Напоминание

"Коррекция ФФНР у детей со стертой формой дизартрии в условиях дошкольного логопункта"


Автор: Галкина Алена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 320 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекция ФФНР у детей со стертой формой дизартрии в условиях дошкольного логопункта"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекция ФФНР у детей

со стертой формой дизартрии

в условиях дошкольного логопункта

Выполнила

учитель-логопед высшей категории

Галкина Алена Владимировна

В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики

является совершенствование методов и приемов, направленных на устранение

речевых расстройств.

Особая

роль в речевом развитии отводится

звукопроизношению,

которое

является одним из условий успешной адаптации в социуме. Только четкая,

богатая интонациями речь может служить средством общения, эффективной

коммуникации на всех возрастных этапах. Учитывая, что становление устной

речи происходит в дошкольный период, то именно в данном возрасте

необходимо проводить своевременную диагностику и при необходимости

проводить коррекцию выявленных нарушений звукопроизношения.

Диагностика стертой дизартрии

и методики коррекционной работы

звукопроизношения разработаны пока недостаточно. В работах Г.Г. Гутцмана,

О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Данченко, Р.И.

Мартыновой

рассматриваются

вопросы

симптоматики

дизартрических

расстройств

речи,

при

которых

наблюдается

«смытость»,

«стертость»

артикуляции. В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К.

Макаровой

и

Е.Ф.

Соботович

поднимаются

вопросы

диагностики,

дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со

стертой дизартрией. Проблемы коррекционной работы звукопроизносительной

стороны

речи

остаются актуальными, учитывая распространенность этого

дефекта.

Стертая

дизартрия

(Е.Ф.

Архипова,

Л.В.

Лопатина)

чаще

всего

диагностируется после пяти лет, поэтому настоящее исследование было

направлено на коррекцию звукопроизносительной стороны речи детей с

минимальными дизартрическими

расстройствами старшего дошкольного

возраста.

Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде

всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно

подготовленный

артикуляторный

аппарат,

в

результате

работы

которого

образуются единицы данной языковой системы. Установлено, что возраст пятого

года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы

фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной

деятельности ребенка в звуковой действительности. Восприятие звуковой речи и

их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.

Эти умения необходимы для полноценной интеграции дошкольников с ФФН в

среду нормально развивающихся сверстников.

Среди детей со стертой дизартрией, зачисленных на дошкольный

логопункт у 60% было снижено фонематическое восприятие.

Поэтому необходимо было организовать логопедическую работу для устранения

этих нарушений. Для этого я обратилась к изучению современных представлений

о симптоматике и механизмах стертой дизартрии, для создания своей системы

методов и приемов коррекции.

Задачи:

Изучение логопедической, педагогической, медицинской и

лингвистической литературы;

Изучить состояние и особенности ФФНР у детей со стертой формой

дизартрии;

Разработать, теоретически обосновать и апробировать модель коррекции

ФФНР у детей со стертой формой дизартрии;

Провести анализ эффективности применения модели по коррекции ФФНР.

Перспективный план

Месяц

Вопрос,

изучаемый в

данном месяце

Литература

по данному

вопросу

Краткое

содержание

Практическое

применение

с детьми

родителями

Сентябрь

Онтогенез

формирования

фонематической

стороны речи у

детей в норме.

Архипова,

Е.В. Клинико-

педагогическа

я

характеристи

ка

детей

со

стертой

формой

дизартрии

Е.В.

Архипова

//

Актуальные

вопросы

теории

и

практики

коррекционно

й педагогики.

-

М.

:

Академия,

1997. - C. 27-

34.

Речь формируется

постепенно, вместе

с развитием

ребенка. Для

полноценного

развития речи

необходимы три

условия:

социальные,

физиологические и

психологические.

Консультация

Октябрь

Онтогенез

формирования

фонематической

стороны речи у

детей

с патологией.

Бондарко,

Л.В.

Основы

общей

фонетики

Л.В.

Бондарко,

Л.А.

Вербицкая,

М.В.

Гордина.

-

СПб. : Речь,

1991. – 284 с.

Развитие речи

ребенка - сложный

процесс,

требующий,

нормального

развития и

функционирования

головного мозга.

Органическое

поражение ЦНС

может привести к

такому речевому

дефекту, как

дизартрия.

Консультация

Ноябрь

Психолого-

педагогическая

характеристика

детей со стертой

формой дизартрии

Лалаева, Р. И.

Формировани

е правильной

разговорной

речи

у

дошкольнико

в

Р.

И.

Лалаева, Н. В.

Серебрякова.

-Ростов

н/Дону:Феник

с, 2004. – 224

Выделение

различной

структуры речевого

дефекта при СФД и

индивидуальных

особенностей

ребенка является

важным фактором

в реализации

дифференцированн

ого подхода в

процессе

Консультация

логопедической

работы с данной

категорией детей.

Декабрь

Теоретическое

обоснование и

принципы

логопедической

работы по

коррекции ФФНР

у детей со стертой

формой дизартрии

Лопатина,

Л.

