Автор: Туркасова Ольга Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Тобольск Тюменской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино». Художественное изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года.
Раздел: среднее образование
Туркасова Ольга Игоревна, учитель русского
языка и литературы МАОУ СОШ №1
г. Тобольска Тюменской области
Урок по теме: М.Ю. Лермонтов «Бородино». Художественное изображение
героического подвига русского народа в войне 1812 года.
:
Цели
.
.
,
расширить и углубить знания учащихся по творчеству М Ю Лермонтова
,
развивать эстетическое восприятие иллюстративного материала
развивать
,
критическое мышление обучать основам анализа лирического произведения
:
Тип урока
«
»
;
урок открытия
нового знания
Виды деятельности учащихся
:
«
»;
работа с текстом баллады Бородино
отбор
;
материала и заполнение таблицы поиск незнакомых слов и определение их
;
,
значения
с
помощью словарей
эмоциональный отклик
на
услышанное
.
выражение личного отношения к прочитанному и увиденному
:
Планируемые результаты
:
Личностные
–
,
совершенствование духовно
нравственных качеств личности
;
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
:
Метапредметные
:
Познавательные
;
уметь использовать различные источники информации
:
Регулятивные
;
;
постановка учебной задачи умение работать в парах
:
Коммуникативные
,
умение
слушать
и
вести
диалог
сотрудничать
со
;
сверстниками и взрослыми
:
Предметные
,
,
освоение произведения умение работать с готовым текстом
;
анализировать его
,
научиться владеть навыками устной монологической речи
.
выделять главное в тексте
Технологии
:
-
,
,
,
ИКТ технология
проблемное
обучение
игровая
,
.
здоровьесберегающая дифференцированное обучение
:
Оборудование
,
,
,
мультимедийный проектор компьютер экран раздаточный
(
).
материал тексты
ХОД УРОКА
I.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
.
Постановка цели и задач урока Мотивация учебной деятельности
.
учащихся
,
?
Какая ассоциация возникает у вас если вы слышите слово война
(
:
,
,
…)
Ответы учащихся смерть кровь голод
,
,
,
Как вы думаете
что самое ужасное
связанное с
военными действиями
? (
...
.)
придумал человек
Ответы учащихся
оружие
,
«
»
,
Вам было дано задание
отыскать в тексте баллады
Бородино
строки в
которых упоминается оружие и все что связано с военными действиями
.
,
,
начиная
с
обмундирования
Перед вами таблица
её
нужно заполнить
(
№1)
применяя предложенные тексты ПРИЛОЖЕНИЕ
?
Как же была вооружена русская армия во время сражения
Имея такое оружие
?
в то время реально ли было одержать победу над французами
№1 (
Задание
учащиеся работают самостоятельно с предложенными текстами
–
)
заполняют таблицу
№2
Задание
Лермонтов использует для описания выразительные средства
:
,
,
,
,
.
языка эпитеты сравнения олицетворения метафоры гиперболы Найдите их
(
№2)
в тексте и подчеркните ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст
баллады
«Бородино»
ПРИЛОЖЕНИЕ№1
Роль
изобразительных
средств
ПРИЛОЖЕНИЕ№2
1
Не
,
смеют
что
,
ли
командиры
Чужие
изорвать
мундиры
О
?»
русские штыки
В тех сражениях важно
было
уметь
работать
.
штыком
Гладкоствольные
ружья
не
могли
обеспечить
высокой
.
скорострельности
Эпитеты
Сравнение
Метафора
Гипербола
Параллелизм
Анафора
2
Построили редут.
Редут - это земляное или
каменное укрепление,
обнесенное рвом.
3
Забил заряд я
в
пушку
туго
И
:
думал
угощу
я
друга
!
-
,
Постой ка
брат
!
мусью
Применялась
еще
гладкостенная
артиллерия
со
снарядами
шаровой
;
формы
стрельба
из
таких
орудий
производилась крайне
:
медленно
Параллелизм
Эпитеты
Метафора
Анафора
4
Повсюду
стали
:
слышны
речи
«
Пора
добраться
до
!»
картечи
-
Картечь
артиллерийский
,
снаряд
начинённый
круглыми пулями для
массового
поражения
на близком расстоянии
.
живых целей
Параллелизм
Эпитеты
Метафора
Перифраза
5
Кто кивер чистил весь
избитый,
Кто штык точил, ворча
сердито,
Кусая длинный ус.
Кивер - военный головной
убор
цилиндрической
формы, с плоским верхом,
с
козырьком,
часто
с
украшением
в
виде
султана.
Параллелизм
Эпитеты
Метафора
6
,
:
Да
жаль его
сражен
,
булатом
Он
спит
в
земле
.
