Напоминание

Развитие выносливости у детей на уроках физической культуры


Автор: Мажаров Владислав Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: КОГОАУ ЛЕН
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Развитие выносливости у детей на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Развитие выносливости у детей на уроках физической

культуры»

Мажаров Владислав Михайлович – учитель физической культуры

КОГОАУ ЛЕН

Основой

эффективности

и

успешного

развития

любого

вида

деятельности

является

выносливость,

которая

относится

к

основным

физическим качествам человека. Кроме того, многие исследователи, такие

как Ашмарин Б.А., Васильков А.А., Курамшин Ю.Ф., Лях, В.И., Матвеев

Л.П., Холодов Ж.К. и др. считают, что выносливость служит основой для

развития

всех

остальных

физических

качеств

(ловкость,

гибкость

и

координацию). Проблема воспитания и повышения выносливости на

занятиях физкультурой отмечена как самая важная в физической культуре

подрастающего поколения. Это подтверждается новыми Федеральными

государственными образовательными стандартами, в которых одним из

приоритетных направлений является сохранение и укрепление здоровья

обучающихся. Между тем, результаты научных исследований последних лет

свидетельствуют о его значительном ухудшении. Причина скрывается в

малоподвижном образе жизни у детей школьного возраста, которые большую

часть свободного времени проводят за компьютером, в ущерб подвижным

играм на свежем воздухе. У таких детей возникают серьезные проблемы и с

освоением образовательной программы многих дисциплин, и со сдачей

контрольных нормативов.

Одной из основных проблем обучения школьников является развитие

двигательных навыков и, в частности, выносливости. Выносливость, самое

важное физическое качество как в повседневной жизни, так и в спорте.

Особенно выносливость необходима для всех физических действий. В

некоторых видах физических упражнений она определяет спортивные

результаты (ходьба, бег на короткие дистанции, бег на длинные дистанции,

езда на велосипеде, бег на лыжах); в других случаях позволяет выполнять

определенные

высокоуровневые

тактические

действия

(бокс,

борьба,

спортивные игры); а также она помогает при тяжелых нагрузках и

обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринт, тяжелая

атлетика, прыжки).

Физические

упражнения,

требующие

проявления

выносливости,

включают в себя все циклические аэробные упражнения, особенно бег на

дистанцию 1500 м, ходьба, езда на велосипеде, катание на лыжах на

различные дистанции, катание на коньках на 3000 м, плавание на 400 м и т.д.

Выносливость может быть общей и специальной. Общая выносливость

- это сумма физических способностей организма, которая определяет его

способность длительно выполнять работу с высокими результатами средней

интенсивности.

Состояние развития и проявления общей выносливости определяют:

− аэробные способности организма (физиологические основы общей

выносливости);

− степень экономизации техники движения;

− состояние развития волевых качеств.

Специальная выносливость-это возможность организма плодотворно

выполнять определенную нагрузку за время, названное требованиями той

или иной специализации, иначе говоря, это выносливость к определенному

виду

спортивной

деятельности,

способность

результативно

проводить

технические приемы в течение схватки, игры и т.д.

Уровень развития специальной выносливости зависит от многих

составляющих:

− возможностей нервно-мышечного аппарата;

− быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников

энергии;

− общей выносливости;

− уровня развития других двигательных способностей (скоростных

возможностей, силовых качеств);

− технико-тактического мастерства и волевых качеств.

Специальная

выносливость

характеризуется

длительной

работой,

которая определяется зависимостью степени усталости от сущности решения

двигательной задачи. Среди специальных видов выносливости наиболее

важными являются скоростная, силовая и координационная.

Развитие выносливости происходит с дошкольного возраста до 30 лет

(и при умеренной интенсивности и в более старшем возрасте). Наиболее

интенсивное развитие наблюдается между 14 и 20 годами.

Задача по развитию выносливости у детей школьного возраста

включает в себя создание условий для постоянного повышения общей

аэробной выносливости на основе различных видов двигательной 18

деятельности, предусмотренных в обязательных программах физического

воспитания.

Подростковый возраст-это этап двигательного совершенствования

моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных

способностей.

Основными

средствами

воспитания

общей

выносливости

(как

аэробной,

так

и

комплексного

характера)

считаются

те

физические

упражнения и их комплексы, характерными признаками которых являются:

− активное функционирование большинства или всех крупных звеньев

опорно-двигательного аппарата;

− преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы;

− сравнительно значительная суммарная продолжительность работы

(от нескольких минут до многих десятков минут);

− умеренная, большая и переменная интенсивность (соответственно и

аналогичная физиологическая мощность) работы;

− активное участие в работе крупных групп мышц.

