Напоминание

"Значение языка при игре на флейте"


Автор: Евгения Михайловна Емельянова
Должность: преподаватель по классу флейты
Учебное заведение: СПБ ГБУ ДО ДМШ №17 им. А. Г. Рубинштейна
Населённый пункт: Санкт-Петербург, город Ломоносов
Наименование материала: статья
Тема: "Значение языка при игре на флейте"
Раздел: дополнительное образование





Назад




"Значение языка при игре на флейте"

При игре на духовых инструментах функции языка осуществляются в

непосредственной связи с дыханием. Выполняя роль своеобразного клапана, язык регулирует

движение выдыхаемой струи воздуха в инструмент, обеспечивая четкое и явное начало звука.

8 Термин «атака» в духовом исполнительстве имеет два значения – это момент

возникновения звука и способ извлечения начала звука. При этом язык и дыхание вместе

взятые выполняют функцию, аналогичную движению смычка при игре на струнных

смычковых инструментах. Атака звука, в зависимости от особенностей музыки, может иметь

разнообразные оттенки. В практике игры на духовых инструментах условно принято

различать два наиболее характерных оттенка атаки: - твердую; - мягкую

Роль языка при звукоизвлечении. Атака звука

При игре на духовых инструментах функции языка осуществляется в

непосредственной связи с дыханием. Выполняя роль своеобразного клапана, язык регулирует

движение выдыхаемой струи воздуха в инструмент, обеспечивая четкое и ясное начало звука.

Язык играющего на духовом инструменте должен обладать большой подвижностью,

что обеспечивается сокращением ряда языковых мышц. Наибольшее значение для работы

языка при извлечении звука имеют внутренние мышцы, к числе которых принято относить:

а) продольную мышцу

б) поперечную мышцу

в) вертикальную мышцу.

Применительно к процессу игры на духовых инструментах их действие заключается в

следующем. Сокращение продольной мышцы обеспечивает играющему активное движение

языка (вперед и назад), которое при игре является основным. Действия поперечной и

вертикальной мышц обеспечивают играющему частичное изменение конфигурации языка.

Поперечная мышца помогает уплотнить слишком широкий язык и обеспечивает ему более

свободное движение в полости рта. Вертикальная мышца при сокращении делает язык более

плоским и рыхлым, что способствует смягчению атаки звука.

Разнообразные движения языка в сочетании с работой губ, дыхания и слуха помогают

играющему на духовом инструменте овладеть различными приемами извлечения звука. При

этом язык и дыхание вместе взятые выполняют функцию, аналогичную движению смычка

при игре на струнных смычковых инструментах. Различные оттенки звукоизвлечения на

духовых инструментах тесно связаны с так называемой «атакой звука».

Атакой звука при игре на духовых инструментах называется начальный момент

звукоизвлечения. Начальный момент звукоизвлечения требует строгого согласования по

времени между толчком языка и началом движения выдыхаемой струи воздуха. Только при

соблюдении этого важного условия началу звука будет придана необходимая ясность и

четкость. Степень четкости и ясности начала звука будет характеризовать качество атаки.

Моменту атаки звука при игре на духовых инструментах придается особое значение, так как

она во многом характеризует культуру звука у данного исполнителя.

Правильная атака звука является важнейшим выразительным средством. В то же

время неправильная атака самым серьезным образом сказывается на исполнительской

свободе музыканта, ограничивает амбушюрные и технические возможности музыканта.

Отдаленно атаку звука музыканта - духовика можно сравнивать с дикцией вокалиста, при

этом функции языка могут быть самыми разнообразными. Наличие в языке большого числа

мышц положительно сказывается на его подвижности, вследствие чего и возможны

различные типы движения и толчки языка, благодаря которым удаются самые разнообразные

приемы звукоизвлечения на всех духовых инструментах.

Существует несколько видов атаки: твердая (простая), мягкая, фрикативная,

комбинированная.

