"Интегрированный урок по математике в средней школе"
Автор: Сазыкина Ирина Петровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Школа №19" Населённый пункт: г.о.Балашиха Наименование материала: методическая разработка Тема: "Интегрированный урок по математике в средней школе" Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
143900, Московская область, город Балашиха, микр. Салтыковка, Мирской пр., д. 12.
Телефон: (495) 600 0719. Факс: (495) 988 1436. Email: school_19@list
.
«Интегрированный урок по математике в средней школе»
Составитель: Сазыкина Ирина Петровна,
учитель математики I категории
2016 года
1
План
1.Введение.
2.Основная часть.
Гл.1 Роль инновационной деятельности в образовательном учреждении в
условиях реализации ФГОС на уроках математики.
Гл.2 Пути реализации и применения на интегрированных уроках математики
в средней школе.
Гл.3 Интегрированный урок по математике+ химия «Решение текстовых
задач на смеси и сплавы».
«Школьное образование сегодня
представляет собой самый длительный
этап обучения каждого человека и является
одним из решающих факторов как
индивидуального успеха, так и
долгосрочного развития всей страны.
Школа для ребёнка – это часть его жизни,
поэтому и организовать её нужно так,
чтобы, выйдя из её стен, где он приобрёл
умения и навыки, каждый смог удержаться
на плаву в современном мире и уверенно
подниматься по пути, выбранному на
начальном этапе его жизни. Значит,
организация учебного процесса должна
быть настолько совершенной и
конструктивной, чтобы у школьника была
возможность реализовать себя».
(Д.А. Медведев)
2
В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается как
целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении
собственного
педагогического
опыта
при
помощи
сравнения
и
изучения
учебно-воспитательного
процесса
с
целью
достижения
более
высоких
результатов,
получения
нового
знания,
внедрения
новой
педагогической
практики,
это
творческий
процесс
по
планированию
и
реализации
педагогических
новшеств,
направленных
на
повышение
качества
образования.
Это
социально-педагогический
феномен,
отражающий
творческий потенциал педагога.
Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна
из причин того, что существуют разные подходы к определению данного
понятия.
Современный
словарь
по
педагогике
так
трактует
этот
термин:
«Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность,
изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие
целью повышение их эффективности».
Основные
направления
инновационной
деятельности
в
условиях
ФГОС
включают:
новый взгляд на стандарт;
деятельностно-целевой подход к содержанию стандартов;
системно-деятельностный подход к организации обучения;
гуманизация образования и обеспечения равенства возможностей для
развития личности;
индивидуализация
и
дифференциация
обучения,
предоставляющие
возможность овладения материалом на различных уровнях;
освоение универсальных способов деятельности и т.д
Глава 1
3
Согласно закону об «Об образовании в Российской Федерации»,
инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-
педагогического, учебно- методического, организационного, правового,
финансово-экономического, кадрового, материально-технического
обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации
инновационных проектов и программ как организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, так и иными действующими в сфере
образования организациями, а также их объединениями (статья 20, п. 3).
Переход на новый стандарт можно считать крупным инновационным
проектом в системе школьного образования РФ.
По сути дела, переход на новый стандарт неразрывно связан с
инновационным поведением, так как требует от педагога готовности и
способности к перестройке своей деятельности с целью реализации в
образовательном процессе основной школы системно деятельностного и
компетентностного подхода как частного выражения того
жизнедеятельностного подхода.
Инновационное поведение учителя понимается как поведение, направленное
на освоение, проектирование, реализацию, оценку и корректировку
инноваций в образовательном процессе, поведение, обусловленное
действиями, в которых проявляется личностное отношение субъекта к
происходящим переменам.
Необходимо отметить, что инновационное поведение учителя
актуализируется лишь тогда, когда это позволяет социально-
профессиональная среда. В повседневной жизни происходит подавление
креативных свойств учителя. Это может быть объяснено тем, что
креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в
то время как социум заинтересован во внутренней стабильности. Поэтому
формирование креативности учителя возможно лишь в специально
4
организованной среде, в профессиональном сообществе, которое развивается
на базе ОУ, или ресурсного центра, или в сети ОУ.
