Автор: Харченко Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: Новопокровский р-н, ст-ца Калниболотская
Наименование материала: методическая разработка, урок литературы в 9 классе
Тема: Тема: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне» Экранизация рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Раздел: среднее образование
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
«КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ПРОЕКТ (ЛИТЕРАТУРА) ДЛЯ 5-11 КЛАССОВ
(НА ОСНОВЕ КОДИФИКАТОРОВ ГИА-9 И ЕГЭ)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
9 КЛАСС
«ЭТО САМОЕ СИЛЬНОЕ, САМОЕ ВЕЛИКОЕ,
ЧТО БЫЛО СНЯТО О ВОЙНЕ».
ЭКРАНИЗАЦИЯ РАССКАЗА М.А.ШОЛОХОВА
«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»
Харченко Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №13 им. С.Н.Мудрика
ст.Калниболотская
2021 г.
Аннотация
Предмет «Литература» рассматривается в качестве одной из базовых
дисциплин
в
реализации
Федерального
компонента
«Культура
для
школьников»,
потому
что
творчество
писателей
и
созданные
ими
художественные
произведения
становятся
основой
для
создания
произведений других видов искусства.
Рассмотрение интерпретации литературного произведения в различных
видах искусств позволяет сформировать у учащихся ключевые компетенции
XXI
века:
критическое
мышление,
креативность,
коммуникацию
и
кооперацию.
Освоению литературного текста, необходимого объёма знаний о
культуре и искусстве могут помочь музыка, кино, телевидение, посещение
музеев. Эти виды искусства становятся на уроке новым источником
информации,
способствуют
пробуждению
эстетического
чувства
и
содействуют более чёткому оформлению в сознании школьников образов,
созданных писателем.
Кино и телевидение соединяют в себе зрительную и слуховую
наглядность, передают события во времени и пространстве и воссоздают
действительность во внешне схожих с ней образах.
Урок литературы проводится после прочтения рассказа М.А.Шолохова
«Судьба человека» в 9 классе.
Он имеет как образовательную, так и
воспитательную направленность, так как способствует формированию
личностных
качеств,
гражданской
позиции,
уважения
к
старшему
поколению, развивает общий кругозор,
творческие способности. Такая
форма работы расширяет учебную программу по литературе.
Знакомство с экранизацией рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
способствует осознанию художественной картины жизни, отражённой в
литературном произведении, на уровне эмоционального восприятия и
интеллектуального осмысления, пониманию возможностей художественных
средств.
Сопоставление рассказа и фильма, несомненно, помогут ученикам
полнее понять образ, созданный писателем, оценить его красоту и силу,
позволит учащимся по-новому взглянуть на прочитанное, сопоставить
режиссёрское и актерское
прочтение шолоховской прозы со своим
собственным.
Обсуждение кинокартины не должно дублировать анализ литературного
произведения и ограничиваться сопоставлением фильма с его литературной
основой.
Необходимо учитывать, что рассказ и кинофильм принадлежат к разным
видам искусства, у каждого свой язык, свои изобразительно-выразительные
средства.
Урок литературы
9 класс
Тема: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне»
Экранизация рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Цель:
познакомить
учащихся
с
экранизацией
рассказа
М.А.Шолохова
«Судьба человека»;
сопоставить фильм и литературный первоисточник (соответствие
замысла режиссера замыслу автора в раскрытии на экране тематики и
проблематики, образов и характеров персонажей, жанровой структуры
и особенностей поэтики произведения);
расширить понимание школьниками особенностей творческой манеры
писателя, а также времени, событий, поступков и характеров героев
экранизируемого литературного произведения;
развивать коммуникативные и творческие способности учащихся;
развивать эстетический вкус учащихся и навыки критической оценки
произведения искусства.
Форма проведения: урок-дискуссия
Возраст обучающихся: 9 класс
Применяемые
технологии
:
проблемное
обучение,
технология
сотрудничества,
информационные
технологии,
здоровьесберегающие
технологии.