Твердая (простая) атака осуществляется энергичным отталкиванием языка от

звукообразователя. ( Как бы произнося слоги ту – та – ти)

Мягкая атака осуществляется более спокойным отталкиванием языка от звукообразователя.

( Как бы произнося слоги ду – да – ди)

Комбинированная (вспомогательная) атака, когда роль клапана выполняет не кончик языка,

а его спинка (корень). Это делается с помощью «произношения» слогов ку – ка – ки или

слогов гу – га – ги.

Фрикативная атака осуществляется с помощью слогов, начинающихся с согласных «ф»,

«к», «х», «т» в сочетании с «р» или гласными «у», «а», «и».

Произношение (артикуляция) различных слогов носит условный характер, так как

произносить тот или иной слог при исполнении практически невозможно – мешает

мундштук, звукообразователь, напор воздуха и т. д. Но условность эта в какой-то мере нужна.

Она ориентирует исполнителя и помогает ему в правильном оформлении звука.

При атаке звука важны координация и синхронность в действиях трех элементов

исполнительского аппарата: губ, языка, дыхания. Нарушение согласованности хотя бы в

одном звене ведет к плохой атаке.

Какой бы не была атака (твердой, мягкой и т.д.), она всегда должна быть определенной,

четкой и ясной, но ни в коем случае не грубой. В противном случае возможны «киксы»,

«подъезды», «кваканье». Особое внимание следует обратить на воспроизведение первого

звука, он часто бывает, неудачен из-за отсутствия необходимой настройки, подготовленности

губ, языка, дыхания и т. д.

Встречается дефект атаки «заикание», «затык» - когда исполнитель не может оторвать

кончик языка и совершить атаку. Это происходит из-за отсутствия координации мышц языка,

зажатия его, коря и всей гортани. Для устранения дефекта необходимо исключить на

длительное время язык из работы и играть с помощью толчков диафрагмы, это обеспечит

устранение дефекта.

Хорошее качество звука определяется во многом и качеством атаки, которая должна

быть точной, четкой и твердой, но не грубой. В зависимости от характера исполняемой

музыки (а также отдельной фразы или ноты) способы звукоизвлечения могут видоизменяться

либо в сторону большей мягкости, либо в сторону наибольшей четкости и конкретности. Но

несмотря на различные оттенки атаки, точное попадание на ноту – является основным

требованием для музыканта - духовика.

Техника языка при игре на духовых инструментах и методы развития

Овладение рациональной техникой языка в практике игры на духовых инструментах

во многом определяет уровень исполнительской культуры музыканта. Известно, что

неправильные навыки звукоизвлечения (нечеткая атака, наличие шипа, неустойчивость звука,

«раздувание» звука и тому подобные недостатки) являются первыми признаками плохой

манеры игры на духовых инструментах. Они с большим трудом поддаются исправлению, что

обязывает музыкантов и педагогов уделять особое внимание развитию правильной техники

звукоизвлечения.

Основой для развития техники языка и овладения различными приемами извлечения

звука должно стать умелое выполнение играющими обычной атаки (на слог ту). При этом

главное внимание необходимо обращать на то, чтобы толчок языка и начало выдоха

происходили строго одновременно. Существенное значение для выполнения такой атаки

звука будет иметь также отсутствие напряжения языка. Для избежания этого на начальной

стадии обучения не рекомендуется увлекаться достижением большей силы звука и игрой в

крайних регистрах. При выполнении четкой и ясной атаки необходимо обращать внимание и

на чистоту интонирования, что невозможно без развития слуховых навыков.

Овладение правильной атакой звука является ключом к освоению штрихов. Навыки

применения штрихов и совершенствования их исполнения необходимо прививать

музыкантам уже в начальный период обучения. Порядок изучения штрихов должен быть

следующим. Вначале осваиваются только те из них, которые требуют твердой атаки

(например - деташе, стаккато, мартле), а также один из основных штрихов - легато. К

изучению штрихов, требующих смягченного толчка языка (нон легато, портаменто), нужно

переходить лишь тогда, когда играющий хорошо овладевает четкой и ясной атакой звука.