сырой
Оружие
из
булатной
–
стали
стали особой
;
,
–
закалки улан драгун
солдаты
конных
;
полков
Эпитеты
Сравнение
Метафора
Олицетворение
Гипербола
7
Уланы
с
пестрыми
значками,
Улан
-
вид
легкой
кавалерии, первоначально
Эпитеты
Сравнение
Драгуны
с
конскими
хвостами,
вооруженной
пиками
и
саблями.
Драгун- конный воин, по
оружию
и
приёмам
способный
также
для
пешего боя
Гипербола
8
Звучал
,
булат
картечь
,
визжала
Рука
бойцов
колоть
,
устала
И
ядрам
пролетать
мешала
Гора кровавых
тел
.
-
Ядро
самый простой
и в то же время самый
распространенный
.
снаряд
Представляет
собой
сплошной
,
чугунный
шар
наносящий
вред
.
ударом
Эпитеты
Сравнение
Олицетворение
Гипербола
9
Изведал
враг
в
тот
,
день
немало
Что
значит
русский
,
бой
удалый
Наш
рукопашный
!..
бой
Осуществляемый без
оружия или холодным
(
оружием
о
бое
,
).
схватке
Эпитеты
Сравнение
Метафора
Гипербола
.
Необходимо написать синквейн к существительному оружие
1
Пример
.
Оружие
,
.
Страшное опасное
,
,
.
Убивает пугает стреляет
.
Оно не для мирных целей
.
Страх
?
Имея такое оружие в то время реально ли было одержать победу
: (
,
Ответы учащихся
Но несмотря на это одержать победу над превосходившим
).
по численности противником было весьма непросто
:
!
Задание для детей Проверь себя
.
Устная игра для лучшего понимания и запоминания стихотворения
1:
:
Задание
Угадайте слова из стихотворения по их описанию
,
Высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы с
,
козырьком и подбородочным ремнем существовавший в русской и
XIX –
. XX
. (
иностранных армиях в
нач
вв
Кивер
)
,
,
Военные которые могли действовать как в конном так и в пешем
строю
(
)
Драгуны
,
Полевое укрепление в виде квадрата или многоугольника обведенное
,
(
земляным валом и рвом предназначенное для обороны
)
Редут
,
,
(
Стальной клинок меч кинжал
)
Булат
Место расположения войск под открытым небом для отдыха во время
(
военных действий
)
Бивак
,
,
,
Иноземец враг недоброжелатель иноверец
(
)
Бусурман
,
,
,
.
Артиллерийский снаряд начиненный пулями железом свинцом и др
При выстреле картечь
широко
,
рассеивается поражая неприятеля
(
)
Картечь
,
Колющее оружие прикрепляемое на конец ствола военного
ружья
(
)
Штык
,
,
Военные из частей легкой кавалерии вооруженные пиками саблями и
.
пистолетами Отличительным атрибутом их формы был высокий
четырехугольный головной убор
(
)
Уланы
,
Станок на колесах на котором устанавливается и закрепляется ствол
(
артиллерийского орудия
)
Лафет
Военная одежда для верхней части тела
(
)
Мундир
:
Вывод
,
,
Таким образом стрелковое и холодное оружие наглядно демонстрирует что
вооружение противоборствующих сторон во время наполеоновских войн
,
существенно не
отличалось
а
образцы российской армии не
уступали
.
,
моделям наполеоновских войск Оружие того времени хранящееся сегодня в
,
музейных собраниях является безмолвным свидетелем стойкости и мужества
простых русских солдат и служит красноречивым напоминанием о победах
российских войск над армиями наполеоновской Франции и о военной славе
.
нашего Отечества
Заключительное слово учителя
,
!
,
Молодцы ребята Ваши ответы свидетельствуют о том что во время работы с
,
художественным текстом вы полны зрительных слуховых и осязательных
,
.
впечатлений которые может вызвать только произведение искусства Этим
.
оно и отличается от делового текста
:
Подведение итога урока
–
?
Что нового мы узнали сегодня на уроке
-
?
Чему учились
-
?
Всё ли получилось
-
?
Достигли ли поставленной цели урока
-
-
Каково значение изобразительно выразительных средств стихотворения
.
.
«
»?
М Ю Лермонтова Бородино
-
,
?
Что надо делать для того чтобы любой текст был нам понятен
Самооценка
,
Подсчёт баллов выставление отметки
Рефлексия
?
Стало ли более понятным стихотворение после работы на уроке Изменилось
?
ваше личное восприятии данного текста или осталось таким же
?
?
Какими бы красками вы раскрасили картину боя Почему
?
Какие чувства вы испытываете к своей Родине
:
Домашнее задание по вариантам
1.
:
.
.
