"Учебно-исследовательская деятельность студентов в формировании профессиональных компетенций выпускников"
Автор: Димитрова Маиса Николаевна Должность: преподаватель фармакологии Учебное заведение: ГБПОУ "Сочинский медицинский колледж" Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: "Учебно-исследовательская деятельность студентов в формировании профессиональных компетенций выпускников" Раздел: среднее профессиональное
ВЫПУСКНИКОВ
ГБПОУ «Сочинский медицинский колледж»
М. Н. Димитрова, преподаватель высшей квалификационной категории.
Человечество
в
настоящий
момент
находится
в
стадии
перехода
от
индустриального
общества
к
постиндустриальному,
или
-
обществу,
основанному на знании. Постиндустриальное образование требует усвоения
огромных массивов информации и умения успешно действовать в максимально
неопределённой
экономической,
технологической
и
производственной
ситуациях.
Сегодняшний
факт
завтра
становится
заблуждением.
Непрерывность
–
основная
черта
современного
образования[3].
Задача
преподавателя
научить
студентов
учиться.
Для
современного
рынка
труда
важны
не
только
профессиональная
компетентность
работника,
но
и
социальные, межличностные, предпринимательские умения, а также умения
поиска, обработки и использования информации.
Признание обучаемого главной действующей фигурой всего учебно-
воспитательного
процесса
позволяет
рассматривать
процесс
обучения
как
социально-организованный
норматив
познания
личностно-значимых
профессиональных
ценностей
(знаний,
способов
деятельности,
личностных
качеств)[2]. Развивающиеся профессиональные качества будущих специалистов
напрямую зависят от особенностей их обучения.
В современном понимании «компетентностный подход - это совокупность
общих
положений,
определяющих
логику
образовательного
процесса,
ориентированного
на
развитие
системного
комплекса
осведомлённости,
умений,
смысловых
ориентации,
адаптированных
возможностей
опыта
и
способов
преобразовательной
деятельности
с
получением
конкретного
продукта»[1].
По определению И.Д. Фрумина «понятие компетентности связано с
выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует
не только наличия определённых знаний и умений, но также определённых
стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и
умений…» [6]. Развитие компетентности - процесс, который «не заканчивается
однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в
течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают
новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению» [6].
В
решении
задачи
улучшения
профессиональной
компетентности
выделяются несколько направлений[5]:
1.Совершенствование учебной деятельности, которая сформулирована в
ФГОС СПО.
2.Совершенствование форм и методов обучения, применение в учебном
процессе новых информационных технологий.
3.Формирование профессиональной компетентности осуществляется также
через производственную практику.
4.Организация профессионально- ориентированной учебно –
исследовательской работы.
5.Воспитательная работа со студентами.
Организации
учебно
-
исследовательской
деятельности
студентов на
дисциплине «Фармакология» мною уделяется значительное внимание.
У современных студентов наблюдается снижение интереса к получению
знаний,
а
учебно-исследовательская
работа
является
активным
методом
подготовки конкурентоспособного специалиста. Опыт показывает, что сильной
мотивационной основой для студента является работа над исследованием по
интересной практически значимой и актуальной теме, работа над заданиями с
междисциплинарной
направленностью.
Как
и
все
психические
свойства
личности,
познавательный
интерес
зарождается
и
развивается
в
процессе
деятельности. Опыт самостоятельной деятельности содействует перерастанию
любознательности в устойчивую черту личности – познавательный интерес.
Формы организации учебно - исследовательской деятельности при
изучении дисциплины «Фармакология» студентов Сочинского
медицинского колледжа отделений «Сестринское дело» и «Лечебное дело»
Аудиторное время
Внеаудиторное время
Практические занятия с элементами
УИРС
Оформление сан-бюллетеней
Графлогические структуры
фармакологических групп
Участие в олимпиадах и
конкурсах по специальности
Применение ТСО (презентации)
Изготовление наглядных пособий
Реферативные работы
Индивидуальные задания к
выпускной квалификационной работе
на преддипломную практику
Учебно-исследовательская работа в
кружке фармакологии
Участие в учебно-исследовательских
конференциях
Целью учебно – исследовательской деятельности студентов является
формирование
способности
к
профессиональному
мышлению
на
уровне
современных технологий[4].
В процессе учебно-исследовательской деятельности студентов формируются
следующие умения:
-
методологические – найти и актуализировать проблему, сформулировать
цели, задачи, предмет, объект и гипотезу, освоить и спланировать методы
исследования, провести наблюдение, эксперимент, обработать результаты
исследования, сделать выводы;
-
интеллектуальные
–
систематизация,
анализ,
синтез,
классификация,
абстрагирование, сравнение, осмысление, выделение общего;
-
диагностические
–
выполнить
диагностирование,
обработать
его
результаты;
-
креативные – воображение, схематизация, типизация, акцентирование,
реконструирование, модернизирование;
-
проектировочные
–
проектирование,
конструирование,
моделирование,
структурирование;
-
коммуникативные
–
установить
контакты,
обменяться
информацией,
построить научное взаимодействие, отстаивать свою точку зрения.
Наличие или отсутствие данных умений позволяет судить о степени
сформированности профессионально - исследовательской компетентности
у
студентов.
При
низком
уровне
сформированности
профессионально
-
исследовательской компетентности потребность к учебно -исследовательской
деятельности
не
представлена,
отсутствуют
диагностические
и
проектировочные умения, присутствует боязнь выполнения творческих заданий
и
заданий,
которые
дают
возможность
проверить
интеллектуальные
возможности характера, не развиты коммуникативные способности.
При среднем уровне отмечается позитивная степень сформированности
исследовательской
культуры;
умение
моделировать
конкретные
ситуации,
способность к решению практических задач, инициативность, готовность к
принятию
нестандартных
решений,
стремление
наладить
продуктивное
сотрудничество; самооценка не всегда адекватна, не включена в структуру
интеллектуальной деятельности.
Студенты
с
высоким
уровнем
профессионально
-
исследовательской
компетентности
мотивированы
на
исследовательскую
работу,
проявляют
высокую степень самостоятельности при выполнении исследования, проявляют
высокий уровень интеллектуальных и креативных способностей, стремление к
выполнению творческих заданий.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Словарь-справочник современного российского профессионального
образования / авт.-сост. : В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А.
Н. Лейбович, П. Н. Новиков / ФИРО. М., 2010. Вып. 1.
2.
Афанаскина М. С. Из опыта организации научно-исследовательской
работы студентов. // Приложение к журналу «СПО». – 2011. – № 2. – С.
139–147.
3.
Абросова Н.М. Самостоятельная работа студентов на занятиях по праву. //
Приложение к журналу «СПО».- 2012. - № 10. - С.159.
4.
Виноградова, А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской
деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского
колледжа. // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С.
17–19.
5.
Пятибратова Л.Е. Подготовка конкурентоспособного специалиста
посредством активизации учебно-познавательной, мыслительной
деятельности на уроках. // Приложение к журналу «СПО». – 2010. – № 9.
– С. 157.
6.
Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап
обновления содержания образования. // Проблемы модернизации системы
образования для новой экономики России — М.: Репринт WP5/2002/04
Серия WP5 Новая экономика - Новое общество - Новое государство, 2012.
С.- 45.