Особого внимания заслуживает способ овладения двойным стаккато. Поскольку техника

выполнения этого приема игры значительно сложнее, чем у других штрихов, то приступать к

изучению двойного стаккато рекомендуется лишь по истечении двух, трех лет обучения.

Быстроту, четкость и легкость движений языка необходимо развивать постепенно,

следя за точной координацией этих движений с действиями пальцев, губ и дыхания. Для

развития техники языка и овладения различными штрихами целесообразно играть гаммы и

этюды. Однако окончательное закрепление этот важный исполнительский навык должен

найти в работе над художественными произведениями.

В методической литературе механизм твердой и мягкой атак наиболее подробно

раскрыт в работе профессора Усова. Он пишет: «При твердой атаке сомкнутые губы

играющего и язык, прилегающий к ним, на мгновение как бы задерживают напор воздуха у

отверстия губ, после чего язык тот час же решительно без малейшей задержки отталкивается

от губ. Исполнитель при этом замечает, что воздух будто вырывается из отверстия губ,

преодолевая препятствие, и слышится отчетливый толчок, подобный произнесению твердого

слога «то» или «ту». Мягкая атака характеризуется тем, что губы играющего перед самым

началом выдоха постепенно и спокойно сближаются, причем язык лишь очень слабо

дотрагивается до них и тот час же, но более спокойно, нежели при твердой атаке,

отталкивается от них»

Штрихи и техника их исполнения.

Кроме дыхания на качество и красоту звука влияет работа языка, работа мышц ребер,

диафрагмы, сила и подвижность губ, т.е амбушюрный аппарат. Амбушюр – совокупность

губных и лицевых мышц, участвующих в звукоизвлечении.

В исполнительской практике духовиков применяются два основных вида атаки:

твердая и мягкая, а также еще существует вспомогательная или комбинированная и

фрикативная.

Сущность атаки заключается в том, что звук зарождается в момент отталкивания

языка от звукообразователя, которым является трость или губы музыканта, при этом дается

возможность скопившемуся в предгортаннике воздуху проследовать в инструмент. Этот

момент и называется атакой. Разновидность атаки зависит от характера движения языка –

энергичного или плавного. Для достижения твердой атаки язык должен более энергично

отталкиваться от звукообразователя, как бы произнося слоги "ту", "та", "ти" – в зависимости

от высоты извлекаемого звука.

Staccato (ит. – "отрывисто") – прием короткого исполнения звуков, обычно звучит

половина записанной длительности. Обозначается точками над или под нотами.

Staccatissimo – звуки исполняются еще более коротко, чем при стаккато, предельно

остро и сухо, максимально отрывисто (обычно звучит четвертая часть записанного звука),

при очень твердой атаке звука. Эффект звучания этого штриха на духовых инструментах

можно сравнить со штрихом струнных инструментов пиццикато (ит. "щипать"). При игре

стаккатиссимо окончание звука осуществляется действием языка, путем произношения слога

"тит". Обозначается словом "staccatissimo".

Для извлечения мягкой атаки язык отталкивается от звукообразователя более спокойно

и плавно, как бы произнося слоги "ду", "да", "ди". При вспомогательной атаке роль клапана

выполняет не кончик языка, а его спинка. Это делается с помощью "произношения" слогов

"ку", "ка", "ки" или "гу", "га", "ги". Для извлечения фрикативной атаки (fricate – латинское

слово – "тереть") необходимо "произносить" слоги начинающиеся с согласных "ф", "к", "х",

"т" в сочетании с гласными "а", "у", "и" и согласной "р", т.е. "фр", "кр", "фа", "ха" и т.д.



В раздел образования