Напоминание

"Игра средство снижения проявлений застенчивости у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Конусова Юлия Дмитриевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Иркутский региональный колледж педагогического образования
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методический материал к дипломному проекту
Тема: "Игра средство снижения проявлений застенчивости у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Игра - средство снижения проявлений застенчивости у детей старшего

дошкольного возраста»
(приложение к дипломному проекту) Пояснительная записка «Я от души хотел бы быть любезным, но моя глупая застенчивость так велика, что нередко я выгляжу как человек полный высокомерия, хотя меня всего лишь сковывает злосчастная моя неловкость». Остин Д. Дошкольный возраст – период интенсивного психического развития, проявления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее. Чем старше становится застенчивый ребёнок, тем прочнее у него складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём «недостатке». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, помочь ребенку понять, что относиться к своей застенчивости он может как к части самого себя и не пытаясь мучиться сомнениями, плохая эта часть или хорошая, научиться управлять ею по своему желанию, преодолевать усилием воли скованность и зажатость, сохраняя спокойное, веселое расположение духа. А ведь, в конечном итоге, умение управлять собой, развитие психических процессов с частицей “само”: самосознание, саморазвитие, самообучение, самоуважение, самовоспитание и является основной задачей современной педагогики и психологии. Предложенный нами комплект материалов «Игра - средство снижения проявлений застенчивости у детей старшего дошкольного возраста» может быть использован воспитателями дошкольных учреждений и родителями детей дошкольного возраста. Материалы могут быть использованы психологом, при проведении методических семинаров и для создания методических рекомендаций для педагогов дошкольных учреждений и родителей.
Содержание

комплекта

методических

материалов

«Игра-

средство

снижения проявлений застенчивости у детей старшего дошкольного возраста»
В комплекте материалов «Игра средство снижения проявлений застенчивости у детей старшего дошкольного возраста»представлены: - требования к личности взрослого, работающего с застенчивым ребёнком; - игры на снижение застенчивости в старшем дошкольном возрасте; - игровые упражнения, направленные на преодоление застенчивости При подборке серии игровых упражнений использовали пособие М.А. Чистяковой «Психогимнастика»;
Требования к личности взрослого, работающего с застенчивым ребёнком
Должен: — быть достаточно объективным, чтобы позволить ребенку быть самостоятельной личностью; — быть достаточно гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним;
— ориентироваться на то, чтобы охотно воспринимать все новое; — признавать лицо ребенка, его опыт безусловной ценностью; — не оценивать ребенка, быть открытым, а не замкнутым; — уметь отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в реальность ребенка; Требуются такие качества, как естественность, теплые отношения, забота, принятие и сензитивное понимание ребенка. Должен быть таким человеком, с которым ребенок будет чувствовать себя в безопасности, он должен быть человеком, который покажется детям небезразличным и заслуживающим доверия.
Игры на снижение застенчивости в старшем дошкольном возрасте
При проведении игр и игровых упражнений рекомендуем следовать следующим принципам: во-первых, воспитатель признает ребенка как личность, верит в ребенка, уважает не только его достоинства, но и его страхи, деструктивные формы поведения и т.д.; во- вторых, воспитатель совместно с психологом побуждает ребенка к спонтанному выражению своих чувств. Подобранные нами игры, рассчитаны на групповые занятия с детьми, их можно проводить в детском саду, в группе продленного дня в школе, в различных развивающих и оздоровительных учреждениях, просто во дворе. Игры могут проводиться под руководством опытного педагога, психолога, или просто любящего родителя. В наших силах собрать детей из нашего двора и устроить для них настоящий игровой марафон, который может продолжаться как угодно долго. Стоит отметить, что для ребенка это сослужит хорошую службу – наш авторитет, и, следовательно, авторитет малыша вырастет в несколько раз в глазах детей. Это игры знакомые и любимые детьми старшего дошкольного возраста, в основном подвижные.
Море волнуется раз…
Цель игры: научить детей при помощи игры изображать различные предметы. Ход игры: при помощи считалки дети выбирают водящего, дети встают в круг, водящий – в его центр. Водящий говорит такие слова: Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри. В зависимости от фантазии водящего фигура может быть не только морской, но и небесной, огородной, красивой, балетной и т. д. Дети в кругу должны изобразить вариацию фигуры на заданную водящим тему и замереть. Водящий ходит среди замерших фигур и внимательно за ними наблюдает в течение 1–2 минут. Тот, кто пошевелился, улыбнулся или засмеялся, становится новым водящим.
Гуси и серый волк
Цель игры: развитие ловкости и быстроты у детей, снятие эмоционального напряжения. Ход игры: игровой зал делится пополам. При помощи считалки выбирается водящий – он будет волком. Остальные дети собираются в одной половине комнаты, педагог говорит слова народной потешки «Гуси-гуси», дети отвечают: – Гуси-гуси! – Га-га-га! – Есть хотите? – Да-да-да! – Так летите! – Мы не можем. – Почему?
– Серый волк под горой Не пускает нас домой. – Ну, летите, как хотите, Только крылья берегите. После этих слов дети пытаются перебежать на другую сторону комнаты. Волк, бегая вдоль черты, ловит детей. Пойманных детей волк забирает в свое логово, и они выбывают из игры. Игра продолжается, педагог переходит на другую сторону зала и снова зовет «гусей». Таким образом, игра проводится 2–3 раза, затем при помощи считалки дети выбирают нового водящего.
Где твой домик?
