Напоминание

Роль ансамбля в воспитании ученика-пианиста на начальном этапе обучения


Автор: Хармац Галина Баяновна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №47 им.М.Ф.Мацулевич"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль ансамбля в воспитании ученика-пианиста на начальном этапе обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методическое сообщение по теме: «Роль ансамбля в воспитании

ученика-пианиста на начальном этапе обучения»
Автор: Хармац Галина Баяновна Преподавателя по классу фортепиано. МБУ ДО "Детская школа искусств №47 им. М.Ф. Мацулевич" В годы моего обучения в музыкальной школе и на протяжении многих лет позже существовала практика включения ансамбля в ряд проходимых учащимися пианистами предметов с 4-5 класса, т.е. когда ученик уже обладал навыками работы с текстом и в какой-то степени владел инструментом. Большое внимание ансамблевой игре уделяется при воспитании музыкантов в профессиональных учебных заведениях. Занимаясь многие годы с детьми 5-6летнего возраста, я хотела бы привлечь внимание к роли ансамблевой игры именно на начальном этапе обучения. Любой ребенок на первый урок приходит с ожиданием встречи с музыкой, с желанием сыграть ее самому. В слуховом багаже детей накоплены мелодии из мультфильмов, они различают голоса животных по тембру, имеют эмоциональный опыт различных переживаний. Все это может стать базой для первых проб музицирования, используя только один звук, остальное доигрывает учитель. Даже играя одну ноту, ребенок знакомится с регистрами инструмента, осваивает метроритмические закономерности. Первые занятия должны стать очень привлекательным, ярким, эмоционально окрашенным действием, в ходе которого будут приобретаться различные знания и навыки. Обращаясь к опыту Л.Баренбойма, я часто в первый урок включаю «Марш» С.Прокофьева, под который ребенок «шагает» на одном звуке. Выбор регистра за учеником - «шагать» может зайчик, лиса, волк и т.д. Задача – двигаться равномерно в темпе музыки и вместе закончить. Подобные ансамбли можно сделать на ходу из любой знакомой
ребенку мелодии («Песня Кота Леопольда», «Маленькой елочке…» и т.д.). Такая совместная игра организует метрическое чувство и слуховое внимание ученика. Примеры ансамблей подобного типа есть в сборниках для начинающих Соколова, Милича, Бабичевой. После освоения ребенком простых ритмических фигур можно составить ансамбль из фортепиано и «ударных». Ученик исполняет записанный ритм, используя ладошки, коленки, ноги, учитель играет мелодию. В учебном пособии «Путь к музицированию» Л.Баренбойма есть такие ансамбли. Придумать их нетрудно и самим, учитывая индивидуальные особенности ученика, чья задача выдержать свой ритм и попасть в эмоциональное состояние пьесы, поддержать динамическое развитие музыки. При исполнении учеником небольших попевок из 3-4 звуков, я всегда подыгрываю ему, дополняя музыкальный образ аккомпанементом. Например, в р.н.п. «Ой, звоны звонят» - колокольными басами или в песенке «Дождик, дождик, кап да кап» - каплями дождя в верхнем регистре. Аккомпанируя аккордами, педагог гармониями может подчеркнуть смену настроения, исходя из текста, хотя мелодия, исполняемая учеником, остается неизменной. Таким образом, слух ребенка подготавливается к более сложным фактурам, к штриховому многообразию, к ощущению лада и гармонических закономерностей. По поводу подобной работы Г.Г.Нейгауз писал: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носит в своей душе и слышать своим слухом» 1 . Очень правильная и хорошая мысль. Но с каким духовным и слуховым запасом приходят к нам дети. В подавляющем большинстве багаж их музыкальных впечатлений составляют песни из телевизионных программ и мультфильмов, Для многих знакомство с классической музыкой начинается только в музыкальной школе. Для 1  Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры», «Музыка», М., 1982
