Напоминание

Интервью.


Автор: Кулагина Людмила Тимофеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Гимназия №7"
Населённый пункт: город Арсеньев
Наименование материала: Новые жанры публикации. Интервью.
Тема: Интервью.
Раздел: среднее образование





Назад




Новые жанры публицистики.

Интервью.

Цель занятия: Формирование представления о новом жанре публицистики «интервью»,

для дальнейшего использования в работе.

Обучающие:

дать понятие об интервью как жанре публицистики;

познакомить с классификацией интервью;

познакомить с правилами ведения интервью;

создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний в практических

упражнениях.

Развивающие:

развивать речь учащихся;

развитие умения составлять вопросы;

развитие умения отвечать на вопросы;

Воспитательные:

воспитание умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Ход урока:

1.

Слово учителя.

-Открываем тетради, записываем число, Классная работа, тему урока.

- Сегодня на уроке мы повторим уже хорошо знакомые вам стили и типы речи.

Подробно познакомимся с таким публицистическим жанром как интервью. А в конце

урока вы сами попробуете взять интервью у присутствующих здесь учителей.

2.

Знакомство со спецификой жанра.

- Итак, повторение стилей и типов речи начнем с того, что вспомним, что такое тип

речи?

- Какие типы речи вы знаете?

- А что такое стиль?

- Какие стили речи вам известны?

- Теперь вспомним все, что мы знаем о публицистическом стиле. Где используется

публицистический стиль?

- Какова его основная цель?

- Каково назначение этого стиля?

- Какие средства языка характерны для этого стиля?

- Название стиля происходит от латинского слова publicus – общественный. Какое

еще слово , кроме « публицистика» , с тем же корнем есть в нашем языке?

- Каково его значение?

- Следующим этапом нашего урока будет более подробное знакомство с одним из

жанров публицистического стиля : с интервью. Что такое жанр?

- Интервью- лишь один из жанров публицистического стиля. Кроме него к жанрам

публицистики относятся: очерк, зарисовка, репортаж, заметка, отчет ( со съезда,

фестиваля и т. п.).

- Что же такое интервью? Давайте сделаем запись в тетради. Интервью ( англ.)-

жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-

либо актуальным вопросам.

- Какова же композиция интервью, каким образом оно строится, какие

композиционные части в нем выделяют? Обратимся к раздаточному материалу на

ваших партах, чтобы ответить на этот вопрос.

- Как называют того человека, который берет интервью? (Корреспондент)

- Давайте запишем это слово. Обратите внимание, в нем удвоенная буква к. Теперь

составьте и запишите с этим словом словосочетание, затем- простое предложение.

- А того человека, который дает интервью, называют интервьюируемый. Давайте

запишем и это слово. Составьте с ним словосочетание, простое предложение.

3.

Работа с текстом.

- А сейчас я хочу предложить вашему вниманию юмористический рассказ А. П.

Чехова « Моя беседа с Эдисоном», написанный как раз в жанре интервью. Давайте

вспомним, что такое юмор, какой рассказ мы назовем юмористическим?

- А кто такой Эдисон, нам расскажет…( справка подготовленного ученика).

- Во время прослушивания рассказа обратите внимание, почему и над кем мы

смеемся.

Выразительное чтение рассказа.

Анализ текста.

- Так почему же и над кем мы смеемся, читая этот рассказ?

- Что можно сказать о чертах характера журналиста, обнаружившихся во время

беседы, в его поведении?

- Как ведет себя Эдисон?

- Теперь положите перед собой памятки журналистам, в которых указано, что

нужно сделать перед интервью, как вести себя во время беседы, как следует

поступить после того, как материал будет готов к публикации. Давайте

внимательно с ними ознакомимся.

-Какие ошибки допустил журналист из рассказа А. П. Чехова?

-Таким образом, писатель в своем рассказе показывает нам, каким образом не

должен вести себя журналист.

4.

Выполнение творческого задания.

- А теперь вы , используя полученные теоретические знания, покажите , каким

образом должен брать интервью журналист, чтобы результат его работы не был

таким же плачевным, как в рассказе. Я предлагаю вам взять интервью у

присутствующих здесь учителей. У вас есть три минуты, чтобы выбрать

корреспондента и приготовить те вопросы, которые вы хотели бы задать.

-Итак, попросим корреспондента начать свою работу.

-Кто еще из вас хотел бы задать свои вопросы?

5. Подведение итогов.

- Теперь давайте подведем итоги нашего урока. Расскажите еще раз о

публицистическом стиле.

- С каким жанром публицистики мы сегодня познакомились?

- Что такое интервью?

-Какие композиционные части в интервью выделяют?

-Кому что-либо непонятно?

6. Запись домашнего задания.

-Дома возьмите небольшое интервью у близкого, знакомого человека. А наш

специальный корреспондент опубликует то интервью, которое он взял на уроке.

Композиционные части интервью.

1. Вступление. Журналист представляет слушателям своего собеседника или

собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

2. Основная часть. Беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.