Цель игры: развитие внимательности, командного духа, умение управлять своим поведением. Ход игры: дети делятся на три команды: рыбки, птички, зайчики. Педагог объясняет детям, что у каждого животного есть своя среда обитания, т. е. птицы летают в небе, рыбки плавают в воде, зайчики прыгают на суше. В середине игровой площадки рисуется небольшой круг диаметром приблизительно 1,5 м. Включается негромкая веселая музыка, под нее дети бегают, прыгают, танцуют. Через некоторое время музыка выключается и педагог командует: «Небо», «Суша» или «Вода». Дети, персонажи которых относятся к названной среде, должны быстро забежать в круг. Дети, которые ошиблись, выбывают из игры. Игра повторяется несколько раз. Затем дети меняются ролями, и игра продолжается до тех пор, пока к ней наблюдается интерес. Малышам можно заранее изготовить шапки- маски, которые помогут им запомнить, кем они являются в игре.
Сосны, елочки, пенечки
Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением. Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.
Веселые старты
Цель игры: развитие ловкости, быстроты и реакции детей, способствование коллективной сплоченности. Ход игры: педагог заранее предупреждает детей о том, что будет проведено соревнование «Веселые старты», поэтому дети должны иметь при себе удобную спортивную одежду. Педагог заранее продумывает содержание игры, задания для игроков, подготавливает игровую площадку. Дети делятся на команды с равным количеством игроков, и проводится сама игра. Эти соревнования могут состоять из самых различных заданий. Педагог может заранее посоветоваться с детьми, попросить предложить интересные для них виды заданий. Победителями считается команда, первой прошедшая все испытания без ошибок. Для малышей игра может состоять из небольшого количества несложных заданий,4–5 заданий будет вполне достаточно, детям постарше количество заданий стоит увеличить, а сами задания сделать более сложными. Приблизительный план соревнований для игроков • Пробежать змейкой между расставленными кеглями. • Перепрыгнуть полосу шириной 30 см, нарисованную на полу или не земле. • Пролезть в вертикально стоящий обруч. • Обежать стул, на котором лежит мячик. • Взять мяч и попасть им в вертикально стоящий обруч. • Вернуться к своей команде и передать эстафету другому игроку.
День и ночь

Цель игры: развить быстроту и ловкость детей, научить свободно, выражать свои эмоции, способствовать сближению детей. Ход игры: по желанию выбираются 7–8 детей (в зависимости от количества участников), они становятся в круг, берут друг друга за руки и высоко их поднимают, остальные дети свободно размещаются по игровому залу. По команде педагога «день» включается музыка, дети бегают по залу, пробегают сквозь круг. Педагог командует «ночь», дети в кругу опускают руки и стараются поймать детей, оказавшихся внутри круга. Пойманные присоединяются к тем, кто стоит в кругу, и игра продолжается. Педагог должен объяснить детям, что те, кто не стоит в кругу, не должны обходить круг стороной, иначе играть будет неинтересно.
Веселые кузнечики
Цель игры: развитие быстроты, ловкости, способствование налаживанию дружеских отношений в детском коллективе. Ход игры: игра-эстафета, дети делятся на две команды, становятся колоннами перед линией старта. По команде педагога первый ребенок в колонне должен пропрыгать определенное расстояние, например, до противоположной стены, способом, который укажет педагог. Ребенок прыгает до стены, касается ее рукой, затем возвращается, в эстафету вступает следующий игрок. Если игроки проходят расстояние не до стены, а до линии, нарисованной на полу, обязательно надо заступить ногой за начерченную линию. Следующему игроку педагог указывает новый способ прыгания. Побеждает команда, участники которой выполнят задание первыми. Прыгать можно следующими способами. • На левой ноге. • На правой ноге. • Большими прыжками с ноги на ногу. • На двух ногах. • Три прыжка на левой, три прыжка на правой ноге и т. д. Разнообразие способов и видов прыжков зависит от фантазии и возраста играющих детей.
Живые бусы
Цель игры: научить детей доверительному отношению друг к другу, развитие раскрепощенности в выражении эмоций. Ход игры: дети делятся на несколько команд с одинаковым количеством человек. Педагог должен проследить, чтобы команды были примерно равны по силам, недопустимо собирать в одной команде активных и инициативных детей, в другую – тихих и застенчивых и т. д. Каждая команда получает свою «иголку с ниткой» – это может быть веревка с безопасной булавкой на конце. Задача каждой команды – собрать «живые» бусы на нитку. Бусинами в этой игре служат члены каждой команды. Булавка вдевается в отверстия на одежде детей – в петлю для пуговицы, пропускается через ремешок и т. д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет всех участников на веревку и завяжет ее концы. Игру можно провести несколько раз и по результатам определить самую быструю команду. По окончании игры всем детям можно вручить небольшие поощрительные призы. Для детей более старшего возраста, старше семи лет, игру можно усложнить – каждый игрок «нанизывается» на нитку дважды, т. е. веревочка продевается сразу сквозь два отверстия на разных предметах его одежды – например, через брючки и рубашку. Если вдруг у ребенка нет подходящих отверстий на одежде, через которые можно продеть нитку, ребенок может соединить колечком большой и указательный пальцы и протянуть нитку через полученную петельку.
Кто вперед
Цель игры: развитие быстроты и ловкости, умения опережать соперников, не используя грубость и силу. Ход игры: играет небольшая группа детей – примерно 6–7 человек. Кругом ставятся стулья, их количество должно быть на один меньше, чем количество играющих детей. Под
музыку дети ходят вокруг стульев, как только музыка остановится, дети должны быстро сесть на стулья. Одному из детей места не хватит, он зарабатывает штрафное очко. Затем игра продолжается. По итогам игры подсчитывается, кто больше всех оставался без места. Педагог, проводящий игру, должен объяснить, что, занимая место, нельзя толкаться, быть грубыми и агрессивными. По окончании игры педагог может сказать, что очень хорошо быть быстрым и ловким, но игроки, которые чаще других оставались без места, делали это не потому, что они не такие быстрые, как другие, а потому, что привыкли быть вежливыми и уступать людям. Это поможет медлительным детям не чувствовать себя ущемленными и сохранит их желание играть в подвижные игры.
Салочки
Цель игры: развивать быстроту, реакцию, ловкость; сближение детей, повышение настроения. Ход игры: в игре может принимать участие довольно большое количество детей. Один из них выбирается водящим при помощи считалки. Основное правило игры заключается в том, что водящий должен догнать кого-либо из игроков и коснуться его ладонью – осалить. Дети могут стать недосягаемыми для водящего, если успеют выполнить оговоренное действие. Существует много разновидностей салочек, например, «салочки-крестики», когда дети могут «закрыться» от водящего, стать недоступными, скрестив на груди руки; «салочки-в-воздухе» – чтобы скрыться от водящего, ребенок должен оторваться от земли – забраться на скамейку, качели, забор; «салочки-в-домике», дети очерчивают вокруг себя круг кусочком мела; «салочки-на-одной-ножке», где ребенок закрывается от водящего, встав на одну ногу; «красные салочки», в которых ребенок прячется от водящего, касаясь рукой предмета красного цвета и т. д. Вариантов может быть огромное множество, в зависимости от вашей фантазии и фантазии детей. Очень важно подобрать играющих детей по темпераменту – если ваш застенчивый ребенок окажется самым медленным и нерасторопным, он может все время оставаться водящим или вообще выйти из игры.
Тихо и громко
Цель игры: снятие эмоционального напряжения, научить детей попеременно изменять ритм движений по указанию педагога. Ход игры: играющие дети встают в круг. Педагог берет в руки бубен, располагается в центре круга и объясняет детям правила игры, которые заключаются в следующем: под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места: прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д., в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки. В начале игры педагог меняет ритм через определенные промежутки времени, например, через 3–4 минуты. Дальше игра становится более импульсивной, ритмы и сила ударов бубна меняются часто, через разные промежутки времени. Дети должны научиться резкой смене темпа деятельности. Игру можно проводить достаточно часто, несколько раз в неделю. Когда дети хорошо ознакомятся с игрой, педагог может предложить выполнение роли ведущего кому-то из детей – по желанию.
Где мы были, не скажем, а что делали – покажем
Цель игры: научить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; научить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия. Ход игры: при помощи считалки выбирается водящий, которому предлагается выйти в другую комнату. Оставшиеся дети договариваются между собой, какое действие они будут изображать. Водящий возвращается и задает вопрос: – Где вы были? – дети отвечают: – Мы не скажем! Водящий спрашивает:
– А что делали? – Мы не скажем, мы покажем! Дети изображают задуманное действие, водящий должен отгадать, что именно делают дети. Изображать задуманное действие могут все дети или только некоторые из них. Затем при помощи считалки выбирается новый водящий, и игра продолжается. Если водящий не смог угадать, что было изображено, ему говорят правильный ответ, и он продолжает водить. Педагог должен обратить внимание на то, чтобы застенчивые дети не остались в стороне во время игры.
Кто пришел?
Цель игры: научить детей выделять характерные черты в поведении людей и уметь изображать эти черты действиями; научить детей определять людей по характерным признакам поведения. Ход игры: при помощи считалки дети выбирают водящего. Педагог сообщает ребенку, кого он должен изобразить, и он выходит из помещения. Затем ребенок возвращается в комнату, стучит в дверь. Остальные дети спрашивают: – Кто пришел? Ребенок отвечает: – Не скажу, а покажу. Водящий начинает изображать кого-то, остальные дети должны угадать, кого именно он хочет изобразить. Например, водящий изображает маму: делает вид, что открывает дверь ключом, готовит ужин, кормит им куклу, моет посуду, укладывает куклу спать. Ребенок, первым угадавший задуманного персонажа, становится новым водящим. Педагог может помогать детям в проведении игры, если водящий ребенок затрудняется с выполнением действий, педагог может задавать наводящие вопросы. Если в игре принимают активное участие одни и те же дети, а застенчивые малыши остаются в стороне, педагог может немного изменить правила и предложить выбор нового водящего при помощи считалки или по своему усмотрению.
Что это такое?
Цель игры: научить детей выделять характерные признаки предметов и изображать эти предметы; научить детей отгадывать изображаемые при помощи пантомимы предметы. Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на команды с небольшим количеством человек (4–6 детей в каждой группе). Каждая команда получает задание изобразить какой-либо предмет, команды-соперницы должны угадать, что именно было задумано. Изобразить обычный предмет не всегда бывает просто, поэтому педагог предлагает такие предметы, в которых можно легко выделить отличительные признаки или предметы, находящиеся в определенной заданной ситуации, например, автобус с людьми, стиральную машину, пылесос, подъемный кран и т. д. Педагог должен обратить пристальное внимание на застенчивых детей, принимают ли они участие в игре в полной мере или наблюдают за игрой со стороны.
Какая оценка?
Цель игры: научить детей изображать различные по силе проявления эмоций. Ход игры: педагог объясняет детям правила игры: водящий ребенок должен изобразить, какие эмоции испытывает ребенок, получивший определенную заданную оценку. Ребенок, получивший пятерку, изображает бурную радость, получивший четверку – радуется умеренно, получивший тройку – изображает печаль, двойку – грустит, получивший единицу изображает сильно расстроенного человека. Дети выбирают водящего при помощи считалки, педагог в тайне от остальных сообщает ребенку оценку, «которую он получил», ребенок изображает проявление эмоций, остальные дети пытаются определить, получение какой оценки изображал ребенок. Педагог в процессе игры отмечает самых артистичных детей, поощряет застенчивых. Игру целесообразно проводить в группах детей старшего дошкольного возраста.

Как меня зовут
Цель игры: познакомить детей друг с другом, помочь в запоминании имен. Ход игры: дети встают в круг и берут друг друга за руки. Один из детей начинает игру. Он называет свое имя. Стоящий рядом с ним ребенок продолжает игру – называет имя первого ребенка, затем добавляет свое. Следующий ребенок должен назвать имя первого ребенка, затем второго, затем добавляет свое. Все последующие игроки продолжают игру, называя цепочку из имен детей, стоящих перед ними, и свое собственное имя. В зависимости от возраста детей цепочка может состоять из разного количества имен. Для детей трехлетнего возраста цепочка не должна превышать трех имен, для семилетних – не более пяти имен.
Хорошие слова
Цель игры: научить детей говорить друг другу теплые слова. Ход игры: педагог рассказывает детям историю: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, учителя в школе и воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давайте вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Дети, обращаясь к другим, называют добрые слова, которые им знакомы.
Самый лучший
Цель игры: научить детей находить друг в друге положительные черты, говорить друг другу комплименты. Ход игры: заранее готовится «трон», например, кресло, обтянутое красивой тканью. Над троном крупными яркими буквами изображена надпись: «САМЫЙ ЛУЧШИЙ». Дети рассаживаются на стулья. При помощи считалки выбирается водящий, который занимает место на троне. В течение нескольких минут (время регулируется педагогом) остальные дети объясняют, почему этот ребенок самый лучший, придумывают уменьшительно- ласкательные производные его имени. По окончанию водящий выбирает следующего ребенка, который займет трон. Педагог может подсказать, что можно поблагодарить детей за комплименты и попросить ребенка описать свои эмоции, которые он испытывал, находясь на этом троне. Все дети должны по одному разу побыть на троне. В этой игре застенчивые дети не должны находиться в числе первых игроков, необходимо дать им время освоиться и привыкнуть к мысли, что вскоре ему придется оказаться в центре внимания. Конечно же, педагог должен объяснить детям, что недопустимо говорить обидные слова; что очень неприятно публично выслушивать неприятные для себя вещи, и что если кого-то не устраивает что-либо в поведении других детей, лучше сказать это с глазу на глаз в тактичной и мягкой форме. Если стеснительный ребенок категорически отказывается садиться на трон, не стоит его заставлять, можно предложить ему принять участие попозже, возможно, он изменит мнение. Педагог может сказать ребенку, что напрасно он отказывается играть, ведь воспитатель давно хотел сказать ему, как ценит в этом ребенке … (педагог называет качество ребенка, характеризующее его с положительной стороны), и сейчас представился отличный случай. Застенчивые дети могут просто побояться услышать о себе что-либо нелестное.
Розовые очки
Цель игры: помочь детям разглядеть друг в друге положительные черты, повышение самооценки и хорошего настроения у детей.
Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей. Педагог объясняет детям смысл выражения «розовые очки» – это выражение подразумевает, что человек видит окружающее в «розовом свете», т. е. только хорошее, не замечая всего неприятного и негативного. Педагог одевает заранее приготовленные очки с розовыми стеклами, глядя на каждого ребенка, дает ему краткую положительную характеристику, описывает его сильные стороны и достоинства. После этого педагог может предложить каждому ребенку надеть очки и посмотреть вокруг – посмотреть на других детей и увидеть в каждом хорошие черты. Детям старше 5 лет педагог может предложить психологический прием снятия напряжения в конфликтных ситуациях – если ребенок зол, рассержен на кого-либо, можно мысленно представить, как надеваешь на глаза розовые очки, и мир преображается, неприятный человек предстает в другом свете.
Самый лучший спорщик
Цель игры: помочь детям разглядеть друг в друге положительные черты, повышение самооценки и хорошего настроения у детей. Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей – 8–12 человек. Дети разбиваются на пары, желательно, чтобы в каждой паре оказались дети, которые хорошо относятся друг к другу. Игра проводится между двумя парами, в каждой паре один ребенок является спорщиком, другой – предметом спора. Два спорщика пытаются доказать друг другу, чем их напарник лучше. Педагог внимательно следит, чтобы в процессе спора обсуждались достоинства своего напарника, а не недостатки противника, в таких случаях игра прекращается, и ребенок, пытающийся унизить противника, автоматически проигрывает. Затем спорит следующая пара. После того, как все пары поучаствуют в игре, дети в каждой паре меняются ролями, и игра возобновляется. По итогам игры выбирается самый убедительный спорщик, который лучше всех преподнес качества своего напарника, привел убедительные доводы. Он становится победителем игры.
Дорога хорошего настроения
Цель игры: создание дружеской атмосферы в детском коллективе, повышение настроения и создание положительных эмоций. Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей. Педагог должен предварительно провести беседу, попросить детей вспомнить ситуации, когда им было хорошо и комфортно. Это может быть прогулка с родителями на теплоходе, катание на велосипедах с друзьями, отдых в деревне у бабушки, которая всегда печет пирожки и т. д. Какие-то предметы или действия могут ассоциироваться у ребенка с хорошим настроением. Самое обычное слово может вызывать у ребенка приятные воспоминания. Дети встают в ряд перед дорожкой, на которой разложены разноцветные кольца от пирамиды (6–7 колец будет достаточно). Дети по одному проходят эту дорожку, касаясь каждого кольца и называя слова, которые кажутся им хорошими и добрыми. Педагог может попросить ребенка объяснить всем, почему он считает это слово хорошим. Слова не должны повторяться. Педагог может предложить детям старше 5 лет использовать этот прием для повышения своего настроения.
Колючий зверь
Цель игры: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы. Ход игры: педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и
симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго.
Обзывалки
Цель игры: научить детей понимать других людей, относиться к ним с большим вниманием и уважением. Ход игры: дети садятся в круг, педагог предлагает поиграть в игру под названием «Обзывалки», где каждый ребенок должен обозвать другого. Самое главное правило игры – Обзывалки не должны быть унизительными. Прежде чем сказать придуманную обзывалку, ребенок мысленно должен применить это слово к себе и решить, было бы ему обидно, если бы так назвали его. Если он считает эту обзывалку не обидной и не унизительной, он может назвать ей другого ребенка. Очень важно дать детям время обдумать, хотел ли бы он, чтобы таким словом назвали его. Игра поможет детям понять, что неприятные слова, произнесенные в адрес другого, могут доставить тому переживания и обиду. Эту игру не желательно проводить, если в детском коллективе есть очень активные, возбудимые дети, способные необдуманно обидеть других или агрессивно и недружелюбно настроенные дети.
Я хороший
Цель игры: развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе положительные стороны. Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей, примерно 6–8 человек. Игра заключается в том, что каждый ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а другие дети – догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок подходит к педагогу и называет ему одно из своих достоинств. Затем, обращаясь к остальным детям, сообщает: «Я хороший, потому что…» Остальные дети по очереди называют положительные качества этого ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из детей не угадает, что именно было загадано. Затем игра продолжается с ребенком, который правильно назвал загаданное качество. В игре должны принять участие все присутствующие дети. Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей.
Коробка добрых поступков
Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми. Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки. Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.
Смешилки
Цель игры: помочь детям научиться, более свободно выражать свои эмоции, научить детей положительно воздействовать на настроение других людей. Ход игры: при помощи считалки выбирается один ребенок-водящий. Если это девочка, она будет играть роль царевны Несмеяны, если мальчик – роль принца Грустина. Другие дети должны рассмешить этого ребенка. Водящий изо всех сил старается не
рассмеяться и не улыбаться. Запрещено дотрагиваться до водящего руками. Если ребенок не смог рассмешить водящего, то в игру вступает другой ребенок, если водящий улыбнулся или рассмеялся, то рассмешивший становится новым водящим. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Педагог должен следить, чтобы в игре принимали участие все дети, чтобы застенчивые игроки не оставались в стороне, а их участие в игре не становилось формальным. Желательно, чтобы все игроки смогли побыть в роли царевны Несмеяны или принца Грустина.
Дождик и ромашки
Цель игры: помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить детей чуткости, научить поднимать настроение другим людям. Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на две группы, треть детей войдет в одну группу – дождик, две трети детей войдут в другую группу – ромашки. Педагог рассказывает детям историю примерно такого содержания: «Наступило жаркое лето, светит яркое солнышко, ромашки очень хотят пить. Они сидят на лугу печальные и ждут дождика. Им ничего не хочется делать, они плохо себя чувствуют. Необходимо срочно их напоить. Наконец начался дождик, капельки дождя падают на ромашки и поят их водой. Постепенно ромашки оживают, раскрываются и выпрямляются». Дети, играющие роль ромашек, присаживаются на корточки, принимают печальный и усталый вид, тихо звучит грустная мелодия. При словах педагога о начавшемся дождике дети «дождинки» подходят к «ромашкам», берут их руки в свои, смотрят в глаза, говорят нежные и ласковые слова утешения, так, чтобы «ромашки» перестали грустить и у них повысилось настроение. «Ромашки» улыбаются, поднимаются во весь рост с помощью «капелек дождя». Когда все «ромашки» «оживут», дети могут поменяться ролями и продолжить игру. Игра полностью контролируется педагогом, он помогает детям примерами и подсказками.
Старички
Цель игры: развивать уважительное и внимательное отношение к пожилым людям. Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей. Дети делятся на пары, один в паре играет роль старичка (или старушки, в зависимости от пола ребенка), другой – роль внука (внучки). Педагог предлагает каждой паре различные жизненные ситуации – поездку в автобусе, семейный обед, переход через оживленную дорогу – дети преодолевают препятствия, причем «внуки» помогают «старичкам». Затем дети меняются ролями. Педагог напоминает детям, что старички не могут двигаться так же быстро, как дети, что им нужно помогать – поддерживать под локоть при ходьбе, подавать руку при выходе из транспорта, позволить старичку или старушке опереться на руку, переходя через дорогу, помочь с переносом тяжестей и т. д. Педагог говорит детям о том, что пожилые люди нуждаются не только в физической помощи, но и моральной – в участливом отношении, внимательности, чуткости. Часто одинокие старички страдают из-за того, что им не с кем поговорить, поделиться воспоминаниями. Педагог в процессе игры призывает детей к внимательному и уважительному отношению к старым людям, советует уделять побольше времени знакомым и родным пожилым людям.
Пожелания
Цель игры: научить детей выражать свои эмоции, сопереживать другим людям, делать добрые пожелания. Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей. Предварительно дети из бумаги изготавливают на занятиях цветик-семицветик, причем количество лепестков совпадает с количеством детей в группе (или будет кратным количеству детей). Педагог предлагает детям поиграть: написать на каждом лепестке пожелание, оторвать лепестки и подарить тем детям, которые, на их взгляд, нуждаются в этом пожелании. Каждый ребенок отрывает поочередно лепестки, дарит их каждому ребенку и объясняет, почему он дарит каждому из детей именно такое пожелание, а не другое. Например, Саше дарит лепесток с пожеланием здоровья, потому что Саша недавно болел, Кате – лепесток с пожеланием
веселья, потому что она сегодня грустная и т. д. Так дети обмениваются всеми лепестками. Затем каждый ребенок наклеивает на свою серединку цветка все пожелания, которые были ему подарены и забирает этот цветок себе домой на память.
В зоопарке
Цель игры: позволить детям примерить на себя различные роли – доброго, злого, хитрого, трусливого и т. д.; повысить уровень самооценки. Возраст: от 3 лет. Ход игры: педагог предлагает поиграть: «Представьте, что мы пришли в зоопарк. Мы будет прогуливаться, переходить от клетки к клетке, наблюдать за поведением животных. Наша задача – изобразить, как ведет себя хозяин каждой клетки». Педагог включает негромкую музыку, называет различных животных, дети в течение 3–4 минут изображают названного зверя, затем педагог предлагает следующее животное. Лучше всего предлагать детям названия животных в паре с прилагательным, характеризующим его. Педагог может назвать следующих животных: злой волк, трусливый зайчик, сердитый медведь, добрый слон, шустрый мышонок, хитрая лиса, ленивый кот, свирепый тигр и т. д. Застенчивые дети часто стесняются проявлять свои эмоции и могут испытывать затруднения в выполнении заданий. Педагог должен помочь им, обратить их внимание на то, каким образом остальные дети имитируют поведение животных.
