Автор: Глазко Анастасия Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 153"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Требования к выступлению.
Раздел: дополнительное образование
Практическое занятие № 2
Функциональные стили. Особенности научного стиля.
1.
Научный
стиль
как
функциональная
разновидность
русского
литературного языка: общее назначение и функции. Качества научной речи.
2. Языковые особенности текстов научного стиля:
– лексические особенности;
– словообразовательные и морфологические особенности;
– особенности синтаксиса научных текстов.
3. Подстили научного стиля: общие черты и особенности.
4. Специфика жанров устной и письменной научной речи (дать краткую
характеристику нескольким жанрам).
1. Научный стиль как функциональная разновидность русского
литературного языка: общее назначение и функции.
Качества научной речи.
Функциональными стилями называются особые разновидности единого
литературного языка, которые используются в той или иной сфере,
выполняют определенные задачи (функции) и обладают некоторыми
особенностями в отборе и употреблении языковых средств. В современном
русском литературном языке выделяется четыре функциональных стиля:
разговорный, публицистический, официально-деловой, научный.
Научный стиль – это одна из разновидностей литературного языка,
которая применяется в различных научных изысканиях для корректного
выражения процесса и результатов исследовательской деятельности. Его
главное
предназначение
заключается
в
передаче
структурированной,
логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности
изложенного.
В
научном
тексте
прежде
всего
представлены
понятия, закономерности и факты. Реже – идеи, способы получения знаний,
методы, приемы, процедуры анализа.
Этому литературному стилю присущ ряд специфических особенностей,
проявляющихся независимо от характера науки (точной, гуманитарной,
естественной)
и
жанровых
различий
(научная
статья или доклад,
учебник, монография и пр.). Среди них следует отметить:
•
предварительное обдумывание высказываний;
•
монологический характер;
•
строгий отбор языковых средств;
•
тяготение к нормированной речи.
Преобладающая функция данной разновидности литературного стиля –
информативная, ключевая форма речи – письменная, типичный вид речи –
монолог.
Основные способы построения научного текста
Научный текст должен быть максимально точным, логичным и
полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться,
если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный
труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого
используются следующие способы:
Описание
Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон
интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель – раскрыть
особенности, установить связь (внешний вид, назначение и пр.).
Рассуждение
Ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями,
передает процесс получения нового знания, а также выражает мнение автора.
Основная цель – найти истинность или ложность утверждения, используя
аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение
подразумевает
под
собой
цепочку
умозаключений
автора
научного
изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях.
Повествование
Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему
явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности.
Основная задача – выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а
также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и
обобщениями.
2. Языковые особенности текстов научного стиля.
Лексические особенности.
•
Термины
•
Интернационализмы (агитировать, ретроспективно, спидометр, пуризм,
препарировать, контейнер, конструкция и др.)
•
Общенаучная лексика (число, система, функция, точка, уравнение,
случай, один, значение, другой, элемент, можно, процесс, множество, часть,
время,
вещество,
величина,
только,
плоскость,
получить,
различный,
определить, вода, равный и др.)
•
Абстрактная лексика (фактор, развитие, творчество, самосознание,
осмысление, движение, выражение, длительность, интенсивность, течение и
др.).
Морфологические особенности.
•
Преобладание
имен
существительных.
В
научном
тексте
существительных в среднем почти в четыре раза больше, чем глаголов.
•
Употребление глагола: круг личных форм глагола сужен – совсем не
употребляются формы 2-го лица ед. и мн. числа.
•
Форма единственного числа имен существительных употребляется в
значении множественного: волк – хищное животное семейства собак и т.д.
Синтаксические особенности.
•
В собственно научном подстиле - логический, книжный синтаксис.
Фраза отличается грамматической и смысловой полнотой. Употребляются
предложения
повествовательные;
вопросительные
предложения
же
используются лишь при постановке проблемы, например: «Но что такое
звуковой тип? С чисто физической стороны понятие звукового типа
произвольно».
•
В целом синтаксис строг и стилистически однороден.
•
В
научных
текстах
широко
употребительны
конструкции
с
причастными
и
деепричастными
оборотами,
являющимися
средством
выделения мысли.
•
Основная форма научного стиля - письменная речь. Устная форма
вторична, так как она основана на заранее написанном тексте.
Словообразовательные особенности.
1. существительные со значением отвлеченного процессуального
признака, образованные с помощью суффиксов –ниj-/-ениj-/-аниj- или -
тиj-: формирование,
переосмысливание,
преобладание,
обрусение,
прочтение, трение, погребение, вторжение, окончание, слияние; взятие,
отплытие, открытие.
2. существительные со значением отвлеченного процессуального
признака, образованные от глаголов иноязычного происхождения с помощью
суффиксов -циj- и -ациj-: абсорбация, фильтрация, поляризация, реакция,
иныестиция,
электризация,
конфискация,
публикация,
рекомендация,
реанимация.
