Напоминание

"Участие семьи в реализации учебных и социальных проектов как важный фактор духовно-нравственного развития учащихся"


Автор: Лукашова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Кандалакша, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Участие семьи в реализации учебных и социальных проектов как важный фактор духовно-нравственного развития учащихся"
Раздел: начальное образование





Назад





Участие семьи в реализации учебных и социальных проек-

тов как важный фактор духовно-нравственного развития

учащихся.
В декабре 2014 г. указом Президента Российской Федерации утверждены Основы государственной культурной политики. Отдельное внимание в документе уделено задачам государства в области воспитания подрастающих поколений, где на первое место поставлено «возрождение традиций семейного воспита- ния, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи»*. Реализовать поставленную задачу в условиях конкретной школы можно в рамках различных образовательных программ, но наиболее открыты для этого образовательные программы внеурочной деятельности. У нас это программа по изучению основ детской журналистики «Служу Отечеству пером», где со- гласованность разных направлений в содержании занятий поз- воляет достигать интегрированного образовательного результа- та. То есть такого, где формируемые личностные качества уча- щихся сопряжены с универсальными учебными действиями, а главное – с частными ситуациями проживания ими тех или иных нравственных ценностей. Социальные практики, таким образом, следует рассматри- вать не только инновацией процесса формирования личностных образовательных результатов учащихся, но и средством обеспе- чения учета индивидуальных особенностей и потребностей обу- чающихся во внеурочной деятельности. ФГОС начального об- щего образования включает социальные практики в число усло- вий, обеспечивающих реализацию ООП начального общего об- разования. На примере проекта «Пять поколений» поделюсь опытом организации социальных практик в своём классе.
Работе над проектом «Пять поколений» предшеств овал краткосрочный проект «У кого мы учимся доброте», в основ е которого - материалы о бабушках учащихся . В течение года уча- щиеся собира ли о них информацию. А на занятиях детской жур- налистики они сочиня ли стихи о своих бабушках, рис овали их портреты. По итогам работы мы создали видеофильм «Бабушка – лучшая подружка!». Социальная практика организуется как взаимодействие уче- ника с семьёй, с близкими людьми, родственниками. Узнавание новых оттенков жизни семьи, а главное, получение первичных представлений о способах «открыть в другом тайну» погружает младшего школьника в ценности семьи, в её нравственные исто- ки как социального явления. В дидактических целях учащиеся обеспечивались не- большими инструкциями о том, как строить беседу с теми, кто будет рассказывать о бабушке, как задавать вопросы, как конструировать эти вопросы, как фиксировать информацию. Сами учащиеся, разумеется, не знают о том, что их беседы – это какая-то социальная практика; для них – это больше «взрослое задание». Подобное мотивирование важно в смысле привития уча- щимся мысли, что посредством разных социальных контактов они узнают окружающий мир, учатся понимать его и людей. Следует подчеркнуть, что этот мир несовершенен, меняя его, че- ловек меняется сам. Потом, когда организуется рефлексия ре- зультатов социальной практики, учитель должен дать себе ответ на вопрос, состоялся ли социальный опыт ученика, стала ли та или иная социальная практика стимулом к следующему шагу в освоении окружающего мира.
Я уже заранее знала, что проведённая таким образом подго- товительная работа - основа дальнейшего, уже долгосрочного, проекта – «Пять поколений». Цель долгосрочного проекта «Пять поколений» – создание условий для социальных практик учащихся в отношении ценно- стей семьи, Родины, Отечества. Организационно-педагогические задачи проекта: • включение содержания социальных практик в рабочую программу освоения курса основ журналистики; • обновление тематики занятий курса; • разработка концепции итогового коллективного продукта проектной деятельности; • планирование хода реализации проекта. Как уже было сказано, формат проекта необходим именно потому, что социальные практики предполагаются не