Посмотри на меня
Цель игры: научить детей видеть положительные черты в людях. Ход игры: Педагог предлагает детям изобразить сценку, в которой один человек пристально смотрит на другого. Тот, на кого смотрят, описывает свои ощущения. Тот, кто смотрит, описывает причину, почему он смотрит на человека. Застенчивые дети обычно смущаются от чужих взглядов, поэтому монолог того, на кого смотрят, звучит примерно так: «Зачем он (а) на меня смотрит? Что ему (ей) не нравится? Наверное, у меня грязные ботинки. Или ему (ей) не нравятся мои очки». Тот, который смотрит: «Какой симпатичный мальчик сидит. Ему очень идет этот свитер. И еще у него очень добрые глаза».
Сломанный телефон
Цель игры: научить детей с вниманием относиться к словам других людей. Ход игры: дети располагаются в ряд, педагог сообщает на ухо крайнему в ряду ребенку произвольное задуманное слово, тот передает его следующему, и так по цепочке. Ребенок, замыкающий цепочку, произносит слово вслух, все сравнивают начальное слово, которое называет педагог, и слово, получившееся в конце цепочки. Если слово изменилось, выясняется, в каком месте произошла его трансформация. Педагог предварительно предупреждает детей, что слова должны произноситься тихим, но внятным шепотом. Игру нецелесообразно проводить в коллективе, в котором имеются дети с нарушениями речи или слуха.
Кто спрятался?
Цель игры: научить детей быть внимательней к другим людям. Ход игры: дети под музыку танцуют и кружатся, когда музыка замолкает, дети присаживаются на корточки и закрывают глаза руками. Педагог касается плеча одного из детей и жестом предлагает ему выйти из комнаты. Ребенок тихо выходит из помещения, стараясь не шуметь. Через минуту педагог дает сигнал, дети открывают глаза и пытаются определить, кого из них не хватает. После того, как спрятанный ребенок назван, он возвращается к игрокам, и игра продолжается.
Чей предмет?
Цель игры: научить детей проявлять внимание к другим людям. Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Включается негромкая музыка, дети кружатся и танцуют, затем музыка смолкает. Дети закрывают глаза и замирают на месте. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому
принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок, свитер, галстук и т. д.
Что изменилось?
Цель игры: развить внимательность детей, научить детей внимание к другим людям. Ход игры: при помощи считалки выбирается водящий. Включается негромкая музыка, под которую дети танцуют. Музыка замолкает, и дети замирают в различных позах. Водящий внимательно рассматривает замерших детей в течение 1 минуты, затем выходит из комнаты. Дети быстро делают несколько изменений (количество изменений зависит от возраста) – один надевает шляпу, второй берет в руки куклу, третий садится на стул и т. д. Водящий заходит и пытается определить, что именно изменилось. Затем выбирается новый водящий, и игра продолжается. Педагог поощряет самых внимательных детей.
Отвечай – не зевай
Цель игры: развивать в детях быстроту реакции и сообразительность. Ход игры: игру можно проводить на улице. Предварительно можно расчертить асфальт мелом таким образом, чтобы у каждого малыша оказалась собственная дорожка с делениями. Дети встают в ряд, каждый на своей дорожке, педагог по очереди задает каждому простой вопрос. Если ребенок ответил без запинки, он перемещается на следующее деление, если не нашелся с ответом, остается на прежнем месте, и педагог переходит к следующему малышу. Очень важно в этой игре с вниманием отнестись к застенчивым детям, помочь им идти наравне с другими детьми и дать им почувствовать уверенность в себе и вкус победы. Вопросы могут быть любые, в том числе и шутливые, так же как и ответы, в этой игре оценивается не правильность ответа, а скорость и реакция. Примеры вопросов: • Сколько пальчиков у тебя на руке? • Как зовут твою маму? • Какого цвета солнце? • Сколько лет Деду Морозу? • Сколько раз ты приходил в детский сад? • У кого нос морковкой? и т. д.
Зайчики в трамвайчике
Цель игры: научить детей придумывать возражения и находить на них ответы. Ход игры: дети становятся или садятся в ряд. Первый ребенок произносит любую фразу, ему может помочь педагог, например: «Едут зайчики в трамвайчике». Следующий ребенок должен назвать причину-препятствие, вследствие которого произнесенная фраза теряет свой смысл. Например: «Зайчики не могут ехать в трамвайчике, потому что отключили электроэнергию». Третий ребенок изменяет произнесенную первым ребенком фразу, с учетом замечания второго: «Едут зайчики в автомобиле». Четвертый придумывает препятствие: «В автомобиле закончился бензин». И т. д. В игре могут использоваться следующие фразы-утверждения. • Я купил в магазине хлеб (изменяются названия товаров или продуктов питания, которые можно приобрести в магазине). • У меня в квартире живет кошка (изменяется название животного). • На грядке вырос лук (изменяется название овоща) и т. д.
Шторм на море
Цель игры: раскрепостить эмоциональную сферу детей, научить избавляться от негативных эмоций в приемлемой для этого форме. Ход игры: при помощи длинной веревки педагог делает очертания корабля, внутри которого на стульчиках располагаются дети. Педагог играет роль капитана, он имитирует плавание и комментирует «происходящее» вокруг:
– Мы плывем по морю, справа по курсу виден остров Обезьян. На этом острове растет много-много пальм с огромными бананами. Видите, обезьяны сидят на самых верхушках пальм и машут нам лапами? Они нас приветствуют и приглашают в гости. Ну что, у нас есть полчасика свободного времени, заглянем в гости к обезьянам? Рулевой, поворачивай корабль, держим курс на остров Обезьян. Но что это, мы тонем! Почему это произошло? Ребята, помогайте мне, надо срочно вычерпывать воду из тонущего судна! (Дети делают вид, что вычерпывают воду и выливают ее за борт). Нам нужна срочная помощь! (Обращаясь к одному из детей) Саша, позови на помощь обезьян, громко крикни: «Помогите! Спасите!». Педагог предлагает детям по очереди крикнуть как можно громче, попросить о помощи. Обычно у застенчивых детей существуют психологические барьеры, не дающие им громко кричать. Как правило, эти барьеры возникают вследствие постоянного шумового контроля со стороны родителей. Детям необходимо иногда покричать, выплеснуть отрицательную энергию, эта игра научит детей делать это в определенных ситуациях и подходящих местах. Игра развивается по сценарию, придуманному педагогом. Дети должны принимать в игре непосредственное участие и стать соавторами игры, для этого педагог может постоянно обращаться к детям за помощью и подсказками.
