Напоминание

"Виды работы на групповых занятиях по формированию произношения и развитию слухового восприятия"


Автор: Комарова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ КШИ №12
Населённый пункт: город Искитим
Наименование материала: презентация
Тема: "Виды работы на групповых занятиях по формированию произношения и развитию слухового восприятия"
Раздел: среднее образование





Назад




ВИДЫ РАБОТЫ НА ГРУППОВЫХ

ЗАНЯТИЯХ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЮ

СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

КОМАРОВА ТАТЬЯНА

ВАЛЕРЬЕВНА

С теми детьми, у

которых

сохраняются

грубые дефекты

произношения.

расширяют возможности речевого общения

учащихся, приближают их к естественным условиям

общения;

возникает возможность восприятия речи

нескольких человек;

расширяется объем воспринимаемого на слух

материала;

усложняется смысловая сторона предъявляемого

материала;

возрастает роль работы по обучению восприятию на

слух монологической речи, текстов.

наряду с программным речевым материалом

воспринимается разнообразная информация

( радио, телевидение, печать)

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Индивидуальные

Групповые

ЗАДАЧИ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:

1) Усиление слухового компонента в

комплексном слухозрительном восприятии

речи с индивидуальной ЗУА и без неё в

учебном и воспитательном процессах с целью

организации общения с окружающими людьми

как условия адаптации неслышащих и

слабослышащих людей в среде слышащих.

2) Работа над исправлением ошибок в

произношения, закрепление навыков

правильного произношения.

На групповых занятиях нужно учить детей

воспринимать речь не только учителя и

учеников, присутствующих на занятии, но и

других людей.

С этой целью можно использовать

магнитофонные и другие виды записи речи

знакомых и незнакомых людей.

ГРУППЫ КОМПЛЕКТУЮТСЯ:

по возрастным признакам

.

по уровню остаточного или сохраненного слуха

.

(группы подбираются учащиеся с приблизительно

одинаковым состоянием слуха)

по уровню произношения;

по уровню развития речи

: (оптимальный,

сниженный, ограниченный, резко ограниченный и

их наиболее близкие сочетания);

по уровню обучаемости и обученности

;

по общему развитию учащихся

.

Занятия проводятся, как правило, не

реже двух раз в неделю (в группах со слабыми

учащимися количество занятий можно

увеличить до 3—4 занятий в неделю).

Продолжительность занятий 30 минут.

Все учащиеся должны выполнить программу.

Структура группового занятия

1. Организация начала занятия.

устанавливается режим усиления;

организуются приветствие и

перекличка учащихся;

сообщаются тема, задачи занятия.

Слуховая перекличка с голосов разных аудиторов

.

Как работают аппараты?

С. – Как вы меня слышите?

С. – …, спроси у девочек, они не забыли надеть

аппараты?

С. – …, скажи существительные, которые

употребляются только в единственном числе.

Установка на произношение.

Следите за произношением, соблюдайте правила

орфоэпии, говорите выразительно, слушайте

друг друга, исправляйте ошибки.

На занятии говорите внятно и выразительно.

Сегодня будем говорить о …, слушать текст,

отвечать на вопросы

Послушайте

слова и догадайтесь, о чем будем

сегодня говорить:

билеты, аншлаг, фойе, афиша, сцена.

Итак, мы сегодня будем говорить о театре. Вы

должны научиться воспринимать предложения,

текст, отвечать на вопросы по теме «Театр»

Сообщаются тема, задачи занятия.

Организация диалога на речевом

материале учебных предметов, материале

разговорно-обиходного характера, речевого этикета.

(примерный материал)

ПОСЛУШАЙ ВОПРОСЫ. ЗАДАЙ

ТОВАРИЩУ.

Когда пишется

разделительный

твердый, а когда –

разделительный

мягкий знак?

Что такое миллиард?

Разделительный

твердый знак

(Ъ)

пишется после

приставок перед

буквами

Е,Ё,Ю,Я

; в

остальных случаях

пишется

разделительный

мягкий знак (Ь).

Миллиард

– это

тысяча миллионов.

ПОСЛУШАЙ ВОПРОСЫ.

ОТВЕТЬ.

Какие предложения называются

сложноподчиненными?