Необходимо отметить ограничения и риски инновационной деятельности
педагога, проявляющиеся как:
•либо инерция, либо сопротивление выстраиваемым изменениям, что связано
с традиционной консервативностью образовательного процесса;
•отсутствие мотивации для изменения педагогической деятельности
(инновации идут сверху, на учителя оказывается административное давление,
не создана система стимулирования для освоения инноваций педагогами);
•отсутствие механизма продвижения инноваций в образовательных системах
разных уровней;
•создание ситуации, где педагог остается один на один перед решением
инновационных задач деятельности, которые не совсем ясно как решать;
отсутствие методического и научного сопровождения деятельности педагогов
по решению насущных задач;
•трудности координации деятельности педагогов.
Преодоление этих рисков становится возможным, если создано и развивается
профессиональное сообщество, в котором согласованы ценности, цели.
И предполагаемые новые результаты школьного образования на основе
стандарта, разработаны новые образовательные и рабочие программы как
плод усилий каждого отдельно взятого педагогического коллектива на уровне
школы, района, города.
Внедрение образовательных инноваций невозможно на уровне отдельных
педагогов или отдельных технологий. Любое локальное нововведение, не
согласующееся с образовательной системой школы, оказывается либо
отторгнутым, либо адаптированным этой системой, в результате чего
5
принципиально теряется его инновационность. Любое существенное
нововведение в области образования возможно лишь в контексте инновации
большего масштаба. Наименьшей структурной единицей, способной задавать
и поддерживать инновационные процессы, является школьная организация,
затем идет район, город. Речь идет не только о педагогах, но и о поддержке
инновационных процессов в образовании широкой общественностью.
Таким образом, одной из ключевых задач становится задача развития
инновационного потенциала педагога, его инновационного поведения.
К факторам успеха инновационной деятельности педагога и его готовности к
переходу на ФГОС относятся:
•мотивация инновационной деятельности педагога, готовности к переходу на
ФГОС;
•заинтересованное и компетентное руководство деятельностью педагога;
•понятность (прозрачность) новшеств;
•осязаемые и измеряемые результаты;
•приемлемый риск;
•фокусирование на приоритетных целях;
•технологическая поддержка;
•методическая поддержка;
•консультационное сопровождение.
Переход и реализация ФГОС школьного образования рассматривается
сегодня профессиональным педагогическим сообществом как сверхкрупная
задача, выполнение которой невозможно без принципа согласования целей и
задач методического сопровождения и управления образованием, что требует
создания системы мотивационных условий, благоприятных для
6
профессионального развития и решения задач новой деятельности (режим
работы, оценка труда, поощрение, стимулирование, вознаграждение;
обеспечение необходимыми ресурсами для осуществления обновления
образовательного процесса).
Введение нового стандарта школьного образования актуализирует как зону
некомпетентности каждого педагога, так и зону некомпетентности всего
педагогического сообщества.
ФГОС—это шанс построения новой развивающей и развивающейся школы.
Этот шанс может быть реализован при условии принятия педагогами,
сообществами, общественностью идеологии и инновационного содержания
стандарта на основе совершенствования научно-педагогического, учебно-
методического, организационного, правового, финансово-экономического,
кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
Работа в зоне некомпетентности всегда трудна, это создает дискомфорт,
однако одновременно она запускает механизм самосовершенствования и
саморазвития. Личностная заинтересованность педагога в своем
профессиональном росте, а также динамичность общественного развития
предполагает, что профессиональная деятельность человека не
предопределена на весь период его профессиональной карьеры и
предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса
постоянного повышения своей профессиональной компетентности.
Необходимо отметить, что процесс приобретения компетенций бесконечен;
его можно представить в виде бесконечной спирали развития
компетентности. При этом необходимо учитывать сущностные признаки
компетентности, которые обусловлены постоянными изменениями мира и
определяют следующие требования к успешной деятельности:
1)компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в
сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях;
7
2)компетентность проявляется в умении осуществлять выбор исходя из
адекватной оценки себя в конкретной ситуации на основе предшествующего
опыта, ценностей и смыслов.
Педагог формулирует свой образовательный запрос, в широком смысле он
готов проектировать свою познавательную или образовательную
деятельность, индивидуальную траекторию личностного и
профессионального развития на каждом этапе жизненного пути.
Вершиной спирали развития компетентности является бессознательная
компетентность, которая позволяет использовать новые компетенции
неосознанно, т. е. на уровне привычной деятельности, которая приносит
радость и удовольствие от качественно выполненной работы и позволяет
специалисту выйти на уровень самореализации и само актуализации.
