Автор: Кузнецова Светлана Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Полилингвальный образовательный комплекс "Адымнар-Алабуга" ЕМР РТ
Населённый пункт: г. Елабуга, РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приёмы формирования математической грамотности в начальной школе
Раздел: начальное образование
Приемы формирования математической грамотности в начальной
школе
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания,
потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования,
традиционных
методов
преподавания,
систем
оценки
достигнутых
результатов.
В процессе работы я обнаружила проблему, главная причина которой
лежит в устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения
преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного
материала.
Около
70%
заданий
являются
репродуктивными,
т.
е.
предполагающими воссоздающие действия — запомнить и воспроизвести
предложенный учебный материал.
Я
задалась
вопросом:
достаточно
ли
этого
для
нормального
функционирования личности в системе социальных отношений?
Наша цель как педагогов состоит не только в том, чтобы научить
писать, считать, читать, а построить образовательную деятельность так,
чтобы она была максимально приближена к жизни.
Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века?
Человек должен быть функционально грамотным.
«Функционально грамотный человек —это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения
и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений».
Сегодня я остановлюсь на математической грамотности школьников в
начальной школе.
Согласно результатам Международной программы Pisa
по оценке
образовательных достижений учащихся, проводимой
в 2018 году среди
600000 тысяч учащихся из 79 стран-участниц, Россия по сформированности
математической грамотности заняла 30 место.
Под математической грамотностью понимается «способность человека
определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет,
высказывать
хорошо
обоснованные
математические
суждения
и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину».
Математическая грамотность младшего школьника как компонент
функциональной
грамотности
трактуется
как:
а)понимание
необходимости
математических
знаний
для
учения
и
повседневной жизни; (Для чего, где может пригодиться, где воспользуемся
полученными
знаниями)
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских)
ситуациях.
Ученик должен уметь рассчитывать стоимость, массу, количество
необходимого материала ит.д. находить, анализировать математическую
информацию об объектах окружающей действительности и.т.д.
Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией.
Отсюда
следует
немаловажная роль математики в
развитии
окружающего нас мира и человечества вообще.
Состояние
математической
грамотности
учеников
оценивается
развитием
“математической
компетентности”.
Математическая
компетентность
определяется
как
“сочетание
математических
знаний,
умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение
разных проблем, нуждающихся в применении математики.
Инструменты формирования математической грамотности:
– технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся
находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные
решения;
– технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в
разнообразных ситуациях;
– игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших
школьников к урокам математики.
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех
компонентов:
-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы
решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации,
которые требуют математических знаний;
-школьник способен устанавливать математические отношения и
зависимости,
работать
с
математической
информацией:
применять
умственные операции, математические методы;
-ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить
математические задачи, построить математические суждения, работать с
математическими фактами.
Решение
проблем,
близких
к
реальности,
с
использованием
математики, важно для понимания обучающимися ее роли в повседневной
жизни. Математическая грамотность является необходимым элементом
культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности.