Напоминание

Игровые упражнения для вокалистов (младшего школьного возраста)


Автор: Аликаева Светлана Ренатовна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦТР "Салют"
Населённый пункт: Город Уфа, РБ
Наименование материала: методическая разработка педагога
Тема: Игровые упражнения для вокалистов (младшего школьного возраста)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Упражнения

для вокалистов

Артикуляционные упражнения

Артикуляция — это работа органов, отвечающих за произношение.

Артикуляцию формируют: нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо, глотка.

Работа над артикуляцией улучшает дикцию, делает произношение четким и ясным. Пение

при этом становится художественно-выразительным, а содержание исполняемого

произведения доходчивым и понятным.

Голосовой аппарат, мышцы, отвечающие за звукообразование у детей, зачастую

недостаточно тренированы, хрупкие, вялые. Нижняя челюсть (в основном у мальчиков)

малоподвижна, губные мышцы отличаются слабостью, вялостью. Язык мало подвижен, излишне

напряжен. Дети зачастую неправильно и неестественно открывают рот при разговоре и

пении. Все это естественно сказывается на качестве образующегося звука и отчетливости

произношения. Как мы знаем, полость рта – главный резонатор. Это орган, в котором

образуются гласные и согласные звуки, формируется тембр – окраска звука. Снять

напряжение с нижней челюсти, научить естественно открывать рот, активно работать при

разговоре и пении губами, свободно управлять языком во рту — вот главные задачи в освоении

учениками произношения при пении.

Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка»

Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. - рот закрыт (губы

сомкнуты) В одну щечку постучал, в другую – не открывается. - «проткнуть» языком щеку

- «проткнуть» языком другую щеку «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и

стал толкать сначала одну щечку, а потом и повторить Решил тогда язычок поискать выход в

другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем нижнюю губу. - «проткнуть» языком верхнюю

губу - «проткнуть» языком нижнюю губу В это время ротик зевнул и открылся. - покусать

кончик языка Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали

тихонько

покусывать. - пожевать язык боковыми зубами «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!»-

возмутился язычок. А зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать

язычок сначала с одной стороны, - пожевать язык боковыми зубами И с правой, и с левой

стороны язык оказался невкусным. - пожевать язык справа и слева Язычок снова попытался

протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать. - покусывать всю поверхность

языка,

высовывая его вперед и убирать назад. Язычок спрятался за зубками. А зубки не немного

нижнюю губу, а затем верхнюю. - покусать нижнюю губу по всей длине, а потом верхнюю.

Нижняя губа обиделась. - оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение А

верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно). - поднять верхнюю губу. Придав лицу

выражение улыбки А зубки все не унимались. Они попытались откусить кусочек щеки. -

закусить изнутри щеку боковыми зубами

Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может оттого, что сегодня еще

никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом

нижние зубки. - провести языком между губами и верхними зубами, потом нижними зубами

И еще раз верхние и, конечно же, нижние зубки. - повторить движения языком Зубки

посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо

тебе, язычок. Мы больше не станем тебя кусать». - обнажить зубы, растянув губы в улыбке

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

«Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка.

Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая

последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте

язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

«Щеточка»: Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с

закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении.

«Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку,

в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

«Лошадка»: Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на

изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более

высокие и более низкие щелчки.

«Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и

закусите боковыми зубами их внутренние поверхности.

«Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу

обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав

лицу подобие улыбки.

«Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения «вперед-вправо-

назад-влево-вперед». Соедините движение нижней челюсти «вперед-вниз» с

поднятием верхней губы с обнажением десен. Соедините движение челюсти

«вперед-назад» с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен,

приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко

открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения

языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не

задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

.«Машинка заезжает в гараж». Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в

него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки

гаража.

. Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или

жираф».

Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открытием рта,

необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен

постоянный визуальный контроль.

Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают

скороговорки. Говорить скороговорки надо озвучено,

полноценно и энергично – «слышно», на опоре, чётко, близко,

посылая звук вперёд; подбирать скороговорки, как на

проблемные согласные звуки, так и с различными сочетаниями звуков. Но

говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагается

использовать следующие игровые приемы:

1. Говорим скороговорки голосом героев сказок ( можно современных мультипликационных

героев, персонажей и т.д) .

2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» -

высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или

снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.

3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость.

"Песенка пони"

"Песенка пони" относится к разряду артикуляционной гимнастики для развития мышц

лицевой мускулатуры и ротовой полости. Главная задача - научить ребенка щелкать языком, при

этом щелканье должно быть различным и равномерно меняться. Первый щелчок произносится

языком и растянутыми в улыбку губами, верхние и нижние зубы при этом

открыты. На второй щелчок - зубы спрятаны за собранными и вытянутыми в

трубочку губами. Если у вашего ребенка что-то не получается - не отчаивайтесь! Помните о

том, что вы не обучаете, а играете с ним, а ваш ребенок - это самонастраивающийся

организм: у него все получится, когда придет время. Позвольте ему делать спонтанные

движения под эту песенку. Этого достаточно для развития чувства ритма как самого

важного компонента музыкального слуха.

Мой пони веселый бежит по дорожке. Цок, цок, ….

