Напоминание

Использование интегрированных форм организации совместной деятельности для формирования первичных представлений о малой Родине то Отечестве у дошкольников.


Автор: Кузнецова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада", д/с №130 "Родничок"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование интегрированных форм организации совместной деятельности для формирования первичных представлений о малой Родине то Отечестве у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, а именно федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС). В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Однако достичь желаемых результатов на практике не всегда предоставляется возможным, поскольку: родители не имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной; дети не владеют достаточной информацией о родном городе, о традициях своей семьи, особенностях русских традиций. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Учитывая этот факт, перед педагогом и родителями встает задача, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В системе формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве выделяет следующие представления, которые необходимо сформировать в старшем дошкольном возрасте: Представления о природе родного края. Представления о животном мире родного края. Представления об истории родного города, села, края (представления о возникновении города, его основателях, о коренном населении, важных исторических событиях, протекавших в данном регионе, исторических личностях, внесших вклад в развитие родного края). Представления о достопримечательностях и исторических местах родного города (о памятниках архитектуры, музейных комплексах и пр.). - Представления о символах региона, города (о флаге, гербе как области, так и города, их цветовой символике, о значении каждого элемента на гербе и пр.). В системе формирования первичных представлений о малой родине мы используем разнообразные формы с учетом психологиче ских особенностей дошкольника, Наиболее интересными и результативными являются интегрированные формы работы, такие, как творческие мастерские, социальные акации, исследования, опыты и эксперименты, игры с использованием интегрированных пособий, экскурсии, праздники, конкурсы, викторины, выставки детской деятельности и другие. Большую работу необходимо проводить в развитии творческой деятельности. Можно организовать выставки детских работ в группе, принимать участие в городских и областных выставках. Тематика выставок разнообразна «Улицы родного города», «Мой любимый сад», «Я расскажу вам о Тольятти» и другие. Совместно с родителями организовывать фотовыставки, конкурсы, например “Моя родословная”. Ведь в настоящее время у детей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: семья - хранительница национальных традиций, счастье семьи – это счастье и благополучие народа, государства. Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Экскурсии и прогулки – самый любимый вид деятельности детей. Экскурсии могут быть к историческим памятникам, по улицам города, в музеи. Прогулки по памятным местам родного края. Здесь дети знакомятся с достопримечательностями города, наблюдают за транспортом, за жителями, прослеживают красоту природы в разные времена года.
Проводятся игры и занятия, с использованием интегрированных пособий, на которых дети знакомятся с историей города, с архитектурой, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями. Для формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве очень эффективно использовать различные виды викторин, квн, такие как, “Знатоки города”, “Край любимый мой», «Мой Тольятти”, «Юные патриоты», и другие. Очень эффективно в формировании первичных представлений о малой родине воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания. Необходимо проводить такие развлечения , как «Осенний бал», «Рождественские колядки», «День защитника Отечества», «На пороге Масленица»; досуговые вечера на темы «Наша Родина», «Ваш подвиг будет жить в веках!» и другие. Для формирования первичных представлений в д/у необходимо создавать предметно – развивающую среду. Необходимы дидактические игры, атрибуты к с/р играм, подбор соответствующей художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее). Создание альбомов с фотографиями “Мой город”, “Профессии моих родителей”, “Природа нашего края” и так далее. Создание мини - музеев “Военной техники”, «Национального костюма и быта» и другие. Собирание коллекций буклетов, значков, часов, медалей, книг, фотографий, открыток, рисунков с тематикой и символикой родного края. Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает в большей мере достичь результата в формировании первичных представлений о малой родине. Совместно с родителями можно пополнять атрибутами музей, готовиться к выставкам, проводить прогулки по городу, экскурсии. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация: консультации, памятки, анкеты, родительские собрания. Таким образом, среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли. В процессе работы важно выделить все лучшее в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Вся работа по формированию представлений о малой родине у старших дошкольников должна строиться последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей, а также с применением интегрированных форм, а именно, экскурсий, прогулок, просмотра фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине, встречи со знаменитыми людьми,
дидактических игр, тематических выставок, праздников, развлечений, викторин и квн.


В раздел образования