Напоминание

Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (проект "Юный эколог")


Автор: Данишкина Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"
Населённый пункт: г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: проет
Тема: Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (проект "Юный эколог")
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 35"
Проектная деятельность как средство экологического

воспитания детей старшего дошкольного возраста

(проект "Юный эколог")

исполнители:

Данишкина Надежда Васильевна
воспитатель: МБДОУ "ДС № 35"
2 Анжеро_Судженск 2016 г.
Содержание
Введение ------------------------------------------------------------------------- 3 Экологическое воспитание - важный фактор образовательной работы с детьми дошкольного возраста.--------------------------------- 7 Заключение -------------------------------------------------------------------- 16 Список литературы ---------------------------------------------------------- 20 Приложения Приложение № 1 Анкета для родителей "Экологическое воспитание дошкольников"-----------------------------------------------------------------21 Приложение № 2 Методическая рекомендация по организации НОД экологической направленности. -------------------------------------------22 Приложение № 3 Стихи, загадки, пословицы, поговорки о временах года. ------------------------------------------------------------------------------24 Приложение № 4 Экологические игры-----------------------------------30 Приложение № 5 Конспекты прогулок ----------------------------------35 Приложение № 6 Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"---------------------------------------------------39
3
Введение
Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души! Работа по экологическому воспитанию дошкольников обладает большими возможностями и перспективой. Природа- сильнейшее средство воздействия, общение с ней прекрасный метод воспитания, который по моему мнению, недостаточно используется в дошкольном образовании. Экологическая направленность проекта обусловлена также тем, что проведенное анкетирование ( Приложение №1) родителей показало, что 92% из них имеют ограниченные знания в сфере экологического образования и не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительного влияния природы на их полноценное и гармоничное развитие. Низкий уровень осведомленности детей дошкольного возраста и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и отсутствии у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде -
проблема,
решению которой будет способствовать данный проект. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем больше будет ее педагогическая результативность. Именно в дошкольный период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе.
4
Гипотеза проекта:
экологическое образование в рамках реализации данного проекта будет эффективным при системном подходе и тесном взаимодействии всех участников воспитательного процесса. Главная задача воспитателя помочь раскрыться тому позитивному потенциалу, который скрыт в каждом ребенке. Именно это является
актуальностью проекта "
Юный эколог", адресованного детям 5-6 лет.
Цель проекта
: - содействие повышению уровня экологического воспитания детей Осуществление данной цели можно достичь решением следующих
задач:
- прививать детям начальные формы правильного отношения к природе, интереса к ее познанию. - способствовать формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром. - развивать эстетическое восприятие, воображение детей - обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ- семья. При реализации проекта будут использоваться массовые, групповые и индивидуальные формы работы. НОД по ознакомлению дошкольников с природой даёт возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей ребят и особенностей природного окружения. На НОД под руководством педагога формируется система элементарных знаний у всех ребят группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Непосредственная образовательная деятельность дает возможность уточнить и систематизировать его (Приложение №2). Индивидуальная работа тесно связана с приобщением детей к обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает беседы, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку. Занимательный материал – загадки, ребусы, пословицы, кроссворды, стихи о природе – помогает детям глубже
5 проникнуть в тайны природы, развить мышление и воображение (Приложение №3). Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти норы и правила лучше всего в игровой деятельности. Поэтому основным методом обучения является игра (Приложение №4). Экологическая игра – это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющий опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии. Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связь с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые мероприятия: праздники, утренники, уборка и озеленение территории. Организация и проведение прогулок, имеющих целью приобщение ребёнка к природе, включает в себя наблюдение за характерными признаками окружающего мира (Приложение№5) Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения (Приложение №6). Использование регионального компонента в НОД, на прогулках и в играх позволяет расширить и обогатить объем знаний детей об окружающем нас мире, воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в памяти глубокий след.
Педагогическая целесообразность данного проекта
заключается в комплексном подходе и применении различных форм и технологий: ИЗО, работа с природным материалом, музыка, элементы театральной деятельности
Концептуальные идеи проекта:
В природе всё взаимосвязано; Человек – часть природы; Бережное отношение к окружающей природе.
Формы и методы экологической работы:
экологические игры и экскурсии;
6 уроки доброты; экологические сказки; наблюдения в уголке природы и на участке; экологическое творчество и организация выставок и экспозиций; работа с календарем природы; труд в уголке природы и на участке;
Ожидаемые результаты:
По окончании реализации проекта дети будут: иметь представление: - о животном и растительном мире своего региона; - о неразрывной связи человека и природы; - о зависимости здоровья от экологии уметь: - ухаживать за растениями и птицами; - бережно относиться к природе - изготавливать из природного материала декоративные работы.
7
Экологическое воспитание

