Автор: Мажаров Владислав Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: КОГОАУ ЛЕН
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Развитие выносливости у детей на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование
Тема: «Развитие выносливости у детей на уроках физической
культуры»
Мажаров Владислав Михайлович – учитель физической культуры
КОГОАУ ЛЕН
Основой
эффективности
и
успешного
развития
любого
вида
деятельности
является
выносливость,
которая
относится
к
основным
физическим качествам человека. Кроме того, многие исследователи, такие
как Ашмарин Б.А., Васильков А.А., Курамшин Ю.Ф., Лях, В.И., Матвеев
Л.П., Холодов Ж.К. и др. считают, что выносливость служит основой для
развития
всех
остальных
физических
качеств
(ловкость,
гибкость
и
координацию). Проблема воспитания и повышения выносливости на
занятиях физкультурой отмечена как самая важная в физической культуре
подрастающего поколения. Это подтверждается новыми Федеральными
государственными образовательными стандартами, в которых одним из
приоритетных направлений является сохранение и укрепление здоровья
обучающихся. Между тем, результаты научных исследований последних лет
свидетельствуют о его значительном ухудшении. Причина скрывается в
малоподвижном образе жизни у детей школьного возраста, которые большую
часть свободного времени проводят за компьютером, в ущерб подвижным
играм на свежем воздухе. У таких детей возникают серьезные проблемы и с
освоением образовательной программы многих дисциплин, и со сдачей
контрольных нормативов.
Одной из основных проблем обучения школьников является развитие
двигательных навыков и, в частности, выносливости. Выносливость, самое
важное физическое качество как в повседневной жизни, так и в спорте.
Особенно выносливость необходима для всех физических действий. В
некоторых видах физических упражнений она определяет спортивные
результаты (ходьба, бег на короткие дистанции, бег на длинные дистанции,
езда на велосипеде, бег на лыжах); в других случаях позволяет выполнять
определенные
высокоуровневые
тактические
действия
(бокс,
борьба,
спортивные игры); а также она помогает при тяжелых нагрузках и
обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринт, тяжелая
атлетика, прыжки).
Физические
упражнения,
требующие
проявления
выносливости,
включают в себя все циклические аэробные упражнения, особенно бег на
дистанцию 1500 м, ходьба, езда на велосипеде, катание на лыжах на
различные дистанции, катание на коньках на 3000 м, плавание на 400 м и т.д.
Выносливость может быть общей и специальной. Общая выносливость
- это сумма физических способностей организма, которая определяет его
способность длительно выполнять работу с высокими результатами средней
интенсивности.
Состояние развития и проявления общей выносливости определяют:
− аэробные способности организма (физиологические основы общей
выносливости);
− степень экономизации техники движения;
− состояние развития волевых качеств.
Специальная выносливость-это возможность организма плодотворно
выполнять определенную нагрузку за время, названное требованиями той
или иной специализации, иначе говоря, это выносливость к определенному
виду
спортивной
деятельности,
способность
результативно
проводить
технические приемы в течение схватки, игры и т.д.
Уровень развития специальной выносливости зависит от многих
составляющих:
− возможностей нервно-мышечного аппарата;
− быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников
энергии;
− общей выносливости;
− уровня развития других двигательных способностей (скоростных
возможностей, силовых качеств);
− технико-тактического мастерства и волевых качеств.
Специальная
выносливость
характеризуется
длительной
работой,
которая определяется зависимостью степени усталости от сущности решения
двигательной задачи. Среди специальных видов выносливости наиболее
важными являются скоростная, силовая и координационная.
Развитие выносливости происходит с дошкольного возраста до 30 лет
(и при умеренной интенсивности и в более старшем возрасте). Наиболее
интенсивное развитие наблюдается между 14 и 20 годами.
Задача по развитию выносливости у детей школьного возраста
включает в себя создание условий для постоянного повышения общей
аэробной выносливости на основе различных видов двигательной 18
деятельности, предусмотренных в обязательных программах физического
воспитания.
Подростковый возраст-это этап двигательного совершенствования
моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных
способностей.
Основными
средствами
воспитания
общей
выносливости
(как
аэробной,
так
и
комплексного
характера)
считаются
те
физические
упражнения и их комплексы, характерными признаками которых являются:
− активное функционирование большинства или всех крупных звеньев
опорно-двигательного аппарата;
− преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы;
− сравнительно значительная суммарная продолжительность работы
(от нескольких минут до многих десятков минут);
− умеренная, большая и переменная интенсивность (соответственно и
аналогичная физиологическая мощность) работы;
− активное участие в работе крупных групп мышц.
