"Организация работы по профессиональному саморазвитию педагога ДОО в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования"
Автор: Кузовая Витта Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №3 "Кораблик" города Белово Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: "Организация работы по профессиональному саморазвитию педагога ДОО в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования" Раздел: дошкольное образование
Организация работы по профессиональному саморазвитию педагога ДОО в
условиях введения федерального государственного образовательного стандарта
Дошкольного образования
В. Ю. Кузовая
Беловский ГО, Кемеровская обл.
В
соответствии
с
новым
законом
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.
Так же неоспорим тот факт, что Федеральный государственный образовательный стандарт
не только открывает новые возможности и перспективы в дошкольном образовании, но
вызывает и некоторые трудности, вопросы и противоречия со стороны нас педагогов.
Новый социальный заказ, обращенный к педагогике, выражается в виде требований
к
подготовке
педагогов,
способных
к
саморазвитию,
самостоятельной
ориентации
в
инновационных образовательных процессах в образовании детей дошкольного возраста.
Сегодня недостаточно прироста у педагога профессиональных знаний, умений и навыков,
необходимо изменить профессиональное мышление как показателя его профессиональной
компетентности.
Профессиональное
мышление
проявляется
в
способности
педагога
обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня; возрастает
потребность педагогов в самообразовании и активизирует их поисковую деятельность.
Обеспечение
профессиональной
деятельности
воспитателей
по
освоению
реализации ФГОС, требует грамотно спланированной работы с кадрами, ведь именно
педагогам придется воплощать новые стандарты в жизнь, и они должны быть к этому
готовы. Для того чтобы работа в данном направлении была планомерной, эффективной и
не носила спонтанный характер, методические мероприятия по освоению обновленного
дошкольного образования в МБДОУ Детский сад №3 города Белово осуществляются в
рамках реализации годовых задач, направленных на повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов и их мастерства.
Так
как
ФГОС
направлен
на
повышение
социального
статуса
дошкольного
образования, а это возможно только при высоком качестве реализации образовательной
программы, а соответственно и при высокой профессиональной компетентности педагога
ДОО, остро встает вопрос не только о повышении квалификации педагогов, но и о
профессиональном саморазвитии. Исходя из этого, перед администрацией ДОУ стоит
задача
сформировать
у
педагогов
умения
и
потребность
к
самообразованию
и
саморазвитию.
На
первоначальном
этапе
администрацией
нашего
ДОУ,
было
переработано
содержание
нормативной
документации:
Устав,
коллективный
договор,
должностные
инструкции
работников,
трудовой
договор
с
работником,
в
которые
максимально
включили
профессиональные
обязанности
и
компетентности
педагогов.
Совместно
с
творческой
группой
(куда
вошли
представители
всех
категорий
работников)
было
разработано Положение о стимулировании работников учреждения. В положении чётко
определили, при соблюдении каких условий, сотрудник детского сада может рассчитывать
на
повышение
заработной
платы,
поощрение
грамотой
УО,
администрации
города,
награждение знаком «Почётный работник общего образования».
Далее в индивидуальных беседах администрации с каждым из педагогов было
определено,
какая
проблема
ему
интересна
или,
наоборот,
в
чем
он
испытывает
затруднения, либо что нового есть в педагогической практике. После определения тем по
самообразованию педагоги самостоятельно разработали план работы (Таблица 1.).
Где на первом этапе «Организационно – ознакомительном» педагоги изучают
проблему,
через
научную
и
методическую
литературу,
подготавливают
практический
материал, определяю формы предоставления результатов работы.
Второй
этап
«Основной»
внедрение
педагогами
в
работу
подготовленного
материала, организация работы по проведению с детьми НОД.
И
третий
этап
«Заключительный»
подведение
итогов
проделанной
работы,
самоанализ деятельности.
Таблица 1.
План самообразования педагога
Этапы
работы
Содержание
работы
Сроки
проведения
Формы представления
результатов работы
План по самообразованию составляется в зависимости от того как будет строиться
дальнейшая
образовательная
деятельность
на
3–5
лет
либо
воспитатель
ежегодно
выбирает новую тему. При этом саморазвитие подразумевает под собой обобщение и
распространение личного педагогического опыта.
