"Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной деятельности "Мы – исследователи"
Автор: Татаринова Наталья Николаевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова Населённый пункт: город Киров, Кировская область Наименование материала: учебная программа Тема: "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной деятельности "Мы – исследователи" Раздел: среднее образование
«Мы – исследователи»
Автор – составитель:
Татаринова Наталья Николаевна,
учитель английскогоязыка
высшей квалификационной категории
Киров, 2015
Пояснительная записка
Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе
образования
является
организация научно-исследовательской
деятельности.
Работа
по
формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом,
на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии. Несмотря на
это - внеурочная работа учащихся - благоприятная почва для решения этих задач.
Научно-исследовательская
деятельность
школьников
помогает
решать
задачи
развивающего образования:
повышает
престиж
знаний,
общую
культуру,
совершенствует
навыки
учебной
работы;
развивает
личность
ученика,
формирует
системность
и
глубину
знаний,
критическое мышление;
обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности,
достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах,
расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании Интернета -
учит взаимодействовать с учителями и учеными.
Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед школами сегодня является подготовка
школьника-исследователя,
владеющего
современными
методами
поиска,
способного
творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.
Организация научно-исследовательской
деятельности
школьников
в
течение
всего
учебного года в школе обусловлена и объективным фактором в настоящее время наука все
в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере
идей. Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа
может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая
органически сочетается с учебной деятельностью.
Проектно – исследовательская деятельность учащихся
Цель проектно-исследовательской деятельности:
В рамках ФГОС 2 поколения –
Формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД)
в
процессе
проектно-
исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
Формирование личностных УУД:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою
точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество,
принимать решения;
Формирование
навыков
организации
рабочего
пространства
и
рационального
использования времени
Формирование познавательных УУД:
Сбор, систематизация, хранение, использование информации.
Реализация программы
Программа
проектно
–
исследовательской
деятельности
учащихся
во
внеурочной
деятельности « Мы – исследователи» рассчитана на 34 часа в год.
При организации проектно – исследовательской деятельности решаются следующие
задачи:
- обучение научным методам познания мира;
- создание условий для углубленного и творческого освоения учебного материала разных
наук( в том числе и по интересам детей);
- решение практических, общественно значимых и полезных задач; знание проблем своего
края;
- умение проектировать и прогнозировать, находить выходы з сложившихся ситуаций;
- обучение методике самостоятельного решения исследовательских задач; формирование и
развитие исследовательских умений и навыков;
- создание условий для творческого развития способностей учащихся, самореализации;
- воспитание ответственности, состоятельности и других волевых качеств личности;
- развитие навыков общения и сотрудничества;
-
создание
условий
для
воспитания
духовности
как
ценностного
отношения
к
достижениям человеческой культуры, в том числе и к самому образованию.
В процессе проектно – исследовательской деятельности необходимо:
-
сформировать
исследовательские
умения,
включающие
умение
работать
с
информационными
источниками
разного
вида,
научить
различным
видам
конспектирования текстов и техникам работы с текстовыми материалами; научить ставить
цели
и
выявлять
проблему
исследования;
самостоятельно
отбирать
необходимый
материал,
анализировать
и
обобщать
полученные
данные;
выстраивать
содержание
в
логически стройную систему; формировать собственные выводы;
- обучить различным методикам исследовательской деятельности, необходимых в работе
юного исследователя;
- сформировать умения речевой культуры и культуры публичного выступления;
- создать условия для плодотворного, доброжелательного общения и взаимоотношения.
Исследовательская и проектная деятельность
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых
знаний.
Принципиальное
отличие
исследования
от
проекта
состоит
в
том,
что
исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже
его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых
знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким
образом,
как
отмечает
А.И.
Савенков,
«проектирование
и
исследование
-
изначально
принципиально
разные
по
направленности,
смыслу
и
содержанию
виды
деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение
определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат
одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на
самостоятельную
деятельность
(индивидуальную,
парную,
групповую),
которую
они
выполняют
в
отведенное
для
этой
работы
время
(от
нескольких
минут
урока
до
нескольких недель, месяцев).
Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов,
предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание
разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе
метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения
самостоятельно
конструировать
свои
знания
и
ориентироваться
в
информационном
пространстве, развитие критического мышления.
Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект -
это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой
оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
наличие
проблемы,
требующей
интегрированных
знаний
и
исследовательского
поиска ее решения;
практическую,
теоретическую,
познавательную
значимость
предполагаемых
результатов;
самостоятельную деятельность ученик;
структурирование
содержательной
части
проекта
с
указанием
поэтапных
результатов;
использование
исследовательских
методов,
то
есть
определение
проблемы
и
вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор
информации,
оформление
конечных
результатов,
презентация
полученного
продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в
совокупности, что повышает их эффективность.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из
идеи
свободного
воспитания,
в
настоящее
время
он
становится
интегрированным
компонентом
вполне
разработанной
и
структурированной
системы
образования,
рекомендован ФГОС 2 поколения.
В
основе
метода
лежит
развитие
познавательных
интересов,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания
и
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое
мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся,
индивидуальную,
парную
или
групповую,
которую
учащиеся
выполняют
в
течение
определенного отрезка времени.
Виды проектов:
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически
совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема,
предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования;
методы
исследования:
наблюдение,
опыты,
эксперименты;
обсуждение
результатов,
выводы
и
рекомендации.
Исследовательские
проекты
-
одна
из
наиболее
распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные
р а б о т ы ,
д о к л а д ы ,
в ы с т у п л е н и я ,
д н е в н и к и
н а б л ю д е н и я
и
т . д .
Творческие
проекты
не
имеют
детально
проработанной
структуры
совместной
деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с
требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета,
сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных
дел и т.д.
Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении
проблемы.
Ролевые - игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых
остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли,
обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Это
могут
быть
литературные
персонажи
или
выдуманные
герои,
имитирующие
социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте,
явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение
фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются
в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала
характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть
ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко
продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения
функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.
Целесообразно
проводить
поэтапные
обсуждения,
позволяющие
координировать
совместную деятельность участников.
Методы
исследования
и
проектов
предоставляют
обучающемуся
уникальную
возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости идеи
исследования
Монопроекты –
реализуются,
как
правило,
в
рамках
одного
учебного
предмета,
т.е.
в ы п о л н я е т с я
н а
м а т е р и а л е
к о н к р е т н о г о
п р е д м е т а .
Работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для
решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной
предметной
области
или
области
деятельности
человека.
Интеграция
-
на
этапе
подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной
деятельно сти.
Могут
проводиться
в
рамках
классно-урочной
с и с т е м ы .
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику
нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством
нескольких
специалистов
в
различных
областях
знаний.
Это
могут
быть
небольшие
проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные,
продолжительные.
Разделы
(темы)
программ
по
разным
учебным
предметам
группируются
вокруг
проекта.
Интегрированный
проект
предоставляет
возможность
использования
знаний
в
различных
сочетаниях,
стирает
границы
между
школьными
дисциплинами;
сближает
применение
школьных
знаний
с
реальными
жизненными
ситуациями.
Работать
над
проектом
или
исследованием
способны
дети
разного
уровня
подготовленности
или
развития
интеллекта.
Кому-то
по
силам
реализация
индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом
проекте.
Проведение научного исследования:
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный,
творческий
продукт,
устанавливающий
ту
или
иную
истину.
Такая
деятельность
предполагает, как минимум, семь важных этапов.
1. Этап первый – выбор объекта и предмета исследования. Объект – это круг
изучаемых явлений, а предмет – это связи и зависимости между ними. Объект и предмет
научного
исследования
соотносятся
между
собой
как
общее
и
частное:
в
объекте
выделяется
та
его
часть,
свойство,
характеристика,
которая
становится
предметом
исследования.
