Напоминание

Лэпбук "Школа гнома Эконома"


Авторы: Хоменко Виктория Валерьевна, Загитова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 19"
Населённый пункт: г. Артем, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Лэпбук "Школа гнома Эконома"
Дата публикации: 12.11.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19» Артемовского городского округа

Лэпбук

«Школа гнома

Эконома»

Подготовили: воспитатели Хоменко В.В.

Загитова Е.В.

Актуальность

В последнее десятилетие встал вопрос о том, что современный

человек

должен

обладать

экономическим

мышлением,

деловыми

качествами,

способностью

к

предпринимательству.

Эти

требования

общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже и

применительно к дошкольному возрасту. Экономическое воспитание -

новая область в воспитании наших детей, особенно дошкольников.

В настоящее время финансовое просвещение детей является одним из

современных направлений в дошкольной педагогике. Ведь малыши, так или

иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с

родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их

родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача

воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые

понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели

можно создать своими руками замечательное интерактивное пособие —

лэпбук.

Лэпбук – это одна из форм организации образовательной деятельности для

развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.

Это интерактивная папка для детей на заданную тему, то есть самодельная

книжка – копилка и книжка-сокровищница.

Методическая

ценность:

развивающее

пособие

для

организации

самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и

детей.

Возможность использования: Совместная деятельность, самостоятельная

деятельность, НОД, прогулка, индивидуальная работа.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать деятельность по

изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ

для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок может взять

лэпбук и вспомнить пройденное.

Это дидактическое пособие хорошо

подходит для занятий в группах, позволяет задействовать одновременно

несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним –

кармашки с карточками по данной теме, а другим детям – задания,

подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя

и т. д.).

Пояснительная записка

Дидактическое пособие лэпбук «Школа гнома Эконома» предназначено для

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Содержание

лэпбука

можно

пополнять

и

усложнять.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает

использование

современных

технологий:

технологии

организации

коллективной

творческой

деятельности,

коммуникативных

технологий,

игровых технологий.

Цель: формирование

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

основ

финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

учить на доступном дошкольникам уровне осознавать взаимосвязь понятий

«труд – продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его

качества. Формировать представления не только о сущности таких

нравственных категорий, как экономность, бережливость, рациональности и

честность, но и щедрость, материальная взаимопомощь (на примере

меценатства).

Закрепить знания детей о монетах и банкнотах России. Закрепить, где можно

хранить деньги, значение некоторых экономических терминов. Закрепить

знания с помощью литературных произведений, в которых есть упоминание

о деньгах, банках, продажах, обмене, формировать давать оценку поступкам

героев,

высказывать

собственное

мнение.

Формировать

правильное

отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Развивающие:

Стимулировать

познавательную

активность,

способствовать

развитию

коммуникативных навыков; развивать память, мышление, усидчивость.

Речевые:

учить

аргументированно

выражать

своё

мнение

и

уважать

мнение

товарищей. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и

пассивного словаря детей.

Воспитательные

Воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам,

дружеские взаимоотношения в детском коллективе. Воспитывать уважение к

людям, умеющим хорошо трудиться и зарабатывать деньги.

С помощью этого пособия мы стремились донести до детей то, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того,

насколько сложно его произвести.

4. Деньги любят счет. Надо уметь считать сдачу и вообще быстро и

внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать.

6. Финансы – это интересно и увлекательно!

Лэпбук представляет из себя папку из 7 разделов, в которых собраны

загадки на экономическую тематику, пословицы и поговорки, словарик

экономических терминов, макет банкомата, разнообразные игры.

1. Игра «Где хранят деньги?».

Цели:

1) Познакомить детей с местами хранения денег;

2) Повысить уровень развития внимания, наблюдательности;

Ход игры:

Из имеющихся карточек выбрать те, на которых изображены места, где могут

храниться деньги, и поместить их на специальное поле.

В качестве подсказки может послужить

то, что количество мест на поле для

карточек, ограничено.