накопления музыкальных впечатлений я использую легкие переложения детских народных песен, отрывков из классических произведений для ансамблевого исполнения из сборника О.Бахмацкой «Здравствуй, малыш!». Просто и удобно для начинающего ученика изложены здесь мелодии Л.Бетховена, Р.Шумана, Э.Грига, Ф.Шуберта, М.Глинки, П.Чайковского, А.Бородина. Знакомство с этой сокровищницей стимулирует развитие художественного вкуса, расширяет кругозор, воспитывает эстетическое чувство. Для выразительного исполнения этой музыки маленькому пианисту нужно научиться владеть штрихами, интонировать, чутко относиться к звуку. Игра в ансамбле с учителем помогает понять структуру, нацеливает на исполнение без остановок. Несмотря на то, что большая часть фактуры остается в партии педагога, ребенок может чувствовать себя равным учителю: он исполняет мелодию, имеющую ведущее значение, и должен стать лидером, играть уверенно, быть на «первом плане». В ансамблевой игре ученик учится слушать включаться в ансамбль и под этим впечатлением с большей ответственностью исполнять свою сольно-тематическую партию. Многие динамические и агогические задачи легче решаются по примеру учителя, чем это было бы возможно вне ансамбля. К сожалению, для начального обучения имеется очень немного литературы, в которой вторая партия была бы настолько легка, чтобы ее мог исполнять ученик. Поэтому нужно использовать каждую такую возможность. Игра аккомпанирующей партии имеет свою специфику. Обычно это гармоническое сопровождение в виде баса в левой руке и интервалов, фигурации или звуков, дополняющих гармонию, - в правой. Естественно, ведущая роль принадлежит басу, т.е. левой руке. Это на первых порах вызывает сложности, т.к. ухо «прыгает» по всем подряд звукам. При работе над второй партией линию баса надо проучивать отдельно, чтобы хорошо ее слышать в общем звучании. Бас, как правило, приходится на сильную долю такта, надо учить брать его глубоко, плотно, без стука и слухом тянуть его к следующему басу. Самые простые аккомпанементы
представляют собой чередование тонической и доминантовой гармонии. Освоив аккомпанемент в одной тональности, полезно транспонировать его в несколько других, усваивая тем самым отношения между гармониями. При игре аккомпанирующей партии ученик должен знать мелодию, уметь ее пропеть и, исполняя свою партию, иметь ввиду ее характер, фразировку, динамическое развитие и во всем поддерживать солирующую партию. В некоторых ансамблях мелодия и аккомпанемент переходят из партии в партию. Примером может служить польская народная песня «Шуточная». При разборе мы анализируем фактуру ансамбля, распределяем «роли». Каждой из них соответствует своя динамика. Очень полезно чтение ансамблевой литературы с листа. Материал для этого выбираю долее легкий, чем тот, что разучивается на уроках в данное время. Учащийся должен в общих чертах охватить свою партию. Поддерживая непрерывность движения, педагог стимулирует играть без остановок и ученика, для чего внимание последнего должно быть направлено все время вперед. Удобным материалом для чтения могут служить «Мелодические упражнения» Диабелли, пьеса Поццолли «Грустная минута», «Отрывок из симфонии №7» Бетховена, где мелодия движется плавно и неторопливо, поддерживаемая красивыми гармониями во второй партии. Работа над ансамблями важна на всех этапах музыкального развития учащихся. На начальном уровне обучения она имеет особое значение. Игра в ансамбле с начинающими дает возможность: 1) Сразу включиться в процесс музицирования, почувствовать себя полноправным исполнителем в «большой» музыке; 2) Формировать художественный вкус, развивать слух, накапливать музыкальные впечатления; 3) На базе этого воспитывать исполнительские умения; 4) Закреплять навыки чтения нотного текста. Используемая нотная литература:
1. «Здравствуй, малыш!», выпуск 1, составитель О.Бахмацкая, М., 1985. 2. «Нотки-клавиши» (альбом для начинающих пианистов), составитель Т.А.Бабичева, «Окарина», Новосибирск, 2007. 3. «Путь к музицированию». Школа игры на фортепиано, составители Л.Баренбойм, Ф.Брянская, Н.Перунова, Ленинград, 1981. Используемая литература. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры», «Музыка», М., 1982


В раздел образования