Авторы: Хоменко Виктория Валерьевна, Загитова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 19"
Населённый пункт: г. Артем, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Лэпбук "Школа гнома Эконома"
Дата публикации: 12.11.2021
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19» Артемовского городского округа
Лэпбук
«Школа гнома
Эконома»
Подготовили: воспитатели Хоменко В.В.
Загитова Е.В.
Актуальность
В последнее десятилетие встал вопрос о том, что современный
человек
должен
обладать
экономическим
мышлением,
деловыми
качествами,
способностью
к
предпринимательству.
Эти
требования
общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже и
применительно к дошкольному возрасту. Экономическое воспитание -
новая область в воспитании наших детей, особенно дошкольников.
В настоящее время финансовое просвещение детей является одним из
современных направлений в дошкольной педагогике. Ведь малыши, так или
иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с
родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их
родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача
воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые
понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели
можно создать своими руками замечательное интерактивное пособие —
лэпбук.
Лэпбук – это одна из форм организации образовательной деятельности для
развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.
Это интерактивная папка для детей на заданную тему, то есть самодельная
книжка – копилка и книжка-сокровищница.
Методическая
ценность:
развивающее
пособие
для
организации
самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и
детей.
Возможность использования: Совместная деятельность, самостоятельная
деятельность, НОД, прогулка, индивидуальная работа.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать деятельность по
изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ
для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок может взять
лэпбук и вспомнить пройденное.
Это дидактическое пособие хорошо
подходит для занятий в группах, позволяет задействовать одновременно
несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним –
кармашки с карточками по данной теме, а другим детям – задания,
подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя
и т. д.).
Пояснительная записка
Дидактическое пособие лэпбук «Школа гнома Эконома» предназначено для
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Содержание
лэпбука
можно
пополнять
и
усложнять.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает
использование
современных
технологий:
технологии
организации
коллективной
творческой
деятельности,
коммуникативных
технологий,
игровых технологий.
Цель: формирование
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
основ
финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
учить на доступном дошкольникам уровне осознавать взаимосвязь понятий
«труд – продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его
качества. Формировать представления не только о сущности таких
нравственных категорий, как экономность, бережливость, рациональности и
честность, но и щедрость, материальная взаимопомощь (на примере
меценатства).
Закрепить знания детей о монетах и банкнотах России. Закрепить, где можно
хранить деньги, значение некоторых экономических терминов. Закрепить
знания с помощью литературных произведений, в которых есть упоминание
о деньгах, банках, продажах, обмене, формировать давать оценку поступкам
героев,
высказывать
собственное
мнение.
Формировать
правильное
отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Развивающие:
Стимулировать
познавательную
активность,
способствовать
развитию
коммуникативных навыков; развивать память, мышление, усидчивость.
Речевые:
учить
аргументированно
выражать
своё
мнение
и
уважать
мнение
товарищей. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и
пассивного словаря детей.
Воспитательные
Воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам,
дружеские взаимоотношения в детском коллективе. Воспитывать уважение к
людям, умеющим хорошо трудиться и зарабатывать деньги.
С помощью этого пособия мы стремились донести до детей то, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того,
насколько сложно его произвести.
4. Деньги любят счет. Надо уметь считать сдачу и вообще быстро и
внимательно считать деньги.
5. Финансы нужно планировать.
6. Финансы – это интересно и увлекательно!
Лэпбук представляет из себя папку из 7 разделов, в которых собраны
загадки на экономическую тематику, пословицы и поговорки, словарик
экономических терминов, макет банкомата, разнообразные игры.
1. Игра «Где хранят деньги?».
Цели:
1) Познакомить детей с местами хранения денег;
2) Повысить уровень развития внимания, наблюдательности;
Ход игры:
Из имеющихся карточек выбрать те, на которых изображены места, где могут
храниться деньги, и поместить их на специальное поле.
В качестве подсказки может послужить
то, что количество мест на поле для
карточек, ограничено.