Сложноподчиненные предложения –

предложения, в которых простые

предложения связываются …, …или ….

Назови группы сложноподчиненных

предложений.

Определительные, изъяснительные,

обстоятельственные.

интонацией

подчинительными

союзами

союзными словами

ПОСЛУШАЙ ВОПРОСЫ. ОТВЕТЬ.

Что является

графиком линейного

уравнения?

В каком году

произошло взятие

Казани?

Графиком

линейного

уравнения

является

прямая.

Взятие Казани произошло

2 октября 1552 года.

ПОСЛУШАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОПРЕДЕЛИ

ЕГО ТИП.

Поднялся ветер.

От засыхающих листьев пахло осенью.

Ночью свежий белый пушок покрыл старый

наст.

Всюду славно пахнет яблоками.

односоставное двусоставное

Тренер – тренируется – тренировки

Спортивная площадка – спортивный зал –

спортивные игры

Хоккей, футбол, волейбол, баскетбол

Легкая атлетика, фигурное катание, каратэ

Каждый день – ежедневно

Три (два, …) раза в неделю

Послушай, запомни, повтори.

ПОСЛУШАЙ, ПОВТОРИ.

тождество словосочетание

вещество – вещества – веществ

причастие – деепричастие

части речи

В ходе занятий используются различные речевые

единицы: предложение, словосочетание, слово,

слог, звук.

Для этого можно подбирать слова,

близкие по звучанию, отличающиеся слогом,

звуком

СОБЕРИ ЗАГАДКУ, ОТГАДАЙ.

Подбери проверочные слова.

брать

укусит

опасно

ясно

плутовка

шипит

л..жит

ее

верёвка

Занимательный материал (РПП)

Во что превратятся

слова

СОВА, ДРОВА,

ОЛИВА,

если звук В заменить

на Ф?

софа

дрофа

олифа

ПОВТОРИ, НАЙДИ ЛИШНЕЕ

.

миллион, сантиметр, миллиметр, дециметр;

миллион, тысяча, существительное,

сто тысяч;

гроза, календарь, дожди, роса.

Каким видом спорта ты бы хотел(а) заниматься?

Я

бы

хотел(а)

заниматься

бадминтоном,

хоккеем,

фигурным

катанием,

конькобежным

спортом, легкой (тяжелой) атлетикой, футболом,

дартсом,

велосипедным

спортом,

теннисом,

плаванием, греблей, лыжным спортом, …, …

ДИАЛОГ «СПОРТ»

Какие виды спорта ты

знаешь?

Каким видом спорта ты

занимаешься?

Почему не занимаешься?

А каким видом спорта ты

хотела бы заниматься?

У ВРАЧА.

плохо себя чувствую;

мне нездоровится;

у меня болит голова;

у меня жар, у меня высокая температура;

у меня болит живот (ухо, горло, нога);

у меня сильный кашель;

я кашляю;

у меня насморк;

градусник (термометр).

Составьте диалог.

МОЙ НОВОСИБИРСК.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ.

Не входи в зал после третьего

звонка.

Не ешь в зрительном зале.

Не разговаривай – ты мешаешь

другим.

ЗНАКОМСТВО

Разрешите познакомиться, меня зовут …;

привет, доброе утро, добрый день, я рад(а)

встретиться с вами.

СЛОВА - СОЧУВСТВИЯ

жаль

очень жаль

очень жаль, что … (дополни)

какое несчастье, чем я ….(дополни)

Найди лишнее слово:

здравствуйте, доброе утро,

привет, завтра.

КАК ТЫ ПОСТУПИШЬ?

Вы вдвоем вошли в автобус. Есть одно место. Кто

сядет?

Тебе нужно выходить на следующей остановке. В

автобусе много народа. Попроси разрешения

пройти к выходу.

Попроси передать деньги на билет.

Основная часть занятия.

Учитель

может

раскрыть

все

возможности

детей:

речевое

развитие,

мыслительные

способности,

активно

включить

в

процесс

обучения слуховое восприятие у детей.

Используется текст, прочитанный в классе,

незнакомый

текст,

связный

материал

с

общеобразовательного урока.

Тексты подбирает педагог в соответствии с

программой

и

слухоречевыми

возможностями

ребят.

