Использование интегрированных форм организации совместной деятельности для формирования первичных представлений о малой Родине то Отечестве у дошкольников.
Автор: Кузнецова Юлия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада", д/с №130 "Родничок" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Использование интегрированных форм организации совместной деятельности для формирования первичных представлений о малой Родине то Отечестве у дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Сегодня в обществе идет становление
новой
системы дошкольного
образования,
а
именно
федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного образования (далее ФГОС).
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации
подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание
патриотов
России,
граждан
государства,
уважающих
права
и
свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью
и
проявляющих
национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано
много,
поскольку
обращение
к
отечественному
наследию
воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо
знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории
народа,
его
культуры
поможет
в
дальнейшем
с
уважением
и
интересом
относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много
методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются
лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в
конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю
полноту
данного
вопроса.
Видимо,
это
закономерно,
поскольку
чувство
патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим
миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Большое
значение
для
познавательного,
социально-личностного
и
нравственного
развития
детей
дошкольного
возраста
имеет
знакомство
с
родным
городом,
его
достопримечательностями,
улицей,
на
которой
проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Однако
достичь
желаемых
результатов
на
практике
не
всегда
предоставляется
возможным, поскольку: родители не имеют недостаточно
знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее
неважной; дети не владеют достаточной информацией о родном городе, о
традициях
своей
семьи,
особенностях
русских
традиций.
Не
имея
достаточного
количества
знаний,
трудно
сформировать
уважительное
отношение к малой Родине.
Учитывая этот факт, перед педагогом и родителями встает задача,
как
можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них
такие
черты
характера,
которые
помогут
стать
достойным
человеком
и
гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому,
детскому
саду,
родной
улице,
городу
формировать
чувство
гордости
за
достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество
воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной
жизни.
В системе формирования первичных представлений о малой родине и
Отечестве выделяет следующие представления, которые необходимо
сформировать в старшем дошкольном возрасте:
Представления о природе родного края.
Представления о животном мире родного края.
Представления об истории родного города, села, края (представления
о возникновении города, его основателях, о коренном населении, важных
исторических событиях, протекавших в данном регионе, исторических
личностях, внесших вклад в развитие родного края).
Представления о достопримечательностях и исторических местах
родного города (о памятниках архитектуры, музейных комплексах и пр.).
- Представления о символах региона, города (о флаге, гербе как области,
так и города, их цветовой символике, о значении каждого элемента на гербе
и пр.).
В системе формирования первичных представлений о малой родине
мы
используем
разнообразные формы
с
учетом
психологиче ских
особенностей дошкольника,
Наиболее интересными и результативными являются интегрированные
формы
работы,
такие, как
творческие
мастерские,
социальные
акации,
исследования,
опыты
и
эксперименты,
игры
с
использованием
интегрированных
пособий,
экскурсии,
праздники,
конкурсы,
викторины,
выставки детской деятельности и другие.
Большую работу необходимо проводить в развитии творческой
деятельности. Можно организовать выставки детских работ в группе,
принимать участие в городских и областных выставках. Тематика выставок
разнообразна «Улицы родного города», «Мой любимый сад», «Я расскажу
вам о Тольятти» и другие.
Совместно с родителями организовывать фотовыставки, конкурсы,
например “Моя родословная”. Ведь в настоящее время у детей наблюдается
интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной
поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
семья - хранительница национальных традиций, счастье семьи – это счастье и
благополучие народа, государства.
Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой
маленький человек. Экскурсии и прогулки – самый любимый вид
деятельности детей. Экскурсии могут быть к историческим памятникам, по
улицам города, в музеи. Прогулки по памятным местам родного края. Здесь
дети знакомятся с достопримечательностями города, наблюдают за
транспортом, за жителями, прослеживают красоту природы в разные времена
года.
Проводятся игры и занятия, с использованием интегрированных
пособий, на которых дети знакомятся с историей города, с архитектурой, с
символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.
Для формирования первичных представлений о малой родине и
Отечестве очень эффективно использовать различные виды викторин, квн,
такие как, “Знатоки города”, “Край любимый мой», «Мой Тольятти”, «Юные
патриоты», и другие.
Очень эффективно в формировании первичных представлений о малой
родине воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания.
Необходимо проводить такие развлечения , как «Осенний бал»,
«Рождественские колядки», «День защитника Отечества», «На пороге
Масленица»; досуговые вечера на темы «Наша Родина», «Ваш подвиг будет
жить в веках!» и другие.
Для формирования первичных представлений в д/у необходимо
создавать предметно – развивающую среду. Необходимы дидактические
игры, атрибуты к с/р играм, подбор соответствующей художественной
литературы по нравственно-патриотическому воспитанию (стихи, рассказы,
пословицы и поговорки и так далее). Создание альбомов с фотографиями
“Мой город”, “Профессии моих родителей”, “Природа нашего края” и так
далее. Создание мини - музеев “Военной техники”, «Национального костюма
и быта» и другие. Собирание коллекций буклетов, значков, часов, медалей,
книг, фотографий, открыток, рисунков с тематикой и символикой родного
края.
Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с
родителями, помогает в большей мере достичь результата в формировании
первичных представлений о малой родине. Совместно с родителями можно
пополнять атрибутами музей, готовиться к выставкам, проводить прогулки по
городу, экскурсии. И непосредственно для родителей готовится различная
агитационная информация: консультации, памятки, анкеты, родительские
собрания.
Таким образом, среди наиболее значимых проблем, стоящих перед
образованием на современном этапе, выступает проблема становления
ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма
у детей дошкольного возраста. Задача работы воспитателя с дошкольниками
в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть
каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути
родной ему земли. В процессе работы важно выделить все лучшее
в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе
сегодняшних реалий. Вся работа по формированию представлений о малой
родине у старших дошкольников должна строиться последовательно,
поэтапно с учетом возрастных особенностей, а также с применением
интегрированных форм, а именно, экскурсий, прогулок, просмотра фильмов
и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок
из газет, посвященных малой родине, встречи со знаменитыми людьми,
дидактических игр, тематических выставок, праздников, развлечений,
викторин и квн.