3. существительные с суффиксом –изм-, обозначающие либо элементы
языка, либо общественные и культурные направления: архаизм, алогизм,
вульгаризм, латинизм; символизм, агностицизм, дарвинизм, бонапартизм,
артистизм, практицизм, мистицизм.
4. существительные с суффиксом –ик(а) и имеющие собирательное
значение: автоматика, сейсмика, динамика, антисептика, моторика.
5. –ость- и -ств(о)-, обозначающие отвлеченный признак: скудость,
редкость, всхожесть, задымленность, кантианство, ницшеанство.
6.
–ат-,
-ит-,
означающие
химические
вещества,
минералы,
медицинские реалии: гидрат, хлорат, асбестит, бетонит, артрит, бронхит,
пиелонефрит, кофеин, анестезин, тромбин.
7. существительные, образованные префиксальным способом при
помощи де-/дез-, дис-, под-, пра-, ре-, ультра-: демонтаж, дезинформация,
дисбаланс,
диспропорция,
подвид,
подсистема,
прародина,
праязык,
реструктуризация, ультразвук.
3. Подстили научного стиля: общие черты и особенности.
В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно
выделить следующие разновидности научного стиля:
Собственно-научный. Используется для написания научных статей,
монографий,
докладов
на
научных семинарах и конференциях,
диссертаций, курсовых и дипломных работ.
Отличительная черта такого
подтипа – академическое изложение, особенности – точность передаваемых
сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала,
лаконичность и убедительная аргументация.
Научно-информативный. Применяется для создания информативных
рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача
заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных
фактов.
Научно-популярный. Употребляется для создания лекций, статей и
очерков. Основное отличие от других подтипов научного стиля – сведения
преподносятся
аудитории
в
общедоступной
форме,
понятным
для
большинства языком.
Учебно-научный. Используется в составлении учебников, методических
пособий, конспектов, лекций и научных программ. Как правило, данный
подтип подразумевает наличие иллюстрированного материала, множества
примеров и тщательных пояснений.
Научно-справочный. Применяется
при
составлении
словарей,
справочников, каталогов и энциклопедий.
Научно-деловой. Используется
при
разработке
технической
документации, контрактов, инструкций для предприятий.
4. Специфика жанров устной и письменной научной речи.
Научные тексты различных жанров строятся по единой логической
схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение,
требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем
говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об
этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются
аргументы
(доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых
зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации
тезиса
необходимы
также иллюстрации -
примеры,
подтверждающие
выдвинутые теоретические положения.
Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором
содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются
перспективы дальнейших изысканий.
Устные научные жанры.
Устная научная (научно-профессиональная) коммуникация – понятие,
активно разрабатываемое в современной лингвистике и методике.
Под
этим
термином
понимается
«особая
функциональная
разновидность русского литературного языка – доклад, лекция, сообщение,
дискуссия, диалог, спор, беседа – на темы науки и специальности,
осуществляемая в ситуациях публичного и непубличного (неформального)
общения профессионалов».
Устная научная коммуникация, как и любая устная речь, существует в
двух формах: монологической и диалогической. Монологические жанры
устной научной коммуникации представлены следующими: доклад, научное
(реферативное) сообщение, выступление на семинарском занятии, устная
рецензия или устный отзыв, защита (курсовой, дипломной, диссертационной)
работы. К диалогическим жанрам устной научной речи относятся научная
дискуссия и научная беседа.
Кроме того, различают устную речь и устное воспроизведение
письменной речи, то есть заученный или прочитанный вслух текст. Жанры
устной научной речи являются в основном ситуативно закрепленными. Так,
лекция – это и название жанра, и ситуация осуществления данного типа речи.
Письменные научные жанры.
Функционально-стилевая
классификация
Жанровая классификация
Собственно научный стиль
Монография,
статья,
доклад,
курсовая
работа,
дипломная работа, диссертационная работа
Научно-информативный
Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное
описание
Научно-справочный
Словарь, справочник, каталог
Научно-учебный
Учебник, словарь, методическое пособие, лекция,
конспект, аннотация, устный ответ, объяснение
Научно-популярный
Очерк, книга, лекция, статья
Монография:
научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или
нескольких тесно связанных между собой тем.
научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы,
одного вопроса
монография – жанр многоплановый, структурно и содержательно
сложный,
рассчитанный
на
неоднократное
прочтение,
внимательное
изучение специалистом, т.е. человеком, глубоко разбирающимся в той
научной проблеме, которой посвящено монографическое исследование
монографией является «научное или научно-популярное издание,
содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы
и принадлежащее одному или нескольким авторам»
перед
изданием
в
виде
книги рукопись монографии
должна
пройти рецензирование специалистами
по
профилю
монографии,
имеющими ученую
степень.
Сведения
о
рецензентах
указываются
в
выходных данных монографии. Считается, что рецензентов должно быть не
менее двух
в
библиотечной
науке термин
«монография»
обозначает любую
несерийную публикацию, состоящую из одного или нескольких томов
(ограниченного их количества). Именно это отличает её от серийных
публикаций, таких как газеты или журналы
Статья:
сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты
собственного исследования
это жанр журналистики,
в
котором
автор ставит
задачу
проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде
всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.
