Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Развитие быстроты у детей школьного возраста
Тема: Особенности развития быстроты у детей школьного возраста
Раздел: высшее образование
Мифтахов Алмаз Фаридович
Старший преподаватель
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
Елабужский институт
Развития быстроты у детей школьного возраста
В современной обществе сфера физической культуры и спорта
испытывает
определенные
проблемы
в
связи
с
глобальной
информатизацией человека. Все больше детей отдают предпочтение
компьютерам, телефонам и прочим электронным устройствам, нежели
подвижным играм, физическому развитию организма.
Это
нарастающая
масштабная
проблема
человечества
и
ее
необходимо решать с помощью не только воспитательных воздействий, но
и с помощью практических занятий. Отсюда возникает необходимость
эффективного совершенствования физических качеств у детей в полной
мере.
Быстрота человека является одними из основных показателей
здоровья и полноценного физического развития в школьном возрасте,
поэтому существует необходимость эффективного развития данного
качества у детей.
Под быстротой понимается способность человека
выполнять движения или двигательные действия в минимальный отрезок
времени. При оценке проявлений быстроты различают:
1) латентное время двигательной реакции;
2)
скорость
одиночного
движения
(при
малом
внешнем
сопротивлении);
3) частоту движения.
Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в
особенности
касается
показателей
времени
реакции,
которые
в
большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движения.
Есть основания считать, что сочетания этих трех показателей позволяет
оценить все случаи проявления быстроты. Так в спринтерском беге
результат зависит от времени реакции на старте, скорости отдельных
движений (отталкивания, выноса бедра и др.) и темпа шагов.
Практически
конечно
наибольшее
значение
имеет
скорость
целостных двигательных актов (бега, плавания и т.д.), а не элементарные
проявления
быстроты.
Однако
скорость
в
целостном
сложно-
координационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и
от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от
длины шага, а та в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания.
Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует
быстроту человека, и при детальном анализе наиболее показательным
являются именно элементарные формы скоростных способностей.
Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью,
различают две фазы:
1) фазу увеличения скорости (фаза разгона)
2) фазу относительной стабилизации скорости.
Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй
-дистанционная
скорость.
Для
развития
быстроты
используются
следующие методы: повторный, повторно-прогрессирующий, игровой,
переменный, соревновательный, контрольный. Стандартные повторения
движений
с
максимальной
скоростью
способствуют
стабилизации
скорости на достигнутом уровне.
Факторы, влияющие на скоростные
способности:
1) состояние ЦНС, от подвижности нервных процессов, возбуждение
и торможение;
2) морфологические особенности мышечной ткани, то есть от
состояния быстрых и медленных волокон;
3) сила мышц;
4) способность мышц к переходу от напряжения к расслаблению;
5) величина энергетических запасов мышц;
6) амплитуда движений и подвижности суставов;
7)
способность
к
координации
движений
при
максимальной
скорости.
Быстрота – это комплекс свойств, непосредственно определяющих
скоростные характеристики движения, а также время двигательной
реакции.
Быстрота
движений
обуславливается
в
первую
очередь
соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью
нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление
мышц, направляющих и координирующих действие человека.
Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется
временем одиночного движения, временем двигательной реакции и
частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом). На быстроту,
проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота
нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы
напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень
включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных
волокон и их синхронная работа.
В различных видах двигательной деятельности элементарные формы
проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях
и в совокупности с другими физическими качествами и техническими
действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление
скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения
целостных двигательных действий, способность как можно быстрее
набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать
ее.
Быстроту следует воспитывать на протяжении многих лет обучения в
школе, начиная с семи лет. Однако эта задача часто уходит на второй план,
когда учащиеся переходят из младшей школы в средние классы. Быстрота
позволяет ученику оперативно принимать решения, формирует ритмовые
характеристики движений, частоту, реакцию, скорость нервных процессов,
в особенности у детей.