Автор: Паршукова Светлана Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №15 им. А.З. Потапова Населённый пункт: ст. Лысогорская Ставропольский край Георгиевский район Наименование материала: презентация Тема: Классный час "Музыка жизни" (Об Эльдаре Рязанове) Раздел: среднее образование
Эльдар Александрович Рязанов
1927-2015
Биография
•
Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 в
Самаре, вскоре его семья переехала в
Москву, где отца назначили начальником
винного главка. В 1930 году родители
Рязанова развелись, Эльдар остался с
матерью. С детства он мечтал о мореходном
училище, но волей случая попал во ВГИК на
режиссерский курс мастерской Григория
Козинцева.
•
В 1950-м году закончил ВГИК.
•
В 1955 году Эльдар Александрович стал
режиссером киностудии "Мосфильм" и
поставил (с С.Н.Гуровым) первый советский
широкоэкранный фильм-ревю "Весенние
голоса", в котором были и игровые эпизоды.
В последующие несколько лет Рязанов
показал, насколько разнообразно его
комедийное дарование. Он поставил
лирическую комедию "Девушка без адреса"
(1957), героическую комедию "Гусарская
баллада" (1962), бытовую комедию "Дайте
жалобную книгу" (1964), эксцентрическую
комедию "Невероятные приключения
итальянцев в России" (1974).
•
В 1961г. сделал две сатирических ленты:
"Как создавался Робинзон" (по
одноименному рассказу И.Ильфа и
Е.Петрова, новелла в комедийном
альманахе "Совершенно серьезно") и
"Человек ниоткуда" (1961, в прокате почти не
шел из-за цензурного запрета).
В 1960-е годы стал складываться коллектив
творческих единомышленников Э-
А.Рязанова: сценарист Э.В.Брагинский,
композитор А.П.Петров, оператор
В.Д.Нахабцев, актеры Ю.В.Яковлев,
А.А.Миронов, Е.А.Евстигнеев, В.И.Талызина,
позднее - Л.М.Ахеджакова, А.В.Мягков,
О.В.Басилашвили, В.И.Гафт...
В 1979-1985 годах Эльдар Александрович
прославился также в качестве ведущего
телепередачи "Кинопанорама". Кроме того
им создано более двухсот авторских
телевизионных программ. Наиболее
популярными стали телевизионные циклы
"Восемь дувок, один я", "Белоснежка и семь
гномов", "Разговоры на свежем воздухе" и
"Парижские тайны Эльдара Рязанова". Он
преподавал на Высших курсах режиссеров и
сценаристов (среди его учеников -режиссеры
Ю.Б.Мамин, И.В.Дыховичный, Е.Цымбал,
И.Фридберг). Живет и работает в Москве.
Семья и друзья
Творчество
Благодаря творческому тандему с драматургом
Эмилем Брагинским Рязанов поставил свои лучшие
фильмы: «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи»,
«Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или с
легким паром», «Служебный роман», «Вокзал на
двоих».
Многие годы совместной работы…
Брагинский Эмиль Вениаминович
Настоящее имя - Эммануил
19 ноября 1921 - 26 мая 1998
Киносценарист и драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
Окончил Московский юридический институт (1953). В кино с 1955 года.
