Напоминание

Конкурсы как средство повышения профессиональной компетентности учителей


Автор: Вальтер Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Мыски Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Конкурсы как средство повышения профессиональной компетентности учителей
Раздел: начальное образование





Назад




Конкурсы как средство повышения профессиональной

компетентности учителей

Е.В. Вальтер

г. Мыски, Кемеровская обл.,

МОУ СОШ № 1

В системе образования в последние годы происходят серьёзные

изменения, которые влияют на содержание труда учителя, его

профессиональный статус. Образование уже не первый год среди

важнейших задач возрождения Кузбасса. Поддерживая педагогов,

создаём в регионе хороший фундамент для реализации национального

проекта «Образование», где ведущая роль отведена учителю, его

компетентности и профессионализму.

Обычно статус учителя определяется текущей оценкой его

деятельности администрацией ОУ. Иногда оценка складывается

стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности

его к администрации и далеко не всегда является объективной.

Конкурсы педагогического мастерства помогают устранить это

противоречие.

Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для

повышения

профессиональной

компетентности

педагогов,

распространения инновационного опыта, способствует демонстрации

профессионального имиджа. Учитель, участвующий в

конкурсах,

заявляет о себе широкой общественности, что позволяет ему

претендовать на продвижение по службе и быть профессионально

успешным.

Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования,

формирование

общественного

представления

о

творчески

работающих

педагогах,

повышение

престижа

педагогической

профессии.

Конкурс решает следующие задачи:

выявляет лучших педагогов;

оценивает профессионализм участников;

стимулирует развитие системы образования;

создает условия для обмена опытом и распространения в

профессиональной

среде

наиболее

востребованных

и

популярных идей.

Участниками становятся те, кто, во-первых, видит в конкурсе

ценность для себя и, во-вторых, уверен, что может получить

желаемое. Кроме того, среди конкурсантов чаще всего встречаются

люди, больше других ориентированные на достижения.

Желание

участвовать

в

профессиональном

состязании

изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не

пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий

уровень мотивации и способность к достижениям. Это, безусловно,

люди, стремящиеся к успеху.

Участие в конкурсе дает возможность: повысить свой социальный

статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал,

приобщиться к научно-исследовательской деятельности; развить

собственные

коммуникативные

способности;

установить

новые

контакты

на

профессиональном

уровне;

опубликовать

свои

методические материалы в научно-методических изданиях; повысить

авторитет в педагогическом и ученическом коллективах, социуме;

изменить имидж.

Успешное

«проживание»

специфической

конкурсной

ситуации

даёт

возможность учителю продвинуться в своём профессионально-

творческом

развитии.

Неуспех

тоже

имеет

свои

психолого-

педагогические

последствия,

в

частности

в

виде

кризисов

профессионального развития.

В

психологическом

плане

особо

важным

является

то

обстоятельство, что учитель, как правило, сознательно идёт на

преодоление трудностей. Но при этом участники конкурсов не всегда

в

необходимом

объёме

осознают

возможности

трудностей

профессионального развития. Необходима система профилактической

работы с учителями в условиях подготовки их к конкурсным

процедурам.

Система

работы

с

учителями

в

рамках

профессионального конкурса может включать три этапа: подготовка к

участию в конкурсе, конкурс

— работа с опытом проживания

трудностей, семинары участников предыдущих конкурсов.

Основными критериями готовности учителя к конкурсным

испытаниям можно выделить:

— наличие твёрдо усвоенных общепедагогических знаний, умений и

навыков;

профессиональная

мобильность,

проявляющаяся

в

умении

ориентироваться в незнакомой обстановке,;

— достаточно высокий общекультурный уровень;

пластичность,

гибкость

профессионального

мышления,

способность

принятия

оптимального

решения

в

экстремальной

ситуации конкурса;

— адекватная самооценка;

— самостоятельность, творческая устремлённость;

— умение принять ответственность на себя;

— способность к риску, импровизации.

Реализуемая в образовательно-воспитательном пространстве

система подготовки и проведения профессиональных конкурсов

позволяет

педагогу

повышать

педагогическое

мастерство,

удовлетворять свою потребность в признании и принятии.

Профессиональные

конкурсы

можно

рассматривать

как

педагогическую систему повышения квалификации учителей, т.к. они

ставят их в позицию исследователя, выявляющего затруднения в

работе.

Возникает потребность преодолевать эти затруднения и

стремление к самосовершенствованию.

Как показывает опыт, эффективная работа с педагогами в

рамках

профессионального

конкурса

позволяет

им

добиваться

значимых результатов в региональных и всероссийских конкурсах.

Литература

1.Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются

сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя /С. Г.

Вершловский.-М.: Сентябрь, 2002.

2. Гатанов, Ю. Б. Развитие личности, способной к творческой

самореализации / Ю. Б. Гатанов// Психологическая наука

и

образование. – 1998 -№1.



В раздел образования