Автор: Осипова Алла Александровна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1 им. М. П. Мусоргского Населённый пункт: город Тверь, Тверская область Наименование материала: учебная программа Тема: "Вокально - инструментальный ансамбль" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств №1 им. М. П. Мусоргского г. Твери
Общеразвивающая рабочая программа
по учебному предмету
«Вокально – инструментальный
ансамбль»
(коллективное музицирование)
для учащихся отделения народных инструментов
детских школ искусств
Срок обучения: 3(4) года.
(возраст учащихся от 14 до 17 лет)
Подготовили:
Шмаков Егор Сергеевич
преподаватель по классу гитары
Осипова Алла Александровна
преподаватель по классу фортепиано
г. Тверь
2016
1.
Введение
Коллективное (ансамблевое) музицирование – это одна из форм
обучения в музыкальной школе. Учащиеся с большим интересом
посещают такие занятия, т. к. работа в творческом коллективе всегда
приносит радость общения, ожидание совместных выступлений,
развивает чувство ответственности каждого участника ансамбля перед
одноклассниками. В группах по ансамблю, численность которых от 4
до 10 человек, всегда есть более способные ученики и ребята со
средними музыкальными данными. Как правило, ученики с хорошими
способностями могут выступать не только как участники ансамбля, но
и как солисты. Для учащихся с менее выраженными музыкальными
способностями занятия в ансамбле – это возможность развить свои
творческие задатки и музыкальные данные.
Главная роль в работе ансамбля принадлежит руководителю.
Именно он подбирает репертуар, разучивает партии, проводит
репетиции, организовывает концерты. Руководитель должен быть для
ребят образцом профессионализма, обладать организаторскими
способностями. Одна из основных задач руководителя – налаживание
правильных взаимоотношений между участниками ансамбля, т. к. от
этого зависит успех совместной работы и увлечённость учеников.
Руководителю необходимо осуществлять индивидуальный подход
к каждому ученику и умение объединять учащихся для достижения
положительных результатов работы в коллективном музицировании.
2.
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Коллективное музицирование»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной
и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Срок обучения: 3 (4) года.
Возраст учащихся: от 14 до 17 лет.
Занятия проводятся в виде группового урока.
Группа от 4-х до 10 человек.
Продолжительность занятия– 45 мин. (1 раз в неделю).
В связи с тем, что в ансамбль привлекаются ученики разных классов и
разного возраста, рекомендуется планировать работу не по классам, а
по срокам обучения: первый, второй, и третий год обучения.
Настоящая программа предполагает привлечение в музыкальный
коллектив учащихся той школы, на базе которой создаётся ВИА.
Вокально-инструментальные ансамбли могут быть однородными
(только гитаристы и вокалисты) и смешанными. В создании
смешанных ансамблей задействованы преподаватели и ученики разных
отделений. В этом случае плодотворная работа и хороший результат
зависят от психологической совместимости всех участников ансамбля,
от наличия у них потребности профессионального и творческого
развития, от общего чувства заинтересованности, чувства долга и
ответственности, которые необходимы для работы каждого коллектива.
В вокально-инструментальном ансамбле участвуют ребята разного
возраста, поэтому партии, которые разучивает каждый ученик, должны
соответствовать его возможностям.
Руководитель подбирает репертуар и расписывает каждое
произведение по партиям, которые разучивает с учениками
индивидуально в рамках учебного предмета «Ансамбль». Как правило,
руководителем вокально-инструментального ансамбля является
педагог-гитарист.
Если к коллективному музицированию, кроме учеников-гитаристов,
привлекаются учащиеся других специальностей (фортепиано, баян,
аккордеон, ударник, духовые инструменты), то партии этих учеников
должны разучить педагоги-специалисты этих инструментов (на тех же
условиях, что и гитаристы). Состав вокально-инструментального
ансамбля может быть разным. Один из вариантов: 3 гитары (соло, ритм,
бас), фортепиано (синтезатор), баян (аккордеон), ударник, 1-2
вокалиста. Руководитель ансамбля часто является и его участником.
3.
Цели и задачи учебного предмета
Цели
Задачи
1. Объединить заинтересованных
учащихся для занятий в
музыкальном коллективе
1. Помочь ученикам
познакомиться с
исполнительскими возможностями
и разнообразием игры на гитаре
2.Развить творческие способности
учащихся
2.
Воспитывать у детей
трудолюбие, усидчивость, чувство
ответственности, дисциплину
3.Раскрыть индивидуальность
каждого ученика
3.Воспитывать у участников
ансамбля чувства коллективизма
4. Показать широкие и интересные
возможности музыкального
инструмента гитара
4.