Виды учебной деятельности: аналитическая работа с текстом, опережающее
задание, проблемный диалог.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор
Опережающее задание для учащихся
1.Посмотреть фильм С.Бондарчука «Судьба человека»
Примерный комментарий перед просмотром
Художественный фильм «Судьба человека» снят по одноимѐнному рассказу Михаила
Шолохова. Режиссѐрский дебют Сергея Бондарчука. Фильм рассказывает о судьбе
русского солдата Андрея Соколова, испытавшего все лишения войны и плена,
потерявшего семью, но сохранившего честь и достоинство, доброе отзывчивое сердце,
которое способно на искреннюю любовь. Фильм вышел в прокат в 1959 году. Он был
отмечен наградами на нескольких кинофестивалях. По результатам опроса читателей
журнала «Советский экран» фильм «Судьба человека» был признан лучшим фильмом
1959 года.
2. Сделать записи в культурном дневнике .
1-я группа. «Сценаристы» Составить
план сценария фильма по рассказу М.Шолохова. 2-я группа «Дизайнеры». Составить
киноафишу . 3-я группа «Киноведы» Найти интересные факты о фильме. 4-я группа
«Кинокритики». Найти несоответствия между киноверсией и текстом рассказа.
Ход урока
1.
Слово учителя
Проза Шолохова неоднократно привлекала внимание кинематографистов.
Её
выразительность,
предельная
точность
деталей,
реалистичность
характеров-
всё
это
давало
прекрасный
материал
для
экранизаций.
Выдающаяся
работа
С.Бондарчука
стала
классикой
отечественного
кинематографа. Он вспоминал : «Прочитал- и потом, что бы ни делал, о чём
бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив
Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм для меня стало
больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью
моей жизни». Фильм стал настоящим событием и для советского, и для
мирового кинематографа. В 1959 году его посмотрели более 39 млн.
советских зрителей.
Роберто Росселлини, основоположник итальянского
неореализма, восхищённо сказал об этой кинокартине : «ЭТО САМОЕ
СИЛЬНОЕ, САМОЕ ВЕЛИКОЕ, ЧТО БЫЛО СНЯТО О ВОЙНЕ».
2.Беседа. Вопросы для обсуждения после просмотра экранизации
Какие чувства вы испытывали при просмотре фильма?
Какие эпизоды больше всего запомнились?
Как вы понимаете слова Росселлини?
3.Проверка домашнего задания
«Сценаристы» План сценария фильма, соответствующий рассказу
М.Шолохова (записи в культурном дневнике)
1.Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым.
2.Жизнь Андрея до войны: женитьба, рождение детей.
3.Война:
а) призыв в армию и прощание с семьёй;
б) фашистский плен;
в) побег из плена;
г) известие о гибели жены и дочерей;
д) гибель сына.
4.Жизнь Андрея после войны:
а) работа шофёром;
б) встреча с Ванюшкой;
г) решение взять мальчика «себе в дети».
5. Прощание автора-повествователя с Андреем Соколовым.
«Дизайнеры» Киноафиша (записи в культурном дневнике, постеры)
Экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова о мужественном
советском солдате, который, пройдя фашистский плен и потеряв во время
войны семью, подобрал на дороге мальчика.
Страна СССР
Жанры Экранизация , Драма , Военный
Режиссер Сергей Бондарчук
Продолжительность 1 час 37 минут
Дата выхода 31 июля 1959
Дата выхода в России 11 апреля 1959
Возрастное ограничение 0+
Актеры
Сергей Бондарчук
, Павел Борискин , Зинаида Кириенко , Юрий
Аверин , Лев Борисов , Павел Волков , Павел Винников , Евгений
Тетерин , Анатолий Чемодуров , Петр Савин
«Киноведы» .«Судьба человека». Интересное о фильме
Фильм рассказывает о русском солдате, которого война подвергла
страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но
судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял своё право быть человеком,
сохранил способность любить…
Много времени у Сергея Бондарчуку ушло на поиски маленького актера на
роль Ванюшки — режиссер не мог выбрать никого из приходивших на пробы
детей. Пятилетнего Павлика Борискина он встретил совершенно случайно:
мальчик пришел с отцом в Дом кино на сеанс какого-то детского фильма.
Подождав некоторое время в фойе стоявшего в очереди в буфет папу, Павлик
отправился осматривать здание и забрел в читальный зал, где его увидел
Сергей Бондарчук.
На съемках Павлика очень бережно и старательно подготавливали к
эпизодам с его участием. Сергей Бондарчук запретил съемочной группе
называть юного актера его собственным именем. Чтобы Павлик лучше
вжился в роль, все звали его Ваней.
