Проведение итогового контроля по теме "Берлин" на уроках немецкого языка в 8 классе основной школы с использованием методики "обучения по станциям"
Автор: Меркушева Светлана Викторовна Должность: учитель иностранного языка Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2 им. М. Ф. Костюшева" Населённый пункт: г. Еманжелинск, Челябинская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Проведение итогового контроля по теме "Берлин" на уроках немецкого языка в 8 классе основной школы с использованием методики "обучения по станциям" Раздел: среднее образование
Проведение итогового контроля по теме «Берлин» на уроках немецкого языка в 8 классе основной
школы с использованием методики «обучения по станциям» (“Stationenlernen”)
Меркушева Светлана Викторовна, учитель немецкого и английского языков, муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 2 им. М.
Ф. Костюшева»
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения
итогового контроля на уроках немецкого языка в 8 классе. Предназначена для использования в
работе
учителей
иностранных языков
общеобразовательных
школ.
Для подготовки и
проведения уроков используется методика «обучения по станциям». По подобной схеме возможно
проведение уроков на любом этапе обучения и практически по любой теме.
1. О методике «обучение по станциям». Некоторые методические рекомендации для учителей
немецкого языка.
«Обучение по станциям» - одна из современных методик, которая применяется в основном
при
проведении
итогового
контроля
по
какой-либо
теме.
Разработка
данной
методики
принадлежит немецким методистам.
«Обучение
по
станциям»
делает
возможным
подойти
к
процессу
обучения
более
дифференцированно, так как при этом каждый ребенок работает по своему индивидуальному
плану и в своем индивидуальном темпе. Перед началом работы каждый ученик получает лист с
названием станций, которые ему необходимо пройти за определенное время, но при этом лишь он
сам вправе решать, на какую станцию отправится сначала, а на какую, возможно, лишь на
следующем уроке.
Задания,
составленные
с
учетом
интересов
учащихся,
требований
программы,
имеют
различную
степень
сложности,
что
также
способствует
тому,
чтобы
работа
учеников
была
успешной.
При работе с применением данной методики учителю отводится роль наблюдателя. Но он в
любой момент может и оказать помощь учащимся.
Кристиане Рауер и Мануэль Зальценберг в своей книге «Обучение по станциям» выдвинули
нижеследующие 11 тезисов, отражающих данную методику:
1.
Каждый ребенок выбирает свой собственный путь обучения.
2.
Каждый ребенок работает в своем собственном темпе.
3.
Каждый ребенок (по крайней мере, частично) сам определяет основные направления своей
работы.
4.
«Обучение по станциям» помогает развивать чувство самоконтроля, чувство ответственно -
сти за выполнение поставленной задачи.
5.
Учителю в данном случае принадлежит роль советника.
6.
Постановка задач и материальное оснащение станций облегчают деятельностный подход к
решению поставленных на станциях задач.
7.
На некоторых станциях можно приготовить материал индивидуально для каждого ученика.
8.
Часто на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и само -
контроль выполненного им задания.
9.
Задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и
по обращению с учебным материалом.
10. Работа на станциях всегда посвящена какой-либо одной теме.
11. «Обучение по станциям» предполагает различные возможности участия школьников в пла-
нировании и организации урока.
Исходя из вышесказанного, мной были составлены задания для работы по станциям при
проведении итогового контроля по теме «Берлин» на уроках немецкого языка в 8 классе основной
школы.
2. Организация итогового контроля по теме «Берлин» на уроках немецкого языка в 8 классе
основной школы.
Оборудование кабинета.
1
Для
организации
работы
по
станциям
не
требуется
специального
оборудования
или
перестановки в кабинете. Но будет желательно, если каждая станция будет оборудована отдельно
от другой. Каждая станция может располагаться на отдельной парте. В таком случае каждая парта
должна быть оснащена табличкой с номером станции, всем необходимым рабочим материалом
(рабочими листами по количеству учеников в классе и, если необходимо, цветными карандашами,
цветной бумагой и т.д.).
В данном случае предусматривается организовать работу на 8 станциях. Таким образом,
нам потребуется 8 парт. На каждую парту поставим табличку и требуемое количество рабочих
листов, соответствующее количеству учеников в классе.
Оснащение станций.
Для
успешной
работы
на
каждой
станции
учителю
нужно
подготовить
следующий
материал.
1.
Флаг и герб Берлина.
Текст, чистые листы для написания текста, флаг и
герб Берлина (для разукрашивания), фломастеры.
2.
Текст, в котором пропущены слова.
Листы с текстом.
3.
Составление предложений.
Листы с предложениями.
4.
Написание открытки.
Чистые листы.
5.