Именно
на
него
и
направляется
основное
внимание,
как
раз
предмет
исследования
определяет
тему
исследовательской
работы,
которая
выносится
на
титульный лист как ее заглавие.
2.
Этап
второй
-
определение цели
и задач предпринимаемой
работы.
Цель
исследования – это конечный результат, а задачи – это этапы, по которым исследователь
двигается
к
цели,
как
по
ступеням,
поэтому
задачи
должны
быть
логически
последовательны и необходимы для достижения цели.
3. Этап третий - изучение
истории вопроса , чтобы было понятно, что в данной
области уже сделано и почему этого недостаточно. Необходим обзор литературы по
выдвинутой
проблеме
и
анализ
разных
точек
зрения.
Такой
обзор
должен
показать
основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать знания,
полученные из разных источников, критически их рассматривать, выделять существенное
и т.д Самостоятельное исследование имеет смысл только в том случае, если изучение
истории вопроса привело к выводу, что данная тема еще не раскрыта или раскрыта лишь
частично и нуждается в дальнейшей разработке.
4. Этап четвертый – постановка проблемы . Познакомившись с разными точками
зрения, определяется собственный подход к решению данного вопроса, чтобы было ясно,
что раньше этого никто не делал, но это нужно для того-то и того-то.
5 . Пятый этап - сбор материала для работы, в том числе экспериментального .
На
этом
этапе
выбираются
также методы
исследования
(например,
наблюдение,
эксперимент,
сравнение,
моделирование,
статистическая
обработка,
анкетирование,
интервьюирование и т.д.).
6. Этап шестой - аналитический этап работы – изучение и анализ собранного
материала, выдвижение и проверка научной гипотезы, формулировка выводов.
7. Седьмой этап – написание научного
текста (в котором описывается ход
исследования, показываются его результаты, излагаются выводы, вытекающие из этого
результата) и подготовка и презентация работы .
Тематический план
№ п/п
Раздел
Название темы
Количество
часов
1.
Введение в проектно –
исследовательскую
деятельность
Цели и задачи курса
1ч.
Проект. Виды проектов.
Исследование.
Этапы
проведения
исследования.
О т л и ч и я
и с с л е д о в а т е л ь с к о й
деятельности от проектной.
1ч.
2.
Организация
работы
с
информацией
Виды научной литературы.
Виды записей в процессе чтения.
1ч.
3.
Методы работы
Теоретические методы исследования.
Эмпирические методы исследования.
1ч.
4.
Организация работы проектно –
исследовательской
деятельности
учащихся
В ы б о р
и
ф о р м ул и р о в к а
т е м ы .
Обоснование выбора.
Актуальность исследования.
Определение и формулировка проблемы.
Определение
объекта
и
предмета
исследования.
Определение цели исследования.
Формулировка гипотезы.
3ч.
Определение задач исследования.
Составление плана работы.
2ч.
Подбор литературы. Анализ источников
информации.
2ч.
Сбор эмпирического материала.
5ч.
Формулировка выводов.
3ч.
Критерии оценивания
1ч.
5.
Структура работы
Составные части работы.
Правила оформления.
2ч.
Оформление результатов работы.
3ч.
6.
Презентация
результатов работы
Требования к публичному выступлению.
Структура выступления.
П р а в и л а
п о в е д е н и я
и
п р и е м ы
привлечения внимания аудитории.
1ч.
Публичная защита работы
2ч.
7.
Консультирование
Индивидуальная работа
3ч.
Итого часов:
34 часа
Заключение.
В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования
второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности обеспечивает
формирование
интеллектуальной активности, собственной значимости, мотивации к
познаниям, статусному моделированию.
При
правильной
организации
исследовательской
деятельности
обучащиюеся
самостоятельно решают поставленные перед собою исследовательские задачи,
овладевают
научным
стилем
речи.
Трудолюбие,
ответственность,
самостоятельность,
предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате
приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, юные
исследователи и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества.
Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет
успешнее учиться.