2. Игра «Можно - нельзя купить».

Цели:

1) Познакомить детей с товаром, с

его классификацией;

2) Дать понятие о том, что купить за

деньги нельзя;

3) Повысить уровень развития

наблюдательности, внимания;

4) Развивать речь-рассуждение, т.к. ребёнку свой выбор нужно будет

объяснить.

Ход игры:

1) Перемешать карточки;

2) Разделить карточки на две группы:

что можно купить за деньги;

что нельзя купить за деньги.

3) Вложить карточки в соответствующие кармашки.

Купить

нельзя

можно

3. Игра «Откуда берутся деньги, на что

мы их тратим?».

Цели:

1) Дать представление о семейном

бюджете, и что он в себя включает;

2) Дать представление о потребностях

семьи, на которые тратятся деньги;

3) Повысить уровень наблюдательности и

логического мышления.

Ход игры:

1. Познакомить детей с полями для игр (1 поле - откуда берутся деньги; 2

поле - на что мы их тратим);

2. Перемешать карточки и разложить на две группы: 1) состав семейного

бюджета; 2) потребности семьи;

3. Выбрать из потребностей более значимые и разместить их на

поле;

4. Объяснить свой выбор.

4. Макеты

«Купюры

России" и

"Монеты

России».

Цель:

Познакомить

детей с

внешним

видом купюр и

монет России.

Ход работы с

макетами:

1. Рассмотреть и

обсудить внешний вид денежных знаков;

2. Найти самую дорогую и самую дешёвую купюру и монету.

3. Предложить детям назвать по памяти номиналы монет и купюр России.

5. Интерактивное окошко «Учимся экономить».

Цель:

Привить детям бережное отношение к предметам окружающей среды.

Ход работы и интерактивным окошком:

1. Посмотреть на картинки и назвать способы экономии в повседневной

жизни, обсудить с детьми;

2. Закрыть окошко, предложить детям назвать способы экономии.

6. Экономические загадки.

Цель:

Закрепить понятия, приобретённые в процессе игр, прочтения сказок,

ознакомления с экономическим словарём и т.п.

Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюша требуется мне,

Та, что с дыркой на спине … (копилка)

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (товар)

Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке,

От одежды до булавки… (супермаркет)

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно… (весы)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам… (продавцы)

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт… (кассир)

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

Как ребёнка нет без мамы,

Продажи нету без… (рекламы)

На товаре быть должна

обязательна …. (цена)

И врачу, и акробату

Выдают за труд … (зарплату)

Чтобы партнеров не мучили споры,

Пишут юристы для них… (договоры)

Из кармана в карман скачут. (деньги)

Расчёт зарплаты - знать пора -

Проводят в срок… (бухгалтера)

7. Пословицы и

поговорки.

Цели:

1) Познакомить

детей с пословицами и поговорками на данную тему;

2) Научить понимать и объяснять их смысл.

Время – деньги.

На деньги ума не купишь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Не в деньгах счастье.

Копейка рубль бережет.

Здоровья на деньги не купишь.

Денежка без ног, а весь мир пройдет.

Штучка – невеличка всякому нужна.

Долг платежом красен.

Кто рано встает, у того копейка растет.

Кто не работает, тот не ест.

Труд человека кормит, а лень портит.

8. Словарик юного экономиста

Цели:

1) Увеличение словарного запаса;

2) Знакомство с экономическими терминами;

3) Развитие памяти.

АВАНС — деньги (часть заработной платы, которые выплачивают до окончания всей

работы.

БАНК — организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их

в долг.

БАНКИР — управляющий или владелец банка.

БЕДНЫЕ — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут

удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.

БЕЗРАБОТНЫЙ — человек, который не работает или потерял работу.

БЕРЕЖЛИВЫЙ — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.

БОГАТЫЕ — люди, у которых большие доходы и есть накопления.

ВАЛЮТА — деньги других стран.

ДЕНЕЖНАЯ КУПЮРА — бумажные деньги с обозначенной на них стоимостью.