Приобщать подрастающее
поколение к музыкальной
культуре, воспитание
нравственных и эстетических
чувств
5. Сформировать практические
навыки занятий в вокально-
инструментальном ансамбле
5.Формирование у детей и
подростков музыкального вкуса
6.Развить навыки самостоятельной
работы в области музыкального
искусства
6.Дать учащимся знания и навыки,
необходимые для практического
применения после окончания
музыкальной школы
4.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате освоения программы «Коллективное музицирование»
(вокально-инструментальный ансамбль) ученики получат следующие
знания и навыки:
- приобретут навыки ансамблевого исполнительства;
- разовьют свой мелодический и гармонический слух;
- узнают возможности различных музыкальных инструментов;
- улучшат свои исполнительские возможности;
- реализуют свои творческие способности;
- познакомятся с репертуаром для вокально-инструментальных ансамблей;
- научатся решать музыкально-исполнительские задачи ансамблевого
исполнения;
-научатся передавать художественное содержание исполняемого
произведения;
- приобретут практику репетиционной работы и концертных выступлений;
- поймут и оценят положительные стороны коллективного творчества;
- смогут применить навыки участника ВИА, полученные в музыкальной
школе в дальнейшей жизни.
5. Годовые требования по годам обучения
Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Общая гитара" для учащихся
народного отделения рекомендовано начинать не с первого класса,
поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам
обучения.
Первый год обучения соответствует: 4 классу для 8-летнего обучения, 2
классу по 5-летнему обучению. Задачи: Посадка и постановка рук,
организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные
обозначения. Освоение основных способов звукоизвлечения: тирандо,
апояндо. Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым
струнам и с привлечением левой руки, со II полугодия введение
двухголосия. Освоение основных видов арпеджио (pima, pami) на
открытых струнах и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов
в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой позиции. За
учебный год учащийся должен сыграть: II четверть- зачёт (без комиссии) -
2 пьесы (можно по нотам) IV четверть - зачёт (с комиссией) - 1 пьеса и 1
аккомпанемент (наизусть) Оценки за работу в классе и дома, а также по
результатам контрольных точек выставляются педагогом по четвертям.
Годовые требования: Упражнения на постановку рук. Разучивание в
течение года 8-10 разнохарактерных пьес. -Чтение с листа несложных
одноголосных мелодий. -Развитие навыков аккомпанемента в
тональностях Ля мажор и ля минор. -"Звукоряд" от ноты "ми" малой
октавы до ноты "ля" второй октавы. Примерные программы зачёта. I-
полугодие. 1. "Во саду ли, в огороде" р.н.п. 2. "Ах,по морю" 1."Я на горку
шла" р.н.п. 2.Калинин В. "Этюд" II -полугодие. 1. Калинин В. "Вальс".
2.Шаинский В. "Песенка про кузнечика" (аккомпанемент) 1. Иванова Л.
"Тучка" 2. "Частушка" (аккомпанемент) .
Второй год обучения соответствует: 5 классу для 8-летнего обучения, 3
классу по 5-летнему обучению. Задачи: Продолжение работы над
совершенствованием приемов игры на гитаре, звукоизвлечением. Работа
над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.
Освоение арпеджио в более сложных ритмических фигурациях. Чтение с
листа во II позиции. Работа над штрихами legato, staccato. Дальнейшее
развитие навыков аккомпанемента. Знакомство с полными шестизвучными
аккордами. Ознакомление с настройкой инструмента. За учебный год
учащийся должен сыграть: II четверть -контрольный урок(без комиссии) :
1 пьеса и 1 аккомпанемент (наизусть). IV четверть -контрольный урок(с
комиссией) : 1 пьеса и 1 аккомпанемент (наизусть). Аттестация в I и III
четвертях проводится по результатам текущего контроля или публичных
выступлений. Годовые требования. - Упражнения на различные виды
арпеджио; - Чтение с листа 2-х голосных мелодий; - 4-6 разнохарактерных
пьес; - Развитие навыка аккомпанемента в тональностях Ми мажор и ми
минор. Примерные программы контрольного урока. I -полугодие: 1)
Козлов В."Грустная песенка" 2) Красев М."Ёлочка" (аккомпанемент) 1)
Калинин В. "Вальс" соль мажор 2)"Коробейники" р. н. п. (аккомпанемент)
II- полугодие. 1) Каркасси М. "Андантино" 2) "Аннушка" ч. н. п.
(аккомпанемент) 1) Иванова Л. "Мазурка" 2) "Светит месяц" р. н. п.
(аккомпанемент)
Третий год обучения соответствует: 6 классу для 8-летнего обучения, 4
классу по 5-летнему обучению. Задачи: Совершенствование техники
звукоизвлечения приёмов "апояндо" и "тирандо". Изучение и освоение III -
IV позиций. Ознакомление учащихся с техникой исполнения натуральных
флажолетов, glissando. Дальнейшее развитие навыков аккомпанемента.
Освоение различной сложности ритмических рисунков аккомпанемента.
За учебный год учащийся должен сыграть: II четверть - контрольный урок
( без комиссии) : 1 пьеса и 1 аккомпанемент (наизусть). IV четверть -
контрольный урок(с комиссией) : 1 пьеса и 1 аккомпанемент (наизусть).