2. Игра «Можно - нельзя купить».
Цели:
1) Познакомить детей с товаром, с
его классификацией;
2) Дать понятие о том, что купить за
деньги нельзя;
3) Повысить уровень развития
наблюдательности, внимания;
4) Развивать речь-рассуждение, т.к. ребёнку свой выбор нужно будет
объяснить.
Ход игры:
1) Перемешать карточки;
2) Разделить карточки на две группы:
что можно купить за деньги;
что нельзя купить за деньги.
3) Вложить карточки в соответствующие кармашки.
Купить
нельзя
можно
3. Игра «Откуда берутся деньги, на что
мы их тратим?».
Цели:
1) Дать представление о семейном
бюджете, и что он в себя включает;
2) Дать представление о потребностях
семьи, на которые тратятся деньги;
3) Повысить уровень наблюдательности и
логического мышления.
Ход игры:
1. Познакомить детей с полями для игр (1 поле - откуда берутся деньги; 2
поле - на что мы их тратим);
2. Перемешать карточки и разложить на две группы: 1) состав семейного
бюджета; 2) потребности семьи;
3. Выбрать из потребностей более значимые и разместить их на
поле;
4. Объяснить свой выбор.
4. Макеты
«Купюры
России" и
"Монеты
России».
Цель:
Познакомить
детей с
внешним
видом купюр и
монет России.
Ход работы с
макетами:
1. Рассмотреть и
обсудить внешний вид денежных знаков;
2. Найти самую дорогую и самую дешёвую купюру и монету.
3. Предложить детям назвать по памяти номиналы монет и купюр России.
5. Интерактивное окошко «Учимся экономить».
Цель:
Привить детям бережное отношение к предметам окружающей среды.
Ход работы и интерактивным окошком:
1. Посмотреть на картинки и назвать способы экономии в повседневной
жизни, обсудить с детьми;
2. Закрыть окошко, предложить детям назвать способы экономии.
6. Экономические загадки.
Цель:
Закрепить понятия, приобретённые в процессе игр, прочтения сказок,
ознакомления с экономическим словарём и т.п.
Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюша требуется мне,
Та, что с дыркой на спине … (копилка)
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются … (товар)
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке,
От одежды до булавки… (супермаркет)
Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно… (весы)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам… (продавцы)
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт… (кассир)
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
Как ребёнка нет без мамы,
Продажи нету без… (рекламы)
На товаре быть должна
обязательна …. (цена)
И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них… (договоры)
Из кармана в карман скачут. (деньги)
Расчёт зарплаты - знать пора -
Проводят в срок… (бухгалтера)
7. Пословицы и
поговорки.
Цели:
1) Познакомить
детей с пословицами и поговорками на данную тему;
2) Научить понимать и объяснять их смысл.
Время – деньги.
На деньги ума не купишь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Не в деньгах счастье.
Копейка рубль бережет.
Здоровья на деньги не купишь.
Денежка без ног, а весь мир пройдет.
Штучка – невеличка всякому нужна.
Долг платежом красен.
Кто рано встает, у того копейка растет.
Кто не работает, тот не ест.
Труд человека кормит, а лень портит.
8. Словарик юного экономиста
Цели:
1) Увеличение словарного запаса;
2) Знакомство с экономическими терминами;
3) Развитие памяти.
АВАНС — деньги (часть заработной платы, которые выплачивают до окончания всей
работы.
БАНК — организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их
в долг.
БАНКИР — управляющий или владелец банка.
БЕДНЫЕ — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут
удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.
БЕЗРАБОТНЫЙ — человек, который не работает или потерял работу.
БЕРЕЖЛИВЫЙ — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.
БОГАТЫЕ — люди, у которых большие доходы и есть накопления.
ВАЛЮТА — деньги других стран.
ДЕНЕЖНАЯ КУПЮРА — бумажные деньги с обозначенной на них стоимостью.
ДЕНЬГИ — это бумажные или металлические знаки как средство покупки товаров или
оплаты услуг.