И резво бегут его быстрые ножки. Цок, цок…

Мы смело на пони поедем верхом. Цок, цок…

Игрушечный город объедем кругом. Цок, цок…

Ритмично и мерно копытца стучат. Цок, цок…

И песенкой ритма ребят веселят. Цок, цок…

И песенка та раздается кругом, Цок, цок…

А мы ей пощелкаем все язычком. Цок, цок…

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА»

Голосовые игры (автор С. Коротаева)

Лошадка

На лошадке верхом дети щелкают языком

Все поскачем мы потом. изменяя форму губ

Звонко цокают копытца. вытягивают трубочкой

Не пора ль остановиться? растягивают в улыбке

Тпру-у-у!

Поезд

Поезд подает сигнал - дети тянут «ту-у-у»

Он стоять уже устал. произносят «чух-чух»

Набирает поезд ход, с ускорением

(замедлением) темпа,

Свою песенку поет. Произносят на выдохе

«пш-ш-ш»

Самолет

Полетит наш самолет, дети тянут «у-у-у»

К облакам нас унесет. с выдуванием воздуха

С ветерком там поиграет через плотно

сомкнутые,

И на землю всех вернет. вытянутые трубочкой

Губы, изменяя высоту звука.

Машина

На машине ехали, дети имитируют звук «р»

Город весь проехали.

Проезжали косогор –

У нее заглох мотор.

Фундаментом, основой в пении является дыхание. Считается, что хорошее

пение – это “мастерство выдоха”, но чтобы “мастерски выдыхать”, надо

научиться “вдыхать”.

Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем

воздуха, который проходя постепенно, струей через связки – горло, как смычок

по струнам, заставит наш “голосовой инструмент” звучать. Дыхание в пении

должно быть активное, целенаправленное, собранное в упругий “пучок” –

“смычок”.

Дыхание бывает трех видов: ключичное, грудное, грудобрюшное

(диафрагмальное), ключичное дыхание – очень поверхностное. При этом

дыхании у человека поднимаются плечи, “вздергиваются” ключицы (это

внешнее проявление), а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не

раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий

должен так брать дыхание, чтобы “раскрывалась” грудная клетка, наполняясь

воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой. Обучение детей принципам правильного

дыхания будет очень полезно — укрепит детскую дыхательную систему и окажет

положительный эффект на общее состояние здоровья. Обучить детей принципам

правильного дыхания помогут дыхательные упражнения.

«Шарики» (на задержку дыхания).

Мы – воздушные шарики. В нас вдули воздух. Надули щёки,

задержали дыхание как можно дольше, сцепив руки перед собой,

изобразив надутый шар. По сигналу (хлопку) педагога все

шарики быстро сдуваются

Ребрышки (на правильный вдох).

Попросить ребёнка показать свои рёбрышки, а чтобы их

было лучше видно, чтобы посчитать, ребёнку придётся

правильно вздохнуть.

«Через речку» (на опору звука)

Взяв хороший вдох через невидимую речку зовём

друзей: долгое затяжное звучащее медленно сверху вниз

«ХЭЙ!». Помогаем рукой.

Упражнения комплекснве (дыхание, дикция, артикуляция)

«Цветок»: вдох - нос, выдох - рот (спокойно, с наслаждением)

«Одуванчик»: вдох - нос, выдох - рот (сдуваем белое платьице одуванчика)

«Бежал, бежал - запыхался»: быстрый вдох - выдох

«Восстанови дыхание»: вдох- выдох с физкультурными упражнениями

«Гармошка»: вдох - выдох, взяв себя за бока, имитируем игру на гармошке

«Ужастики»: имитируем скрип двери (доречевая коммуникация)

«Я - зомби»: шипим на crescendo, с вытягиванием обеих рук вперед

«Обезьянки»: произношение гласных «А-О-У-Ы-Э» у зеркала

«Учимся читать»: вдох - нос, выдох- слоги «БА», «БО», «БУ», «БЫ», «БЭ» и

другие слоги

«Жук»: звук «Ж»- логопедия + продолжительность выдоха

«Пчела»: звук «З»- логопедия + продолжительность выдоха

«Мопед»: звукосочетание «ДР»- логопедия + прод. выдоха

«Машина»: звукосочетание «БР»- логопедия + прод. выдоха

«Поцелуйчики»: а) много маленьких, б) один протяжный

«Липучка»: вакуумный «чпок» губами

«Лошадка»: цокаем языком

«Считаем зубки»: круговые движения языком по внешней и внутренней

стороне зубов (с закрытым ртом)

«Семечки»: имитируем сплёвывание шелухи семечек

«Балалаечка»: рот слегка приоткрыт в улыбке, быстро двигаем от одного

уголка рта к другому (подражаем игре на балалайке)

«Чистим зубки»: набираем в рот «воды», полощем и выплёвываем

«Лечим горлышко»: запрокинув голову, «полощем» горло

«Учимся считать»: от 1 до 10 на crescendo (по Емельянову)

«Змея»: звук «Ш»- продолжительность выдоха,

СЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»

Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы,

начинают откашливаться. Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое

головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после

интенсивных занятий физкультурой и дети чувствуют, где находится диафрагма.

Осенние листочки на дереве висят, Как только ветер дунет – они зашелестят. А ветерок

рассердится и дунет посильней, И ветви закачаются быстрей, быстрей, быстрей! Потом начнется

листопад. Листочки на землю летят. - подняв руки, поворачивают кисти, произнося звук «Ш»

- на продолжительном выдохе произносят звук «Ф» - качают руками и глиссандируют звук «А»

то вверх, то вниз - постепенно опускают руки вниз, четко произнося звук «П»



В раздел образования