Напоминание

Обучение чтению


Автор: Айнабекова Жанар Базархановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГУ "ОСШ №16 лингвистического направления"
Населённый пункт: город Балхаш, Карагандинская область, Казахстан
Наименование материала: статья
Тема: Обучение чтению
Раздел: среднее образование





Назад





ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Айнабекова Жанар Базархановна

КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 16 лингвистического

направления г. Балхаш»
В данной статье говорится о важности развития грамотности чтения и её роли в формировании функциональной грамотности учащихся; описывается ряд активных методов обучения, которые способствуют развитию грамотности чтения. Даны примеры приёмов, которые учитель может использовать в своей работе. «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци) Мы живем в век скоростей. Высокий темп жизни требует от нас мобильности во всем: в работе, в учебе, в чтении и в понимании прочитанного тем более. Стало обыденностью с утра включать любой гаджет и читать о погоде, о курсе доллара, о последних новостях политики и экономики и т.д. Чтение сегодня – э т о способ соответствовать времени и е ё жёстким требованиям. Мы чувствуем на себе, как изо дня в день объём информации растет. Утверждается, что, для того чтобы быть в курсе всех новостей, человек в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. И. Гёте писал: «Чтобы научиться правильно читать я употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели». Но у учителя нет этих 80 лет, чтобы научить ребенка грамотно читать. Поэтому с первых дней прибытия ученика в школу, учитель должен воспитывать «человека читающего». Обучающийся должен понять , что , если
он
не сможет грамотно прочитать , например , инструкцию к девайсу , он не сможет воспользоваться данным кэшом . На уроках русского языка особое внимание нужно уделять работе с текстом, заданиям к тексту и дескрипторам (указатель, ссылка или номер процесса в списке процессов). Считаю, что текстом являются не только поэтическое или прозаическое произведения, но и графики, чертежи, символы, таблицы, планы и т.д.. Каждое задание обязательно должно создавать ситуацию чтения. В качестве дидактического материала к занятиям я использую тексты информационного характера, графики, таблицы, символы из рекламных букле- тов, различные инструкции, статьи из СМИ, из сети Интернет. Разнообразна тематика текстов: «История моего города»,«День рождения первого балхашского дома». «План эвакуации при пожаре», «Оказание первой медицинской помощи при различных травмах», «Банкомат», «Визитница: «Балхаш»», «Карта города», «Мобильный этикет», «Физическое и юридическое лицо», «Символы в школе и на территории школы. Что они обозначают?» и др. Кроме этого на занятиях школьники занимаются дополнительной, но не менее интересной работой: заполнение электронных анкет; поиск билетов на все виды
транспорта; изучение расписания движения транспорта; обсуждение рекламных буклетов, чтение условных инструкций к товарам и т.д. Можно использовать следующие типы заданий к текстам:  выделите опорные слова в предложениях, докажите, что именно эти слова являются ключевыми для правильного понимания фрагмента;  Что означает тот или иной символ? При систематическом подходе и различных приемах и стратегиях работ (чтение «Спринт», «Фотоглаз», «Шесть шляп», «Письмо по кругу») ученики «привыкают» работать с такой информацией, особенно в плане внимания к сло- ву, к авторскому замыслу, определять в них главное, отсекать второстепенное. Для этого текст (графика, таблица, эмблема) должен быть интересен, содержать неизвестную информацию, но, при этом, актуальную для ученика. Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. Ученик должен научиться делать простые выводы. Шрифт должен помогать ученику легко чи- тать текст. Текст может быть взят из "реальной жизни", но не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами. В тексте не должно быть ошибок. Представляю пример задания для учащихся 7 класса.
Как действовать при пожаре:
При обнаружении возгорания реагируйте на пожар быстро, используя все доступн... способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители, брезент и плотные ткани). Если потушить огонь в кратчайшее время невозможно, вы- зовите пожарн... охрану. При эвакуации горящие помещения и задымленные места проходите бы- стро, задержав дыхание, защитив нос и рот влажн... плотной тканью. В силь- но задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись (в приле- гающем к полу пространстве чист... воздух сохраняется дольше). Не подходите к взрывоопасн... предметам и не трогайте их. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застеклен... дверей, проходов, лестниц Неосторожн... обращение с огнем ведет к пожарам. Заметив пламя и дым, звоните в службу спасения 101. 1. Внимательно прочитайте текст. Используя полученную информацию, решите дилемму «Верно/Неверно». Отметьте ответы любым удобным символом (маркером), например: +
Утверждение

Верно

Неверно
1. 1 При обнаружении возгорания используйте все доступные способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители, брезент и плотные ткани). 2. При эвакуации в сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись 3. В сильно задымленном помещении в
прилегающем к полу пространстве чистого воздуха нет Песок, вода, огнетушители, брезент и плотные ткани –это доступные для тушения огня способы 4. При угрозе взрыва нужно подойти к окну 5. Заметив пламя и дым, звоните в пожарную службу города Балхаш 4-75-11 6. Заметив пламя и дым, звоните в пожарную службу города Балхаш 101 2. Какие способы тушения огня вы знаете? 3. Почему при угрозе взрыва нужно лечь на живот, защищая голову рука- ми, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц? 4. Назовите номера телефонов службы спасения. Выполнение подобных заданий обеспечивает развитие навыков самостоятельно делать выводы. Учащиеся при такой системной работе начинают правильно выражать свои мысли, мобильно находить ключевые слова и фразы, самостоятельно делать выводы. В заключении хочу отметить, что учитель должен не только поддерживать и направлять ученика при выполнении задания, но и стать участником этого про- цесса.
Литература:
1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы 2. Казахстанская карта детского чтения в аспекте формирования функцио- нальной грамотности школьников. Методическое пособие. - Астана: На- циональная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013 г. 3. Социально-педагогический проект «Чтение в радость»// УМЦ РО КО// Караганда, 2014 г. 4. Будникова И. Н. Развитие навыка грамотного чтения у школьников // Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 86-89. 5. Коробейникова В. Н. О некоторых приемах обучения чтению.// Начальная школа. — 2007, № 11 с.31–33


В раздел образования