«
»,
ВСЕМ
Перечитать
стихотворение
М Ю
Лермонтова
Бородино
«
»
подготовить
выразительное чтение отрывка
Бородинский бой
или
,
чтение
наизусть
кто
не
успел
сегодня
обратить
внимание
на
;
выразительные средства языка стихотворения
2.
:
ДОП
подготовьте
памятку
по
правилам
работы
с
.
художественным текстом ИЛИ иллюстрацию в цвете
№1
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1.
,
;
.
,
Стреляй редко да метко штыком коли крепко Пуля обмишулится штык
:
-
,
-
».
не обмишулится
пуля
дура
штык
молодец
Этот фрагмент в целом
,
совершенно меняет понимание той фразы которую из трудов полководца
.
обычно неграмотно выхватывают Полководец всего лишь призывает беречь
боезапас и стрелять метко и акцентирует внимание на важности умения
.
работать
штыком
Эпоха
дульнозарядного
оружия
заставляла
стараться
,
.
стрелять метко важность точной стрельбы недооценивать было невозможно
Но гладкоствольные ружья с мешкотным заряжанием не могли обеспечить
,
,
высокой скорострельности требуемой меткости и хорошее владение штыком
.
:
в бою было очень
важно
Это подчёркивают
другие суворовские слова
«
,
,
Штыком может один человек заколоть троих где и четверых а сотня пуль
».
летит на воздух
,
Очень важным вопросом была длина штыка она определялась не просто
,
.
так
а исходя из важнейшего требования
Общая длина ружья со штыком
,
должна
быть
таковой
чтобы пехотинец мог
на безопасном расстоянии
.
отразить
сабельный удар кавалериста
Соответственно так определялась
.
-
длина штыка Нарезные штуцера были короче пехотных ружей и штык тесак к
.
,
ним соответственно
длинней
При
выстреле
он
причинял
неудобства
,
перевешивал дульную часть ствола вниз
отклонял направление движения
.
пули
.
Ружьё с игольчатым штыком в руках умелого солдата творило чудеса В
,
качестве примера можно вспомнить подвиг ефрейтора Леонтия Коренного в
1813
.
г
в битве под Лейпцигом в селении Госсу его подразделение было
.
,
зажато
превосходящими
силами
противника
Эвакуировав
раненых
Коренной с небольшим количеством товарищей вступил в штыковой бой с
,
,
,
французами вскоре он остался один парируя штыковые удары он наносил их
,
,
.
,
сам после того как сломался штык отбивался прикладом Когда Коренной
,
,
израненный французскими штыками
пал
то вокруг
него было немало
.
18
,
,
французских тел Герой получил
штыковых ран но выжил в знак признания
его высочайшей воинской доблести по личному приказу Наполеона он был
.
освобождён из плена
№2
Редут
-
,
.
это земляное или каменное укрепление обнесенное рвом Чаще всего
.
редуты строили в форме четырехугольника Редут предназначен для круговой
.
обороны
№3
В те времена применялась еще гладкостенная артиллерия со снарядами
;
:
шаровой формы стрельба из таких орудий производилась крайне медленно
-
.
из полевого орудия едва успевали производить один два выстрела в минуту
,
Чтобы понять почему на подготовку орудия к выстрелу уходило так много
,
времени надо представить себе последовательный ход стрельбы при
.
тогдашних условиях
…
.
4–
Вот раздался выстрел Под действием отдачи орудие откатилось назад на
6
.
,
,
метров Люди бегут к орудию и навалившись на колеса накатывают его на
.
—
прежнее место Один из канониров хватает банник
специальной формы
—
,
,
щетку на длинном древке
и забежав вперед загоняет с дула банник в канал
.
,
и начинает прочищать орудие В это время другой достав из зарядного ящика
(
)
,
,
,
картуз мешочек с зарядом и снаряд несет их к орудию и выждав когда
,
—
-
;
,
кончится чистка вкладывает в канал
опять таки с дула а первый канонир
,
перевернув банник другим концом проталкивает
заряд и снаряд
вглубь
,
.
канала до самого дна Третий канонир тем временем прочищает
—
,
—
протравником
заостренной толстой железной проволокой
запальный
.
канал и протыкает картуз с зарядом Затем один из канониров наводит на глаз
,
орудие в цель вставляет в запальный канал скорострельную трубку с
,
«
!» —
порохом берет пальник с горящим фитилем и по команде пли
«
!» —
.
,
сокращенное пали
подносит его к трубке Происходит выстрел и орудие
.
отбрасывается назад на несколько метров Чтобы произвести следующий
,
выстрел надо снова повторить все описанные действия в той же
.
последовательности
№4
-
,
Картечь
артиллерийский снаряд начинённый круглыми пулями для
.
массового поражения на близком расстоянии живых целей
№5
-
,
,
Кивер
военный головной убор цилиндрической формы с плоским верхом с
,
.
