Напоминание

Требования к выступлению.


Автор: Глазко Анастасия Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 153"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Требования к выступлению.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Практическое занятие № 2

Функциональные стили. Особенности научного стиля.

1.

Научный

стиль

как

функциональная

разновидность

русского

литературного языка: общее назначение и функции. Качества научной речи.

2. Языковые особенности текстов научного стиля:

– лексические особенности;

– словообразовательные и морфологические особенности;

– особенности синтаксиса научных текстов.

3. Подстили научного стиля: общие черты и особенности.

4. Специфика жанров устной и письменной научной речи (дать краткую

характеристику нескольким жанрам).

1. Научный стиль как функциональная разновидность русского

литературного языка: общее назначение и функции.

Качества научной речи.

Функциональными стилями называются особые разновидности единого

литературного языка, которые используются в той или иной сфере,

выполняют определенные задачи (функции) и обладают некоторыми

особенностями в отборе и употреблении языковых средств. В современном

русском литературном языке выделяется четыре функциональных стиля:

разговорный, публицистический, официально-деловой, научный.

Научный стиль – это одна из разновидностей литературного языка,

которая применяется в различных научных изысканиях для корректного

выражения процесса и результатов исследовательской деятельности. Его

главное

предназначение

заключается

в

передаче

структурированной,

логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности

изложенного.

В

научном

тексте

прежде

всего

представлены

понятия, закономерности и факты. Реже – идеи, способы получения знаний,

методы, приемы, процедуры анализа.

Этому литературному стилю присущ ряд специфических особенностей,

проявляющихся независимо от характера науки (точной, гуманитарной,

естественной)

и

жанровых

различий

(научная

статья или доклад,

учебник, монография и пр.). Среди них следует отметить:

предварительное обдумывание высказываний;

монологический характер;

строгий отбор языковых средств;

тяготение к нормированной речи.

Преобладающая функция данной разновидности литературного стиля –

информативная, ключевая форма речи – письменная, типичный вид речи –

монолог.

Основные способы построения научного текста

Научный текст должен быть максимально точным, логичным и

полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться,

если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный

труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого

используются следующие способы:

Описание

Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон

интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель – раскрыть

особенности, установить связь (внешний вид, назначение и пр.).

Рассуждение

Ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями,

передает процесс получения нового знания, а также выражает мнение автора.

Основная цель – найти истинность или ложность утверждения, используя

аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение

подразумевает

под

собой

цепочку

умозаключений

автора

научного

изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях.

Повествование

Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему

явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности.

Основная задача – выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а

также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и

обобщениями.

2. Языковые особенности текстов научного стиля.

Лексические особенности.

Термины

Интернационализмы (агитировать, ретроспективно, спидометр, пуризм,

препарировать, контейнер, конструкция и др.)

Общенаучная лексика (число, система, функция, точка, уравнение,

случай, один, значение, другой, элемент, можно, процесс, множество, часть,

время,

вещество,

величина,

только,

плоскость,

получить,

различный,

определить, вода, равный и др.)

Абстрактная лексика (фактор, развитие, творчество, самосознание,

осмысление, движение, выражение, длительность, интенсивность, течение и

др.).

Морфологические особенности.

Преобладание

имен

существительных.

В

научном

тексте

существительных в среднем почти в четыре раза больше, чем глаголов.

Употребление глагола: круг личных форм глагола сужен – совсем не

употребляются формы 2-го лица ед. и мн. числа.

Форма единственного числа имен существительных употребляется в

значении множественного: волк – хищное животное семейства собак и т.д.

Синтаксические особенности.

В собственно научном подстиле - логический, книжный синтаксис.

Фраза отличается грамматической и смысловой полнотой. Употребляются

предложения

повествовательные;

вопросительные

предложения

же

используются лишь при постановке проблемы, например: «Но что такое

звуковой тип? С чисто физической стороны понятие звукового типа

произвольно».

В целом синтаксис строг и стилистически однороден.

В

научных

текстах

широко

употребительны

конструкции

с

причастными

и

деепричастными

оборотами,

являющимися

средством

выделения мысли.

Основная форма научного стиля - письменная речь. Устная форма

вторична, так как она основана на заранее написанном тексте.

Словообразовательные особенности.

1. существительные со значением отвлеченного процессуального

признака, образованные с помощью суффиксов –ниj-/-ениj-/-аниj- или -

тиj-: формирование,

переосмысливание,

преобладание,

обрусение,

прочтение, трение, погребение, вторжение, окончание, слияние; взятие,

отплытие, открытие.

2. существительные со значением отвлеченного процессуального

признака, образованные от глаголов иноязычного происхождения с помощью

суффиксов -циj- и -ациj-: абсорбация, фильтрация, поляризация, реакция,

иныестиция,

электризация,

конфискация,

публикация,

рекомендация,

реанимация.