-

важный фактор образовательной работы с детьми дошкольного

возраста.
В настоящее время, экологическая проблема стала очень острой. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы. Экологическая проблема как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на земле вырастает в сознательное, целенаправленное, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Экология
- наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими В настоящее время, экологическая проблема стала очень острой. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы. Экологическая проблема как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на земле вырастает в сознательное, целенаправленное, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
«Методика экологического образования дошкольников
- это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической
8 работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению» Теоретическую основу методики экологического образования дошкольников составляют базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста. Методологическую - науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования. понимания законов природы. В теоретических основах экологического воспитания дошкольников П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова указывают на необходимость максимально использовать данный период детства, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный путь в развития, формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Новые требования к системе дошкольного образования диктуют новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. С.Н. Николаева в своей книге "Методика экологического воспитания дошкольников" говорит, что экологическое состояние нашей планеты и тенденция к ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации сознательного к ней отношения. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности. Н.А. Рыжова утверждает: "Детский сад - особое учреждение, практически это второй дом для детей и сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, непохожем на другие" Можно смело утверждать, что в наших детских учреждениях руками педагогов и родителей делается немало для создания уюта и развивающей среды для детей. По мнению М.М. Марковской очень важным является общение детей уход за растениями. Прежде всего можно открыть детям удивительный мир растений. Растение благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности. Они всегда доступны взору, их можно потрогать, спрятаться под их кроной. прислушайтесь и с вами заговорят стебли, листья, цветки и плоды, ветви и почки. Нужно, чтобы дети выбрали в ближайшем окружении растение, которое им кажется самым привлекательным, и наблюдали за его жизнью: весенним пробуждением, летним цветением, осенним увяданием, зимним сном. Пусть они относятся к любому растению как к другу - навещают его, замечают изменения, которые с ним произошли, заботятся о нём!. Забота о нём превратится в настоящий
9 урок доброты, рождающий глубокое чувство причастности ко всему, что нас окружает, познакомить с фактами влияния природы на эмоциональную и физическую сферу человека. Задача воспитателя подвести детей к напоминанию того, что мы все и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. НОД по ознакомлению дошкольников с природой способствует формированию знаний последовательно, с учетом возможностей ребят и особенностей природного окружения. Под руководством педагога формируется система элементарных знаний у всех ребят группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. .В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. НОД дает возможность уточнить и систематизировать его. Систематическое обучение - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В настоящее время продолжается совершенствование НОД в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков. Цепочка постепенно усложняющейся НОД, органически связанной с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников. В экологическом воспитании детей непосредственная образовательная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. Рассмотрим основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - занятия первично- ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов. Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом образовательной деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие
10 формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения. Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений. Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни. Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе. На НОД первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том
11 случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести его в лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрируют его маскировочную окраску и пр. А потом старшие дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, - относят ежа в лес. Если же еж долго живет в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания. В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении. Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно- познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов. Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. В старшей группе - беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними. Очень результативны разнообразные виды опытнических работ. По моему мнению НОД углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника. Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском
12 саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе. В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва. Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Например, у детей подготовительной группы можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет дети накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости. Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания. Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Комплексная НОД в рамках одной темы решает разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. Данная деятельность широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе. Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и
