Напоминание

Ознакомление с окружающим миром через сюжетно - ролевую игру "Юные пожарные"


Автор: Милаш Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №2 "Солнышко"
Населённый пункт: ЗАТО посёлок Солнечный Красноярского края
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Ознакомление с окружающим миром через сюжетно - ролевую игру "Юные пожарные"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД в соответствии с ФГОС по ознакомлению с окружающим

миром для детей 5-6 лет

Тема: «Ознакомление с окружающим миром через сюжетно – ролевую игру

«Юные пожарные»
Воспитатель: Милаш Л.М. Образовательная область: «Познание» Вид деятельности: непосредственно - образовательная деятельность, игровая деятельность Тип: интегрированное Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание». Возраст: 5-6 лет Образовательные задачи:  закреплять знания о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру;  формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;  создавать условия и поощрять социальное творчество детей. Развивающие задачи:  развивать интерес к игре;  развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитательные задачи:  воспитывать положительные взаимоотношения между детьми;  воспитывать у детей уважение к труду пожарных, желание оказывать помощь другим.
Предварительная работа.
Экскурсия в пожарную часть, проведение НОД по противопожарной безопасности. Чтение рассказов: «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого; «Дым», «Пожар в море» Б.Житкова; «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака, рассматривание и обсуждение плакатов, иллюстраций о пожаре. Показ презентаций «Огонек всегда такой, и хороший, и плохой», «Пожарная безопасность». Методические приёмы: ● Игровой (использование психогимнастики);
● Наглядный (использование иллюстраций, игрового оборудования); ● Словесный (вопросы, индивидуальные ответы детей); ● Поощрение, анализ занятия.
Оборудование.
Демонстрационный материал: Мольберт, набор картинок для д/и «Огонь - друг, огонь-враг», костюмы для детей, 2 телефона, микрофон, огнетушители, 2 ведерка, 2 лопатки, стол детский, посуда детская, пожарная машина, стул, кукла, значки. Раздаточный материал: для каждого ребенка сигнальная карточка, одна сторона карточки - зеленого цвета, «разрешающая», а другая - красного цвета, «запрещающая». Материал к развивающей игре «Огонь друг или враг?»: картинки с соответственным содержанием.
Ход проведения.
Дети играют в группе, воспитатель предлагает отложить игрушки и подойти к ней, стать полукругом. Психогимнастика.
Воспитатель.
Ребята, закройте глаза. Представьте, что мы с вами на улице. Зима. Холодно. Мороз пробирается в рукава. Бр-р-р. И вдруг – костер, тепло нежно обнимает нас. Теплеют ноги, руки, лицо. Тепло. Приятно. Подул ветер – бр-р-р, холодно. Костер загорелся сильнее – тепло! Приятно. Откройте глаза. Я приглашаю вас к нашему костру. (Пока у детей закрыты глаза, выставить костер). Дети садятся полукругом. Давным-давно, когда у людей не было одежды, а ходили они в звериных шкурах, не было домов, а жили они в пещерах, им всегда было холодно. Они ели сырое мясо, потому что у людей не было огня. И вот кто-то однажды долго-долго тер палочкой о дерево. Вдруг появился дымок и вспыхнул огонь! (Зажигается фонарь в костре). С тех пор огонь стал для людей первым другом и помощником. Но иногда огонь бывает и опасен. Давайте разберемся огонь друг или враг?
Развивающая игра «Огонь друг или враг?»

Два мольберта, посередине столик, на котором лежат картинки. На одном мольберте нарисован добрый, улыбающийся Огонек, на втором нарисован злой. На столе картинки, дети по очереди выходят и прикрепляют картинки, выбирая, огонь друг или враг. (Потом все вместе разбирают правильность выполнения задания).
Воспитатель.
Ребята, что должны делать дети, если вдруг случился пожар? (в пожароопасных ситуациях?)
Дети
. Немедленно покинуть помещение, сообщить взрослым, вызвать пожарных по номеру 01.
Воспитатель
. С силой бушующего огня очень трудно справиться! Но есть люди, чья профессия — побеждать огонь. Как называют людей этой профессии?
Дети.
Пожарные.
Беседа о профессии.

Воспитатель.
Какими качествами должен обладать пожарный? Пожарный, он какой?
Дети.
Смелый, храбрый, сильный, находчивый, сообразительный, ловкий.
Воспитатель.
Что делает пожарный?
Дети.
Тушит, выносит, спешит, тренируется и т.д.
Воспитатель.
Во что одеты пожарные?
Дети.
Они носят специальную одежду из брезента, на голове - стальная каска, на ногах прочные и удобные сапоги, ведь пожарный бесстрашно идет в огонь.
Воспитатель.
Почему работа пожарного бывает опасной?
Воспитатель.
На чем передвигается пожарный по городу?
Дети.
На пожарной машине.
Воспитатель.
Почему пожарной машине все уступают дорогу?
Дети.
Она красного цвета, едет на большой скорости с сиреной и мигалкой.
Воспитатель.
Как и чем тушат огонь?
Дети.
Пожарные тушат пожар водой из специальных шлангов.

