Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Физиологические основы ЗОЖ
Тема: Анализ физиологических основ ЗОЖ
Раздел: высшее образование
Мифтахов Алмаз Фаридович
Старший преподаватель
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
Елабужский институт
Физиологические основы ЗОЖ
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в
Российской Федерации – одна из приоритетных медико-социальных задач
общества в современных условиях. Регулярные физические нагрузки
повышают функциональные и адаптационные возможности организма
студентов, способствуют укреплению здоровья, повышению физической и
умственной работоспособности.
Здоровое питание – один из основополагающих моментов здорового
образа жизни и, следовательно, сохранения и укрепления здоровья. По
данным Всемирной организации здравоохранения, продолжительность
жизни человека и состояние его здоровья на 60 % определяет его образ
жизни и система питания, на 15 % – наследственность, еще 15 % –
условия внешней среды, и лишь на 10 % услуги здравоохранения.
Следует отметить, что процесс формирования культуры здоровья
в
современных
педагогических исследованиях
наиболее
активно
изучается применительно к наиболее массовой категории – учащимся
общеобразовательных
школ
и
студентам.
Существует
множество
классификаций здорового образа жизни (ЗОЖ). Сохранение здоровья
предполагает поддержание его достигнутого уровня, а укрепление –
увеличение его резервных возможностей.
Физическое
развитие
подрастающего
поколения,
согласно
требованиям
ФГОС,
представляет
собой
важную
характеристику
целостного организма, его состояния и готовности к различным видам
жизнедеятельности. Поэтому возникает необходимость развития всех
физических качеств человека у детей на уроках физической культуры.
Однако, термин «физическая культура» рассматривается обществом с
нескольких
позиций:
как
область
социальной
деятельности
с
целеустановкой сохранения здоровья в процессе двигательной активности,
и как раздел науки, и как просто название школьного предмета. Спорт,
согласно тому же закону – «сфера социально-культурной деятельности как
совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и
специальной практики подготовки человека к ним».
Одной из главных особенностей спорта является состязательность,
стремление к достижению максимальных результатов путем развития и
совершенствования
узкоспециальных
двигательных,
психофизиологических и нравственных качеств в процессе тренировочной
и соревновательной деятельности. Согласно трактовке данных терминов
понятия физической культуры и спорта имеют ряд отличий, которые
представлены в таблице 1:
Таблица 1
Отличия между понятиями "Физическая культура" и "Спорт"
Качество
Физическая культура
Спорт
Направленность
На укрепление здоровья
На достижение
максимального результата
Контингент занимающихся
Каждый желающий, в своей
возрастной категории
Регламентирован
федеральным стандартом
по виду спорта
Нормы и правила
Нет жестких норм и правил
Для каждого вида спорта
свод правил и нормативов
Сравнение полученных
навыков
Не предполагается
Соревнования, согласно
плана-графика
Организация занятий
По желанию: на
специализированных
спортивных площадках, на
природе.
Только на
специализированных
спортивных площадках,
залах и стадионах.
В связи с этим, в отличие от спортсмена, физкультурник не ставит
задачу достижения высокого результата в соперничестве с другими
людьми, и его задача заключается в улучшении собственных результатов.
В вышеупомянутом законе дано определение термину «спортсмен –
физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и
выступающее на спортивных соревнованиях»
Исходя из анализа представленных таблиц, можно сделать выводы:
«Физическая культура» направлена на укрепление здоровья
всех слоев населения, не имеет жестких правил и нормативов, не
предполагает
соревнований
и
может
быть
организована
как
в
специализированных помещениях, так и на природе.
Физкультурник нацелен на улучшение своих показателей,
дозирование
нагрузки
осуществляется
с
учетом
возможностей
и
основного рода занятий занимающегося, в щадящем и регулярном
режиме, на основе полного восстановления, гармоничного развития
физических способностей, стандартного развития двигательных единиц и
рационального питания, без перетренированности, риска травмирования,
специфического
формирования
телосложения
и
применения
фармпрепаратов.
«Спорт» предполагает достижение максимальных результатов,
показываемых на соревнованиях в специализированных площадках и
залах, имеет строго регламентированные правила и нормы, отраженные в
федеральном стандарте по виду спорта.