Таким образом, инновационная деятельность учителя требует интеграции
достижений педагогической науки и практики в образовательном процессе и
повышения качества образовательного процесса в соответствии с динамично
изменяющимися требованиями к образовательным результатам школьников.
Глава 2
В последнее время возрос интерес к интегрированной образовательной
деятельности, так как на таких занятиях обучающиеся используют знания из
разных сфер деятельности. Процесс обучения становится более экономным, у
детей создается целостная, единая картина мира, а не в разрозненном виде,
как это бывает на обычных занятиях.
Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей
современной школы.
Цель уроков интегративного обучения – формирование целостного видения
мира. Интегративное образование реализует органическую целостность
образовательного процесса (содержание, принципы, методы, формы
обучения, все компоненты целостной деятельности: целеполагание,
8
планирование, практическая деятельность, самоконтроль, коррекция),
системность в комбинировании элементов различных концепций.
Системообразующими приоритетными идеями интегративного образования
являются
1.
личностная направленность обучения;
2.
системность в обучении;
3.
создание проблемной ситуации;
4.
диалогичность;
5.
рефлексия деятельности.
Урок
–
это
ограниченная
во
времени
и
про странстве
ч а с т ь
учебного/образовательного процесса, на которой решаются частичные, но
завершенные задачи образования, воспитания и развития ученика. Эти задачи
трансформированы
в
дидактические
задачи
урока,
специфика
решения
которых определяет тип урока и его структуру.
Глава 3.Интегрированный урок по математике+ химия «Решение
текстовых задач на смеси и сплавы».
Урок формирования умений и навыков
Цель: формирование у учащихся опыта репродуктивной деятельности
(овладение
ключевыми
компетенциями
и
опытом
их
применения
в
стандартных ситуациях) по образцу.
Написание конспекта урока есть сценарное планирование возможного
варианта урока, которое опирается на: принципы обучения, гуманитарные
принципы конструирования содержания образования, а также
на открытые технологии «выбор», «диалог», «ассоциации и композиции»,
«театр», «проект».
9
1.Определить триединую дидактическую как учебную цель /ценность
урока и его место в системе уроков по теме, разделу; его тип или другую
форму учебного занятия.
2.Определить структуру урока (набор и последовательность этапов в
нём,
как
совокупность
дидактических
задач
этапов,
которые
будут
последовательно решаться на уроке), выделить типообразующий этап как
центральный, либо его интегрированный вариант, состоящий из нескольких
этапов.
3.Определить
характер
познавательной
деятельности
учащихся
на
цент ра льном
эт апе
урока
(репродуктивный,
э в р и с т и ч е с к и й ,
исследовательский).
4.Отобрать учебный материал на урок в целом и распределить его по
этапам
в
соответствии
с
их
дидактическими
задачами;
спла нировать
возможный
результат
каждого
этапа.
Содержание
учебного
материала
необходимо
соотнести
с
ведущими
идеями
учебного
предмета
и
по
возможности – с ведущими идеями образовательной области, в которую
входит учебный предмет.
5.Отобрать методы обучения и формы познавательной деятельности
учащихся, с помощью которых будет изучаться учебный материал на уроке
или в системе другой формы учебного занятия.
6.Соотнести
предполагаемые
результат
урока
с
его
целью
(п.1
алгоритма), учитывая индивидуальные особенности и возможности учащихся
класса.
7.Соотнести
структуру
урока
с
психолого-педагогическим
циклом
усвоения знаний, включая рефлексивное звено как путь к самопознанию
учащихся, и скорректировать её с методологическими критериями логики,
10
которые
в
дидактике
и
обучении
имеют
вид:
точность
ясность,
последовательность, доказательность.
8.Соотнести
логику
урока
с
закономерностями
усвоения
знаний
и
принципами обучения. Провести мысленно самоанализ урока.
9.Написать конспект урока, предполагая возможную коррекцию хода
урока (прогноз развития гуманитарной системы – урока).
Процедура
анализа
урока
отражает
сущность
исследовательской
деятельности, когда объект, его элементы, структура и функции элементов
соотносят мысленно с определенным теоретическим знанием. Таким знанием
является
знание
о
системном
подходе,
теории
обучения,
т. е .
методологическим знанием. Собственно в этой деятельности и проявляется
дидактическая подготовка учителя во всех её компонентах. Напомним, что в
системе каждый элемент выполняет свою, строго определенную функцию,
кото р а я
н е
м оже т
б ы т ь
р е а л и з о ва н а
д ру г и м и
э л е м е н т а м и .
