Напоминание

"Учебно-исследовательская деятельность студентов в формировании профессиональных компетенций выпускников"


Автор: Димитрова Маиса Николаевна
Должность: преподаватель фармакологии
Учебное заведение: ГБПОУ "Сочинский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Учебно-исследовательская деятельность студентов в формировании профессиональных компетенций выпускников"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ВЫПУСКНИКОВ
ГБПОУ «Сочинский медицинский колледж» М. Н. Димитрова, преподаватель высшей квалификационной категории. Человечество в настоящий момент находится в стадии перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или - обществу, основанному на знании. Постиндустриальное образование требует усвоения огромных массивов информации и умения успешно действовать в максимально неопределённой экономической, технологической и производственной ситуациях. Сегодняшний факт завтра становится заблуждением. Непрерывность – основная черта современного образования[3]. Задача преподавателя научить студентов учиться. Для современного рынка труда важны не только профессиональная компетентность работника, но и социальные, межличностные, предпринимательские умения, а также умения поиска, обработки и использования информации. Признание обучаемого главной действующей фигурой всего учебно- воспитательного процесса позволяет рассматривать процесс обучения как социально-организованный норматив познания личностно-значимых профессиональных ценностей (знаний, способов деятельности, личностных качеств)[2]. Развивающиеся профессиональные качества будущих специалистов напрямую зависят от особенностей их обучения. В современном понимании «компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентации, адаптированных возможностей опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта»[1].
По определению И.Д. Фрумина «понятие компетентности связано с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определённых знаний и умений, но также определённых стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и умений…» [6]. Развитие компетентности - процесс, который «не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению» [6]. В решении задачи улучшения профессиональной компетентности выделяются несколько направлений[5]: 1.Совершенствование учебной деятельности, которая сформулирована в ФГОС СПО. 2.Совершенствование форм и методов обучения, применение в учебном процессе новых информационных технологий. 3.Формирование профессиональной компетентности осуществляется также через производственную практику. 4.Организация профессионально- ориентированной учебно – исследовательской работы. 5.Воспитательная работа со студентами. Организации учебно - исследовательской деятельности студентов на дисциплине «Фармакология» мною уделяется значительное внимание. У современных студентов наблюдается снижение интереса к получению знаний, а учебно-исследовательская работа является активным методом подготовки конкурентоспособного специалиста. Опыт показывает, что сильной мотивационной основой для студента является работа над исследованием по интересной практически значимой и актуальной теме, работа над заданиями с междисциплинарной направленностью. Как и все психические свойства личности, познавательный интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Опыт самостоятельной деятельности содействует перерастанию любознательности в устойчивую черту личности – познавательный интерес.

Формы организации учебно - исследовательской деятельности при

изучении дисциплины «Фармакология» студентов Сочинского

медицинского колледжа отделений «Сестринское дело» и «Лечебное дело»

Аудиторное время

Внеаудиторное время
Практические занятия с элементами УИРС Оформление сан-бюллетеней Графлогические структуры фармакологических групп Участие в олимпиадах и конкурсах по специальности Применение ТСО (презентации) Изготовление наглядных пособий Реферативные работы Индивидуальные задания к выпускной квалификационной работе на преддипломную практику Учебно-исследовательская работа в кружке фармакологии Участие в учебно-исследовательских конференциях Целью учебно – исследовательской деятельности студентов является формирование способности к профессиональному мышлению на уровне современных технологий[4]. В процессе учебно-исследовательской деятельности студентов формируются следующие умения: - методологические – найти и актуализировать проблему, сформулировать цели, задачи, предмет, объект и гипотезу, освоить и спланировать методы исследования, провести наблюдение, эксперимент, обработать результаты исследования, сделать выводы; - интеллектуальные – систематизация, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сравнение, осмысление, выделение общего; - диагностические – выполнить диагностирование, обработать его
результаты; - креативные – воображение, схематизация, типизация, акцентирование, реконструирование, модернизирование; - проектировочные – проектирование, конструирование, моделирование, структурирование; - коммуникативные – установить контакты, обменяться информацией, построить научное взаимодействие, отстаивать свою точку зрения. Наличие или отсутствие данных умений позволяет судить о степени сформированности профессионально - исследовательской компетентности у студентов. При низком уровне сформированности профессионально - исследовательской компетентности потребность к учебно -исследовательской деятельности не представлена, отсутствуют диагностические и проектировочные умения, присутствует боязнь выполнения творческих заданий и заданий, которые дают возможность проверить интеллектуальные возможности характера, не развиты коммуникативные способности. При среднем уровне отмечается позитивная степень сформированности исследовательской культуры; умение моделировать конкретные ситуации, способность к решению практических задач, инициативность, готовность к принятию нестандартных решений, стремление наладить продуктивное сотрудничество; самооценка не всегда адекватна, не включена в структуру интеллектуальной деятельности. Студенты с высоким уровнем профессионально - исследовательской компетентности мотивированы на исследовательскую работу, проявляют высокую степень самостоятельности при выполнении исследования, проявляют высокий уровень интеллектуальных и креативных способностей, стремление к выполнению творческих заданий.

ЛИТЕРАТУРА
1. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авт.-сост. : В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков / ФИРО. М., 2010. Вып. 1. 2. Афанаскина М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов. // Приложение к журналу «СПО». – 2011. – № 2. – С. 139–147. 3. Абросова Н.М. Самостоятельная работа студентов на занятиях по праву. // Приложение к журналу «СПО».- 2012. - № 10. - С.159. 4. Виноградова, А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа. // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 17–19. 5. Пятибратова Л.Е. Подготовка конкурентоспособного специалиста посредством активизации учебно-познавательной, мыслительной деятельности на уроках. // Приложение к журналу «СПО». – 2010. – № 9. – С. 157. 6. Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. // Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России — М.: Репринт WP5/2002/04 Серия WP5 Новая экономика - Новое общество - Новое государство, 2012. С.- 45.


В раздел образования