Самыми

востребованными

средствами

воспитания

общей

выносливости являются:

− бег в равномерном темпе (со скоростью 2,5-3 м/с) с постепенным

увеличением продолжительности бега (например, с 10 до 25-30 мин);

− бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин),

чередуемый с ускорениями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с

переменной скоростью);

− бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140- 160

уд/мин;

− плавание в равномерном темпе (до 30 мин);

− марш-бросок на 3-4 км и более (примерная схема: 100-200 м ходьба,

600-800 м бег и т.д.);

− продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в

равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин);

− лыжные гонки на 5-10 км (на время);

− спортивные игры (футбол, баскетбол) 40-60 мин;

подвижные

игры

«Сумей

догнать»,

«Гонка

с

выбыванием»,

«Эстафета-поезд» и др.;

− прыжки через короткую скакалку. Длительность непрерывных

прыжков 3 мин и более. Темп прыжков - 135-140 раз в минуту;

− преодоление несколько раз подряд отдельных элементов и их

сочетаний из полосы препятствий.

Упражнения в качестве основного метода воспитания выносливости,

должны соответствовать следующим требованиям:

− быть простыми в технике использования и доступными для всех

школьников;

− во время бега большинство скелетных мышц должно быть

активными;

− их исполнение должно влиять на действие функциональных систем,

тем самым ограничивая выносливость;

− их реализация позволяет дозировать и адаптировать тренировочную

нагрузку;

− возможность их реализации в течение длительного времени (от

нескольких минут до нескольких часов).

Основными методами развития общей выносливости являются:

1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной

и переменной интенсивности (равномерный и переменный методы);

2) метод повторного интервального упражнения (интервальный метод);

3) метод круговой тренировки;

4) игровой метод;

5) соревновательный метод.

Равномерный

метод

характеризуется

постоянным

длительным

режимом работы с одинаковой скоростью или усилиями. В этом случае

занимающийся старается сохранить заданную скорость, ритм, постоянный

темп,

величину

усилий,

амплитуду

движений.

Упражнения

могут

выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от унитарного метода тем, что он

постоянно изменяет нагрузку во время непрерывных тренировок (например,

бега) путем намеренного изменения скорости, темпа, амплитуды движения,

усилия и так далее. Способы повторного интервального упражнения для

воспитания общей выносливости используются в основном не на начальных

этапах, а после достижения определенного уровня тренированности.

Метод повторно-интервального упражнения используется на занятиях,

как правило, с достаточно подготовленными учащимися.

Для детей подросткового возраста метод повторного интервального

упражнения применим уже с 5 класса. В качестве упражнений на

выносливость для подростков хорошо подходят прыжки со скакалкой.

Метод круговых тренировок включает в себя выполнение упражнений,

которые воздействуют на различные группы мышц и функциональные

системы типа постоянной или интервальной работы. Обычно в цикл входит

6-10 упражнений («станций»), которые ученик выполняет от одного до трех

раз.

Соревновательный

метод

предусматривает

использование

соревнований

в

качестве

средства

повышения

уровня

выносливости

учащихся.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе

игры,

в

которой

существуют

периодические

изменения

ситуации,

эмоциональность.

Для

развития

общей

выносливости,

как

правило,

применяются

циклические

упражнения

продолжительностью

не

менее

15-20

мин,

выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной

непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом

придерживаются

следующих

правил:

доступность,

систематичность,

постепенность.

Развитию скоростной выносливости отводится отдельное занятие.

Чтобы повысить выносливость для силовой работы, используются

различные упражнения с отягощениями, выполняемые в ходе повторных

испытаний повторного преодоления ненасыщенной устойчивости к сильной

усталости или «до отказа», а также метод круговой тренировки.

Развитие координационной выносливости используется на уроках

гимнастики, в спортивных играх, для которых характерны разнообразные

сложные технические и тактические действия.

Для воспитания выносливости в играх, учитывая характерные для этих

видов

признаки

двигательной

деятельности,

увеличивается

продолжительность основных упражнений, повышается интенсивность,

уменьшаются интервалы отдыха.

Педагогические воздействия, направленные на развитие выносливости,

дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно

применять именно в возрастные периоды ее бурного развития. Выносливость

детей средней школы очень важна. Правильно развитая выносливость

помогает предотвратить утомление ребенка при физических нагрузках. В

возрасте

15-20

лет

необходимо

заложить

определенный

фундамент

выносливости, чтобы в будущем достичь высоких спортивных результатов.

Литература:

1.

Германов Г. Н. Новые подходы к организации двигательной

деятельности на уроках физической культуры [Текст] / Г.Н. Германов, И.В.

Машошина // Физическая культура в школе. - 2013. - № 5. - С.9-16.

2.

Ефремова Е. В. Выносливость и ее совершенствование на уроках

физической культуры [Текст] / Е.В. Ефремова // Физическая культура в

школе. - 2014. - № 1. - С. 27-28.

3.

Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории

и методики развития [Текст] / В.И. Лях. - М.: Терра-спорт. 2000. - 198 с.

4.

Матвеев Л. П. Теория и методика физ. культуры. Введение в

предмет [Текст]: учебник для высших специальных физкультурных учебных

заведений/ Л.П. Матвеев. - 5-е изд., стер. М.: Физкультура и спорт. 2008. -

390 с.

5.

Фомин К. А. Возрастные аспекты физического воспитания

[Текст] / К.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: ФиС, 2009. - 521 с.



В раздел образования