В.

Приемы

обследования

дошкольников

со

стертой

формой

дизартрии

и

дифференциа

ция

их

обучения.

Ленинградски

й

педагогически

й

институт

им.

А.

И.

Герцена Л. В.

Лопатина

//

Дефектология

. – 1986. - №

2. – С. 31 - 37.

Стойкое нарушения

произношения при

стертых форм

дизартрии влияет

на формирование

других сторон

речи. У детей со

СФД отмечается

недоразвитие

фонематического

восприятия ,

проявляющееся в

нарушении

слуховой

дифференциации

звуков и

нарушении

фонематического

анализа.

Консультация

Январь

Модель

логопедической

работы по

коррекции ФФНР

у детей со стертой

формой дизартрии

Лопатина,

Л.В. Изучение

и

коррекция

нарушений

психомоторик

и у детей с

минимальным

и

дизартрическ

ими

рас-

стройствами

Л.

В.

Лопатина

//

Дефектология

. — 2003. —

№4. – С, 41 -

45.

Подготовительный

этап, основной

этап,

автоматизация

звука,

формирование

артикуляционно-

акустического

образа звука,

развитие

фонематического

слуха,

дифференциация

звуков,

формирование

навыков звукового

анализа

Консультация

Февраль

Развитие

фонематического

слуха

Лопухина И.

Логопедия.

550

занимательны

х упражнений

для развития

речи.-М;

1996-384с.

Различение высоты

силы, тембра

голоса на

материале

одинаковых звуков,

слов.

Игры

Консультация

Март

Развитие

фонематического

анализа и синтеза

Игры в

логопедическ

ой работе с

детьми. Под

Выделение звука на

фоне слова,

вычленение звука в

начале и конце

Игры

Консультация

редакцией

В.И.Селиверс

това.

Издание 3-е.

Москва

“Просвещени

е” 1981. (с.15–

21).

слова, определение

последовательност

и, количества места

звуков по

отношению к

другим звукам.

Апрель

Развитие сложных

форм

фонематического

анализа

(определение

количества,

последовательнос

ти и места звука в

слове)

А.И.Максаков

,Г.А.Тумакова

“Учите

играя”. Игры

и упражнения

со звучащим

словом.

“Просвещени

е” 1983 г.

Формирование

фонематического

анализа с опорой на

вспомогательные

средства, внешние

действия.

Игра «Друг за

другом»,» умный

телефон». «Составь

схему» и тд.

Игры

Консультация

Май

Контрольный

эксперимент и его

анализ

Развитие мелкой

моторики; развитие

органов

артикуляции;

формирование

фонематического

слуха; коррекция

звукопроизношени

я; формирование

навыков звукового

анализа

Игры

Консультация

Литература

1.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием.- М 1993

2.

Артомонова, Е.А. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у

дошкольников со стертой дизартрией Е.А. Артомонова // Логопедия сегодня.- 2008. - №

19. - С.50 - 53.

3.

Архипова, Е.В. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой

дизартрии Е.В. Архипова // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной

педагогики. - М. : Академия, 1997. - C. 27-34.

4.

Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей Е.Ф.Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2007. —

283 с.

5.

Бондарко, Л.В. Основы общей фонетики Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. -

СПб. : Речь, 1991. – 284 с.

6.

Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций Л. С. Выготский. — М. :

Просвещение, 1959. — 390 с.

7.

Жинкин, Н.И. Механизмы речи Н. И. Жинкин. — М. : АПН РСФСР, 1958. — 309 с.

8.

Жукова, Н. С. Логопедия Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М. :

Сфера, 2003. — 290 с.

9.

Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников Р. И.

Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов н/Дону : Феникс, 2004. – 224 с.

10.

Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Л.В. Лопатина. –

СПб: Союз, 2004. – 390 с.

11.

Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой

дизартрии Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Питер, 1994. – 532 с.

12.

Лопатина, Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и

дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А. И.

Герцена Л. В. Лопатина // Дефектология. – 1986. - № 2. – С. 31 - 37.

13.

Лопатина,

Л.В.

Изучение

и

коррекция

нарушений

психомоторики

у

детей

с

минимальными дизартрическими расстройствами Л. В. Лопатина // Дефектология. —

2003. — №4. – С, 41 - 45.

14.

Лопатина, Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у

детей со стертой формой дизартрии Л. В. Лопатина // Речевые и нервно-психические

нарушения у детей и взрослых. —Л. : ЛГУ, 1987. – 333с.

15.

Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.-М; 1996-

384с.

16.

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. Под

общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — М. : АРКТИ, 2003.-240с.

17.

Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Н. Х.

Швачкин . — М. : Наука, 1982. — 390 с.

18.

Игры в логопедической работе с детьми. Под редакцией В.И.Селиверстова. Издание 3-е.

Москва “Просвещение” 1981. (с.15–21).

19.

А.И.Максаков, Г.А.Тумакова “Учите играя”. Игры и упражнения со звучащим словом.

“Просвещение” 1983 г.



В раздел образования