козырьком часто с украшением в виде султана
(
)
-
:
Был исколот штыками но не убит генерал майор Петр Гаврилович Лихачёв
"
,
!
,
!
Смелее ребята Помните мы дерёмся за Москву
№6
–
;
,
–
Оружие из булатной стали
стали особой закалки улан драгун
солдаты
;
–
,
,
:
.
конных полков басурманы
люди другой веры иноземцы здесь враги
№7
-
,
.
Улан вид легкой кавалерии первоначально вооруженной пиками и саблями
-
,
,
Драгун
военный кавалерии сражавшийся как в конном так и в пешем
,
–
строю позже
только отличительное название некоторых кавалерийских
(«
»
.
.
).
полков
Толковый словарь русского языка
Д И Ушакова
Драгун
-
конный
,
воин по оружию и приёмам способный также для пешего
боя
(«
Толковый
»
.
.
)
словарь живого великорусского языка В И Даля
№8
.
.
(1756–1816)
Д С Дохтуров
Был смертельно ранен в Бородинском сражении полковник Фёдор Фёдорович
,
"
,
Монахтин которого считают наиболее вероятным прототипом слуги царю
"
.
: "
!
,
отца солдатом многие исследователи Его слова
Ребята Представьте себе
–
!
!"
что это место
Россия И отстаивайте её грудью богатырской
Однако и
"
",
.
Монахтин был не сражён булатом а ранен пулей в живот
(
)
-
:
Был исколот штыками но не убит генерал майор Петр Гаврилович Лихачёв
"
,
!
,
!
Смелее ребята Помните мы дерёмся за Москву
-
Ядро
.
самый простой и в то же время самый распространенный снаряд
,
.
Представляет собой сплошной чугунный шар наносящий вред ударом
№9
(
Осуществляемый без оружия или холодным оружием о
бое
,
).
схватке
Был
(
)
-
:
исколот штыками но не убит генерал майор Петр Гаврилович Лихачёв
"
,
!
,
!
Смелее ребята Помните мы дерёмся за Москву
№2
ПРИЛОЖЕНИЕ
.
Языковые средства выразительности
–
.
Тропы
употребление слова в переносном значении
Перечень тропов
Значение термина
Пример
Аллегория
.
,
Иносказание Троп
заключающийся в
иносказательном
изображении
отвлеченного понятия
при помощи
,
конкретного
.
жизненного образа
В баснях и сказках
хитрость показывается в
,
–
образе лисы жадность
.
волка
Гипербола
Средство
художественного
,
изображения
основанное на
.
преувеличении
,
Глаза громадные как
.
прожекторы
,
Метафора
развёрнутая
метафора
.
Скрытое сравнение Вид
,
тропа в котором
отдельные слова или
выражения сближаются
по сходству их значений
.
или по контрасту
Иногда всё
стихотворение
представляет собой
развёрнутый
.
поэтический образ
Со снопом волос твоих
овсяных
Отоснилась ты мне
. (
.
.)
навсегда
С Есенин
Олицетворение
Такое изображение
неодушевлённых
,
предметов при котором
они наделяются
свойствами живых
,
существ даром речи
способностью мыслить и
,
О чём ты воешь ветр
,
ночной О чём так
?
сетуешь безумно
(
.
.)
Ф Тютчев
.
чувствовать
Эпитет
;
Образное определение
,
слово определяющее
предмет и
подчёркивающее его
.
свойства
Отговорила роща
золотая Берёзовым
.
весёлым языком
Сравнение
,
Приём основанный на
сопоставлении явления
или понятия с другим
.
явлением
Лёд окрепший на речке
студёной словно как
.
тающий сахар лежит
Синтаксический
параллелизм
,
Приём заключающийся
в сходном построении
,
предложений строк или
.
строф
Гляжу на будущность
,
с боязнью Гляжу на
...
прошлое с тоской
Перифраза
Один из тропов, в котором
название предмета,
человека, явления
заменяется указанием на его
признаки, наиболее
характерные, усиливающие
изобразительность речи.
(
)
Царь зверей вместо лев
–
,
ФИГУРЫ РЕЧИ обобщенное название стилистических приёмов в которых
,
,
.
слово в отличии от тропов не обязательно выступает в переносном значении
.
Разговорная
,
Слова имеющие
несколько сниженную
по сравнению с
нейтральной лексикой
,
стилистическую окраску
характерные для
,
разговорного языка
эмоционально
.
окрашенные
,
,
Грязнуля крикун
.
бородач
(
Анафора лексический
)
повтор
Повтор частей
в
начале
строк
(
)
единоначатие
Это
,
,
утро радость эта
Эта
,
мощь и дня и света
Этот
,
синий свод
Этот
,
крик и вереницы
Эти
,
стаи
эти
…
птицы