Воспитатель.
Эти специальные шланги называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях.
Воспитатель
. Как пожарные попадают на верхние этажи?
Дети.
Пожарным помогает высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь.
Воспитатель.
По какому телефону нужно звонить при пожаре? Кто принимает звонки по телефону 01?
Воспитатель.
Профессия пожарного нелегкая, требует большого мужества. Первый вопрос, который задают прибывшие пожарные это: «Есть ли в горящем помещении люди?». Рискуя своей жизнью, пожарные спасают людей из огня, разыскивая их в дыму и пламени. Особо отличившихся на пожаре награждают медалью «За отвагу на пожаре».
ФИЗМИНУТКА
1-2-3-4 Кто шагает дружно в ряд, Шагают друг за другом Мы пожарников отряд. От жары горит лицо, Мы огонь возьмём в кольцо. Делают круг Едкий дым колюч и горек. Складывают руки Тут поможет лишь топорик. «Топориком» Пламя в щели так и бьёт. Делают махи руками Прорублю я в стенке ход. Багром дотянусь до горящих досок, Поднимаются на носки Лопатою пламя зарою в песок. Изображают движения лопатой.
Воспитатель.
И нужно обязательно знать правила, как вести себя во время пожара.
Их мы закрепим в игре «Разрешается – запрещается».


Игра “Запрещается – разрешается”
У каждого ребенка сигнальная карточка, одна сторона карточки - зеленого цвета, «разрешающая». А другая, красного цвета, «запрещающая». Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают карточки с соответствующими цветами.
Запрещается (красный цвет):
• играть со спичками; • оставлять открытыми двери печей, каминов; • бросать горящие спички в помещениях; • включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более трех); • оставлять в лесу непотушенный костер.
Разрешается (зеленый цвет):
• кричать и звать на помощь взрослых; • закрыть нос и рот влажной повязкой (платком, шармом) для защиты от дыма; • двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если в помещении дым; • открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания. • вызвать для пострадавшего скорую помощь по телефону «03», отправить его в больницу.
Воспитатель.
Что необходимо делать, чтобы стать пожарным?
Дети.
Нужно много тренироваться, чтоб быть сильным, нужно быть храбрым, чтоб не бояться войти в горящий дом.
Воспитатель.
А сейчас я хочу вам предложить поиграть в игру «Юные пожарные». Как вы думаете, какие еще профессии, кроме пожарных, нам нужны в этой игре?
Дети.
Диспетчер, командир пожарной команды, врач, медсестра, полицейский, шофер, мама. Ребята, давайте распределим роли и обговорим ролевые взаимодействия. Кто будет выполнять роль пожарного, врача, диспетчера, медсестры? Чаще всего пожары происходят в доме, семье. Кто будет мамой? Дочкой? Начнём игру. Дети расходятся по игровым уголкам, готовят оборудование, переодеваются.

Командир пожарной команды
1. Принимает решения, подает команды 2. Ведет связь по рации с диспетчером и пожарными. 3. Тушит вместе с пожарными. 4. Ведет беседу с жителями города. 5. Проверяет работу пожарных и оснащение машин.
Пожарные
1. Получают сообщения о пожаре от диспетчера. 2. Тушат пожары. 3. Спасают людей и животных, оказывают первую медицинскую помощь. 4. Ведут разговоры по рации, докладывают командиру, диспетчеру. 5. Проверяют пожарную безопасность домов, учреждений. 6. Проверяют места, где можно взять воду.
Диспетчер пожарной службы
1. Принимает вызовы о пожаре. 2. Ведет запись всех вызовов. 3. Передает сообщения пожарным. 4. Ведет связь с пожарными.
Местные жители
В случае пожара: 1. Сообщают о пожаре. 2. Эвакуируются. 3. Вызывают пожарных, милицию, скорую помощь.
Медсестра
Спешит по вызову на пожар. Оказывает помощь пострадавшим. Отправляют пострадавших в больницу.
Воспитатель.
Ребята, можно я буду корреспондентом газеты «Вести Солнечного» и буду делать репортаж о том, как ваша команда тушит пожар. (Ответы детей). Воспитатель берет микрофон. А кто-то из гостей будет мне помогать, снимать видео. (Дети сами могут выбрать того, кого хотят). Корреспондент просит детей напомнить, кто – какую роль будет выполнять на учениях (диспетчер, мед. сестра, старший пожарник, водитель, пожарники).
Корреспондент.
Уважаемые, гости! Сегодня наша съемочная группа, и я, корреспондент, программы «Вести Солнечного» берем репортаж на месте тушения пожара. Начинается игра Дети расходятся по уголкам, соответственно принятым ролям. Сюжет игры.
Мама с дочкой одни дома. Мама занята своими делами, дочь играет, затем балуется со спичками, начался пожар. Мама вызывает пожарных по телефону 01. Приезжают пожарные, скорая помощь. Пожарные тушат огонь, врачи оказывают помощь. В конце игры все участники собираются в телестудии и рассказывают о произошедшем пожаре.
Диспетчер:
Служба спасения. Фамилия, имя, ваш адрес. Поняла, высылаем технику. (Диспетчер передает сигнал командиру команды.) Звучит сигнал тревоги, команда садится в машину и под звуки сирены едут до места возгорания.
Корреспондент.
Наша команда добралась до места происшествия. Но на их пути ряд препятствий, которые нужно пройти. 1. Завалы из камней (прыжки через кубы). 2. Проходят через туннель. 3. По канату.
Корреспондент.
Вот команда и добралась до очага возгорания. Есть пострадавшие, которых выносят из дома. (Командир пожарной команды делает вызов медикам. «Пожарные» на носилках «выносят» из дома пострадавших. Медики оказывают первую помощь. Пожарные возвращаются на место происшествия, разматывают пожарный рукав и тушат). После командир передает диспетчеру, что огонь потушен, и команда возвращается на базу. (Дети садятся в машину, а корреспондент берет интервью.)
Корреспондент:
Молодцы, команда, вы справились со своим заданием. Ведущий посвящает участников игры в ряды юных пожарников и вручает эмблемы «Юный пожарный». Фото приложение


В раздел образования