ДЕНЬГИ — это бумажные или металлические знаки как средство покупки товаров или

оплаты услуг.

ДЕШЕВЫЙ — имеющий низкую цену, недорогой.

ДОЛГ — вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с

обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.

ДОЛЛАР — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других

государствах.

ДОРОГОЙ — имеющий высокую цену.

ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или

государство в результате какой-либо деятельности.

ЕВРО — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других

европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).

ЗАРПЛАТА (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.

МЕНЕДЖЕР — человек, который помогает управлять производством, организует его.

МОНЕТА — металлический денежный знак.

НАКОПЛЕНИЯ — деньги, которые откладывают или хранят в банке.

ПЕНСИЯ — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг

определенного возраста.

ПОСОБИЕ — денежная помощь государства тем людям, которые не могут

самостоятельно зарабатывать для того, чтобы удовлетворить жизненно важные

потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество и качество предлагаемых товаров и услуг.

ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в

работе.

РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить

товары.

РЕКЛАМА — информация (сообщение) о товарах, которая помогает продавцу найти

покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку.

РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ — человек, который распространяет сведения о достоинствах

товаров и услуг с целью продажи.

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ — распределение доходов и расходов в семье.

СПОНСОР — человек (или предприятие, который помогает деньгами отдельным

людям или группам людей в осуществлении какого- либо мероприятия и не требует

возврата своих денег.

СПРОС — показывает, сколько людей хотят приобрести товар.

СТИПЕНДИЯ — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.

ТОВАР — изделие, вещь, которые продаются, покупаются или обмениваются.

ТРАНЖИРА — тот, кто тратит деньги (материалы, время) попусту.

УСЛУГА — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ — тот, кто умеет правильно вести домашнее хозяйство.

ЦЕНА — денежное выражение стоимости товара или услуги.

ЭКОНОМНЫЙ — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени

добивается лучших результатов.

9. Раскраски

Цель:

Сюжетные раскраски наглядно знакомят детей с экономическими

ситуациями в повседневной жизни человека.

Ход работы:

Вариант 1.

Раскрашивать и описывать картинку.

Вариант 2.

1) Составить из нескольких картинок рассказ;

2) Раскрасить их, обсудить;

3) Устроить выставку.

10. Игра «Отгадай сказку» (картинки, по которым можно беседовать с

детьми).

Цель:

закреплять умение узнавать по картинкам и правильно называть сказки, в

которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и

услуги, последовательный процесс производства и пр.).

«Экономические сказки».

Братья Гримм «Выгодное дело»

Цель: познакомить с разными способами получения дохода; развивать

смекалку, умение предвидеть результат.

В. И. Даль «Про мышь зубастую да, про воробья богатого»

Цель: расширять представления о том, что выгода для одной стороны может

быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости.

К. И. Чуковский «Телефон»

Цель: расширять представления о разнообразии потребностей; прививать

доброе отношение к живому миру.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Цель: формировать

представление

о

цепочке

связей

в

трудовой

деятельности;

показать

взаимосвязь

трудовых

процессов,

значение

ответственного

отношения

работающих

к

качеству

продуктов

труда;

развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое

отношение к ним.

С. Михалков «Как старик корову продавал»

Цель: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения

информации о товаре с целью его продажи.

К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха».

Цель: формировать

представление

о

рациональной

трате

денег

при

совершении покупок, развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду;

воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия.

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

Цель:

формировать

представления

о

взаимосвязи

потребностей

и

возможностей; объяснить, что настойчивость, обязательность помогают

добиваться успеха в любом деле.

А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино».

Цель:

формировать

представления

детей

о

разнообразных

способах

получения доходов и увеличения прибыли.

Братья Гримм «Бременские музыканты»

Цель: уточнить сформированные представления о потребностях в жилье и

возможностях их удовлетворения; развивать сообразительность, умение

рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Цель: учит детей понятиям бартер, товарообмен.



В раздел образования