Хорошо ли ты знаешь Берлин?
Листы с текстами.
6.
Загадки (улицы Берлина)
Листы с текстами.
7.
Составь слова.
Листы с заданиями.
8.
Составь кроссворд «Берлин».
Листы с заданием.
После того, как учащиеся проработают все станции, они сдают листы с выполненными
заданиями учителю для контроля.
План работы по станциям.
Итак, Вы решили провести итоговый контроль как работу по станциям, подготовили все
необходимое. Как же начать работу?
Сначала проводится вводная беседа. Объясняются цели, задачи. Далее каждый ученик
получает
план
станций,
учитель
дает
некоторые
рекомендации,
называет
количество
уроков,
необходимых
для
проработки
материала.
По
окончании
работы
учитель
подводит
итоги,
спрашивает о возникших в ходе работы проблемах. Ученики рассказывают о своих успехах,
представляют творческие задания.
Каждый ученик получает следующий план работы:
STATIONENPLAN
Station
Nr.
erledigt
×
1.
Die Flagge und das Wappen von Berlin.
2.
Lückentext.
3.
Puzzletext.
4.
Wie gut kennst du Berlin?
5.
Eine Postkarte.
6.
Straßennamen.
7.
Aus zwei mach eins.
8.
Kreuzworträtsel zusammenstellen.
3. Содержание и правила работы на станциях.
1. Die Flagge und das Wappen von Berlin.
● Lies den Text, schreibe die Sätze auf und male die Berliner Flagge und das Berliner Wappen in den
richtigen Farben an.
DIEFLAGGEVONBERLINISTWEISSUNDHATEINENBÄRENOBENUNDUNTENISTDIEFLAGGER
OTDASWAPPENBERLINSISTWEISSUNDZEIGTEINENBÄRENDERBÄRISTSCHWARZERHATEI
NEROTEZUNGEUNDROTEKRALLENOBENISTEINEGOLDENELAUBKRONE.
2
2. Lückentext.
●Ersetze die Bilder durch
entsprechende Wörter.
Lesespiel „Rundgang durch Berlin„
Wir beginnen unseren Rundgang am Alexanderplatz. Hier steht der berühmte
______.
Er ist 368 m hoch und ist das größte Gebäude der Stadt. Die
______ zeigt die Uhrzeit in allen
Ländern der Welt.
Nicht weit vom Alexanderplatz ist das
______ aus Backsteinen. Dort arbeiten der Senat
und der Bürgermeister von Berlin.
Vor dem
______ ist der
______. Die Straße Unter den Linden ist eine der
schönsten Straßen Berlins. Hier sind viele schöne Gebäude – der
______, das
______, die
______ und viele andere. Am Ende der Straße ist das
______.
3. Puzzletext.
Bilde Sätze aus den Puzzleteilen und schreibe sie auf.
4. Eine Postkarte
Du bist einige Tage in Berlin und möchtest deinem Freund/deiner Freundin Grüße schicken. Schreibe eine
Postkarte an ihn/sie.
chlands.
die Hauptst
Berlin ist
adt Deuts
Hier wo
llionen Menschen.
reieinhalb Mi
e und die Havel.
ßen zwei Flü
erlin flie
sse-die Spre
hnen etwa d
rdigkeiten.
Die Stad
le Sehenswü
t hat vie
Weltbekan
s Brandenbur
nt ist da
ger Tor.
In Berl
er 150 Museen und viele Sch
in gibt es üb
lösser.
Durch B
1.
..
2.
ю
4.
ю
3.
ю
5.
ю
6.
ю
3
Hallo !
Ich bin .
Ich war
Am besten
Liebe Grüße
An
5. Wie gut kennst du Berlin?
Ordne die Informationen einander zu und fülle die Tabelle aus.
1. An dieser Uhr kann
man die Zeit in der
ganzen Welt sehen.
2. In diesem schönen
Schloss arbeitet der
deutsche
Bundespräsident.
3. Ein russischer Zar
gab einem Berliner
Platz seinen Namen.
4. Dieses Tier sieht
man im Zoo und im
Wappen von Berlin.
a. Reichstagsgebäude
b. Schwarz, Rot, Gold
c. Museumsinsel
d. Neptunbrunnen
5. Das höchste
Bauwerk
Deutschlands ist auch
das Wahrzeichen von
Berlin.
6. Dieses Museum
liegt nicht auf der
Museumsinsel.
7. Skulpturen von
diesem Tier
schmücken die
Straßen Berlins.
8. Diese Berliner
Straße legte der
Kurfürst Friedrich
Wilhelm an.
e. Alexander I.
f. Bär
g. Fernsehturm
h. die Weltzeituhr
9. In diesem Gebäude
arbeitet der deutsche
Bundestag.
