"Участие семьи в реализации учебных и социальных проектов как важный фактор духовно-нравственного развития учащихся"
Автор: Лукашова Ольга Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" Населённый пункт: город Кандалакша, Мурманская область Наименование материала: статья Тема: "Участие семьи в реализации учебных и социальных проектов как важный фактор духовно-нравственного развития учащихся" Раздел: начальное образование
Участие семьи в реализации учебных и социальных проек-
тов как важный фактор духовно-нравственного развития
учащихся.
В декабре 2014 г. указом Президента Российской Федерации
утверждены
Основы
государственной
культурной
политики.
Отдельное внимание в документе уделено задачам государства в
области воспитания подрастающих поколений, где на первое
место поставлено «возрождение традиций семейного воспита-
ния, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи»*.
Реализовать поставленную задачу в условиях конкретной
школы можно в рамках различных образовательных программ,
но наиболее открыты для этого образовательные программы
внеурочной деятельности. У нас это программа по изучению
основ детской журналистики «Служу Отечеству пером», где со-
гласованность разных направлений в содержании занятий поз-
воляет достигать интегрированного образовательного результа-
та. То есть такого, где формируемые личностные качества уча-
щихся сопряжены с универсальными учебными действиями, а
главное – с частными ситуациями проживания ими тех или
иных нравственных ценностей.
Социальные практики, таким образом, следует рассматри-
вать не только инновацией процесса формирования личностных
образовательных результатов учащихся, но и средством обеспе-
чения учета индивидуальных особенностей и потребностей обу-
чающихся во внеурочной деятельности. ФГОС начального об-
щего образования включает социальные практики в число усло-
вий, обеспечивающих реализацию ООП начального общего об-
разования.
На примере проекта «Пять поколений» поделюсь опытом
организации социальных практик в своём классе.
Работе
над
проектом
«Пять
поколений»
предшеств
овал
краткосрочный проект «У кого мы учимся доброте», в основ
е
которого -
материалы о бабушках учащихся
.
В течение года уча-
щиеся собира
ли
о них
информацию.
А
на занятиях детской жур-
налистики они сочиня
ли
стихи о своих бабушках, рис
овали
их
портреты. По итогам работы
мы создали
видеофильм «Бабушка
– лучшая подружка!».
Социальная практика организуется как взаимодействие уче-
ника с семьёй, с близкими людьми, родственниками. Узнавание
новых оттенков жизни семьи, а главное, получение первичных
представлений о способах «открыть в другом тайну» погружает
младшего школьника в ценности семьи, в её нравственные исто-
ки как социального явления.
В
дидактических
целях
учащиеся
обеспечивались
не-
большими инструкциями о том, как строить беседу с теми, кто
будет
рассказывать
о
бабушке,
как
задавать
вопросы,
как
конструировать
эти
вопросы,
как
фиксировать
информацию.
Сами учащиеся, разумеется, не знают о том, что их беседы – это
какая-то социальная практика; для них – это больше «взрослое
задание».
Подобное мотивирование важно в смысле привития уча-
щимся мысли, что посредством разных социальных контактов
они узнают окружающий мир, учатся понимать его и людей.
Следует подчеркнуть, что этот мир несовершенен, меняя его, че-
ловек меняется сам. Потом, когда организуется рефлексия ре-
зультатов социальной практики, учитель должен дать себе ответ
на вопрос, состоялся ли социальный опыт ученика, стала ли та
или иная социальная практика стимулом к следующему шагу в
освоении окружающего мира.
Я уже заранее знала, что проведённая таким образом подго-
товительная работа - основа дальнейшего, уже долгосрочного,
проекта – «Пять поколений».
Цель долгосрочного проекта «Пять поколений» – создание
условий для социальных практик учащихся в отношении ценно-
стей семьи, Родины, Отечества.
Организационно-педагогические задачи проекта:
• включение содержания социальных практик в рабочую
программу освоения курса основ журналистики;
• обновление тематики занятий курса;
• разработка концепции итогового коллективного продукта
проектной деятельности;
• планирование хода реализации проекта.
Как уже было сказано, формат проекта необходим именно
потому, что социальные практики предполагаются не ситуатив-
ными (разовыми), а неоднократно организуемыми и связанными
общей идеей приобщения младших школьников к освоению
норм и ценностей семьи.