Системообразующий фактор урока – его триединая дидактическая /учебная
цель, которая "расщепляется" (декомпозируется) на ряд дидактических задач.
Связь
между
триединой
дидактической
целью
(а
на
уровне
этапа
–
его
дидактической
задачей
и
конечным
результатом
урока
–
этапа)
осуществляется через взаимосвязь содержания учебного материала, методов
и приемов обучения, форм организации учебно-познавательной деятельности
учащихся
–
авторы
системного
подхода
к
анализу
урока
называют
это
единство
"дидактический
пятиугольник".
Осью
его
реализации
являются
субъект – субъектные отношения между учителем и учащимися и между
учащимися.
«Решение текстовых задач на смеси и сплавы».
Цели :
Образовательные:
11
Создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний
учащихся при решении текстовых задач.
Повышение практической направленности предмета через решение
практических задач.
Воспитательные:
Формирование математической грамотности учащихся.
Развивающие:
Развитие навыков логического, творческого мышления,
сообразительности и наблюдательности.
Оборудование:
Раздаточный материал;
компьютерная презентация в программе Power Point;
мультимедиапроектор;
ПК;
экран.
Этап
урока
Дидактическая
задача этапа
урока
Ключевые компетенции
(КК),
доступные задачам
урока
ОУУН
общеучебные
умения и
навыки
(доминирующие)
1.
Органи
зацион
ный
момент
Подготовить учащихся к
работе на уроке (актуализация
целей и мотивов деятельности
ученика)
Компетенция в составе
рефлексивной
деятельности, основу
которых составляют
организационные умения
(см. таблицу
«Общеучебные умения и
навыки»)
Организационные
(целеполагание+п
одготовка к
целеосуществлен
ию)как установка
внимания,
самоконтроля
2.Пров
ерка
домаш
него
задани
я
Установление правильности и
осознанности выполнения
домашнего задания всеми или
большинством учащихся,
устранение обнаруженных
пробелов, проведение
дальнейшего
усовершенствования знаний,
умений и навыков учащихся
Проверка владения КК,
заявленными в целях
прошлого урока и
компетенциями КК в дом.
задании
Использование
предметного материала,
межпредметных и
надпредметных знаний,
умений, навыков
Все ОУУН
Организационные
,
информационные,
интеллектуальные
,
коммуникативные
12
Этап
урока
Дидактическая
задача этапа
урока
Ключевые компетенции
(КК),
доступные задачам
урока
ОУУН
общеучебные
умения и
навыки
(доминирующие)
3.
Подгот
овка
учащи
хся к
работе
на
основн
ом
этапе
урока
Подготовка учащихся к тому
виду деятельности, который
будет доминировать на
основном этапе урока.
Актуализация опорных знаний
и умений, формирование
познавательных мотивов.
Решение кроссворда
Актуализация ключевых
компетенций в
соответствии с типом и
темой урока, характером
познавательной
деятельности учащихся
(использование заданий с
формулировками
ключевых компетенций)
В соответствии с
алгоритмом 2,3
(см. технолого-
методическую
карту)
Рефлексия
общеучебных
умений и
предметной части
ключевых
компетенций
ОУУН:
организационные;
информационные
как
ориентированные
4.
Изучен
ие
нового
матери
ала
Создать условия для усвоения
учащимися новых знаний,
умений, навыков, способов
деятельности ценностей;
выделить главное в изучаемом
материале. Построение
таблицы для решения задач.
Освоение новых
ключевых компетенций
(в соответствии с темой
урока): их состав в
отношении общеучебных
умений и предметного
материала
Рефлексия
ключевых
компетенций: их
содержания,
состава, значения
и смысла для
ученика. ОУУН:
информационные,
интеллектуальные
,
коммуникативные
5.
Закреп
ление
новых
знаний
,
умений
,
навыко
Организация деятельности
учащихся по применению
новых знаний на уровнях
- репродуктивном
- в видоизмененной
ситуации
Закрепление ключевых
компетенций, изученных
на предыдущем уроке, на
трех уровнях применения
знаний, умений, навыков
деятельности, ценностей
Рефлексия
ключевых
компетенций
дифференцирован
но:
а) общеучебные
умения;
13
Этап
урока
Дидактическая
задача этапа
урока
Ключевые компетенции
(КК),
доступные задачам
урока
ОУУН
общеучебные
умения и
навыки
(доминирующие)
в
- в новой ситуации
б) предметный
компонент
6.