13 другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач. Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений. Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку. Комплексная НОД могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов; занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки. []Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия. Любая прогулка, имеющая целью приобщение ребёнка к природе, включает в себя наблюдение за объектами и явлениями окружающего мира. Наблюдение - вот основной способ познания природы. Среди множества ощущений у человека преобладает зрение. Для него самое главное это - увидеть. Но в наблюдении оказывается, и без слуха не обойтись. Всем известно, что смотреть и видеть не одно и то же. Человек видит лишь тогда, когда осознаёт. Поэтому, чтобы во время наблюдения ребёнок осознал, ему надо не только показать объект, но и рассказать о нём.Словесное описание помогает подчеркнуть особенности наблюдаемого объекта, выделить характерные и существенные признаки. Образное и выразительное, оно способствует воспитанию чувств, формирует отношение к окружающему.Но и самого яркого и эмоционального описания не достаточно, чтобы научить ребёнка видеть в природе источник мысли и творчества. Существует давняя педагогическая истина: "Когда я слышу - я забываю, когда я вижу - я
14 запоминаю, когда я делаю - я понимаю. " Поэтому наблюдения должны включать в себя активную эмоциональную и интеллектуальную деятельность самих детей. Этому помогает использование упражнений типа: "На что похоже", "Кто больше назовет", "Найди такой же». Впечатления, получаемые детьми во время наблюдений, должны подкрепляться, усиливаться с помощью разнообразных методов и приёмов Во время прогулок с детьми можно встретить муравейник, выпавшего из гнезда птенца. Не старайтесь пройти мимо, не заметив этого. Объясните ребёнку, почему нельзя разрушать муравейники и брать в руки птенцов. Выучите с детьми основные правила поведения в природе: в лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно нечаянно наступить на насекомых; на утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлится, а корни растений "задыхаются" без воздуха и постепенно отмирают; нельзя разжигать костры, ломать ветви, рвать много цветов. Только в результате систематического непосредственного контакта с природой маленький человек может почувствовать себя ей частью. Работа с детьми должна начинаться с правильно организованных прогулок в природу. Они должны носить не потребительский и развлекательный характер, не стоит например увлекаться сбором даров природы, ловлей насекомых. . Если же ребёнку нужен цветок только лишь для того, чтобы вдохнуть его аромат или рассмотреть его поближе, то гораздо разумнее будет предложить ему наклониться над цветком или опуститься на землю рядом с ним - ведь в этом случае и увидеть, и почувствовать можно гораздо больше. Детей нужно учить выносить с прогулки не букетики цветов и сломанные веточки, а впечатления, мысли, чувства, открытия. Только тогда они могут прийти к пониманию ценности жизни, кому бы она не принадлежала. Для того чтобы организовать разнообразную деятельность детей, следует подумать и о содержательной стороне прогулок, экскурсий.. С какими природными объектами лучше всего знакомить детей на территории детского сада и за его пределами. На какие особенности этих объектов обратить внимание детей? О чём рассказать, что показать им, о чём дать возможность догадаться самим, используя различные способы обследования? Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти норы и правила лучше всего в игровой деятельности. Поэтому одним из основных методов воспитания является игра. Игра – это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики. Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющий опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет
15 в его развитии. Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связь с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Особое внимание специалисты в области экологического воспитания советуют обратить на сочинение с детьми загадок, песенок, коротеньких рассказов и сказок об удивительном мире природы, о том, что особенно поразило на прогулке. Этот приём способствует сближению ребёнка с природой, делает её ближе, доступнее и понятнее для него. Благодаря сказкам и забавам, песенкам, дети познают окружающий мир не только умом, но и сердцем, что особо важно для детей дошкольного возраста, ведь чувства у них часто превалируют над разумом. Можно после знакомства детей со звучанием музыкальных инструментов предложить им во время наблюдения определить, какой музыкальный инструмент мог бы изобразить полёт бабочки, гудение шмеля, песню птицы, и так среди природы ребёнку нужно дать возможность посмотреть, послушать, почувствовать, подумать. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции), а взрослому - лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях (умение правильно развести костер или поставить палатку, вести себя как член команды).
16 Эмоциональность, увлечённость детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и даёт хорошие результаты. Эта работа поможет воспитать у детей любовь к родной природе, бережное отношение к ней. Впоследствии эти знания уберегут от плохих поступков, помогут стать настоящими, думающими защитниками природы.
Заключение

Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. 2 этап – основной: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости детей о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом. 3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение
этапы

