в
учении
огромную
роль
играет
мотивация
учения.
Педагогической наукой мотивация понимается как «генетическое стремление человека к
самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам
деятельности». Согласно Д. Аткинсону и Д. Мак-Клелланду мотив достижения состоит из двух
противоположных мотивационных тенденций - из стремления к успеху и избежания неудачи.
Высокий уровень мотивации достижения означает, что у ребенка преобладает стремление к
успеху; низкий уровень мотивации, наоборот, свидетельствует о том, что доминирует стремление
избегать неудачи.
Именно мотивация определяет деятельность ученика, а потому каждый учитель должен
уметь помочь ученику выработать собственный уровень притязаний, определить для него
индивидуальную норму оценивания деятельности, поддерживать его оптимистический настрой.
Мой опыт в этом направлении разрабатывался на основе теоретических положений И.С.
Якиманской, идеи и принципы которой наиболее привлекательны для решения задач развития
личности учащихся, раскрытия их индивидуальности через учение, на основе современных
образовательных
технологий,
с
использованием
элементов
технологий
разноуровневого
обучения.
Цель – выявить наиболее успешные пути создания условий для познавательной активности
учеников. Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, формированием у
школьников
приёмов
самостоятельного
приобретения
знаний,
развития
активности.
Без
внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний не произойдёт.
Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать
сам, учитывая возрастные, психологические, индивидуальные качества учащихся, уровень
подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.
Используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую
следующие цели личностно-ориентированного обучения:
- развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
- обучение переакцентируется на учение, как процесс;
- учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная
на преобразование социально-значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
- субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а
изначально ему присущая;
- при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по
выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация;
- усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его
возможности и индивидуально-значимые ценности.
Отметим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного
обучения:
- личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика,
исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной
деятельности;
- образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому
ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт,
возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
- обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам.
Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и
профессиональную адаптацию в обществе.
Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование
субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе
личностно значимых;
- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности.
Таким образом, система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает
знаниевую модель образования. Перед каждым учителем стоит задача – организовать процесс
обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и
одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.
Рассмотрим признаки традиционных технологий обучения и особенности личностно-
ориентированных технологий.
Традиционные технологии:
- трансляция готового учебного содержания.
- изложение нового материала – монолог учителя.
- диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень общения у учащихся.
- основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая.
- единообразие в содержании и формах ученической деятельности.
- ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
- надзор вместо управления.
Личностно-ориентированные технологии:
Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения педагогом этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих
раскрыть субъективный опыт учеников;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения
заданий без боязни ошибиться;
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые
для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и
по процессу его достижения;
- поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы
других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания;
предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Основными подходами личностно-ориентированного образования являются:
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала,
доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней дифференциации: по
знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости,
способностям, социальной направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести,
неповторимости.
1.
Личностно-ориентированные технологии, используемые в начальной школе
Очень важно понимать, что развитие младших школьников зависит от методики преподавания
отдельных предметов в начальной школе, от личностно-ориентированного подхода к учащимся.
Личностно-ориентированное обучение предполагает внедрение новых образовательных
технологий. Самой актуальной задачей стал переход к «очеловечиванию» образования, т.е.
воплощение в практику тех положений, которые ориентируются на уважение к личности ученика,
установление доверительных отношений между ним и педагогом. Одним из благотворных
следствий этого процесса оказалась замена учебно - дисциплинарного подхода к взаимодействию
педагога и воспитанника другим - личностно-ориентированным. В качестве приоритетов в
современной школе выступают не программы, не учебные предметы, не правила, формулы, даты,
события, а ребёнок, ученик, его интеллект, духовное и физическое развитие. Эти приоритеты и
должны проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике
их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической
философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная
личность ребенка.
Личностно - ориентированный образовательный процесс полагает особое конструирование
учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию,
типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения
знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, который реализует принцип
субъектности образования можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Первостепенные требования, предъявляемые к разработке дидактического обеспечения
личностно- ориентированного образовательного процесса:
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика,
включая и опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике или учителем должно быть адресовано на преобразование
наличного субъектного опыта каждого ученика, а не на расширение их объема, структурирование,
интегрирование и обобщение предметного содержания;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и
формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития,
самовыражения в ходе овладения знаниями;
- необходимость постоянного согласовывания субъектного опыта учеников с научным
содержанием задаваемых знаний;
- необходимость обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то
есть тех трансформаций, которые выполняет ученик, во время усвоения учебного материала;
- конструирование и организация учебного материала, которые предоставляют ученику
возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
- необходимость выделять общелогические и специфические предметные способы учебной работы
с учетом их функций в личностном развитии при введении знаний о приемах выполнения учебных
действий;
- выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно,
устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку
учения, как субъектной деятельности.
В результате работы по системе индивидуальных заданий у учащихся повышается навык
контроля и самоконтроля; изменяется психологическое состояние учеников, повышается их
авторитет в классе; успешное выполнение несложных заданий ведет к повышению самооценки,
следовательно, появляется мотив к изучению предмета, формируется устойчивое положительное
отношение к изучаемому предмету; уровень владения программным материалом максимально
приближается.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике //
Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.
2. Харчевникова Е.Г. Овладение учителем школьными технологиями / Е.Г. Харчевникова //
Начальная школа.- №2. - 2003. – с. 33-38
3.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-
разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 383с.
4. Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока. Ростов н/Д.: Учитель, 2003.
5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь,
1999. – 96 с.