Таким
образом,
в
2013-2014
учебном
году,
педагоги
активно
участвовали
в
методической работе нашего учреждения: готовили консультации, статьи и доклады по
новинкам научной, нормативной и методической литературы и обзору профессиональных
журналов,
разрабатывали
методические
рекомендации
и
др.
Многие
из
них
были
участниками
городских
и
областных
семинаров
и
конференций,
делясь
опытом
и
перенимая лучший передовой опыт у коллег своего региона.
На
начальном
этапе
была
выработана
система
участий
педагогов
в
профессиональных
и
творческих
конкурсах.
Воспитатели
ежеквартально
участвуют
в
профессиональных конкурсах и 1 раз в месяц совместно с воспитанниками принимают
участие в творческих конкурсах. Результатом творческой деятельности педагогического
коллектива и воспитанников стали Дипломы победителей и Сертификаты участников
различных профессиональных и творческих конкурсов.
Параллельно с этим, администрацией ДОО ежегодно отправляются заявки на курсы
повышения квалификации для педагогов, многие педагоги самостоятельно осваивают
дистанционные курсы повышения квалификации на образовательных порталах в сети
интернет.
Так же параллельно этому, творческой группой педагогов во главе со старшим
воспитателем с целью систематизации и фиксации различных материалов, документов и
иных свидетельств достижений в педагогической деятельности работника разработано и
утверждено положение о портфолио педагога.
Портфолио
представляет
собой
рабочую
папку,
содержащую
многообразную
информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает
совокупность его индивидуальных достижений:
‒
это
способ
фиксирования,
накопления
и
оценки
творческих
достижений
воспитателя, включающий интеграцию количественной и качественной оценок
педагогической деятельности;
‒
комплект
документов,
подтверждающих
результативность
деятельности
воспитателя
детского
сада,
актуализирующий
рефлексию
его
собственной
деятельности.
Портфолио предназначается для:
‒
самооценки
и
стимулирования
профессионального
роста
и
деятельности
воспитателя ДОУ;
‒
оценивания
квалификационного
уровня
и
качества
профессиональной
деятельности
(во
время
аттестации,
определения
размеров
стимулирующих
надбавок и поощрительных выплат и пр.).
В содержание портфолио входят следующие разделы:
‒
Введение , где воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаж
работы, образовании, личные данные;
‒
Портрет, воспитатель включает эссе «Я и моя профессия»;
‒
Папка профессиональных достижений;
‒
Папка достижений воспитанников;
‒
Папка подтверждающих документов;
‒
Папка экспертных оценок, отзывов и рекомендаций.
На данный момент в нашем ДОУ все педагоги имеют персональное портфолио в
индивидуальной папке,
хранящееся в Методическом кабинете, которое периодически
пополняется и систематизируется.
Каждая образовательная организация, в нашем городе имеет личный сайт на базе
единого образовательного портала города Белово. В рамках образовательного портала
города
педагоги
нашей
ДОО
периодически
размещают
информацию
о
своей
профессиональной деятельности в разделе «Новости». Это позволяет другим педагогам,
родителям (законным представителям) наших воспитанников быть всегда в курсе того, что
происходит в стенах детского сада и чем заняты дети в течение дня.
Также
каждый
из
воспитателей
ДОУ
имеет
электронное
портфолио
на
международном
образовательном
портале
МААМ.RU,
что
позволяет
обмениваться
опытом, участвовать в различных дистанционных конференциях, конкурсах в рамках
портала, как профессиональных, так и творческих совместно с воспитанниками.
В
завершении
можно
сказать,
что
объединив
педагогов
и
создав
команду
единомышленников, можно смело идти вперед в поисках лучшего способа дать детям
достойное дошкольное образование. Ведь если дошкольное образование является уровнем
образования,
то
уровень
должен
соответствовать
Федеральным
государственным
образовательным стандартам.