содержание

цель

подготовительн

ый

Постановка цели и задач
(анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями. Сбор материала, необходимого для реализации проекта Определение круга проблем
17
основной

Непосредственная

образовательная деятельность
О б о г а щ е н и е представления детей о неразрывной свя з и человека и природы. Закрепление знаний о явлениях природы, о ж и в о т н о м и растительном мире.
Творческая деятельность
Сбор природного материала. Знакомство со свойствами природного материала Практическая работа. Аппликации из листьев, семян, сухоцветов Составление простых композиций из природного материала
.
Лепка из глины. Приблизить ребенка к миру искусства и творчества воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять
Игры
Игры, связанные с природными явлениями. Игры на закрепление представлений об образе жизни и повадках животных Игры на развитие визуального восприятия. Практическое закрепление полученных знаний об окружающем мире.
18
П р о г у л к и

н а

п р и р о д у.

Наблюдение.

Экскурсии

в

разные

времена

года
. Изучение окружающей п р и р о д ы , и населяющих ее птиц и насекомых. Взаимосвязь между растениями, н а с е к о м ы м и и птицами. Изучение характерных признаков каждого времени года Включение ребенка в активное п о зн а н и е природы
Массовые мероприятия
« Птицы разные нужны, птицы разные важны» « Березок белых хоровод» «Здравствуй, весна – красна» «Осенние мотивы» Закрепление знаний о явлениях природы, о ж и в о т н о м и растительном мире. Р а з в и т и е эмоционально- нравственных качеств личности ребенка
Общественно-полезный труд
Изготовление кормушек для птиц. Подкормка птиц. Посев семян цветов. Полив цветов в группе и на участке. Рыхление почвы. Воспитывать в ребенке стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам. У ч и т ь в н о с и т ь посильный вклад в д е я т е л ь н о с т ь п о охране природы.
19
Беседы
Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстративного материала. Просмотр видео -роликов. Воспитание экологические чувства н а к о н к р е т н ы х примерах
Работа с родителями
Беседы Консультации Родительские собрания Повышение уровня экологического Привлечение к участию в мероприятиях
Обобщающий

(заключительн

ый)

Подведение общих итогов
анализ результатов, их обсуждение.
Условия реализации проекта
Для реализации проекта необходимы: -аудио, теле и видео аппаратура; - инвентарь для организации труда в природе; - природный материал для использования на занятиях; - инвентарь для ухода за растениями; - наглядный и демонстрационный материал; -библиотечка книг с экологическим содержанием для детей; - методические материалы по экологическому воспитанию Проблема экологического
образования и воспитания
существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то
20 существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что реализация данного проекта, уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты скажутся не сразу. Однако, я уверена, что воспитанники будут понимать необходимость бережного и заботливого отношения к природе. .Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.


Список литературы
1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М.Бондаренко. Воронеж: Учитель, 2007. 159 с. 2. Богомолова Н.И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников[Текст] / Н.И. Богомолова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2009.–№ 5.–С.19–21. 3. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду [Текст] / Н.Е. Веракса Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5.–С.47–52.
21 4. Белинская Е. В стране Экологии: Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст] Школьный психолог.–2006.–№ 11.–С.23–28. 5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с. 6. Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка. [Текст]: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А.М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005 7. Лопатина . А, Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты, сказки, стихи, игры и задания. [Текст] / А Лопатина, М Скребцова.- Москва: Армита, 2010.-128с. 8. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с. 9. Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] //Управление дошкольным образовательным учреждением.–2005.– № 2.–С.59–67.
Статьи из сборников и журналов:
1. Рекомендации организаторам экологических игр. [Текст] // Приложение к журналу "Внешкольник" М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.-64 с. 2. Экологические игры Натальи Рыжовой [Текст] //Дошкольное образо- вание.–2008.–№ 19.–С.20; № 23.–С.5; 2009.–№ 5.–С.4; № 8.–С.22–23. 3. Экологические игры // Ребенок в детском саду [Текст] Чебан М.И.–2008.– № 6.–С. 51–54. Приложение №1
Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание детей? • Да
22 • Нет • Не знаю 2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ 3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды? • Да • Нет • Не знаю 4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье? • Беседы с ребенком о природе • Подкормка птиц • Отдых на природе • Наблюдение за природными объектами • Чтение художественной литературы природоведческого содержания • Другие формы ____________________________________________________ 5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка? • Высоки • Средний • Низкий 6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? • Да • Нет 7. Какую информацию Вы хотели бы получить по экологическому воспитанию дошкольников______________________________________________________ __________________________________________________________________ Благодарим Вас за участие! Приложение №2
Методическая рекомендация по организации НОД

экологической направленности.