Обобщ
ение и
систем
атизац
ия
знаний
,
умений
,
навыко
в,
опыта
деятел
ьности,
ценнос
тей
Приведение знаний в систему
на основе принципов
систематичности и
системности; владение
функциями научного знания
(описательной,
объяснительной,
предсказательной)
Вариативное
использование ключевых
компетенций на уровне
внутри- и межпредметных
связий.
Опора на все
изученные
ключевые
компетенции;
ОУУН:
интеллектуальные
;
коммуникативные
;
организационные
8.
Подвед
ение
итогов
урока;
рефлек
сия
деятел
ьности
Осмысление значения
(содержания) и смысла
(ценности) деятельности на
уроке. Оценка и самооценка
результатов работы на уроке.
Осмысление ключевых
компетенций с позиции
индивидуального и
дифференцированного
подходов с позиции
социокультурности.
Самоанализ,
анализ, синтез,
обобщение;
свободная
дискуссия
9.
Инстру
ктаж о
домаш
нем
задани
и
Продолжить работу по
образованию, воспитанию и
развитию ученика с учетом
индивидуального и
дифференцированного
подходов к обучению
учащихся.
Описание и объяснение
(при необходимости)
домашнего задания,
ориентированного на
закрепление и развитие
ключевых компетенций
Соблюдение
преемственности
и
систематичности
в освоении
ключевых
компетенций
предметного и
межпредметного
14
Этап
урока
Дидактическая
задача этапа
урока
Ключевые компетенции
(КК),
доступные задачам
урока
ОУУН
общеучебные
умения и
навыки
(доминирующие)
характера;
самопонимание,
самопознание,
культурная
самоидентификац
ия
1. Организационный момент
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.Кроссворд:
1. Сотая часть числа называется …(процент)
2. Частное двух чисел называют …(отношение)
3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)
4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь,
образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из
которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.
5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют
массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока
Рассмотрим решения задач с применением таблицы.
Таблица для решения задач имеет вид.
Наименование
веществ,
% содержание вещества
(доля содержания
Масса раствора
(смеси, сплава)
Масса вещества
15
растворов,
смесей, сплавов
вещества)
4. Рассмотрим решение этой же задачи с помощью следующей модели.
Изобразим каждый из растворов в виде прямоугольника, разбитого на два
фрагмента (по числу составляющих элементов). Для того, чтобы показать,
что происходит смешивание веществ поставим знак «+» между первым и
вторым прямоугольниками, а знак «=» между вторым и третьим
прямоугольниками показывает, что третий раствор получен в результате
смешивания первых двух. Полученная схема имеет следующий вид:
Рассматриваемый в задаче процесс можно представить в виде следующей
модели- схемы:
Решение.
Пусть х г – масса первого сплава. Тогда, (200- х )г – масса второго сплава.
Дополним последнюю схему этими выражениями. Получим следующую
схему:
16
м
е
д
ь
м
е
д
ь
м
е
д
ь
1
5
%
6
5
%
3
0
%
х
г
(200-
х)
г
+
=
медь
15%
+
медь
65%
=
медь
30%
200г
Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть слева от знака равенства)
равна массе меди в полученном третьем сплаве (справа от знака равенства):
0, 15 x
+
0,65
⋅
(
200
−
x
)
=
0,3
⋅
200 .
Решив это уравнение, получаем х=140. При этом значении х выражение 200-
х=60. Это означает, что первого сплава надо взять140г, а второго-60г.
Ответ:140г. 60г.
Задача №2 (смешивание двух веществ, предлагалась на экзамене в 2006
году). Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве
содержится 35%, а во втором 60% золота. В каком отношении надо взять
первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий
40% золота?
Задача №3(8.21 Сборник для подготовки к ГИА под ред. Л.В.Кузнецовой)
Влажность свежих грибов 90%, а сухих 15%. Сколько сухих грибов
получится из 1,7 кг свежих?
Задача №4. Имеется склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40%-го
раствора кислоты. Смешали 200 г раствора из первой склянки и 300 г из
второй. Определите массу кислоты и её концентрацию.
Задача №5. Имеется два раствора поваренной соли разной концентрации.
Если слить вместе 100г первого раствора и 200 г второго, то получится 50%
раствор. Если слить 300 г первого раствора и 200 г второго, то получится 42%
раствор. Определить концентрации первого и второго растворов.