Работа с текстом

восприятие текста в целом;

восприятие небольших отрывков (микротем),

фраз; (используются тексты с пропусками (с

«окошками»);

ответы на вопросы по тексту с опорой и без

опоры (используются предложения с

пропусками (с «окошками»);

работа с незнакомыми словами (словарная

работа);

составление плана (подробного и сжатого);

Виды работы с текстом

организация диалога по тексту;

пересказ текста.

ПАУСТОВСКИЙ

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ

1892 – 1968

К.Г.Паустовский, русский писатель, автор

произведений о природе, исторических

повестей, художественных мемуаров,

родился в семье чиновника Управления

Юго-Западной железной дороги

19 мая 1892 года.

Детство прошло на Украине, там он узнал множество сказок и легенд.

В Киеве Паустовский поступил в университет, затем переехал в Москву. Началась

первая мировая война.

В 1914 – 1929 г. Паустовский работает кондуктором, вожатым трамвая, санитаром

на фронте, репортёром, учителем.

В 1929 г. становится профессиональным писателем.

Паустовский был мягким, отзывчивым, старомодно интеллигентным человеком. Он

мечтал видеть мир совсем иным.

В

30-е

годы

Паустовский

путешествует

по

стране,

занимается

журналистикой,

публикует очерки и репортажи в центральных газетах. В этот период он пишет

рассказы

«Барсучий

нос»,

«Кот-ворюга»

и

др.

Они

вошли

в

цикл

«Летние

дни».

Каждый

персонаж

обладает

неповторимой

манерой

разговора

и

поведения.

Эмоционально насыщенные, многоцветные картины сочетаются с простотой речи.

Любимый герой сказок и рассказов Паустовского – человек отзывчивый, чуткий,

поэтически воспринимающий окружающую действительность, способный в обычном

увидеть необыкновенное. Происшествия, лежащие В основе его произведений лежат

всегда

необычные

происшествия.

Главная

мысль

предстаёт

в

аллегорической

(иносказательной)

форме.

Птицы

и

звери

наделены

человеческими

чувствами

и

способностью к разговору.

Важнейшая мысль творчества писателя – мысль о красоте и поэзии человеческой

души, стремление обогатить человека эмоционально и эстетически.

Неприятности начались в конце лета, когда в старом

деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик.

Фунтика привезли из Москвы.

Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на

крыльце

и,

не

торопясь,

умывался.

Он

лизал

растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо

всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно

Степан

почувствовал

чей-то

пристальный

взгляд.

Он

оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза

Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял

рядом.

Одно

ухо

у

него

завернулось.

Дрожа

от

любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану –

хотел обнюхать этого загадочного зверя.

- Ах, вот как!

Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому

уху.

Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана

потеряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том,

чтобы

лениво

тереться

мордой

о

косяки

рассохшихся

дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить

приходилось

с

опаской,

на

цыпочках,

почаще

оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь

дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.

У Степана, как и у всех котов, были твердые привычки.

Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад,

гонять

со

старых

яблонь

воробьев,

ловить

желтых

бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но

теперь

приходилось

обходить

сад

не

по

земле,

а

по

высокому

забору,

неизвестно

зачем

обтянутому

заржавленной колючей проволокой и к тому же такому

узкому,

что

временами

Степан

долго

думал,

куда

поставить лапу.

Вообще в жизни Степана были разные неприятности.

Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим

в жабрах рыболовным крючком - и все сошло, Степан

даже не заболел. Но никогда еще ему не приходилось

унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу.

Усы у Степана вздрагивали от негодования.

Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше,

усмехнулся.

Во

дворе,

среди

курчавой

гусиной

травы,

стояла

деревянная миска с мутной водой - в нее бросали корки

черного

хлеба

для

кур.

Фунтик

подошел

к

миске

и

осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный «Горлачом»,

пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Петух

никак не мог поверить, что здесь, рядом , среди бела дня

происходит грабеж.

Подумав,

петух

поднял

лапу,

глаза

его

налились

кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в

петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит,

-петух разъярился.

Стремительно и страшно, топая мозолистыми

лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его

в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик

выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем

бросился в отдушину под дом.

Петух

победно

захлопал

крыльями,

поднял

густую

пыль,

клюнул

размокшую

корку,

и

с

отвращением отшвырнул ее в сторону - должно

быть, от корки пахло псиной.