23 В экологическом воспитании детей непосредственно образовательная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, – расширены, углублены, объединены, систематизированы. Рассмотрим основные типы непосредственно образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию , которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов. Содержание непосредственно образовательной деятельности, которую можно назвать углубленно-познавательным, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Это НОД, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это НОД по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов. Во время планирования непосредственно образовательной деятельности обобщающего вида воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва. Комплексная НОД широко используется практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» – это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и
24 физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки. Приложение №3
Стихи, загадки, пословицы, поговорки о временах года.

Зима.

25 Идёт волшебница зима! Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов, Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленой . Блеснул мороз, -И рады мы Проказам матушки зимы. А.С.Пушкин. Здравствуй, гостья – зима! Просим милости к нам Песни севера петь по полям и степям. Есть раздолье у нас – где угодно гуляй; Строй мосты по рекам и ковры расстилай. И.Никитин В декабре, в декабре все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз. Обновил коньки, салазки, ёлку из лесу привёз. С.Маршак.
Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь
26 Опять надолго миновала. А. Плещеев. Люблю грозу в начале мае, когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом… С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный, - Всё вторит весело громам… Ф. Тютчев Идёт – гудёт Зелёный Шум , Зелёный Шум, весенний шум! Играючи, расходится вдруг ветер верховой. Качнёт кусты ольховые, подымет пыль цветочную, Как облако; всё зелено – и воздух, и вода! Н.Некрасов.
Лето.
Зеленейся, зеленейся, мой зелёный сад. Расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки! Поспевайте, поспевайте, вкусны ягоды, скорей. М. Кольцов. Собираем в августе урожай плодов. Много людям радости после всех трудов. Солнце над просторными нивами стоит, И подсолнух зёрнами чёрными набит. С. Маршак.
27 Уронило солнце лучик золотой, Вырос одуванчик – первый, молодой. У него чудесный золотистый цвет, Он большого солнца маленький портрет. Е.Серова.
Осень.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А. Пушкин. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.Толстой. В октябре, в октябре частый дождик на дворе. На лугах мертва трава, замолчал кузнечик.
28 Заготовлены дрова на зиму для печек. С.Маршак.
Загадки о лесе
На лесной опушке На зелёной хрупкой ножке Стоят подружки Вырос шарик у дорожки. Платьица белены (одуванчик) Шапочки зелены. (берёзы) Богатырь стоит богат, Машеньку – орешком, Угощает всех ребят: Петю сыроежкой, Ваню – земляникой, Катеньку малиной, Таню – костяникой, Васю хворостиной. (лес) Землю пробуравил, В золотой клубочек Корешок оставил, Спрятался дубочек Сам на свет явился (желудь) Шапочкой прикрылся. (гриб) Весной зазеленела, Летом загорала, Растёт в траве Алёнка Осенью надела В красной рубашонке. Красные кораллы Кто ни подойдёт (рябина) Всяк поклон отдаёт.
29 (земляника) Не огонь, а жжётся (крапива) Падают с ветки Золотые монетки (осенние листья)
Пословицы и поговорки о природе и временах года
Не беречь поросли, не видать и дерева - русская пословица С берега море красиво, а с моря - берег красив- датская пословица Был бы лес, соловьи прилетят - русская пословица Сугробы снега на полях - урожай зерна в закромах - русская пословица Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет - русская пословица Много снега - много хлеба, много воды - много травы - русская пословица Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта - русская пословица Красна весна цветами, осень - снопами - русская пословица Летняя неделя дороже зимней - русская пословица Лето - припасиха, а зима - подбериха - русская пословица Осенью и воробей богат - русская пословица Одно дерево еще не лес- русская пословица Под большим деревом и гриб вольготней живет - русская пословица Без корня и полынь не растет - русская пословица Не все стриги, что растет - русская пословица Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени - русская пословица
30 Ветра в рукавицу не поймаешь - русская пословица Не все греет, что светит: луна светла, да без тепла - русская пословица Пчела хоть и жалит, да мед дает - русская пословица Не всегда молния ударяет там, где она сверкает - немецкая пословица Как месяц не свети, а все не солнышко - русская пословица Возле леса жить - голодному не быть - русская пословица Для муравья и роса - наводнение- русская пословица Приложение №4
Экологические игры