10. Diese Tiere stehen
in der Potsdamer
Straße und
schmücken das Tor
zum Zoologischen
Garten.
11. Hier liegen das
Pergamonmuseum,
die alte
Nationalgalerie, das
Alte Museum und
andere Museen.
12. Diese Farben
kommen im Berliner
Wappen vor.
i. Nikolaikirche
j. Elefanten
k. Staatsoper
l. Europa-Center
13. Der Brunnen liegt
nicht weit vom
Alexanderplatz, vor
dem Roten Rathaus.
14. Die Kirche
befindet sich im alten
historischen Zentrum
der Stadt und ist das
älteste Bauwerk
Berlins.
15. Das Theater liegt
in der Straße Unter
den Linden. Hie
werden Stücke von
berühmten
Komponisten
aufgeführt.
16. Ein großes
Einkaufszentrum mit
vielen Büros, Cafes
und Restaurants. Auf
dem Dach dreht sich
ein Mercedes-Stern.
m. Bärenskulpturen
n. Unter den Linden
o. Das Postmuseum
p. Schloss Bellevue
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
h
6. Straßennamen
Lies die Namenserläuterungen und rate, wie die Straßen heißen. Nimm den Stadtplan zu Hilfe.
Finde interessante Straßennamen in deiner Stadt und erkläre, warum sie so heißen.
1.
Сolumbia-so heißt das amerikanische Flugzeug. Mit dem die amerikanischen Piloten den ersten Flug
von New York nach Berlin im Jahre 1927 unternahmen. Sie mussten die 6492 Kilometer lange Strecke in
43
Stunden
überwinden.
Die
Straße
verläuft
von
Dudenstraße
und
Platz
der
Luftbrücke
bis
Hermannstraße.
Das ist … .
2. So heißt der linke Nebenfluss der Oder, an dem 1813 während der Napoleonischen Kriege die
Schlesische Armee die Franzosen besiegte. Durch diese Schlacht wurde das weitere Vorrücken der
Franzosen in Schlesien verhindert. Die Straße verläuft von Yorkstraße bis Duden-und Boelckestraße.
Das ist … .
4
3. Der Straßenname erinnert an den alten Brunnen, eine eisenhaltige Quelle, die um 1700 entdeckt und
1758 zum „Friedrichsgesundbrunnen“ ausgebaut wurde. Im Jahre 1809 erhielten die Brunnen und seine
Einrichtung den Namen Luisenband. Die Straße verläuft von Torstraße bis Bernauerstraße.
Das ist …
4. Früher lag in dieser Gegend ein „Bergwäldchen“ von Eichen und Fichten. Im 17. Jahrhundert ließ der
Kurfürst hier ein Hasengehege anlegen. Seit dieser Zeit trägt das Gebiet diesen Namen. Es war im 19.
Jahrhundert ein beliebtes Ausflugsziel mit zahlreichen Bier- und Kaffeegärten. Die Straße verläuft von
Hermannplatz, Hermannstraße bis Südstern.
Das ist … .
7. Aus zwei mach eins.
Setze zwei passende Wörter zu einem Wort zusammen und fülle die Tabelle aus.
1. Pergamon-
2. Neptun-
3. Marien-
4. Schiller-
5. Charlotten-
6. Kongress-
7. Konzert-
8. Funk
a. -theater
b. -burg
c.- halle
d. -museum
e. -brunnen
f. -kirche
g. -turm
h. -haus
Schreibe diese Wörter auf und finde die entsprechenden Sehenswürdigkeiten auf dem Stadtplan.
8. Kreuzworträtsel zusammenstellen.
Was fällt dir zu den einzelnen Buchstaben dieses Wortes ein:
Ответы
Задание 2
Fernsehturm, Weltzeituhr, Rote Rathaus, Roten Rathaus, Neptunbrunnen, Deutsche Dom, Historische
Museum, Staatsoper, Brandenburger Tor
Задание 5
1h, 2p, 3e, 4f, 5g, 6o, 7m, 8n, 9a, 10j, 11c, 12b, 13d, 14i, 15k, 16l
Задание 6
1. Columbiadamm 2. Katzbachstraße 3. Brunnenstraße 4. Hasenheide
Задание7
Pergamonmuseum, Neptunbrunnen, Marienkirche, Schillertheater, Charlottenburg, Kongresshalle,
Konzerthaus, Funkturm
Литература
1. Rauer, Ch., Salzenberg, M.: Lernen an Stationen auch im Zweit- und Fremdsprachenunterricht?!
Bremen: Landesinstitut für Schule, 1998. 153 S.
5
B
E
R
L
I
N