Фунтик просидел под домом несколько часов и

только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха,

пробрался

в

комнаты.

Морда

у

него

была

в

пыльной

паутине,

к

усам

прилипли

высохшие

пауки.

(К.Г.Паустовский. Жильцы старого дома.)

(задает учитель или ученики друг другу)

О чем текст?

Что вы узнали?

Вопросы по осмыслению прочитанного

Работа с незнакомыми словами

(словарная работа)

Внезапно -

Изловчился -

Пристальный взгляд -

Твёрдые привычки –

(необходимо дать объяснение

незнакомых слов, применяя различные

виды словарной работы. Можно

использовать картинки для объяснения)

Восприятие небольших отрывков

(микротем), фраз;

(используются тексты с пропусками (с

«окошками»).

Вообще в ________ Степана были разные ________.

Однажды

он

________

и

________

плотицу

вместе

с

застрявшим

в

жабрах

рыболовным

крючком

-

и

все

сошло, Степан даже __________. Но никогда еще ему не

приходилось

_________

из-за

__________

собаки,

похожей

на

крысу.

Усы

у

Степана

вздрагивали

от

негодования.

1.Неприятности начались в _________ лета, когда в _________

деревенском доме появилась ____________ такса Фунтик. Фунтика

________________ из Москвы.

2.Неприятности _________ в конце лета, когда старом деревенском

доме ____________ кривоногая такса Фунтик. Фунтика ___________

из Москвы.

3._____________ начались в __________ ____________, когда в

старом деревенском ___________ появилась кривоногая _________

______________. _______________ привезли из ________________.

Вставить пропущенные слова

Вставить пропущенные существительные

Вставить пропущенные глаголы

Организация диалога по тексту с

опорой и без опоры на

дидактический материал

(используются предложения с

пропусками с «окошками»)

Вопросы задаёт педагог, задают

дети друг другу, звучат вопросы с

магнитофона

Составление плана

План сжатого

пересказа.

1.Появление в доме

таксы по имени

Фунтик.

2.Отношения собаки

с домашними

животными.

3.Побежденный пес

План подробного пересказа.

I.Появление в доме таксы по имени

Фунтик.

II.Отношения собаки с домашними

животными:

а)

встреча с котом Степанычем;

б)

объявленная война;

в)

изменение привычек и

негодование кота;

г)

попытка Фунтика полакомиться

коркой;

д)

месть петуха Горлача;

е)

спасительное бегство собаки;

ж)

победное хлопанье крыльями

петуха;

з)

боязнь Фунтика.

Пересказ текста по плану

(краткий и подробный)

4. РАЗЛИЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА БЕЗ ЗУА

Продолжается работа по восприятию

речи и элементов речи без усиленного

слухового контроля. (без ЗУА)

Для этого можно предложить различать

отдельные наиболее легкие фразы, слова,

словосочетания, слоги и звуки.

Упражнениям для восприятия речи без

аппаратов отводится не более одной

трети времени. Учащиеся воспринимают

речь разговорной громкости. Учащиеся,

которым доступно восприятие шепотной

речи, упражняются дополнительно в

восприятии речевого материала,

произносимого учителем или другим

аудитором шепотом. Этим упражнениям на

групповом занятии отводится

ограниченное время.

Что вы делали на занятии?

Вам было интересно?

- ….., как работала …..?

- …., как работал ….?

Дайте оценку своей работы на занятии.

К следующему занятию, ….,

приготовь ….., а ты, …….

Вы будете слушать друг друга.

Объясните значение слов …

Организация окончания занятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

ЗИКЕЕВ А.Г. РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - М.:

АКАДЕМИЯ, 2000.

КУЗЬМИЧЕВА Е.П., ЯХНИНА Е.З. ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ВОСПРИЯТИЮ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ УСТНОЙ РЕЧИ. – М.

АКАДЕМИЯ,2011.

КОРОЛЕВСКАЯ Т.К., ПФАФЕНРОДТ А.Н. «РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ» – М.: ВЛАДОС,

2004.

Ф.Ф. РАУ «ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ», МОСКВА, 1981 ГОД

- БОСКИС Р.М. «ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ», МОСКВА, 1963 ГОД



В раздел образования