31
Кто в домике живёт?

Дидактическая задача.
Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки; развивать память.
Игровые правила.
Отвечать на вопрос «Кто в домике живёт?» нужно только тем детям, кто сидит в домике ( дети издают звуки животных, которых они изображают).
Игровые действия.
Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.
Ход игры.
Воспитатель делит детей на несколько групп ( сначала на 3, потом на 4 – 5). Дети изображают знакомых им птиц или животных. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: - Тук – тук – тук, кто в домике живёт? Дети отвечают: - Му-му-му. - Ме-е. - Мяу-мяу. - Бе-е, бе-е. - Га-га-га. - Ко-ко-ко. Воспитатель отгадывает, кто же в домике живёт. Если дети произносят звуки недостаточно чётко и громко, воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живёт?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» и т.д. Игра повторяется несколько раз, количество животных увеличивается. Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать. Кто там живёт, может один из них.
32
Зоологическое домино.

Дидактическая задача.
Закрепить знания детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание; развивать память.
Игровые правила.
Кто первым положит все свои карточки, тот и считается выигравшим.
Игровые действия.
Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку.
Ход игры.
На карточках изображены дикие и домашние животные. Играют по четыре человека. Карточки разложены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Затем воспитатель напоминает правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребёнок пропускает ход. Если кто-то из играющих остаётся без карточек, он считается победившим в игре. Игра повторяется, но при этом надо перемешать карточки и взять другие. По такому же принципу проводится игра «Ботаническое лото», в процессе которой усваиваются, систематизируются знания детей о растениях.
Что где растёт?

Дидактическая задача.
Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления, развивать память.
Игровые правила.
Соревноваться, кто быстрее отберёт и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород.
Игровые действия.
Дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.
Ход игры.
Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения. В этой игре вызывает трудность название злаков, грибов, поэтому детей заранее знакомят с ними во время занятий, экскурсий. Ребята
33 обмениваются картами, маленькие карточки перемешивают, и игра продолжается. Для того чтобы интерес к игре не угасал, в неё вводят карточки с новыми видами растет.
Птицы ( звери, рыбы).

Дидактическая задача.
Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб; развивать память.
Игровые правила.
Назвать птицу (зверя, рыбу) можно только после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.
Игровые действия.
Передача камешка, отыгрывание фантов.
Ход игры.
Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок. Один из играющих берёт в руки какой-нибудь предмет и переда1т его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орёл». Затем он передаёт вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и быстро передаёт предмет следующему. Предмет можно предавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребёнок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда все другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто–нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.
Вершки – корешки.

Дидактическая задача.
Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле); развивать память.
Игровые правила.
Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровые действия.
Разыгрывание фантов.
34
Ход игры.
Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками». воспитатель называет какой – нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нём съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощ, у которого съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.
Природа и человек.

Дидактическая задача.
Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что даёт человеку природа; развивать память.
Игровые правила и игровые действия
те же, что и в предыдущей игре.
Ход игры.
Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет

их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создаёт человек. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передаёт одному из играющих какой – либо предмет (или бросаем мяч). После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, охраняют животных и птиц.
«Какое время года?»

Дидактические задачи.
Учить детей слушать поэтический текст; развивать память; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времён года.
Ход игры.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что писатели – поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года, жизнь и труд людей и многое другое. поэт пишет стихотворение не только для себя,
35 он стремится порадовать и других, привлечь их внимание к тому, что, например, происходит в разное время года. «Я буду читать стихотворение, а вы послушайте. Читать буду два раза. Первый раз – вы как будто встречаетесь с писателем, знакомитесь с тем, о чём он написал. А когда буду читать второй раз, слушайте и думайте, о каком времени года писал поэт. Как будто он спрашивает: «Какое это время года? Что вы о нём узнали? Что запомнилось и что понравилось?» Это и будет игра – загадка, разговор с писателем и друг с другом».
Созрело – не созрело.