3. Заключительная часть. Журналист просит собеседника рассказать о планах на

будущее, высказать добрые пожелания, благодарит за беседу и т. п.

Перед интервью:

1.

Четко сформулируй для себя: почему ты или редакция заинтересовался именно

этим человеком?

2.

Что ты о нем знаешь?

3.

О чем его нужно и можно спросить? О чем нельзя?

4.

Каким временем для беседы он располагает?

5.

Как лучше сформулировать вопросы? Сколько их может быть? Не многословны ли

они?

6.

Познакомься заранее с будущим собеседником и обсуди с ним план предстоящего

разговора. Обрати внимание на начало и конец беседы.

Во время интервью:

1.

Каково

настроение

собеседника?

Соответствует

ли

оно

предполагаемой

тональности разговора?

2.

Скорректируй вопросы, исходя из данной речевой ситуации.

3.

Соотнеси отведенное время и объем получаемой информации.

После интервью:

1.

Воспроизведи ход интервью и продумай, что должно быть опубликовано, а что

остаться «за кадром».

2.

Обрати внимание на собственную позицию: не «давишь» ли ты на собеседника?

Не находишься ли на первом плане?

3Познакомь собеседника с предполагаемым для публикации вариантом и учти его

рекомендации при подготовке окончательного варианта.

Моя беседа с Эдисоном.

Я был у Томаса Эдисона. Это очень милый, приличный малый. Все комнаты его

завалены телефонами, микрофонами, фотофонами и прочими «фонами».

-Я русский!- отрекомендовался я Эдисону. -Много наслышан о ваших талантах. Хотя

ваши изобретения и не вошли еще в программу наших средне-учебных заведений, но,

тем не менее, ваше имя часто упоминается в газетных «смесях».

-Очень рад, но предупреждаю вас, что дать вам денег взаймы, ей-богу, не могу!

-Я и не прошу!- сконфузился я от такого неожиданного афронта.

-Вы извините, но я читал и слышал, что брать у всех взаймы- национальная

особенность русских.

-Помилуйте, что вы !

Посидели, поболтали.

-Ну, что вы изобрели хорошенького? – спросил я. – Чай, чертову пропасть

наизобретали всякой всячины! Например, это что за висюлька?

-Это гастрономофон…Вы ставите перед этим отверстием раскаленный уголь…

закручиваете этот винтик, придавливаете эту штучку, отмыкаете ток и за сто, двести

миль отсюда получаете отражение угля в увеличенном виде. На отражении вы можете

варить и жарить все, что вам угодно…

-А это что за мантифолия?

-Это пластинка для расследования мыслей. Стоит только прижать ее ко лбу

испытуемого, пустить ток – тайны разоблачены…

- Ааа…Впрочем, у нас это проще делается. Залезешь в письменный стол,

распечатаешь письмо раз, два, три и – все, как на ладони! У нас бишопизм в сильном

ходу!

И таким образом я осмотрел все новые изобретения. Мои похвалы так понравились

Эдисону, что, прощаясь со мной, он не вытерпел и сказал:

-Ну, так и быть уж, бог с вами! Нате вам взаймы!

3.

Моя беседа с Эдисоном.

Я был у Томаса Эдисона. Это очень милый, приличный малый. Все комнаты его

завалены телефонами, микрофонами, фотофонами и прочими «фонами».

-Я русский!- отрекомендовался я Эдисону. -Много наслышан о ваших талантах. Хотя

ваши изобретения и не вошли еще в программу наших средне-учебных заведений, но,

тем не менее, ваше имя часто упоминается в газетных «смесях».

-Очень рад, но предупреждаю вас, что дать вам денег взаймы, ей-богу, не могу!

-Я и не прошу!- сконфузился я от такого неожиданного афронта.

-Вы извините, но я читал и слышал, что брать у всех взаймы- национальная

особенность русских.

-Помилуйте, что вы !

Посидели, поболтали.

-Ну, что вы изобрели хорошенького? – спросил я. – Чай, чертову пропасть

наизобретали всякой всячины! Например, это что за висюлька?

-Это гастрономофон…Вы ставите перед этим отверстием раскаленный уголь…

закручиваете этот винтик, придавливаете эту штучку, отмыкаете ток и за сто, двести

миль отсюда получаете отражение угля в увеличенном виде. На отражении вы можете

варить и жарить все, что вам угодно…

-А это что за мантифолия?

-Это пластинка для расследования мыслей. Стоит только прижать ее ко лбу

испытуемого, пустить ток – тайны разоблачены…

- Ааа…Впрочем, у нас это проще делается. Залезешь в письменный стол,

распечатаешь письмо раз, два, три и – все, как на ладони! У нас бишопизм в сильном

ходу!

И таким образом я осмотрел все новые изобретения. Мои похвалы так понравились

Эдисону, что, прощаясь со мной, он не вытерпел и сказал:

-Ну, так и быть уж, бог с вами! Нате вам взаймы!

______________________________________________________________________

Бишопизм – от фамилии Бишопа, «всемирно известного чтеца чужих мыслей»,

гастролировавшего в России в 1885 году.



В раздел образования