6. Закрепление новых знаний, умений, навыков
Задача №6 (для самостоятельного решения) Сколько граммов воды нужно
добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп,
концентрация которого равна 20%?
Первый способ:
Наименование
веществ,
растворов,
смесей, сплавов
% содержание
вещества (доля
содержания
вещества)
Масса
раствора
(смеси,
сплава)
Масса вещества
Сироп
25%=0,25
180 г.
0,25
180=45 (г.)
Вода
0%
х г.
-
17
Новый сироп
20%=0,2
(180+х) г.
0,2
(180+х)=36+0,2х (г.)
45 = 36 + 0,2х;
0,2х = 9;
х=45.
Ответ: 45 г.
Второй способ:
0,75
180+х=0,8
(180+х);
135+х=144+0,8х;
0,2х=9;
х=45.
Ответ: 45 г.
7. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков, опыта
деятельности, ценностей
Сущность интегративного подхода заключается во взаимодействии субъектов
воспитательно-образовательного процесса, направленного на организацию и
осуществление поисковой деятельности обучающихся, активное и
самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами
применения в условиях внутридисциплинарного и междисциплинарного
синтеза.
Самоанализ урока.
Тема урока:Повторение: решение текстовых задач на смеси и сплавы
Тип урока: Закрепление материала.
Цели урока:
18
во
да
са
ха
р
во
да
са
ха
р
са
ха
р
вод
а
х
г
х г.
(180+х
)
75%
10
0
%
80
%
+
=
1.
Закрепить умения составлять дробно – рациональные уравнения по
условию задачи;определять соответствуют ли найденные корни
уравнения условию задачи; умения выбора способа решения
текстовой задачи.
2.
Развивать логическое мышление, математическую речь,
познавательный интерес к предмету.
3.
Воспитывать прилежание, трудолюбие, аккуратность, точность.
1. Данный урок – второй урок по данной теме третий уроки – закрепление
изученного материала и проверка усвоения материала
2. На данном уроке я реализовала свою методическую работу посредством:
– актуализации знаний учащихся;
– создания проблемной ситуации;
– самопроверки;
-решение задачи выбирая способ ее решения
– самостоятельного формулирования определения.
3. Были учтены особенности данного класса, в соответствии, с чем был
построен ход урока, подобраны задания для обучающей самостоятельной
работы, уровень сложности и самопроверка своих решений.
4. Ход урока логически продуман: теория → практика → самопроверка
5. Использовались следующие методы обучения:
– словесный;
– наглядный;
– практический.
Различные виды деятельности:
– устная работа;
– фронтальная работа;
– письменная работа;
– работа с учебником;
– работа в тетрадях;
– самостоятельная работа;
– самопроверка;
– комментирование.
19
6. Отклонений от хода урока не было, что запланировано – все сделали, урок
своей цели достиг за счет эффективного использования методов и средств
обучения, приемов контроля и самоконтроля, рационального распределения
времени. Доброжелательная атмосфера работы.
Инновационная деятельность моей работы заключается участие в разработке
и реализации программы развития образовательной организации в целях
создания комфортной среды; системный анализ занятий и подхода к
обучению( опыт-лучший учитель); формирование ууд; формирование
навыков связанных с ИКТ; принцип деятельного подхода(основы методик
преподавания)
В настоящей работе в основу положен вариант модернизации
современного обучения на основе связи системно-деятельностного, логико-
дидактического и компетентностного подходов. В свете новых подходов к
обучению в структуре урока выделены инвариантная и вариативная части,
цели и дидактические задачи этапов урока интерпретированы с позиций
состава ключевых компетенций и их структуры во взаимосвязи
надпредметного и предметного компонентов, - что позволяет повысить
научность и доступность обучения, раскрыть личностно-развивающий
смысл и назначение урока для каждого ученика ; предложен схема
интегрированного урока, материал самоанализ учителя урока. Рассмотрены
функции и место ИКТ в системе урока как «клеточке» образовательного
процесса.
Литература
1.
Закон «Об образовании Российской Федерации»
2.
ФГОС
3.
Введение в философию: учебник. В22 / Под. Ред. И. Т. Фролова. М-
1989;
4.
А. В. Юревич, И. П. Цапенко. Вопросы философии. М-1998;
5.
Л.М. Пермилова : Функциональная грамотность учащихся.
Современный урок. Москва 2009.
6.
Кузнецова Л.В. Сборник заданий для подготовки к государственной
итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение, 2010.
20