Замечательный комедиограф и великий утешитель, 25 лет работал в
содружестве с Эльдаром Рязановым
Рязанов - режиссёр
Режиссерские работы:
Музыка жизни. Телефильм, 2009
Карнавальная ночь 2. Продолжение , 2007
Андерсен. Жизнь без любви , 2006
Ключ от спальни, 2003
Старые клячи, 2000
Тихие омуты, 2000
Привет, дуралеи! 1996
Предсказание, 1993
Небеса обетованные, 1991
Дорогая Елена Сергеевна, 1988
Забытая мелодия для флейты, 1987
Жестокий романс, 1984
Вокзал для двоих, 1982
О бедном гусаре замолвите слово, 1980
Гараж, 1979
Служебный роман, 1977
Ирония судьбы, или С легким паром! 1975
Невероятные приключения итальянцев в
России, 1973
Старики-разбойники, 1971
Зигзаг удачи, 1968
Берегись автомобиля, 1966
Дайте жалобную книгу, 1965
Гусарская баллада, 1962
Как создавался Робинзон, 1961
Совершенно серьезно, 1961
Человек ниоткуда, 1961
Девушка без адреса, 1957
Карнавальная ночь, 1956
Весенние голоса, 1955
Рязанов - сценарист
Сценарии к фильмам:
Андерсен. Жизнь без любви,
2006
Старые клячи, 2000
Привет, дуралеи! 1996
Предсказание, 1993
Небеса обетованные, 1991
Дорогая Елена Сергеевна, 1988
Забытая мелодия для флейты,
1987
Жестокий романс, 1984
Вокзал для двоих, 1982
О бедном гусаре замолвите слово,
1980
Гараж, 1979
Служебный роман, 1977
Ирония судьбы, или С легким
паром! 1975
Невероятные приключения
итальянцев в России, 1973
Старики-разбойники, 1971
Зигзаг удачи, 1968
Берегись автомобиля, 1966
Гусарская баллада, 1962
Как создавался Робинзон, 1961
Совершенно серьезно, 1961
Рязанов - поэт
* * *
Стихи – капризная материя,
Непредсказуемый предмет.
Им широко открою двери я
и жду, а их всё нет и нет.
А коль приходят, то незваными
Тогда бросаю все дела.
Все так было с графоманами,
а я – ура! – из их числа!
1985 год
* * *
Ёще пишу, снимаю, сочиняю.
Дела идут и вроде хороши.
Но знаю – не живу, а доживаю.
И это пониманье – боль души.
Не жду удачи, озаренья, взлёта.
Мне так и не достался главный приз.
И предстоит паршивенькое что-то,
крушение или кружение вниз.
Эпоха раскрутилась многолико
и припустилась в суматошный бег.
Смотрю ей вслед безропотно и тихо,
оставшийся в минувшем человек.
1992
год
У природы нет плохой погоды —
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег — любое время года
Надо благодарно принимать,
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.
Смерть желаний, годы и невзгоды —
С каждым днем все непосильней кладь,
Что тебе назначено природой
Надо благодарно принимать.
Смену лет, закаты и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.
У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.
Надо, не скорбя, благословить,
Надо, не скорбя, благословить .
Исповедь
Я поставил несколько фильмов — «Ирония судьбы»,
«Служебный роман», «Гараж», О бедном гусаре замолвите слово»,
«Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты»,
«Дорогая Елена Сергеевна»… В этот период параллельно «с многочисленными
и разнообразными занятиями и обязанностями существовало что-то вроде
внутреннего монолога или, если хотите, стихотворного дневника.
В стихах фиксировалось то, что не находило себе места, да и не могло найти,
в сценариях и фильмах… мучительное желание высказаться о личном,
только моем, стремление поделиться чем-то заветным, жажда исповеди
и побудили меня к стихотворству. Исповедь, я думаю, то, к чему властно
тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна.
В искренности, правдивости чувств, обнажении тайников души,
умение заглянуть в человеческие глубины, наверное, суть поэзии.
Эльдар Рязанов
Жизнь прожить — нехитрая наука:
отыщи любовь, да сбереги…
Место жизни — ближняя округа,
далью не прельщайся, не беги.
Даже если жизнь обыкновенна,
делай все, что можешь, от души.
Понимай всему живому цену
и судить чужого не спеши.
Трать себя, живи неосторожно,
выгод не считай, не мелочись…
Пусть с людьми и сложно, и тревожно,
ты пойми их суетную жизнь.
Жизнь, коль вдуматься, простая штука.
Главное, ни разу не предать.
Жизнь — совсем не сука и не скука,
если станешь дальним сострадать.
И живи! В любую непогоду!
Сочиняй свой собственный мотив.
А любить жену, друзей, природу —
не такой уж, право, примитив.
•
Монолог.
