Напоминание

Урок родного русского языка в 6 классе по теме «Речевой этикет»


Автор: Сдатчикова Нина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ средняя школа № 10 с УИОП
Населённый пункт: г. Жуковский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок родного русского языка в 6 классе по теме «Речевой этикет»
Раздел: среднее образование





Назад




Урок родного русского языка в 6 классе по теме «Речевой этикет»

Цели урока:

1.

Образовательная:

Познакомить учащихся с тремя видами общения (визуальным, телефонным, письменным),

научить правильно говорить по телефону и уважительному общению к людям в разговоре и

письме;

2.

Развивающая:

Развивать устную и письменную речь, познавательную активность учащихся, предупреждать

речевые ошибки подростков;

3.

Воспитательная:

Воспитывать культуру поведения, толерантность, внимательное отношение к слову.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения -

не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными

или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета

встречаются в его повседневной жизни.

Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека

в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских

отношений.

Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?

(Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).

Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-

своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно,

выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.

Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета

предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры,

особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении

себя с другими людьми.

- Что же это такое - речевой этикет?

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам,

каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в

определённой ситуации.

Нормы речевого этикета

весьма разнообразны, в каждой стране

присутствуют свои особенности культуры общения.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем

придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его

элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет

грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

2. А теперь я предлагаю вам поработать с текстом «Речь и этикет».

Текст проецируется на экран.

Речь и этикет.

Верно сказанное слово – половина дела.

Пословица.

Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.

Давайте разберемся во всем по порядку.

Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении. С детства

нас учат, как правильно говорить, как хорошо себя вести, понимая и отличая, что такое «хорошо»

и что такое «плохо». Есть даже специальная наука, которая определяет, диктует правила

хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Наука эта называется

ЭТИКОЙ (от греч.ЭТОС – «правильный», «верный»),

a

свод правил грамотного поведения

называется ЭТИКЕТОМ.

Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного

поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.

А есть уникальные издания, рассказывающие, например, о том, каким этикетным правилам

должны отвечать речь и поведение «воспитанной девочки-гимназистки», или как «гимназисты

средних классов знакомиться и ухаживать за девушками».

У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского

юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян

светскому общению и поведению. Пособие получило название:

«Юности честное зерцало».

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами

порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не

впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком

говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.

Л. Г. Антонова

Чтение текста. Обсуждение по вопросам:

- Скажите, какую новую информацию вы получили?

- С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?

- Что удивило?

- Какие вопросы возникли?

-Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?

Овладение

этикетом речевого общения

требует получения знаний в области различных

гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более

успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого

этикета.

3. Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка

здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё

больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно

оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои

мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета

- это определённые слова, фразы и устойчивые выражения,

применяемые для трёх стадий разговора:

начало разговора (приветствие/знакомство)

основная часть

заключительная часть разговора.

Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться

в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и

невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует

старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности -

старшего. Для этого существуют формулы приветствия.

Формулы приветствия.

Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они

друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или

мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой

стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Язык

впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается

это с приветствия. Ты открываешь глаза, видишь маму, и первое, что ты слышишь – это «доброе

утро!» И в течение всего дня ты то и дело говоришь: « Здравствуйте! Добрый день! Привет!» В

русском языке существуют десятки способов приветствия: Пламенный привет! Доброго здоровья!

Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной

компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать!

Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль!

Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло! и т.п.

Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять

просторечные приветствия типа: "приветик", "салютик", "наше вам" и т.п.

4. А теперь давайте попробуем заполнить таблицу примерами приветствий.

Формы приветствия в речевом этикете.

Форма приветствия

Пример

Пожелание здоровья

Здравствуйте!

Указание на время встречи

Добрый день!

Эмоциональные пожелания

Очень рад!

Уважительная форма

Моё почтение!

Специфическая форма

Здравия желаю!

Формулы прощания.

При расставании и прощании согласно обычаю существуют тоже своеобразные приветствия. Их

называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись чуть ли не

заклинаниями, например, "буераком путь", "ни пуха ни пера" и т.д. Сейчас напутствия упростились:

"До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", Будьте здоровы".

Формулы благодарности.

Выясняя лексическое значение слова «благодарность», обратимся к словарю С. И. Ожегова.

«Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить

это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое

спасибо, благодарю вас, очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы

отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу

поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей

стороны. Вы меня так выручили. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов

уже утрачен или утрачивается. Например, одно из самых распространенных в русском языке

этикетных слов благодарности «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог».

Необходимо учиться благодарить, ведь поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить

ему капельку радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить - значит дарить

благо, т.е. дарить людям добро.

Задание.А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он

одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испеклаваш любимый пирог; 3) незнакомого человека

за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.

Формулы просьбы-приглашения.

Немаловажную роль в русском речевом этикете играют формулы просьбы и приглашения. Самое

употребительное в русском языке слово для выражения просьбы – это «волшебное»

словопожалуйста. Оно образовано от сочетания слов: пожалуйи ста (пожалуй – окажи милость,

внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь).

В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть

выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и

вежливому тону обращения к собеседнику.

Существуют и другие этикетные формулы речевого общения:

Формулы вежливого отказа.

Комплименты.

Ведение спора, дискуссии.

5. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.

I. – Как дела? – спросил я.

– Как сажа бела.

Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:

– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.

(Ю. Додолев)

II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.

– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив

меня взглядом исподлобья.

(В. Богомолов)

Использование различных формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и

эмоциональной. А это необходимо для взаимопонимания между людьми.

6.Составьте синквейн по теме урока.

Итак, давайте подведём итоги урока:

- Понятна ли была тема урока?

- Что нового вы узнали?

- Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Домашнее задание (на выбор):

1. Попробуйте написать правила речевого общения в стихах.

2.Составьте кроссворд по теме урока.

3.Изобразите на рисунке различные ситуации по теме урока.

4.Подберите пословицы по теме нашего урока.

- Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке

Как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Формулы приветствия.

« Здравствуйте! Добрый день! Привет!Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте

поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро

пожаловать! Салют! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю!

Хелло! и т.п.

Формулы прощания.

"До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", Будьте здоровы".

Формулы благодарности.

большое спасибо, благодарю вас, очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов,

чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу

поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей

стороны. Вы меня так выручили.

Формулы просьбы-приглашения.

Пожалуйста, бульте любезны, будьте добры…

Формулы вежливого отказа.

Комплименты.

Ведение спора, дискуссии.

Задание.А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он

одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испеклаваш любимый пирог; 3) незнакомого человека

за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.



В раздел образования