3. существительные с суффиксом –изм-, обозначающие либо элементы

языка, либо общественные и культурные направления: архаизм, алогизм,

вульгаризм, латинизм; символизм, агностицизм, дарвинизм, бонапартизм,

артистизм, практицизм, мистицизм.

4. существительные с суффиксом –ик(а) и имеющие собирательное

значение: автоматика, сейсмика, динамика, антисептика, моторика.

5. –ость- и -ств(о)-, обозначающие отвлеченный признак: скудость,

редкость, всхожесть, задымленность, кантианство, ницшеанство.

6.

–ат-,

-ит-,

означающие

химические

вещества,

минералы,

медицинские реалии: гидрат, хлорат, асбестит, бетонит, артрит, бронхит,

пиелонефрит, кофеин, анестезин, тромбин.

7. существительные, образованные префиксальным способом при

помощи де-/дез-, дис-, под-, пра-, ре-, ультра-: демонтаж, дезинформация,

дисбаланс,

диспропорция,

подвид,

подсистема,

прародина,

праязык,

реструктуризация, ультразвук.

3. Подстили научного стиля: общие черты и особенности.

В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно

выделить следующие разновидности научного стиля:

Собственно-научный. Используется для написания научных статей,

монографий,

докладов

на

научных семинарах и конференциях,

диссертаций, курсовых и дипломных работ.

Отличительная черта такого

подтипа – академическое изложение, особенности – точность передаваемых

сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала,

лаконичность и убедительная аргументация.

Научно-информативный. Применяется для создания информативных

рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача

заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных

фактов.

Научно-популярный. Употребляется для создания лекций, статей и

очерков. Основное отличие от других подтипов научного стиля – сведения

преподносятся

аудитории

в

общедоступной

форме,

понятным

для

большинства языком.

Учебно-научный. Используется в составлении учебников, методических

пособий, конспектов, лекций и научных программ. Как правило, данный

подтип подразумевает наличие иллюстрированного материала, множества

примеров и тщательных пояснений.

Научно-справочный. Применяется

при

составлении

словарей,

справочников, каталогов и энциклопедий.

Научно-деловой. Используется

при

разработке

технической

документации, контрактов, инструкций для предприятий.

4. Специфика жанров устной и письменной научной речи.

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической

схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение,

требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем

говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об

этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются

аргументы

(доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых

зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации

тезиса

необходимы

также иллюстрации -

примеры,

подтверждающие

выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором

содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются

перспективы дальнейших изысканий.

Устные научные жанры.

Устная научная (научно-профессиональная) коммуникация – понятие,

активно разрабатываемое в современной лингвистике и методике.

Под

этим

термином

понимается

«особая

функциональная

разновидность русского литературного языка – доклад, лекция, сообщение,

дискуссия, диалог, спор, беседа – на темы науки и специальности,

осуществляемая в ситуациях публичного и непубличного (неформального)

общения профессионалов».

Устная научная коммуникация, как и любая устная речь, существует в

двух формах: монологической и диалогической. Монологические жанры

устной научной коммуникации представлены следующими: доклад, научное

(реферативное) сообщение, выступление на семинарском занятии, устная

рецензия или устный отзыв, защита (курсовой, дипломной, диссертационной)

работы. К диалогическим жанрам устной научной речи относятся научная

дискуссия и научная беседа.

Кроме того, различают устную речь и устное воспроизведение

письменной речи, то есть заученный или прочитанный вслух текст. Жанры

устной научной речи являются в основном ситуативно закрепленными. Так,

лекция – это и название жанра, и ситуация осуществления данного типа речи.

Письменные научные жанры.

Функционально-стилевая

классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография,

статья,

доклад,

курсовая

работа,

дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное

описание

Научно-справочный

Словарь, справочник, каталог

Научно-учебный

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция,

конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

Очерк, книга, лекция, статья

Монография:

научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или

нескольких тесно связанных между собой тем.

научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы,

одного вопроса

монография – жанр многоплановый, структурно и содержательно

сложный,

рассчитанный

на

неоднократное

прочтение,

внимательное

изучение специалистом, т.е. человеком, глубоко разбирающимся в той

научной проблеме, которой посвящено монографическое исследование

монографией является «научное или научно-популярное издание,

содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы

и принадлежащее одному или нескольким авторам»

перед

изданием

в

виде

книги рукопись монографии

должна

пройти рецензирование специалистами

по

профилю

монографии,

имеющими ученую

степень.

