Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Развитие быстроты у детей школьного возраста
Тема: Основы развития быстроты у детей школьного возраста
Раздел: высшее образование
Мифтахов Алмаз Фаридович
Старший преподаватель
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
Елабужский институт
Развития быстроты у детей школьного возраста
Быстрота – это одно из основных пяти физических качеств и оно
характеризует скорость выполнения какого-либо физического действия за
минимальный отрезок времени. Проявления быстроты относительно
независимы друг от друга. Это в особенности касается показателей
времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с
показателями скорости движения. Есть основания считать, что сочетания
этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты.
Быстрота – это комплекс свойств, непосредственно определяющих
скоростные характеристики движения, а также время двигательной
реакции.
Быстрота
движений
обуславливается
в
первую
очередь
соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью
нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление
мышц, направляющих и координирующих действие человека.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую
активность, например настойчивость в достижении поставленной цели,
способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у
девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в
физическом воспитании. Поэтому следует выбирать целенаправленные
упражнения
для
развития
того
или
иного
качества
и
учитывать
характерные различия в получении результатов у детей старшего
школьного возраста.
Цель исследования: выявить эффективность методики воспитания
быстроты
у
школьников
старшего
школьного
возраста
на
уроках
физической культуры. Наше исследование проводилось на базе МБОУ
"Средняя общеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального
района Республики Татарстан. Нами были выбраны дети 10 и 11 классов в
возрасте 16-17 лет. В 10 «А» классе 20 детей (8 девочек и 12 мальчиков). В
11 «А» классе 22 ребенка (12 девочек и 10 мальчиков). Таким образом 10
«А» класс стал – экспериментальная группой, а 11 «Б» – контрольная
группой.
Для
проведения
сравнительного
тестирования
мы
использовали следующие тесты: 1.Челночный бег 3x10 м. 2.Бег на 30 м (с).
3. Бег на 60 м (с).
Нами были подобраны средства и методы, подобраны методические
приемы воспитания скоростных способностей школьников на уроках
легкой атлетики. В таблице 1 показано расписание уроков и применяемые
нами упражнения:
Таблица 1
Методика развития быстроты
День
выполнения
специальны
х
упражнений
Название специальных упражнений
Продолжительность
выполнения
специальных
упражнений
Вторник
Рывки и ускорения из различных исходных
положений (сидя, лежа, стоя на коленях) по
зрительному сигналу.
Прыжки через скакалку (частота вращения
максимальная).
10 мин в основной
части урока
Четверг
Рывки с резкой сменой направления и
мгновенными остановками.
Рывки на короткие отрезки с резкой сменой
направления.
12 мин в основной
части урока
Суббота
Имитационные упражнения с акцентировано
быстрым выполнением какого-то отдельного
движения.
Быстрые перемещения, характерные для
волейбола и баскетбола, с последующей
имитацией или выполнением технического
приема.
15 мин в основной
части урока
На начальном этапе эксперимента подготовленность школьников
была одинаковой. Анализируя полученные показатели после проведения
уроков с нашей методики мы сделали следующие выводы:
– Юноши, у которых мы проводили уроки с методикой воспитания
скоростных качеств у школьников старшего школьного возраста на уроках
физической культуры выросли показатели в тесте «Челночный бег 3x10
м.» и они быстрее на 0,3 с. чем контрольная группа.
– При тестировании «Бег на 60 м (с).» экспериментальная группа
оказалась быстрее на 0,4 с. контрольной группы.
– В «Беге на 30 м (с)» 10 «А» оказался быстрее 11 «А» на 0,4 с, что
подтверждает эффективность применения нашей методики.
У девочек экспериментальной группы после проведения уроков с
нашей методики воспитания скоростных качеств старшего школьного
возраста на уроках физической культуры также возросли показатели:
– В тесте «Бег на 60 м (с).» дети экспериментальной группы стали
0,3с.
– В нормативе «Челночный бег 3x10 м.» девушки, у которых мы
проводили уроки показали результаты стали лучше на 0,6 с.
– В «Беге на 30 м (с)» у девушек
экспериментальной группы
показатели выше на 0,4с чем до начала эксперимента.
Все
вышеизложенные
данные
подтверждают
эффективность
методики воспитания скоростных качеств у детей старшего школьного
возраста на уроках физической культуры. Абсолютно у всех детей выросли
результаты и поэтому они показывают более высокие результаты в
сравнение со своими сверстниками.