•
Стихи, музыка, живопись, кино, литература способствуют тому, что в
человеке сохраняется еще что-то человеческое. Если бы людей не
глаз, вызывающие чувство прекрасного, наш мир был бы еще более
мрачным. Если бы не стихи Блока, Есенина, вызывающие любовь и
восхищение, согревающие душу, наш мир был бы еще более
бессердечным. Если бы не бегущие картинки, сочиненные
Эйзенштейном, Куросавой, Феллини, картинки, проникающие с белых
киноэкранов в зрительские сердца, мир был бы еще более слепым.
Если бы не обыкновенные, простые слова, сложенные в бессмертные
книги…, наш мир был бы еще более глупым… если бы не … то, может,
и жить не имело бы смысла…
•
Любовь готова все прощать,
Когда она — любовь.
Умеет беспредельно ждать,
Когда она — любовь.
Любовь не может грешной быть,
Когда она — любовь.
Ее немыслимо забыть,
Когда она — любовь.
Она способна жизнь отдать,
Когда она — любовь.
Она — спасенье, благодать,
Когда она — любовь
Полна безмерной доброты,
когда она любовь,
она естественна, как ты,
Когда она — любовь.
Эльдар Рязанов
Фильмография
18
Берегись автомобиля [1966]
О фильме: Страховой агент Деточкин обладает обостренным чувством справедливости. Он похищает
автомобили жуликов, а вырученные деньги переводит детским домам, считая, что помогает тем самым
правосудию. Но у блюстителей закона иная точка зрения...
После
успешного
проката
фильма
в
СССР
впервые
стали
страховать
автомобили
против
угона.
Лидер проката (1966, 11 место) - 29 млн. зрителей
Доп. информация: Первоначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с
цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода. В результате на роль Деточкина
пробовался Олег Ефремов, но в итоге ее отдали Иннокентию Смоктуновскому, а Ефремов сыграл роль
Максима Подберезовикова.
19
Гусарская баллада [1962]
О фильме: Комедия по мотивам пьесы А.Гладкова
"Давным-давно".Лето1812 года. В поместье отставного
майора Азарова приезжает гусарский поручик
Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с
племянницей майора и не очень рад будущей
встречи с жеманной модницей. Но Шурочка –
воспитанница двух старых вояк – отлично держится
в седле, умеет фехтовать и стреляет без промаха...
Лидер проката (1962, 1731 копия, 2 место) –
48.64 млн. зрителей.
Доп. информация: Худсовет возражал против Игоря
Ильинского в роли Кутузова, считая комедийного
артиста негодным для роли полководца. Чтобы отстоять его кандидатуру, Рязанов пошел на
хитрость. Сцену проезда Кутузова перед войсками, по сюжету происходившую зимой, снимали поздней
весной. Буквально через пару дней весь снег растаял, и переснять сцену с другим актером было уже
невозможно .
20
Невероятные приключения итальянцев в России [1973]
О фильме:
В одной из римских больниц умирала
русская эмигрантка. Перед смертью она поведала
своей внучке Ольге, что все ее огромное состояние
спрятано в Ленинграде. Это обстоятельство явилось
причиной срочного вылета в Ленинград всех тех, кто
волей случая был посвящен в тайну ее сокровищ.
В СССР прибыли солидный врач, итальянский
мафиози, два санитара, просто горожанин и, наконец,
Ольга- внучка и законная преемница огромного
состояния.
Доп. информация: . Эпизод, когда «Москвич» и
«Жигули» попадают под струю воды и грязи,
становятся «слепыми» и мечутся, преследуя друг
друга, выполнили советские гонщики, они же
осуществили всю водительскую часть номера с пожарной машиной.
21
Портрет на фоне времени: Четыре встречи с Владимиром Высоцким [1987]
Фильм документальный
О фильме:
Автор и ведущий Эльдар Рязанов.
Встреча первая: Страницы биографии.
Встреча вторая. Высоцкий - артист театра.
Встреча третья. Высоцкий в кино.
Встреча четвертая. Поэт, исполнитель, музыкант.
