Напоминание

Особенности развития быстроты у детей школьного возраста


Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Развитие быстроты у детей школьного возраста
Тема: Особенности развития быстроты у детей школьного возраста
Раздел: высшее образование





Назад




Мифтахов Алмаз Фаридович

Старший преподаватель

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

Елабужский институт

Развития быстроты у детей школьного возраста

В современной обществе сфера физической культуры и спорта

испытывает

определенные

проблемы

в

связи

с

глобальной

информатизацией человека. Все больше детей отдают предпочтение

компьютерам, телефонам и прочим электронным устройствам, нежели

подвижным играм, физическому развитию организма.

Это

нарастающая

масштабная

проблема

человечества

и

ее

необходимо решать с помощью не только воспитательных воздействий, но

и с помощью практических занятий. Отсюда возникает необходимость

эффективного совершенствования физических качеств у детей в полной

мере.

Быстрота человека является одними из основных показателей

здоровья и полноценного физического развития в школьном возрасте,

поэтому существует необходимость эффективного развития данного

качества у детей.

Под быстротой понимается способность человека

выполнять движения или двигательные действия в минимальный отрезок

времени. При оценке проявлений быстроты различают:

1) латентное время двигательной реакции;

2)

скорость

одиночного

движения

(при

малом

внешнем

сопротивлении);

3) частоту движения.

Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в

особенности

касается

показателей

времени

реакции,

которые

в

большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движения.

Есть основания считать, что сочетания этих трех показателей позволяет

оценить все случаи проявления быстроты. Так в спринтерском беге

результат зависит от времени реакции на старте, скорости отдельных

движений (отталкивания, выноса бедра и др.) и темпа шагов.

Практически

конечно

наибольшее

значение

имеет

скорость

целостных двигательных актов (бега, плавания и т.д.), а не элементарные

проявления

быстроты.

Однако

скорость

в

целостном

сложно-

координационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и

от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от

длины шага, а та в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания.

Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует

быстроту человека, и при детальном анализе наиболее показательным

являются именно элементарные формы скоростных способностей.

Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью,

различают две фазы:

1) фазу увеличения скорости (фаза разгона)

2) фазу относительной стабилизации скорости.

Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй

-дистанционная

скорость.

Для

развития

быстроты

используются

следующие методы: повторный, повторно-прогрессирующий, игровой,

переменный, соревновательный, контрольный. Стандартные повторения

движений

с

максимальной

скоростью

способствуют

стабилизации

скорости на достигнутом уровне.

Факторы, влияющие на скоростные

способности:

1) состояние ЦНС, от подвижности нервных процессов, возбуждение

и торможение;

2) морфологические особенности мышечной ткани, то есть от

состояния быстрых и медленных волокон;

3) сила мышц;

4) способность мышц к переходу от напряжения к расслаблению;

5) величина энергетических запасов мышц;

6) амплитуда движений и подвижности суставов;

7)

способность

к

координации

движений

при

максимальной

скорости.

Быстрота – это комплекс свойств, непосредственно определяющих

скоростные характеристики движения, а также время двигательной

реакции.

Быстрота

движений

обуславливается

в

первую

очередь

соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью

нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление

мышц, направляющих и координирующих действие человека.

Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется

временем одиночного движения, временем двигательной реакции и

частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом). На быстроту,

проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота

нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы

напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень

включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных

волокон и их синхронная работа.

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы

проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях

и в совокупности с другими физическими качествами и техническими

действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление

скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения

целостных двигательных действий, способность как можно быстрее

набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать

ее.

Быстроту следует воспитывать на протяжении многих лет обучения в

школе, начиная с семи лет. Однако эта задача часто уходит на второй план,

когда учащиеся переходят из младшей школы в средние классы. Быстрота

позволяет ученику оперативно принимать решения, формирует ритмовые

характеристики движений, частоту, реакцию, скорость нервных процессов,

в особенности у детей.



В раздел образования