Аттестация в I и III четвертях проводится по результатам текущего
контроля или публичных выступлений . Годовые требования. - Различные
ритмические рисунки аккомпанементов; - Чтение с листа в V-VI позициях;
- 4-6 разнохарактерных пьес (с применением новых приёмов игры) - 3-4
аккомпанемента. Примерные программы контрольного урока: I-
полугодие: 1) Винницкий А. "Дождик" 2) "Изгиб гитары жёлтой"
(аккомпанемент) 1) Бекман А. "Ёлочка" 2) Крылатов Е."Колыбельная"
(аккомпанемент) II -полугодие: 1) Фетисов Г.обр.у.н.п. "Дивчина кохана" 2)
Гладков Г. "Песенка черепахи" (аккомпанемент) 1) Иванова Л."Песенка"
2) Визбор Ю."Милая моя" (аккомпанемент)
Четвёртый год обучения соответствует: - 7 классу для 8-летнего
обучения, - 5 классу по 5-летнему обучению. Задачи: Продолжение работы
над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом.
Совершенствование техники аккордовой игры. Изучение приёма барре.
Освоение навыка вибрации. Знакомство с приёмом техническое легато.
Закрепление пройденного материала: способы звукоизвлечения, приёмы
игры, буквенное обозначение аккордов, термины. За учебный год
учащийся должен сыграть: II четверть: - контрольный урок (без
комиссии) : 1 пьеса и 1 аккомпанемент (наизусть). IV четверть:
-контольный урок (с комиссией): 2 пьесы и 1 аккомпанемент (наизусть).
Аттестация в I и III четвертях проводится по результатам текущего
контроля или публичных выступлений. Годовые требования. - 4-6
разнохарактерных пьес (с применением новых приёмов игры); - Чтение с
листа; - 3-4 аккомпанемента. Примерные программы контрольного урока.
I- полугодие. 1)Уиттворт Дж. "Мамба" 2)Крылатов Е. "Прекрасное далёко"
(аккомпанемент) 1)Уиттворт Дж. "Медленный блюз" 2)Зацепин А. "Куда
уходит детство" (аккомпанемент) Примерные программы контрольного
урока. II-полугодие. 1) Зырянов Ю. "В ритмах буги" 2) Иванова Л.
"Дюймовочка" 3)Добронравов А."Как упоительны в России вечера"
(аккомпанемент)
1) Пресли Э." Люби меня нежно" 2) Фетисов Г. "Гимн восходящего
солнца" 3) Намин С. "Мы желаем счастья Вам" (аккомпанемент)
6. Оценка результатов освоения учебного предмета
Система и критерии оценок
В учебном плане не предусмотрен обязательный урок по вокально-
инструментальному ансамблю, поэтому оценку рекомендуется ставить за
учебный предмет «Ансамбль». В связи с тем, что ученики занимаются в
ВИА по собственному желанию, ходят на репетиции во внеурочное время
и часто выступают на концертах, итоговая оценка может быть только
положительной («отлично» или «хорошо»). Участники ансамбля должны
понимать, что больших успехов добивается только тот, кто серьёзно и
регулярно занимается на инструменте. Каждая партия требует тщательной
отработки, поэтому надо не только ходить на репетиции, но и заниматься
дома. Только тогда на репетициях можно будет, играя вместе,
прослушивать партии других участников отрабатывать произведение в
целом, осмысленно чувствовать форму и гармонический язык, воплощать
художественный образ произведения.
Участники ВИА должны не только хорошо играть и петь, но и
вырабатывать правильные действия на сцене, т. к. от культуры поведения
на сцене зависит успех концертного выступления.
7. Творческое развитие учащихся
Коллективное музицирование – это особый вид творчества, к которому
учащиеся относятся с большим интересом. Творческое развитие учащихся
предусматривает:
- проведение творческих мероприятий – концерты, творческие встречи;
-участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных
залов, театров, музеев и др.);
- посещение концертов бардовской песни и концертов других ВИА;
- творческая и культурно-просветительская деятельность совместно с
другими детскими школами искусств;
8. Необходимые условия для успешной реализации программы
Для создания вокально-инструментального ансамбля необходимы три
основных фактора:
- музыкальная подготовка учеников в объёме двух-трёх классов
музыкальной школы, т. к. занятия начинаются сразу с работы над
репертуаром;
- возраст ученика не менее 14 лет, т. к. именно в подростковом возрасте
ребята испытывают потребность в общении и осуществления творческой
деятельности со своими сверстниками;
- личное желание и заинтересованность каждого участника.
Минимальное материально-техническое обеспечение,
необходимое для занятий ВИА:
-помещение для репетиций;
- концертный зал для выступлений;
- оборудование -
фортепиано,
3 электрогитары, 3 акустически гитары,
микшерный пульт, усилитель, ударная установка;
- технические средства – метроном, магнитофон, аудио и видеозаписи;
-учебные издания – методическая и учебная литература, музыкальные
словари;
- художественный материал – нотные сборники, песенники (библиотечные
или личные);
-
дополнительные
источники
-
музыкальная
энциклопедия,
поисковые
системы, сайты Интернета. Сайты издательств.