ДЕШЕВЫЙ — имеющий низкую цену, недорогой.
ДОЛГ — вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с
обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.
ДОЛЛАР — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других
государствах.
ДОРОГОЙ — имеющий высокую цену.
ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или
государство в результате какой-либо деятельности.
ЕВРО — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других
европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).
ЗАРПЛАТА (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.
МЕНЕДЖЕР — человек, который помогает управлять производством, организует его.
МОНЕТА — металлический денежный знак.
НАКОПЛЕНИЯ — деньги, которые откладывают или хранят в банке.
ПЕНСИЯ — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг
определенного возраста.
ПОСОБИЕ — денежная помощь государства тем людям, которые не могут
самостоятельно зарабатывать для того, чтобы удовлетворить жизненно важные
потребности.
ПОТРЕБНОСТЬ — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в
работе.
РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить
товары.
РЕКЛАМА — информация (сообщение) о товарах, которая помогает продавцу найти
покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку.
РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ — человек, который распространяет сведения о достоинствах
товаров и услуг с целью продажи.
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ — распределение доходов и расходов в семье.
СПОНСОР — человек (или предприятие, который помогает деньгами отдельным
людям или группам людей в осуществлении какого- либо мероприятия и не требует
возврата своих денег.
СПРОС — показывает, сколько людей хотят приобрести товар.
СТИПЕНДИЯ — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.
ТОВАР — изделие, вещь, которые продаются, покупаются или обмениваются.
ТРАНЖИРА — тот, кто тратит деньги (материалы, время) попусту.
УСЛУГА — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ — тот, кто умеет правильно вести домашнее хозяйство.
ЦЕНА — денежное выражение стоимости товара или услуги.
ЭКОНОМНЫЙ — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени
добивается лучших результатов.
9. Раскраски
Цель:
Сюжетные раскраски наглядно знакомят детей с экономическими
ситуациями в повседневной жизни человека.
Ход работы:
Вариант 1.
Раскрашивать и описывать картинку.
Вариант 2.
1) Составить из нескольких картинок рассказ;
2) Раскрасить их, обсудить;
3) Устроить выставку.
10. Игра «Отгадай сказку» (картинки, по которым можно беседовать с
детьми).
Цель:
закреплять умение узнавать по картинкам и правильно называть сказки, в
которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и
услуги, последовательный процесс производства и пр.).
«Экономические сказки».
Братья Гримм «Выгодное дело»
Цель: познакомить с разными способами получения дохода; развивать
смекалку, умение предвидеть результат.
В. И. Даль «Про мышь зубастую да, про воробья богатого»
Цель: расширять представления о том, что выгода для одной стороны может
быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости.
К. И. Чуковский «Телефон»
Цель: расширять представления о разнообразии потребностей; прививать
доброе отношение к живому миру.
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: формировать
представление
о
цепочке
связей
в
трудовой
деятельности;
показать
взаимосвязь
трудовых
процессов,
значение
ответственного
отношения
работающих
к
качеству
продуктов
труда;
развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое
отношение к ним.
С. Михалков «Как старик корову продавал»
Цель: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения
информации о товаре с целью его продажи.
К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха».
Цель: формировать
представление
о
рациональной
трате
денег
при
совершении покупок, развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду;
воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия.
Русская народная сказка «Сивка – бурка».
Цель:
формировать
представления
о
взаимосвязи
потребностей
и
возможностей; объяснить, что настойчивость, обязательность помогают
добиваться успеха в любом деле.
А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино».
Цель:
формировать
представления
детей
о
разнообразных
способах
получения доходов и увеличения прибыли.
Братья Гримм «Бременские музыканты»
Цель: уточнить сформированные представления о потребностях в жилье и
возможностях их удовлетворения; развивать сообразительность, умение
рассуждать, аргументировать свою точку зрения.
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
Цель: учит детей понятиям бартер, товарообмен.