В командировку для съемок на натуре в Ростовской области киногруппа
выехала в ограниченном составе. При работе постоянно ощущалась нехватка
актеров для массовых сцен, поэтому членам съемочной группы, помимо
выполнения своих прямых обязанностей, часто приходилось участвовать в
массовке. Так, художник по гриму Николай Печенцев и звукооператор
картины Юрий Михайлов сыграли по несколько эпизодических ролей, в том
числе и узников концлагеря, работающих в каменоломне, а роль офицера-
эсэсовца с повязкой на глазу исполнил консультант фильма Виктор Лоренц.
Бондарчук вынужден был задействовать даже работавших на съемочной
площадке женщин. Переодевшись в военную форму, они изображали то
красноармейцев, то солдат вермахта.
На съемках эпизода расстрела произошел случай, потрясший
присутствовавших своим драматизмом. Сцену снимали на рассвете, но
местные жители, всегда с интересом наблюдавшие за работой киношников, с
первыми лучами солнца уже собрались вокруг съемочной площадки. После
команды «Мотор!» актеры начинают играть первый дубль. Эсэсовец
выбирает из строя то одного, то другого военнопленного. Несчастных
выстраивают у церковной стены. Команда офицера, раздается залп, а вместе
с ним — отчаянный крик. Выяснилось, что кричала одна из зрительниц —
пожилая женщина, у которой на этом самом месте немцы расстреляли сына.
Чтобы создать в кадре метафору восстановления нормальной жизни
после окончания войны, авторы картины задумали показать весеннее
пробуждение природы: цветущие яблони и весеннее половодье. Выезд на
натуру съемочной группы совпал с разливом Дона, но цветение яблонь уже
завершилось. Чтобы не отказываться от такого выразительного кадра, было
решено срубить дикую яблоню, украсить ее ветки лепестками цветов из
бумаги и установить дерево в водах разлившейся реки. Не только на пленке,
но и в жизни яблоня выглядела настолько естественно, что даже посетивший
съемки Михаил Шолохов понял, что цветы бутафорские, лишь когда ему об
этом рассказали.
Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1960 году.
Места съёмок:
Эпизод прощания с женой на вокзале снят на железнодорожном вокзале
города Тамбова.
Эпизод «Беженцы» — полевая дорога рядом с нынешним автовокзалом
«Тамбов» и «Татарским валом».
Эпизод, в котором советских военнопленных ведут в храм, снимался в Свято-
Богоявленском Храме села Терновое Семилукского района Воронежской
области. Встреча с мальчиком и другие послевоенные эпизоды — в
Воронежской области.
В городе Каменске-Шахтинском, Ростовской Области также проходили
съёмки художественного фильма.
Награды
Лучший фильм 1959 года по опросу журнала «Советский экран»
Большой приз на международном кинофестивале в Москве 1959 года
Большой приз на X международном кинофестивале в Чехословакии
Большой приз на кинофестивале в Минске 1960 года
Главный приз «Хрустальная ваза»
Призы на международном кинофестивале в Мельбурне, Сиднее и Канберре
Приз на XII международном кинофестивале в Карловых Варах 1970 года
Приз на международном кинофестивале в Джорджтауне 1976 года
«Критики» Сопоставление рассказа и фильма (записи в культурном
дневнике)
Фильм С.Бондарчука
Рассказ М.Шолохова
Начинается пейзажем поздней весны
Ранняя весна
Другие
мотивы
дороги.
Поезд
становится
символом
войны,
неумолимой судьбы.
Мотив дороги. Поезда нет.
В финале Андрей Соколов и Ваня
уходят в путь вдоль реки по твёрдой
и сухой просёлочной дороге.
Уходят
в
лодке,
дождавшись
переправы.
Дорога-
символ
нормального
состояния героя.
Дорога-
символ
военной
нестабильности.
Меняется
мотив
сна.
Соколов
неоднократно видит во сне своих
Мотив
сна
появляется
в
конце
рассказа Соколова о себе.
близких.
Гимнастёрка
остаётся
постоянной
одеждой героя даже в концлагере.
Сцена в доме Ивана Тимофеевича.
Герой остаётся у соседа.
Такого эпизода нет.
Соколов едет в отпуск, уже зная о
трагедии. Он пришёл к воронке на
месте дома, послушал тишину и
пошёл на вокзал.
