Автор: Николаева Антонина Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "ДМШ №17 им. А.Г. Рубинштейна"
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Петергоф
Наименование материала: статья
Тема: Динамика в музыке. Моцарт. Бетховен.
Раздел: дополнительное образование
Динамика в музыке.
Моцарт. Бетховен.
Динамика — одно из средств выражения в музыке.
История исполнительского искусства знает не одну попытку
истолкования
выразительного смысла динамики. Например, Карл Черни образно объясняет f, p, ff, pp:
«Можно считать, что каждая из главных разновидностей forte
и piano
выражает
определенный характер.
Pianissimo имеет таинственный мистический характер, при
совершенном исполнении может произвести на слушателя чарующее впечатление музыки,
звучащей издали, эхо… Fortissimo выражает подъем радости до ликования, страдания, до
неистовства, блеска до бравурности».
Динамика композитора столь же индивидуальна, как и другие выразительные средства
его музыки — мелодия, гармония, фактура, ритмика и т. д. У композиторов, писавших
музыку для клавесина, употребляются обычно лишь обозначения forte и piano.
Много нового в области динамики было открыто композиторами мангеймской школы.
Особенно привлекало внимание Бетховена творчество Ф.Э. Баха, который широко
использовал выразительные возможности динамики; в частности, его излюбленным приемом
был яркий динамический контраст. Это можно увидеть в текстах его произведений для
клавира, в которых динамические указания нередко выставлены довольно подробно.
У Моцарта forte и piano остаются основными знаками динамики в текстах не только
клавесинных, но и фортепианных произведений, хотя в последних он изредка употреблял ff и
pp. Эстетическое кредо Моцарта, высказанное им в письме к отцу, звучит так: «Страсти
какими бы сильными они не были, никогда не должны выражаться в отвратительной форме,
и музыка, передавая самые ужасные ситуации, никогда не должна оскорблять ухо, а напротив
ещё услаждать его при этом, следовательно, всегда оставаться музыкой».
Моцарт очень любил фортепиано,
как
никто до него, он исключительно
одухотворенно и выразительно играл на этом инструменте. Ограниченные динамические
возможности тогдашнего фортепиано ему не мешали. Сочиняя для фортепиано, он не
испытывал потребности в расширении границ силы звучности. Динамический диапазон от
piano до forte был по душе Моцарту, и в рамках этого диапазона он находил неисчерпаемое
количество градаций.
И от оркестра Моцарт не требовал звуковой мощи, хотя он знал большие
симфонические составы (оркестр Венского музыкального общества состоял из 180 человек).
Моцарт был готов довольствоваться значительно меньшими составами и считал, что можно
создавать с такими оркестрами прекрасную музыку.
Бетховенская динамика отличается от моцартовской. Новая эпоха — новые
эстетические нормы. Бетховена уже не может удовлетворять сила звучания моцартовского
оркестра, и тем более фортепиано конца XVIII — начала XIX века. Ему нужны большие
звуковые мощности. Оркестр становится для Бетховена тем инструментом, который более
всего отвечает его творческим требованиям. Второе место в этом смысле занимает
фортепиано, которое по богатству выразительных возможностей приближается к оркестру.
Расширяя динамические границы оркестра, Бетховен делает это и в отношении фортепиано.
Динамика композитора столь же индивидуальна, как и другие выразительные средства его
музыки: мелодия, гармония, фактура, ритм и т.д.
Особенностью бетховенской динамики является контрастность. Динамику Бетховена
можно охарактеризовать как неожиданную, внезапную. Наиболее типичные для Бетховена
динамические приёмы — сопоставление контрастных динамических уровней, акцентировка
и нюанс, p«p т.е. cresendo, которое в кульминационной точке внезапно обрывается piano.
Эмоциональная напряженность музыки Бетховена часто находит своё выражение сразу во
всех этих видах динамического контраста. Бетховен придавал динамике исключительное
значение и считал, что исполнитель его музыки обязан точно исполнять все авторские
динамические предписания.
Николаева А.А.
преподаватель фортепиано
СПб ГБУ ДО «ДМШ №17 им. А.Г. Рубинштейна»