Наши маленькие друзья
Цель игры: развивать в детях способность сочувствовать и сопереживать, развивать бережное отношение к домашним питомцам. Ход игры: предварительно педагог предлагает детям нарисовать своих домашних животных. По этим рисункам дети должны рассказать истории о своих любимцах. Это может быть история появления маленького друга в семье ребенка, какой-нибудь забавный случай из их жизни или просто рассказ, о том, как они живут, чем занимаются, куда ходят гулять и т. д.
Все наоборот
Цель игры: научить детей определять действия, противоположные по смыслу. Ход игры: при помощи считалки выбираем водящего. Дети встают в круг, руки на пояс, водящий становится в центр круга. Водящий делает произвольные движения и называет их, остальные дети выполняют противоположные действия. Например, водящий поднимает вверх руки и говорит: «Руки вверх», все дети опускают руки по швам. Ребенок, допустивший ошибку, становится водящим. Если все дети выполнят действия правильно, через некоторое время выбирается новый водящий при помощи считалочки.
Игровые упражнения, направленные на преодоление застенчивости
При подборке серии игровых упражнений использовали пособие М.А. Чистяковой «Психогимнастика»
1.

«Снежный ком»
Все дети садятся в круг. Первый ребёнок называет своё имя, второй называет имя первого, второго, и своё и так далее. Игру можно усложнить, если дети уже знакомы: к имени можно прибавить, какое- то качество ( Света весёлая, Сёма умный). Можно придумать предмет (Даша – дом, Саша – свисток).
2.

«Группы»
Детям предлагается за 30 секунд объединиться в группы по различным признакам: цвет волос, глаз и т.д. Внутри группы дети знакомятся. Вариант первый: педагог предлагает детям построиться: - по росту; - по размеру обуви; - по цвету волос (от самых светлых до самых тёмных); - по количеству пуговиц; - по длине ногтей и т.д. 3.
«Верно - не верно»

Игра проводится в тёмном помещении. Играющие садятся в круг, по очереди берут свечу и говорят три слова, характеризуя себя. С противоположной стороны по указанию ведущего кто-то говорит: «Верно» или «не верно».
4. «Пианино»
Руки кладутся на колени соседям (они, соответственно, кладут свои на ваши). По кругу начинается игра на пианино, дети ударяют по коленям. Тот, кто сбился, убирает руку.
5. « Бесконечные слова»
Ведущий начинает букву слова, следующий игрок – вторую и так далее, пока слово не закончится Последний, назвавший слово, выходит из игры.
6. «Рука в руке»
Водящий произносит фразу, например: «Рука в руке! Все меняются местами». Все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнёром руками. Тот, кто не успел найти себе партнёра, - становится водящим. Новый водящий говорит, например: «Спина к спине! Все меняются местами!». Все игроки как можно быстрее стараются себе найти нового партнёра и встать с ним спина к спине. Тот, кто остался в одиночестве, - водит. Продолжать можно игру можно с самыми разнообразными командами: «Нос к носу», «Плечо к плечу», «Хвост к хвосту».
7. «Бабочки и цветочки»
Игроки разбиваются на пары, в парах встают по кругу лицом к центру так, чтобы первые номера смотрели в затылок вторым. В парах встают по кругу по двое, друг за другом, так, чтобы каждый партнёр был обращён лицом в центр круга. Первые номера – цветочки, они широко расставляют вперёд руки – это у цветочков лепестки. Вторые номера будут стебельками, они кладут руки на пояс каждый своему цветочку, крепко его обхватывают и пробуют управлять направлением раскрытия цветочка, проворачивая его из стороны в сторону. Попробовали. А теперь разделим одну пару на бабочку и водящего. Водящий ловит бабочку, бабочка улетает и не даёт себя поймать. Когда бабочка устаёт летать, она садиться на цветочек, цветочек становится его стебельком, а бывший стебелёк становится бабочкой и должен спасаться от водящего. Если водящий ловит бабочку, то они меняются ролями. Стебельки должны лучше управлять своими цветочками, чтобы тем было труднее завлечь бабочку. Для этого цветочки нужно поворачивать в сторону от пролетающей бабочки.
8. «Самый - самый»
Каждый человек – уникальная личность, в чём-то он совершенно не подражаем. Однако именно из-за того, что не все это видят и не все замечают, у человека возникает неудовлетворённость отношением окружающих к его персоне. Попробуйте поправить это. Разделитесь на несколько команд. Пусть внутри каждой все расскажут о своих достоинствах, которыми могут соперничать с другими. Теперь команды расскажут о своих самых – самых высоких, весёлых, находчивых товарищах и так далее. Проводите конкурсы для самых – самых.
9. «Доверяющее падение» (свободный полёт)
Объединитесь в группы по 5-6 человек. Теперь один человек из каждой группы встаёт спиной к остальным и смело падает на руки своих товарищей, заботливо и вовремя подставленных под его спину.