Сведения

о

рецензентах

указываются

в

выходных данных монографии. Считается, что рецензентов должно быть не

менее двух

в

библиотечной

науке термин

«монография»

обозначает любую

несерийную публикацию, состоящую из одного или нескольких томов

(ограниченного их количества). Именно это отличает её от серийных

публикаций, таких как газеты или журналы

Статья:

сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты

собственного исследования

это жанр журналистики,

в

котором

автор ставит

задачу

проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде

всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Цель любой статьи - распространение содержащейся в ней информации

Виды статей:

Теоретико-пропагандистская статья -

на примерах конкретных

ситуаций дается научно-теоретическое объяснение текущих событий; в таких

статьях

анализируются

теоретические

аспекты

экономики,

политики,

литературы и искусства

Информационная статья -

информация излагается таким образом,

чтобы у читателя составилось представление о предмете описания в целом, а

также о его составных частях, отдельных свойствах и признаках

Практико-аналитическая

статья

-

обращена

к

актуальным

практическим

проблемам

промышленности,

сельского

хозяйства,

предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т.

д; в этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия,

ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной

сфере деятельности, отрасли производства …

Передовая статья - выражает точку зрения редакции по актуальному

вопросу в данный момент; помогает правильно ориентироваться в проблемах

общественной жизни, реагирует на актуальные вопросы

Доклад

один из видов монологической речи,

публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому

вопросу, основанное на привлечении документальных данных

Формат доклада:

Простой - с заголовками по темам;

Сложный - включаются: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии,

рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки

Курсовая работа

задание,

которое

выполняется

студентами высших и средне-

специальных

учебных заведений, обычно на втором—третьем курсах в

виде рефератов, на старших — в виде исследовательской работы

часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются

основными по специальности

Дипломная работа (дипломный проект).

один

из

видов

выпускной

квалификационной

работы

самостоятельная творческая работа

основная цель написания дипломной работы - систематизация и

обобщение теоретических знаний и практических навыков выпускников

Дипломная

работа

состоит

из

теоретической,

практической

(аналитической) и проектной части. Выполняется в большинстве случаев на

примере конкретного предприятия.

Дипломный

проект

выполняется

студентами,

обучающимися

по

техническим

специальностям,

и

предполагает

создание

или

расчёт

некоторого технического устройства или технологии;

Подготовка дипломного проекта (работы) и предшествующая этому

профессионально-ориентированная

практика,

как

заключительный

этап

обучения, отвечают за формирование навыков самостоятельной работы в

профессиональной области

Аннотация

сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее

содержания и назначения; её можно обнаружить в любой книге на обороте

титульного листа

Основные требования аннотации - ее краткость и информативность

Аннотация состоит из простых предложений, две обязательные части:

1. содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

2. адресат аннотируемого текста

Могут присутствовать и факультативные части:

1. композиция, структура первичного текста.

2. иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Конспект

особый вид вторичного текста, в основе – аналитико - синтетическая

переработка информации, содержащейся в исходном тексте;

это краткое изложение прочитанного научного произведения

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной

фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух

текста.

При

конспектировании

происходит

свертывание,

компрессия

первичного текста. Составитель конспекта должен уметь внимательно

читать, выделять основное в тексте, к которому он обратился. Результат-

запись в виде конспекта.

Патентное описание

изложение

технической

сущности

изобретения

-

имеет

важное

информационное и правовое значение.

Патент —

охранный

документ,

удостоверяющий

исключительное

право, авторство изобретения, приоритет полезной модели, промышленного

образца либо селекционного достижения.

Срок действия патента зависит от страны патентования, объекта

патентования и составляет от 5 до 35 лет.

Словарь

книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на

небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике

С

развитием

компьютерной

техники

распространение

получают электронные словари и онлайн-словари.

От того, сколько признаков слова описаны в словаре, различают

словари одноаспектные и многоаспектные.

Синхронические лингвистические словари отражают срез языка какого-

то определённого времени (н-р, языка XVIII века, современного языка

).

Диахронические (н-р, этимологические) — отражают развитие языка с

течением времени.

Энциклопедические - содержат сведения о научных понятиях, терминах,

исторических событиях, персоналиях, географии …

Терминологический словарь- содержит термины какой - либо области

знания или темы и их толкования

Справочник

издание практического назначения, с кратким изложением сведений в

систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно

было быстро и легко навести по нему справку

.

Классификация справочников (по целевому назначению):

научные

массово-политические

производственно-практические

учебные

популярные

бытовые

Каталог

некий список информации об объектах, составленный с целью

облегчения поиска этих объектов по какому-то признаку;

список или

опись

собрания книг в библиотеках, картин и

других

художественных предметов в музеях, галереях, на выставках, аукционах.

Учебник

книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой

области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях,

так и для самостоятельного обучения.

Учебное пособие

учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник,

официально утвержденное в качестве данного вида издания и допущенное

Министерством образования к печати и выпуску.

учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику.

Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными

вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в

освоении знаний по дисциплине.

Пособие создаётся более оперативно, поэтому в него включается

новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Но этот

материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных

в учебнике.

Книга

один

из

видов

печатной

продукции:

непериодическое

издание,

состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц)

или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом

текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющее, как правило,

твёрдый переплёт.



В раздел образования