Дидактическая задача.
Определить спелость овощей и фруктов по внешнему виду.
Игровое действие.
Поиск пары.
Оборудование.
Вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы. Абрикосы и другие. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с мене заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.
Ход игры.
Игру можно провести как подвижную. Половине группы воспитательраздаёт спелые овощи, а остальным – неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т.е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости. Приложение №5
36
Конспекты проведения прогулок

Прогулка в березовую рощу (лето
) Цели. Учить детей видеть и описывать изменения в природе. Познакомить с приметами лета. Развивать умения вести себя в природе.
Предварительная работа
. Прослушивание песни Ю.Антонова «Не рвите цветы- не рвите». Беседа о цветах.
Ход прогулки
Придя в рощу выбираем удобное место, где можно сделать остановку. Педагог. Как называется первый летний месяц? Дети. Июнь. Педагог. А давайте вспомним приметы лета. Дети Тепло. Дожди теплые идут. Радуга бывает. День длиннее. Цветы цветут. Летают бабочки и птиц много. Педагог. Молодцы. А теперь, давайте обратим внимание на березку. Чем она отличается от других деревьев? Что в ней изменилось по сравнению с весной. Дети. На березе появились листья.. Они молоденькие, ярко-зеленые. Ветки у березы длинные и повислые. Педагог. Вы заметили, какая прохлада в роще в жаркий день? Как весело поют птицы! Какой запах от трав и цветов! Дети. Здесь красиво и пахнет цветами. Педагог. Скажите, какая сейчас трава? Дети. Зеленая, мягкая, сочная. Педагог. Назовите какие вы еще знаете растения, цветы? (дети называют) Педагог просит детей показать части растений (стебель, листья, цветок, в земле корень) Педагог. А знаете ,что растения приносят пользу Нектар цветов собирают пчелы. Многие растения и цветы можно заварить и лечить болезни. Педагог называет растения, которые можно использовать при лечении простуды, ожогов и т.д. Предлагает поиграть в игру «что здесь лишнее» Педагог называет три слова, одно из которых лишнее. (Василек, ромашка, соловей). Дети называют лишнее слово (соловей).
Прогулка в березовую рощу ( осень
) Цели: Продолжать формировать интерес к природе Закреплять азы экологических знаний в процессе сравнения двух-трех признаков. Учить детей отвечать на вопросы и делать простые выводы.
Предварительная работа
. Ежедневные наблюдения на прогулке.
37 Изобразительная деятельность по теме «Дерево, листья, грибы» Чтение стихов о деревьях, природе, осени.
Ход прогулки
Педагог. Сегодня мы пойдем на прогулку в нашу березовую рощу. Будьте внимательны и наблюдательны, потом расскажете, что интересного видели по дороге и в роще. Дети приходят в рощу. Педагог предлагает полюбоваться красотой осеннего дня Педагог. Какая сегодня погода? Дети. Теплая, сухая, солнечная, хорошая. Педагог. Видите, березки оделись в золотой наряд. Тихо падают на землю желтые листочки. В роще тепло тихо и очень красиво. Послушайте загадку. Стоит красавица на поляне в белом сарафане, в желтом одеянии. Летом цветет, зимой греет. Настанет весна – истечет слеза. (береза) Посмотрите на березки и скажите какие здесь растут березы, какая у них кора? Дети. Березы молодые, потому, что стволы тонкие и стройные. Кора гладкая, береста нежная. Обхватить березку можно руками. Педагог. А вы знаете как называется осень в самом начале? (Золотая) Золотую осень в народе называют бабьим летом. Затем педагог подводит детей к старым березам. Педагог. Чем отличаются эти березы от молодых? Дети. Корой – она темная, шершавая, толстая. Сами деревья большие, у них стволы толстые. Педагог. Из ствола березы делают прочную мебель, лыжи. Из бересты – туеса, шкатулки, корзинки. Из прутьев метелки, веники для бани. Из почек березы делают лекарство. Кора защищает дерево от холода, ветра и дождя. Еще самыми жаркими считаются березовые дрова. Но наша роща для отдыха и прогулок. В нашей роще деревья ломать и рубить нельзя. Послушайте загадку. Я родился в день дождливый под березой молодой, круглый, гладенький , красивый, с ножкой длинной и прямой (Подберезовик) Педагог. А теперь давайте вспомним каких мы птиц знаем и каких сегодня вы увидели. Дети перечисляют птиц, описывая их признаки. Затем детям предлагается погулять по шуршащим листьям , пообщаться друг с другом. Возвращаются другой дорогой, обойдя большую часть рощи.