Материально – техническое обеспечение
- школьная доска;
- проектор;
- экран;
- компьютер;
- компьютерный класс;
- мультимедийные презентации по темам курса;
- примеры презентаций проектных и исследовательских работ учащихся;
- тематика исследовательских работ;
- образцы оформления проектно – исследовательской работы.
Литература
1.Савенков А.И. Методологические рекомендации участникам конкурса «Я –
исследователь». – М., Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2007
– с.27 – 31.
2. Волченкова Е.В. Программа факультативного курса «Шаг в науку», ВятГГУ, г. Киров
3. Волченкова Е.В. Методические рекомендации по выполнению научно –
исследовательской работы. – Киров, 2013, ВятГГУ
4. Веселкова Е.Б. Организация исследовательской деятельности обучающихся в системе
дополнительного образования детей(методические рекомендации для педагогов и их
воспитанников) – Киров, 2010, МОУДОД «Станция юных техников города Кирова»
Приложения
Приложение А. Средства логической организации научного текста.
Речевая функция
Лексические средства (служебные слова)
Причина и следствие,
условие и следствие.
(И) поэтому (потому, так как) ...
Следовательно ...
Поскольку ...
Подтверждение ранее
приведенных рассуждений
Отсюда (откуда) следует ...
Вследствие ...
В результате...
В силу (ввиду) этого, тем самым....
В зависимости от ...
В связи с этим (согласно этому)...
В таком (этом) случае, таким образом ...
(А) если же ... то ...
Что свидетельствует (указывает, говорит, соответствует, дает
возможность, позволяет, способствует, имеет значение и т.д.)
Временная соотнесенность
и порядок изложения
Сначала (прежде всего, в первую очередь) ...
Первым (последующим, предшествующим) шагом...
Одновременно (в то же время, здесь же)...
Наряду с этим...
Предварительно (ранее, выше) ...
Еще раз (вновь, снова) ...
Затем (далее, потом, ниже)...
В дальнейшем (в последующем, впоследствии) ...
Во-первых (во-вторых и т.д.) ...
В настоящее время (до настоящего времени) ...
В последние годы (за последние годы)...
Наконец (в заключение)...
Сопоставление и
противопоставление,
отрицание некоторых
соображений
Однако (но, а, же), все же ...
Как ..., так и (так же, как и) ...
Не только, но и ...
По сравнению с.. (если…, то..)...
В отличие от (в противоположность, наоборот)...
Аналогично (так же, таким же образом) ...
С одной стороны (с другой стороны) ...
В то время как (между тем, вместе с тем)...
Тем не менее ...
Речевая функция
Лексические средства (служебные слова)
Дополнение или уточнение,
расширение приведенных
ранее соображений
Причем (притом, при этом, вместе с тем)...
Кроме (сверх, более) того ...
Главным образом (особенно) ...
В свою очередь ...
Дополнительно ...
Считают, полагают, утверждают ...
Возможно, вероятно, конечно, безусловно ...
По-видимому ...
Ссылка на предыдущее или
последующее
высказывание
Тем более что...
В том числе (в случае, то есть, а именно)...
Как было сказано (показано, упомянуто, отмечено,
установлено, получено, обнаружено, найдено)
Как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось
выше)
Согласно (сообразно, соответственно) этому ...
В соответствии с этим (в связи с этим) ...
Приложение Б. Речевые стандарты для написания научной работы
Смысловой
компонент жанра
Клише научного стиля
Актуальность
проблемы (темы)
работы
В современной (какой) науке особенную остроту
приобретает
тема (какая); актуальна проблема (чего); внимание учёных
(критиков, искусствоведов и т.д.) привлекают вопросы (чего).
Перечисление работ
по данной проблеме
(теме)
Существует обширная литература, посвященная данной теме.
Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы
(статьи, монографии). Эта проблема рассматривается в
следующих работах.
Описание основных
подходов
Среди учёных, занимающихся проблемой какой), нет единой
концепции (чего). Можно выделить несколько подходов к
решению данной проблемы. Существуют три (две) основных
точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах
(чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая),
третий подход состоит в том, что... В исследовании данной
проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек
зрения.