Результатами социальных практик являются творческие про-
дукты проектной деятельности учащихся:
• коллажи с включением старых фотографий;
• фотовыставки и электронные презентации по результатам
интервью;
• стихотворные тексты и заставки;
• словесные этюды (словесные зарисовки) «Моя бабушка» и
др.;
Отдельно остановлюсь на таком продукте проектной дея-
тельности, как рукописная книга.
Применительно к развивающим возможностям социальных
практик, рукописная книга является интегрированным воплоще-
нием опыта, впечатлений, эмоций, знаний и навыков учащихся.
Рукописная книга создается всеми вместе.
Главное, что работа над рукописной книгой – это коллектив-
ная познавательная творческая деятельность учителя, учащихся
и их родителей. Она позволяет младшим школьникам решать
основные задачи социализации: формировать свою Я - позицию
и мировоззрение; устанавливать новые способы социального
взаимодействия с окружающим миром.
Мероприятие,
которым
завершается
этап
подготовки
к
проекту, мы назвали «У кого мы учимся доброте» и провели его
как семейный праздник.
Запуск самого проекта «Пять поколений» (его первый этап)
приходится на второй год обучения в начальной школе. Изна-
чально
планируется
содержание
по
пяти блокам социальных
практик:
• мальчики братья;
• отцы;
• деды;
• прадеды;
• прапрадеды.
На одном из внеурочных занятий организуется рассуждение
учащихся на тему «Для чего я живу на земле?». В ходе дискус-
сии мы подошли к мысли, что понять свое место в жизни помо-
гает опыт предков, их отношение к вечным ценностям. Коллек-
тивно приняли решение узнать историю своей родословной,
своей семьи, ее традициях и реликвиях. Ставится задача поду-
мать, что для человека значит семья и родина, почему ее надо
защищать, как можно приносить ей пользу и т. п. Так подводит-
ся для одобрения сама тема проекта – «Пять поколений».
Одновременно к участию в проекте приобщаются родители.
На специальном родительском собрании провела просвети-
тельскую беседу о том, что такое социальные практики, как они
вписываются в процесс реализации ФГОС начального общего
образования, как связаны с воспитательной системой школы, ка-
кое влияние оказывают на личностное развитие учащихся. При-
влечение родителей к проекту расширяет их опыт воспитатель-
ной деятельности, меняет их отношение к самой школе. Родите-
ли еще раз убеждаются, что воспитание детей – это своеобраз-
ное искусство, которое требует терпения, а также большого же-
лания познать ребёнка. Только в этом случае можно говорить о
целостном подходе в воспитании ребёнка.
Второй этап проекта – основной. Организуется выбор уча-
щимися источников получения информации, порядок ее сбора.
При постоянной консультативной поддержке педагога учащиеся
ищут информацию в семейных архивах, энциклопедиях, журна-
лах, книгах, Интернете и других источниках. Организуются по-
сещения музеев, библиотек по теме проекта. Дети оформляют
короткие сообщения; отражают свои впечатления в рисунках,
стихах и сочинениях. Все найденное в процессе поиска анализи-
руется, отбирается наиболее интересная и значимая информа-
ция.
На третьем этапе идет работа над созданием рукописной
книги и других издательских продуктов на печатной и электрон-
ной основе. Обсуждается проект обложки, принимается тексто-
вое содержание книги на основе отобранного учащимися мате-
риала, отбираются рисунки-иллюстрации и фотографии.
Важное место занимает рефлексия результатов проекта. У
нас это было совместное с детьми и родителями мероприятие –
праздник «Пять поколений».
Подобного рода мероприятия становятся эмоциональной до-
минантой проекта и способом опосредования личностных до-
стижений учащихся в ходе социальных практик. На совместных
мероприятиях
участники
проекта
продемонстрировали
ре -
зультаты проектной деятельности: учащиеся – то, чего они до-
стигли с помощью родных и близких, взрослые – то, что они хо-
тят видеть в своих детях, свой вклад в их воспитание.
Данный проект, действительно, даёт зримые воспитательные
эффекты, его можно делать постоянным мероприятием програм-
мы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
на уровне начального общего образования.
Лукашова О.А.,
МБОУ «СОШ №1»,
г. Кандалакша