Напоминание

Приёмы формирования математической грамотности в начальной школе


Автор: Кузнецова Светлана Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Полилингвальный образовательный комплекс "Адымнар-Алабуга" ЕМР РТ
Населённый пункт: г. Елабуга, РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приёмы формирования математической грамотности в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Приемы формирования математической грамотности в начальной

школе

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания,

потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования,

традиционных

методов

преподавания,

систем

оценки

достигнутых

результатов.

В процессе работы я обнаружила проблему, главная причина которой

лежит в устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения

преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного

материала.

Около

70%

заданий

являются

репродуктивными,

т.

е.

предполагающими воссоздающие действия — запомнить и воспроизвести

предложенный учебный материал.

Я

задалась

вопросом:

достаточно

ли

этого

для

нормального

функционирования личности в системе социальных отношений?

Наша цель как педагогов состоит не только в том, чтобы научить

писать, считать, читать, а построить образовательную деятельность так,

чтобы она была максимально приближена к жизни.

Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века?

Человек должен быть функционально грамотным.

«Функционально грамотный человек —это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения

и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений».

Сегодня я остановлюсь на математической грамотности школьников в

начальной школе.

Согласно результатам Международной программы Pisa

по оценке

образовательных достижений учащихся, проводимой

в 2018 году среди

600000 тысяч учащихся из 79 стран-участниц, Россия по сформированности

математической грамотности заняла 30 место.

Под математической грамотностью понимается «способность человека

определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет,

высказывать

хорошо

обоснованные

математические

суждения

и

использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем

потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему

гражданину».

Математическая грамотность младшего школьника как компонент

функциональной

грамотности

трактуется

как:

а)понимание

необходимости

математических

знаний

для

учения

и

повседневной жизни; (Для чего, где может пригодиться, где воспользуемся

полученными

знаниями)

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских)

ситуациях.

Ученик должен уметь рассчитывать стоимость, массу, количество

необходимого материала ит.д. находить, анализировать математическую

информацию об объектах окружающей действительности и.т.д.

Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией.

Отсюда

следует

немаловажная роль математики в

развитии

окружающего нас мира и человечества вообще.

Состояние

математической

грамотности

учеников

оценивается

развитием

“математической

компетентности”.

Математическая

компетентность

определяется

как

“сочетание

математических

знаний,

умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение

разных проблем, нуждающихся в применении математики.

Инструменты формирования математической грамотности:

– технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся

находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные

решения;

– технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в

разнообразных ситуациях;

– игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших

школьников к урокам математики.

Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех

компонентов:

-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы

решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации,

которые требуют математических знаний;

-школьник способен устанавливать математические отношения и

зависимости,

работать

с

математической

информацией:

применять

умственные операции, математические методы;

-ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить

математические задачи, построить математические суждения, работать с

математическими фактами.

Решение

проблем,

близких

к

реальности,

с

использованием

математики, важно для понимания обучающимися ее роли в повседневной

жизни. Математическая грамотность является необходимым элементом

культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности.



В раздел образования