Самыми
востребованными
средствами
воспитания
общей
выносливости являются:
− бег в равномерном темпе (со скоростью 2,5-3 м/с) с постепенным
увеличением продолжительности бега (например, с 10 до 25-30 мин);
− бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин),
чередуемый с ускорениями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с
переменной скоростью);
− бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140- 160
уд/мин;
− плавание в равномерном темпе (до 30 мин);
− марш-бросок на 3-4 км и более (примерная схема: 100-200 м ходьба,
600-800 м бег и т.д.);
− продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в
равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин);
− лыжные гонки на 5-10 км (на время);
− спортивные игры (футбол, баскетбол) 40-60 мин;
−
подвижные
игры
«Сумей
догнать»,
«Гонка
с
выбыванием»,
«Эстафета-поезд» и др.;
− прыжки через короткую скакалку. Длительность непрерывных
прыжков 3 мин и более. Темп прыжков - 135-140 раз в минуту;
− преодоление несколько раз подряд отдельных элементов и их
сочетаний из полосы препятствий.
Упражнения в качестве основного метода воспитания выносливости,
должны соответствовать следующим требованиям:
− быть простыми в технике использования и доступными для всех
школьников;
− во время бега большинство скелетных мышц должно быть
активными;
− их исполнение должно влиять на действие функциональных систем,
тем самым ограничивая выносливость;
− их реализация позволяет дозировать и адаптировать тренировочную
нагрузку;
− возможность их реализации в течение длительного времени (от
нескольких минут до нескольких часов).
Основными методами развития общей выносливости являются:
1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной
и переменной интенсивности (равномерный и переменный методы);
2) метод повторного интервального упражнения (интервальный метод);
3) метод круговой тренировки;
4) игровой метод;
5) соревновательный метод.
Равномерный
метод
характеризуется
постоянным
длительным
режимом работы с одинаковой скоростью или усилиями. В этом случае
занимающийся старается сохранить заданную скорость, ритм, постоянный
темп,
величину
усилий,
амплитуду
движений.
Упражнения
могут
выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от унитарного метода тем, что он
постоянно изменяет нагрузку во время непрерывных тренировок (например,
бега) путем намеренного изменения скорости, темпа, амплитуды движения,
усилия и так далее. Способы повторного интервального упражнения для
воспитания общей выносливости используются в основном не на начальных
этапах, а после достижения определенного уровня тренированности.
Метод повторно-интервального упражнения используется на занятиях,
как правило, с достаточно подготовленными учащимися.
Для детей подросткового возраста метод повторного интервального
упражнения применим уже с 5 класса. В качестве упражнений на
выносливость для подростков хорошо подходят прыжки со скакалкой.
Метод круговых тренировок включает в себя выполнение упражнений,
которые воздействуют на различные группы мышц и функциональные
системы типа постоянной или интервальной работы. Обычно в цикл входит
6-10 упражнений («станций»), которые ученик выполняет от одного до трех
раз.
Соревновательный
метод
предусматривает
использование
соревнований
в
качестве
средства
повышения
уровня
выносливости
учащихся.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе
игры,
в
которой
существуют
периодические
изменения
ситуации,
эмоциональность.
Для
развития
общей
выносливости,
как
правило,
применяются
циклические
упражнения
продолжительностью
не
менее
15-20
мин,
выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной
непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом
придерживаются
следующих
правил:
доступность,
систематичность,
постепенность.
Развитию скоростной выносливости отводится отдельное занятие.
Чтобы повысить выносливость для силовой работы, используются
различные упражнения с отягощениями, выполняемые в ходе повторных
испытаний повторного преодоления ненасыщенной устойчивости к сильной
усталости или «до отказа», а также метод круговой тренировки.
Развитие координационной выносливости используется на уроках
гимнастики, в спортивных играх, для которых характерны разнообразные
сложные технические и тактические действия.
Для воспитания выносливости в играх, учитывая характерные для этих
видов
признаки
двигательной
деятельности,
увеличивается
продолжительность основных упражнений, повышается интенсивность,
уменьшаются интервалы отдыха.
Педагогические воздействия, направленные на развитие выносливости,
дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно
применять именно в возрастные периоды ее бурного развития. Выносливость
детей средней школы очень важна. Правильно развитая выносливость
помогает предотвратить утомление ребенка при физических нагрузках. В
возрасте
15-20
лет
необходимо
заложить
определенный
фундамент
выносливости, чтобы в будущем достичь высоких спортивных результатов.
Литература:
1.
Германов Г. Н. Новые подходы к организации двигательной
деятельности на уроках физической культуры [Текст] / Г.Н. Германов, И.В.
Машошина // Физическая культура в школе. - 2013. - № 5. - С.9-16.
2.
Ефремова Е. В. Выносливость и ее совершенствование на уроках
физической культуры [Текст] / Е.В. Ефремова // Физическая культура в
школе. - 2014. - № 1. - С. 27-28.
3.
Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории
и методики развития [Текст] / В.И. Лях. - М.: Терра-спорт. 2000. - 198 с.
4.
Матвеев Л. П. Теория и методика физ. культуры. Введение в
предмет [Текст]: учебник для высших специальных физкультурных учебных
заведений/ Л.П. Матвеев. - 5-е изд., стер. М.: Физкультура и спорт. 2008. -
390 с.
5.
Фомин К. А. Возрастные аспекты физического воспитания
[Текст] / К.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: ФиС, 2009. - 521 с.