Прогулка в березовую рощу ( весна
)
38
Цель:
Расширять представления о весне, ее признаках, закрепить знания о березе. Формировать умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях.
Предварительная работа
. Целевые прогулки по участку детского сада, наблюдения.
Ход прогулки
Педагог. Сейчас мы пойдем в березовую рощу . Будьте внимательны. Старайтесь замечать все изменения в природе. Придя в рощу, полюбуемся красотой весны, послушаем пение птиц. Дети приходят в рощу. Педагог. Скажите, что здесь изменилось? (Ответы детей) Что произошло со снегом? (Ответы детей) Какой воздух? (Ответы детей) Что стало с березками? ( Ответы детей) Педагог обращает внимание детей на стволы берез, по которым сбегает сок. Педагог. Березовый сок вкусный и полезный. Его нужно брать осторожно и понемногу. Если сделать большое отверстие, дерево потеряет много сока и погибнет. Нужно сделать отверстие маленькое, а потом обязательно замазать его землей или глиной. Педагог. Есть ребята такая примета у народа. Если береза выделяет много сока – к потеплению. Затем педагог предлагает детям прислушаться к пению птиц. Спрашивает у детей: Какие птицы прилетели уже к нам? (Дети отвечают) Педагог загадывает детям загадку: «Маленький певец лесной лучше всех поет весной». (Соловей) Педагог. Но соловьи еще не прилетели. В народе говорят: «Соловьи тогда в наши края прилетают, когда могут с березового листа напиться» Мы еще придем в рощу послушать пение соловья. А сейчас давайте поиграем в игру «Кто летает?» Педагог называет различных птиц, насекомых, животных и т.д.
39 Если названный объект летает дети поднимают руки, если нет – хлопают в ладоши.
Прогулка в березовую рощу (зима)
Цели: Учить отмечать изменения в природе. Развивать желание наблюдать, устанавливать простейшие связи в природе. Методические приемы. Рассказ, беседа, наблюдение Предварительная работа Наблюдение за погодой, за деревьями, чтение стихов и рассказов о зиме, слушание произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» Ход прогулки. Педагог. Дети, какой сейчас месяц? Дети. Январь. Педагог. Январь – это середина зимы. Думаю, что в роще многое изменилось. Сегодня мы с вами полюбуемся зимней природой Идут в рощу. Педагог. Скажите мне, что изменилось в березовой роще? Дети. Много снега, сугробы, деревья без листьев Педагог. А какой снег? Чем пахнет в воздухе. Дети. Снег белый, чистый. В воздухе пахнет морозом, свежестью снегом. Педагог. А как вы думаете, растут ли березы зимой? Дети. Нет. Педагог. Правильно. Деревья зимой замирают. Находятся в состоянии покоя. Снежный покров защищает деревья от морозов. Педагог. А как вы думаете, птиц в роще стало больше или меньше. Дети. Меньше. Педагог. Правильно. Многие птицы улетели на юг. Педагог. А каких птиц вы видели сегодня? Дети. Синицу, воробья, снегиря. Педагог. Снегири прилетают к нам на зиму. А вы заметили, что в роще есть кормушки для птиц? Дети. Да. Педагог. Это люди позаботились о птицах Пожалуйста позаботьтесь и вы о птицах Не забывайте насыпать корм в кормушки дома, на даче. Дети возвращаются из рощи.
40 Приложение №6
Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание. С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники. Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу. Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями. Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб. Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало. Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть
41 мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.


В раздел образования