3. Анализ отдельных, наиболее значимых эпизодов фильма. Дискуссия
В каких тонах изображена мирная жизнь Андрея Соколова? Почему
картины мирной жизни начинаются с эпизода строительства дома? Что
сообщается об этом строительстве в рассказе? Почему краткую фразу
Шолохова Бондарчук разворачивает в целый эпизод?
Какова атмосфера последнего предвоенного эпизода картины? С
помощью каких деталей она создается? Сопоставьте этот эпизод с
эпизодом возвращения Соколова на родное пепелище. Как использует
режиссёр приём повторяющейся детали (яблонька, скворечник)?
Проанализируйте эпизод расстрела пленных. Для чего вопреки
литературному первоисточнику авторы фильма показывают среди
расстреливаемых доктора? В чём выразительность мимики героев:
Соколова, доктора, поднимающего глаза к небу и протирающего очки,
других пленных?
Эпизод побега. Каким образом создается динамичность сцены? Какую
роль играет образ леса? Как изображено взаимодействие человека и
природы? Какое выражение лица у Соколова, выбежавшего из леса?
Каково значение звукового оформления эпизода»?
Объясните назначение ряда эпизодов фильма, которых нет в рассказе
Шолохова. Для чего, на ваш взгляд, режиссер включает в фильм
короткий эпизод в карцере? Какую нагрузку несут эпизоды отправки
военных в крематорий? Какова роль музыкального сопровождения в
этой сцене?
Какое место занимает в шолоховском тексте рассказ героя о работе в
каменном карьере? Каково место соответствующего эпизода в фильме
Бондарчука? Как раскрывается в этом эпизоде характер Соколова? Что
символизирует восхождение героев на вершину горы?
Сцена
с
лагерфюрером
Мюллером.
Какую
роль
выполняет
изобразительный ряд и музыкальный фон в эпизоде перехода Соколова
через лагерный двор? Какой эффект создает своеобразный ракурс
съемки (небо показано снизу через колючую проволоку)?
Проследите за мимикой героев в эпизоде разговора в комендантской.
Как меняется настроение Мюллера? Каким показан враг в этом
эпизоде?
Как
раскрывает
его
характер
интонация
речи
и
жестикуляция? Почему режиссер строит эпизод преимущественно на
крупных планах? Зачем даны крупные планы немецких офицеров,
сидящих за столом? Какие оценки поведения Соколова выражают их
лица? Как передает С. Бондарчук в этом эпизоде «достоинство и
гордость» своего героя?
Почему сцену в комендантской можно считать кульминационной в
картине?
Соколов и Ванюшка. Как произносит Соколов слова «неправды» в
автомобиле?
Что
выражает
его
интонация?
Какими
кинематографическими средствами раскрывают авторы фильма силу
переживаний героя?
С какой целью воспроизведены на экране фрагменты сна Андрея
Соколова: фигуры Ирины, дочек и Анатолия, сменяющиеся крупным
планом Ванюшки? Почему фигуры близких героя даны нерезко?
Как выстраивает режиссёр начальный и финальный эпизоды фильма?
Какую роль играют в них образы земли, неба, талой воды?
В каких эпизодах фильма возникает образ неба? Каково, на ваш взгляд,
его символическое значение?
4. Кино, которое стоит посмотреть
Закончите двумя –тремя предложениями фразу: « MHE нравится фильм
«Судьба человека», я рекомендую этот фильм друзьям, потому что ...
5. Сделаем выводы
Михаил Шолохов поставил перед собой в рассказе грандиозную задачу.
Он хотел показать в лице Андрея Соколова судьбу простого человека в это
непростое время. Человека из народа, который встретил войну, прошёл через
каторжные условия плена и который , благодаря силе духа, вернулся домой.
Его судьба- судьба народа. Это судьба страны. И Сергей Бондарчук ,
режиссёр и актер, сумел достоверно показать, передать идеи, которые
вложил Михаил Шолохов в это произведение.
«ЭТО САМОЕ СИЛЬНОЕ, САМОЕ ВЕЛИКОЕ, ЧТО БЫЛО СНЯТО О
ВОЙНЕ».
6.Д.з Написать кинорецензию
Литература:
Шолохов
в
школе:
Книга
для
учителя
/Авт.-сост.М.А.Нянковский.-
М.:Дрофа,2001.