22
Служебный роман [1977]
О фильме:
Одна из лучших комедийных мелодрам
социализма вызывает сладкую тоску по годам застоя –
Рязанову удалось подать то время в лирических
тонах. В министерстве статистики работают
засидевшаяся в девушках уже не очень молодая
начальница Фрейндлих, которую за глаза все зовут
"Мымрой", и ее скромный подчиненный, мямля
Мягков с двумя детьми и без жены. Чтобы
продвинуться по службе он по совету приятеля
(Басилашвили) начинает за ней ухаживать, а в результате
получается любовь, преображающая обоих.
Картина ничуть не устарела, ибо такое происходит везде
и всегда. Во время съемок фильма «Ирония судьбы,
или С легким паром» Андрей Мягков выражал недовольство по поводу того, что Рязанов «не
разрешил» ему исполнять песни (за него пел Никитин). В «Служебном романе» поет уже сам Мягков.
23
Старики-разбойники [1971]
О фильме:
Следователя прокуратуры Мячикова коллеги
активно выталкивают на пенсию. Его старый друг - инженер
Воробьев - разрабатывает план похищения картины из музея и
виртуозного разоблачения "преступников", что должно
послужить доказательством незаменимости его друга на
службе...
Прокат (1972, 11 место) - 31.5 млн. зрителей.
24
«Ирония судьбы»
Со
временем
фильм
стал
частью
традиции
проведения
новогоднего
вечера
—
этот
фильм
обязательно показывается в новогодние дни по одному из центральных телеканалов, а часто и по
локальным
телеканалам.
Без
него
не
наступает
Новый
год,
фильм
можно
назвать
образной
символикой
кинофильмов
Э.Рязанова
«Ирония
судьбы,
или
С
лёгким
паром!»
—
двухсерийный
художественный телефильм 1975 года режиссёра Э.Рязанова, впервые показанный 1 января 1976 (уже
7
февраля
фильм
повторили
по
многочисленным
просьбам
зрителей).
Шёл
и
в
кинотеатрах
(заниженный тираж в 295 копий, около 7 миллионов зрителей)
Государственная премия СССР (1977) Фильм является
авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и
Эльдара Рязанова «С лёгким паром!, или Однажды в
новогоднюю ночь...» .
О фильме: Лирическая комедия о том, как четверо друзей
Под Новый год, по традиции, отправились в баню...
А получился один из лучших фильмов отечественного кино за всю его историю. Эльдару
Рязанову удалось в этой картине все - от мягкой новогодней интонации до великолепного актерского
ансамбля: Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт...
* * *
Жизнь одного уложится в строфу.
На чью-то жизнь не хватит и поэмы.
Иной по веку мчится, как тайфун,
другой медлительно смакует время.
Казалось, что я жил, как песню пел:
как строчки – дни, а годы – как баллады.
Но сколького не сделал, не успел…
Немало в прожитом смешной бравады.
Шикарна мина при плохой игре.
А жизнь-то вся в одну влезает строчку:
мол, вроде, жил… да помер в октябре,
декабре… январе…
И вот и всё. И можно ставить точку.
1983 год
Призы и награды
В 1984 году Эльдар Александрович был удостоен
звания Народного артиста СССР, он дважды
становился лауреатом Государственных премий -
СССР (1977г. - за фильм "Ирония судьбы, или "С
легким паром!") и РСФСР имени братьев Васильевых
(1979г. - за фильм "Служебный роман"), награжден
двумя орденами Трудового Красного Знамени,
орденами Дружбы и "За заслуги перед Отчеством", а
также французским орденом "Изящных искусств и
литературы". Он - призер Международных
кинофестивалей в Мадриде, Дели, Брюсселе и др.
Лауреат российской независимой премии "Триумф"
за 2007 год
Премия "Триумф"
Книги
Страсть Эльдара Рязанова к
стихосложению давно уже ни для кого не
является тайной. И хотя поначалу
режиссер скромно скрывался за
именами "великих", но прекрасные песни
на его стихи мгновенно вышли за рамки
киноэкрана и стали всенародно
любимыми…