Напоминание

Использование игровых технологий при реализации дисциплин специального цикла


Автор: Рогозин Николай Александрович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Архангельский техникум водных магистралей им. С.Н. Орешкова
Населённый пункт: г Архангельск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование игровых технологий при реализации дисциплин специального цикла
Дата публикации: 21.11.2021
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Архангельской области

«АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ВОДНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

имени С.Н. ОРЕШКОВА»

(ГАПОУ АО «АТВМ»)

Методическая разработка занятия «Характеристика

архитектурно-конструктивных типов судов»

учебной дисциплины ОП.06 Теория и устройство судна

Архангельск, 2021

Методическая

разработка

занятия

«Характеристика

архитектурно-

конструктивных типов судов» учебной дисциплины

«Теория устройства

судна»

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

среднего

профессионального

образования,

утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 №

443 по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок,

входящей в УГСН 26.00.00 Техника и технология кораблестроения и водного

транспорта.

Организация – разработчик: ГАПОУ АО «Архангельский техникум водных

магистралей»

Разработчики:

Рогозин Николай Александрович, преподаватель ГАПОУ АО «Архангельский

техникум водных магистралей»

2

Содержание

Введение...................................................................................................................4

1.Общая информация о занятии.............................................................................5

2.Межпредметные и внутрипредметные связи....................................................8

2.1 Межпредметные связи...................................................................................8

2.2. Внутрипредметные связи.............................................................................8

3.

Хронологическая карта занятия......................................................................9

4.

Технологическая карта занятия.....................................................................10

Заключение............................................................................................................13

Приложения...........................................................................................................15

3

ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка учебного занятия по дисциплине

ОП.06.Теория и устройство судна по теме «Характеристика архитектурно-

конструктивных типов судов» составлена на основе и в соответствии с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

по

специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок.

В настоящей методической разработке отражены основные требования

к

обучающимся,

такие

как

непосредственное

активное

участие

в

образовательной деятельности, внимательность, наблюдательность.

Методическая разработка включает в себя следующие разделы:

пояснительная

записка,

цель

занятия,

тип

занятия,

используемые

педагогические технологии, место проведения занятия, дидактическая база,

интеграция темы.

В настоящее время разнообразие типов судов является достаточно

серьезной проблемой при подготовке специалистов, эксплуатирующих

водный транспорт.

Судостроение и техническое развитие судов в современном мире не

стоит на месте. Возникают новые типы судов, совершенствуются и

модернизируются старые, но не потерявшие своей актуальности. Появляется

и устанавливается совершенно новое судовое оборудование. Перед судами и

экипажами этих судов ставятся совершенно новые цели и задачи. Ярким

подтверждением этому является спуск в начале ХХI века на воду совершенно

новых типов ледоколов, которые призваны, чтобы покорять ледяное

безмолвие Арктики.

Учитывая необходимость умения пользоваться и эксплуатировать

судно как сложную инженерную конструкцию во время выполнения

экипажами судов своей непосредственной профессиональной деятельности

очень важно углублять знания обучающихся специальностей, входящих в

УГСН 26.00.00 Техника и технология кораблестроения и водного транспорта.

4

1.Общая информация о занятии

Тема занятия: «Характеристика архитектурно-конструктивных типов

судов».

Время проведения - 90 минут.

Место проведения – аудитория.

Цель занятия: углубление и совершенствование системы знаний в

области архитектурно-конструктивных типов судов.

Задачи:

1. Ознакомить

обучающихся

с

основными

архитектурно-

конструктивными типами судов.

2.

Сформировать у обучающихся умение различать основные типы

судов по внешним признакам.

3.

Исследовать конструктивные отличия типов корпусов судов.

4.

Проанализировать

преимущества

и

недостатки

наиболее

распространенных форм корпуса при выполнении различных задач.

5.

Формировать навыки критической оценки полученной информации.

Основная и содержательная часть направлена на формирование

следующих общих и профессиональных компетенций у обучающихся:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального

и личностного развития.

5

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать

повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

профессиональной деятельности.

ОК

10.

Владеть

письменной

и

устной

коммуникацией

на

государственном и иностранном языке.

ПК

1.1.

Обеспечивать

техническую

эксплуатацию

главных

энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с

ними систем управления.

ПК

1.2.

Осуществлять

контроль

выполнения

национальных

и

международных требований по эксплуатации судна.

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового

оборудования.

ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем

оборудования для замены в процессе эксплуатации судов.

ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в

соответствии

с

установленными

правилами

и

процедурами,

обеспечивающими

безопасность

операций

и

отсутствие

загрязнения

окружающей среды.

ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной

безопасности.

ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.

6

ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов

экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения

возникновения пожара и при тушении пожара.

ПК 3.1. Планировать работу структурного подразделения.

ПК 3.2. Руководить работой структурного подразделения.

ПК

3.3.

Анализировать

процесс

и

результаты

деятельности

структурного подразделения.

Форма организации учебного процесса:

1. Фронтальная.

2. Групповая.

3. Индивидуальная

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: лекция

Место проведения: учебная аудитория.

Время проведения: 90 минут.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой.

Дидактическая база занятия:

1.

Макеты различных типов судов.

2.

Стенд-макет «Конструкция машинного отделения грузового

судна».

3.

Стенд-макет

«Конструкция

машинного

отделения

рыбопромыслового судна».

4.

Схемы для практического задания.

5.

Мультимедийная установка (ноутбук,проектор).

6.

Демонстрационный материал.

7

2.Межпредметные и внутрипредметные связи.

2.1 Межпредметные связи.

Для

успешного

освоения

дисциплины

реализуются

следующие

межпредметные связи:

Таблица 1. Основные межпредметные связи

Учебная дисциплина.

Тема

История

Возникновение и развитие

судостроения

Физика

Действие на судно различных

сил. Выполнение Закона

Архимеда

ПМ.01 Эксплуатация, техническое

обслуживание и ремонт судового

энергетического оборудования

Расположение основных

механизмов и систем судна

ПМ.02 Обеспечение безопасности

плавания.

Анализ формы корпуса судна с

позиции безопасности.

2.2. Внутрипредметные связи

Для обеспечения успешного обобщения ранее полученных знаний и

систематизации вновь приобретенных навыков и умений необходимо

соблюдение и выполнение внутрипредметных связей между темами и

навыками.

Внутрипредметные связи

Понятие геометрии судна. Умение работать в команде.

Классификация судов

Схема 1. Выполнение внутрипредметных связей.

8

3.

Хронологическая карта занятия

Учебное занятие проводится в соответствии с хронологической картой.

Хронологическая карта представлена в таблице 2.

Таблица

2.

Хронологическая

карта

занятия

«Характеристика

архитектурно-конструктивных типов судов»

Этап занятия.

Время

проведения

Организационный момент.

5 мин

Обоснование темы и целей занятия.

5 мин

Актуализация опорных знаний.

10мин

Рефлексия этапа урока.

1 мин

Получение и расширение теоретических знаний.

30мин

Рефлексия этапа урока.

2мин

Самостоятельная работа обучающихся.

25мин

Рефлексия этапа урока.

2 мин

Домашнее задание.

5 мин

Рефлексия урока в целом.

5 мин

9

4.

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия приведена в таблице 3

Таблица №3. Технологическая карта урока.

Этапы занятия

Задачи, решаемые

на каждом этапе.

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся.

Формы, методы

и средства

обучения.

Предполагаемый

результат

Время

выполнения

1

2

3

4

5

6

7

Организационный

момент

Создание

благоприятные

условия для

взаимодействия

преподавателя и

обучающихся на

занятии.

Приветствие

обучающихся,

настрой на работу.

Проверка

посещаемости.

Приветствие

преподавателя.

Эмоциональный

настрой на

занятие.

Фронтальная.

Словесный метод

Установление

положительный

эмоционального фон

на уроке.

Готовность

обучающихся к

работе

5минут

Обоснование

темы и целей

занятия.

Концентрация

внимания

обучающихся.

Мотивация

обучающихся

к работе

Приобщение

обучающихся к

теме урока.

совместная

формулировка

темы, цели,

актуальности,

плана занятия

Предложение

своих вариантов

формулировок

темы,

обоснование

актуальности.

Эмоциональный

настрой на

работу.

Фронтальная.

Информационно-

продуктивный.

Презентация.

Фиксация внимания

на теме и цели

занятия. Установлен

положительный

эмоциональный фон

занятия.

5 мин.

Актуализация

опорных знаний.

Конкретизация

ранее полученных

знаний. Выявление

уровня

Опрос по

пройденному

материалу.

Акцентирование

Повторение

основные

понятия по теме:

«Классификация

Фронтальная.

Устный опрос.

Презентация.

Формулирование

развернутые ответы

на поставленные

вопросы.

10мин.

10

самообразования

внимание о

на ключевых

понятиях

судов»

Рефлексия этапа

урока

Взаимодействие

преподавателя и

обучающихся.

Постановка

вопроса о

необходимости

развития судов, как

вида транспорта.

Высказывание

своей точки

зрения на

поставленные

вопросы.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Формулирование

ответы на вопросы.