10. «Весёлая зарядка»
Цель: способствует раскрепощению застенчивых детей. Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети спят). Тело устаёт за день – ему нужен отдых, сон. Но впереди новый день, много интересных дел и приключений, нужно подготовить себя к ним включить, завести своё тело! Быстро спрыгнем на пол. Каждый хозяин своего тела. Вы, проснувшиеся кошечки, потягиваетесь то передними, то задними лапками. Теперь мы опрокинувшиеся на спину божьи коровки. Удастся ли нам перевернуться на
ножки без посторонней помощи? Теперь мы крадущиеся в зарослях тигры. Мы видим, как тростник качается на ветру, мы возьмём себе его гибкость. Вдохнём, и станем воздушными шарами. Мы тянемся вверх, как жирафы. Теперь попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. Теперь мы – маятники на старинных часах, покачиваемся из стороны в сторону. Теперь запустим самолёт – крутим пропеллер изо всей силы. Теперь изогнёмся, станем такими же упругими. А сейчас наши ноги устроят конкурс, какая из них выше подпрыгнет. Побей собственный рекорд – присядь на один раз больше, чем вчера. Ты победитель. Теперь весь день станет нашим. Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать весь день как старая больная черепаха.
11. «Игра фантазия»
Цель: предоставление ребёнку собственной модели поведения. Ребёнок – фантастический герой, которого он придумал дома. I этап – все дети придумывают сказку, которая объединяет их героев (оговаривается участие каждого героя в общей игре); На II этапе происходит разыгрывание сказки.
12. «Сказка»
Цель: лучшее осознание себя, развитие умения говорить о себе без стеснения, оценивать лучшие свои стороны, преодоление страха перед группой, установление доброжелательной атмосферы в группе. Ребёнку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение имени.
13. «Окажи внимание другому»
Цель: учить выражать положительное отношение к другим людям, оказывать знаки внимания. Все дети садятся по кругу, и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников. Тот, о ком говорят, должен ответить: «Спасибо, я тоже думаю, что я… (повторяет то, что говорили другие) А ещё я думаю, что я…»
14. «Мудрец»
Цель: преодоление психологического барьера застенчивости. «Закрой глаза и представь, что ты – на большом лугу. На краю луга стоит раскидистый дуб. Под ним сидит мудрец, который ответит на любой твой вопрос. Задай вопрос и выслушай ответ. Позади мудреца к дубу приклеен календарь, посмотри, какое на нём число». Раскрой глаза и расскажи, что ты видел.
15. «А ну, по громче!»
Цель: развитие умения слушать других, обсуждать что-либо, предлагать свои варианты решения проблем. Дети садятся в круг с закрытыми глазами. По сигналу все рассказывают о своих проблемах, одновременно громко. При затишье все открывают глаза, и повторяют всё сначала. Затем все обсуждают проблемы, начиная со сходных.
16. «Рычи, лев, рычи!»
Цель: раскрепощение, установление доброжелательной обстановки в группе. «Все мы львы большой семьи, Мы всегда рычать могли, И узнаем мы сейчас, Кто рычливее из нас». Когда я скажу – рычи, лев, рычи! – покажите мне вашего рычащего льва. Кто может громче? Затем побегаем гуськом. Мы поезд. Сначала я буду поездом, затем – каждый из вас. Мы пыхтим всё громче и громче. Закончить игру нужно крушением поезда.
17. «Маскарад»
На детях надеты любые маски, они выбрали себе новые имена. Играть можно в любые игры, но они не должны быть злыми.
Рекомендации по снижению застенчивости  Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку в новых для него ситуациях. Поощряйте его, учитывайте его мнение, демонстрируйте гибкость в общении, совместно с ребенком ищите решения, можно даже заранее продумывать фразы для общения и т.п. Давайте ребенку поручения, связанные с общением.  Постарайтесь научить ребенка здороваться за руку, глядя человеку в глаза, но делайте это без насилия и постепенно. Можно также показать малышу, как вежливо обратиться к прохожему и узнать, который сейчас час. С каждым днем увеличивайте количество «опрошенных» и вместе с малышом заносите результаты в специальный «Дневник успехов». Успех ребенка в какой-нибудь деятельности — сильнейшее лекарство от застенчивости.  Развивайте познавательную активность ребенка. Разносторонне развитый человек привлекает к себе внимание окружающих, с ним многие хотят общаться и дружить.  Обязательно хвалите малыша, когда он работает над собой, чтобы преодолеть свой внутренний барьер.  Будьте терпеливы, и вскоре он будет свободно общаться. Итак, развивающие и подвижные игры, игровые упражнения, направленные на снижение застенчивости у детей дошкольного возраста, часть которых мы адаптировали в работе с застенчивыми детьми в старшей логопедической группе, оказались эффективными. Игры нравились детям, так как проводились большей частью на прогулке и в группе в непринуждённой обстановке. В большем случае игры знакомы детям, но нами делался акцент на основных признаках застенчивости (умения общаться, устанавливать и поддерживать контакты, преодолевать неуверенность в себе, раскованность в движениях, более яркому проявлению эмоций.
Литература
1. Галигузова, Л.Н. Застенчивый ребёнок [Текст]/ Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 4.- с. 116-120. 2. Галигузова, Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости [Текст]/ Л.Н. Галигузова //Вопросы психологии. - 2000. - №5. – С. 12 – 18. 3. Гаспарова, Е. Застенчивый ребёнок [Текст]/Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №3. – С.10 – 15. 4. Зимбардо, Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) [Текст]/– СПб: Питер Пресс, 1996. – 256 с. 5. Игры в школе ) [Текст]:/ Для млад. шк. возраста. - Мн. : Харвест,М.: Издательство АСТ», 2000.- 144 с. 6. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учеб. заведений) [Текст] /–.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176 с. 7. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей [Текст] /–. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 80 с. 8. Минаева, В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость [Текст]// Воспитание школьников- 2001- №9. 9. Шмаков С.А."Ее величество игра, забавы, потехи, розыгрыши для детей и родителей, воспитателей: [Текст] /– Магистр1994г.120с


В раздел образования