ситуатив- ными (разовыми), а неоднократно организуемыми и связанными общей идеей приобщения младших школьников к освоению норм и ценностей семьи. Результатами социальных практик являются творческие про- дукты проектной деятельности учащихся: • коллажи с включением старых фотографий; • фотовыставки и электронные презентации по результатам интервью; • стихотворные тексты и заставки; • словесные этюды (словесные зарисовки) «Моя бабушка» и др.; Отдельно остановлюсь на таком продукте проектной дея- тельности, как рукописная книга. Применительно к развивающим возможностям социальных практик, рукописная книга является интегрированным воплоще- нием опыта, впечатлений, эмоций, знаний и навыков учащихся. Рукописная книга создается всеми вместе.
Главное, что работа над рукописной книгой – это коллектив- ная познавательная творческая деятельность учителя, учащихся и их родителей. Она позволяет младшим школьникам решать основные задачи социализации: формировать свою Я - позицию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с окружающим миром. Мероприятие, которым завершается этап подготовки к проекту, мы назвали «У кого мы учимся доброте» и провели его как семейный праздник. Запуск самого проекта «Пять поколений» (его первый этап) приходится на второй год обучения в начальной школе. Изна- чально планируется содержание по пяти блокам социальных практик: • мальчики братья; • отцы; • деды; • прадеды; • прапрадеды. На одном из внеурочных занятий организуется рассуждение учащихся на тему «Для чего я живу на земле?». В ходе дискус- сии мы подошли к мысли, что понять свое место в жизни помо- гает опыт предков, их отношение к вечным ценностям. Коллек- тивно приняли решение узнать историю своей родословной, своей семьи, ее традициях и реликвиях. Ставится задача поду- мать, что для человека значит семья и родина, почему ее надо защищать, как можно приносить ей пользу и т. п. Так подводит- ся для одобрения сама тема проекта – «Пять поколений». Одновременно к участию в проекте приобщаются родители. На специальном родительском собрании провела просвети- тельскую беседу о том, что такое социальные практики, как они вписываются в процесс реализации ФГОС начального общего образования, как связаны с воспитательной системой школы, ка-
кое влияние оказывают на личностное развитие учащихся. При- влечение родителей к проекту расширяет их опыт воспитатель- ной деятельности, меняет их отношение к самой школе. Родите- ли еще раз убеждаются, что воспитание детей – это своеобраз- ное искусство, которое требует терпения, а также большого же- лания познать ребёнка. Только в этом случае можно говорить о целостном подходе в воспитании ребёнка. Второй этап проекта – основной. Организуется выбор уча- щимися источников получения информации, порядок ее сбора. При постоянной консультативной поддержке педагога учащиеся ищут информацию в семейных архивах, энциклопедиях, журна- лах, книгах, Интернете и других источниках. Организуются по- сещения музеев, библиотек по теме проекта. Дети оформляют короткие сообщения; отражают свои впечатления в рисунках, стихах и сочинениях. Все найденное в процессе поиска анализи- руется, отбирается наиболее интересная и значимая информа- ция. На третьем этапе идет работа над созданием рукописной книги и других издательских продуктов на печатной и электрон- ной основе. Обсуждается проект обложки, принимается тексто- вое содержание книги на основе отобранного учащимися мате- риала, отбираются рисунки-иллюстрации и фотографии. Важное место занимает рефлексия результатов проекта. У нас это было совместное с детьми и родителями мероприятие – праздник «Пять поколений». Подобного рода мероприятия становятся эмоциональной до- минантой проекта и способом опосредования личностных до- стижений учащихся в ходе социальных практик. На совместных мероприятиях участники проекта продемонстрировали ре - зультаты проектной деятельности: учащиеся – то, чего они до- стигли с помощью родных и близких, взрослые – то, что они хо- тят видеть в своих детях, свой вклад в их воспитание.
Данный проект, действительно, даёт зримые воспитательные эффекты, его можно делать постоянным мероприятием програм- мы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования. Лукашова О.А., МБОУ «СОШ №1», г. Кандалакша


В раздел образования