1 мин

Получение и

расширение

теоретических

знаний

-

Определение

уровня

самостоятельного

мышления.

-

Проверка

готовности

использования

полученных

теоретических

знаний на практике.

Ознакомление с

различными

архитектурно-

конструктивными

типами судов.

Рассказ

сопровождается

презентацией.

Демонстрация

видеофильма.

Составление

опорного

конспекта.

Участвуют в

обсуждении.

Фронтальная.

Информационно

продуктивный.

Концентрирование

внимания на

основных задачах

занятия.

30мин.

Рефлексия этапа

урока

Взаимодействие

преподавателя и

обучающихся.

Задает вопросы

обучающимся о

достоинствах и

недостатках

современных типов

судов.

Высказывают

свою точку

зрения.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Анализируют

полученные знания.

2мин

Самостоятельная

работа

обучающихся

-

Побуждение к

целенаправленной

деятельности.

Развитие

Выдача

практического

задания по

определению

В группах

собирают модель

кораблика из

бумаги (см.

Фронтальная.

Групповая.

Индивидуальная.

Презентация,

Систематизация

полученных знаний.

Анализ полученных

результатов.

25мин

11

практикоориен-

тированного

мышления

архитектурно-

конструктивных

типов судов

Организация

работы в группах.

Консультация

обучающихся.

Приложение 1)

Анализ

полученной

модели с точки

зрения Теории и

устройства судна.

схемы моделей

корабликов

Рефлексия этапа

урока

Постановка вопроса

о значимости

проделанной

работы на уроке.

Озвучивание

вопроса

обучающимся о

значимости

полученных

навыков и умений.

Ответ на

поставленный

вопрос.

Фронтальная.

Групповая форма

работы.

Формулировка

ответов на вопросы.

Заполнение и сдача

проведенный анализ

моделей на

проверку.

2 мин

Домашнее задание

Мотивация

учебного интереса.

Домашнее задание

предусматривает

работу с

различными

источниками.

Комментарии к

домашнему

заданию.

Предоставление

права выбора

источников

информации.

Запись

домашнего

задания.

Уточнение по

заданию

преподавателя.

Беседа.

Презентация

Готовность к

выполнению

задания.

5 мин

Рефлексия урока в

целом.

Диагностировать

эмоциональное

состояние

обучающихся.

Организовать

обратную связь.

Оценить работу на

уроке.

Постановка

вопроса о

результатах урока.

Выставление

отметок.

Рефлексия

обучающихся.

Выводы о

результатах

работы.

Коллективная

форма работы.

Беседа.

Положительное

эмоциональное

состояние

обучающихся,

активность

обучающихся в

момент образования

обратной связи.

5мин.

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в данной методической разработке приемы и методы

формирования познавательного интереса обучающихся, применяемые мной,

при изучении раздела «Устройство судна» дисциплины ОП.06 Теория и

устройство судна, как показала практика, намного усиливают интерес

обучающихся к изучению материала. Также, несомненно, активизируется

познавательная

и

аналитическая

деятельность

обучающихся,

что

способствует лучшему усвоению знаний.

Также, при использовании этой методической разработки улучшилось

качество знаний обучающихся, о чем говорит анализ ответов обучающихся на

итоговом тестировании по данной теме.

При складывании моделей корабликов обучающиеся анализируют

полученные результаты, могут определить архитектурно-конструктивный

тип получившегося судна. Основываясь и систематизируя ранее полученные

знания, обучающиеся могут сделать выводы о преимуществах и недостатках

конкретной модели судна, а также назвать составные части.

Кроме этого, используя в практике данную методическую разработку

занятия можно прийти к решению целей и задач как образовательных, так и

воспитательных, например:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития;

ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями.

Также хочется отметить и примененную групповую форму обучения.

Работа в группах способствует развитию рационально использовать время

работы, воспитывает лидерские качества отдельных обучающихся. Также

13

работа над общим заданием способствует развитию познавательных навыков,

критического мышления, культуры доказательной монологической речи

обучающихся.

По моему мнению, приобретенные знания и умения на занятии

пригодятся

обучающимся

при

изучении

следующих

тем

общепрофессиональной дисциплины ОП.06 Теория и устройство судна, а

также междисциплинарных курсов и профессиональных модулей.

14

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Схемы сборки бумажных корабликов

Рисунок 1. Схема сборки кораблика №1

15

Рисунок 2. Схема сборки кораблика №2.

Рисунок 3. Схема сборки кораблика №3

16

Рисунок 4. Схема сборки кораблика №4

Рисунок 5. Схема сборки кораблика №5

17



В раздел образования