Цель любой статьи - распространение содержащейся в ней информации
Виды статей:
Теоретико-пропагандистская статья -
на примерах конкретных
ситуаций дается научно-теоретическое объяснение текущих событий; в таких
статьях
анализируются
теоретические
аспекты
экономики,
политики,
литературы и искусства
Информационная статья -
информация излагается таким образом,
чтобы у читателя составилось представление о предмете описания в целом, а
также о его составных частях, отдельных свойствах и признаках
Практико-аналитическая
статья
-
обращена
к
актуальным
практическим
проблемам
промышленности,
сельского
хозяйства,
предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т.
д; в этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия,
ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной
сфере деятельности, отрасли производства …
Передовая статья - выражает точку зрения редакции по актуальному
вопросу в данный момент; помогает правильно ориентироваться в проблемах
общественной жизни, реагирует на актуальные вопросы
Доклад
один из видов монологической речи,
публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому
вопросу, основанное на привлечении документальных данных
Формат доклада:
Простой - с заголовками по темам;
Сложный - включаются: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии,
рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки
Курсовая работа
задание,
которое
выполняется
студентами высших и средне-
специальных
учебных заведений, обычно на втором—третьем курсах в
виде рефератов, на старших — в виде исследовательской работы
часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются
основными по специальности
Дипломная работа (дипломный проект).
один
из
видов
выпускной
квалификационной
работы
—
самостоятельная творческая работа
основная цель написания дипломной работы - систематизация и
обобщение теоретических знаний и практических навыков выпускников
Дипломная
работа
состоит
из
теоретической,
практической
(аналитической) и проектной части. Выполняется в большинстве случаев на
примере конкретного предприятия.
Дипломный
проект
выполняется
студентами,
обучающимися
по
техническим
специальностям,
и
предполагает
создание
или
расчёт
некоторого технического устройства или технологии;
Подготовка дипломного проекта (работы) и предшествующая этому
профессионально-ориентированная
практика,
как
заключительный
этап
обучения, отвечают за формирование навыков самостоятельной работы в
профессиональной области
Аннотация
сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее
содержания и назначения; её можно обнаружить в любой книге на обороте
титульного листа
Основные требования аннотации - ее краткость и информативность
Аннотация состоит из простых предложений, две обязательные части:
1. содержательная характеристика первоисточника, цель автора.
2. адресат аннотируемого текста
Могут присутствовать и факультативные части:
1. композиция, структура первичного текста.
2. иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.
Конспект
особый вид вторичного текста, в основе – аналитико - синтетическая
переработка информации, содержащейся в исходном тексте;
это краткое изложение прочитанного научного произведения
Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной
фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух
текста.
При
конспектировании
происходит
свертывание,
компрессия
первичного текста. Составитель конспекта должен уметь внимательно
читать, выделять основное в тексте, к которому он обратился. Результат-
запись в виде конспекта.
Патентное описание
изложение
технической
сущности
изобретения
-
имеет
важное
информационное и правовое значение.
Патент —
охранный
документ,
удостоверяющий
исключительное
право, авторство изобретения, приоритет полезной модели, промышленного
образца либо селекционного достижения.
Срок действия патента зависит от страны патентования, объекта
патентования и составляет от 5 до 35 лет.
Словарь
книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на
небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике
С
развитием
компьютерной
техники
распространение
получают электронные словари и онлайн-словари.
От того, сколько признаков слова описаны в словаре, различают
словари одноаспектные и многоаспектные.
Синхронические лингвистические словари отражают срез языка какого-
то определённого времени (н-р, языка XVIII века, современного языка
).
Диахронические (н-р, этимологические) — отражают развитие языка с
течением времени.
Энциклопедические - содержат сведения о научных понятиях, терминах,
исторических событиях, персоналиях, географии …
Терминологический словарь- содержит термины какой - либо области
знания или темы и их толкования
Справочник
издание практического назначения, с кратким изложением сведений в
систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно
было быстро и легко навести по нему справку
.
Классификация справочников (по целевому назначению):
•
научные
•
массово-политические
•
производственно-практические
•
учебные
•
популярные
•
бытовые
Каталог
некий список информации об объектах, составленный с целью
облегчения поиска этих объектов по какому-то признаку;
список или
опись
собрания книг в библиотеках, картин и
других
художественных предметов в музеях, галереях, на выставках, аукционах.
Учебник
книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой
области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях,
так и для самостоятельного обучения.
Учебное пособие
учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник,
официально утвержденное в качестве данного вида издания и допущенное
Министерством образования к печати и выпуску.
учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику.
Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными
вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в
освоении знаний по дисциплине.
Пособие создаётся более оперативно, поэтому в него включается
новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Но этот
материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных
в учебнике.
Книга
один
из
видов
печатной
продукции:
непериодическое
издание,
состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц)
или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом
текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющее, как правило,
твёрдый переплёт.