Изложение различных
точек зрения
Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чём).
Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что).
Этой точки зрения придерживается (кто). Третий подход
представлен в работах (чьих) и сводится (к чему). Автор (кто)
считает (что), автор выдвигает положение, концепцию, теорию
[какую), как считает (кто), по мнению (кого), с точки зрения
(кого). Сущность (суть), основное положение (чего) состоит,
заключается (в чём), сводится (к чему). Согласно теории,
концепции, трактовке (чего), согласно точке зрения (чьей),
согласно мнению (кого, о чём)...
Смысловой
компонент жанра
Клише научного стиля
Сравнение точек
зрения
Сходство. Автор высказывает мнение, сходное с мнением (кого),
придерживается тех же взглядов, что и (кто); позиция автора близка
взглядам (кого); автор опирается на концепцию (какую, чью); автор
является представителем школы (какой); автор разделяет мнение
(кого) по вопросу... (Что) объединяет (кого с кем) во взглядах (на
что); (кто) по своей позиции близок (кому); (кто) так же, как и (кто),
утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мнения по
вопросу (какому). Различие. Точка зрения (кого) коренным образом
отличается от взглядов (кого на что); значительно/незначительно,
принципиально отличается (от чего). (Что) диаметрально
противоположно (чему). (Что) отличается (от чего) тем, что... Если
(кто) утверждает (что), то (кто) считает, что...
Отношение к
рассматривае-мым
точкам зрения
Согласие/несогласие. Трудно согласиться (с чем). Трудно принять
точку зрения (какую). Нельзя принять утверждение (кого о чём),
потому что... Можно согласиться (с чем). Оценка. Данная точка
зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна
нашему пониманию проблемы (чего). Нельзя не отметить
достоинство (чего в чём).
Мотивирован-ный
выбор точки зрения
Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является
точка зрения (кого). Таким образом, можно остановиться (на чём),
так как... Мы принимаем точку зрения (кого), исходя из следующих
соображений... Мы считаем наиболее убедительными аргументы
(кого). Неоспоримость доводов (кого) заключается в том, что...
Описание результатов экспериментов (кого) представляется нам
наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения (кого).
Приложение В. Стандартные глаголы, употребляющиеся в научных текстах
Глаголы общего характера, передающие действия автора:
Автор
рассматривает
анализирует
раскрывает
разбирает
излагает
останавливается на
описывает
называет
говорит
показывает
освещает
сообщает
Глаголы, употребляемые для обозначения работы над экспериментальным
материалом:
Автор
исследует
разрабатывает
доказывает
выясняет
утверждает
высказывает предположение
выдвигает
считает
полагает
Глаголы, употребляемые для передачи определений и градаций, классификации
конкретных проблем, вопросов:
Автор
определяет
характеризует
формулирует
констатирует
перечисляет (признаки, черты,
свойства)
сравнивает
сопоставляет
Глаголы, употребляемые для перечисления вопросов, рассматриваемых в
первоисточнике попутно, по ходу:
Автор
затрагивает
касается
упоминает
замечает
намечает
Глаголы, передающие слова и мысли, которые автор первоисточника выделяет
особо:
Автор
выделяет
отмечает
подчеркивает
утверждает
повторяет
специально останавливается
неоднократно возвращается
обращает внимание
уделяет внимание
концентрирует внимание
заостряет внимание
акцентирует внимание
сосредоточивает внимание
Глаголы, используемые для обобщений, подведения итогов:
Автор
делает вывод
приходит к выводу
подводит итоги
подытоживает
обобщает
суммирует
Глаголы, фиксирующие, отмечающие аргументацию автора:
Автор
приводит примеры (цифры)
ссылается
опирается
аргументирует
обосновывает
иллюстрирует
подтверждает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
соотносит
противопоставляет
исходит
цитирует
Глаголы, используемые для выражения позиции автора:
Автор
соглашается (согласен)
возражает
противоречит
спорит
опровергает
полемизирует
критикует
расходится во взглядах
выдвигает (приводит) возражения,
аргументы, доказательства