Напоминание

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме формирования у старших дошкольников представлений о величинах и их измерении


Автор: Долотина Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель ДОО
Учебное заведение: Мдоу детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: р.п.Шатки Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме формирования у старших дошкольников представлений о величинах и их измерении
Дата публикации: 24.11.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по

проблеме формирования у старших дошкольников представлений о

величинах и их измерении.

Величина является одним из обобщающих математических понятий, в

которую входит длина, время, масса и другие.

По мнению Е.А. Носовой: "Величина является показателем размера, объема,

протяженности предмета. Размер может быть малым, большим, очень малым и

очень большим, средним, огромным. К понятию величины относятся также такие

определения, как минимум, максимум, супер, гипер, мега, мини" (17).

По мнению А.В. Белошистой под величиной понимают такие свойства

предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественной оценкой

величины называют измерением. Процесс измерения предполагает сравнение

данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу при измерении величин

этого рода (29,с. 23).

Потребность в измерении величин возникла в практической деятельности

человека в процессе его развития. Результат измерения выражается числом и дает

возможность глубже осознать суть понятия числа.

В.В. Данилова считает, что для правильной и полной характеристики любого

предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его

признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название

необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для

понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на

формирование

у

детей

более

полных

представлений

об

окружающей

действительности (9, с.15).

Е.А.Носова

утверждает:

«Представление

является

уровнем

познания,

который возникает при отсутствии контакта с изучаемым объектом, так же является

первоначальным уровнем овладения знаниями, приближающий к понятию. На

данном

уровне

ребенок

может

излагать

своими

словами,

аргументировать

некоторые выводы и правила» (17, с.37).

В детском

саду дети

дошкольного

возраста

знакомятся

со счетом.

Математические задачи и упражнения способствуют формированию умения детей

думать, логически мыслить, способствуют расширению их представления об

окружающем.

М.Ю. Стожарова считает: «Дети старшего дошкольного возраста способны

проявлять

спонтанный

интерес

к

математическим

категориям

таким

как:

количество,

форма,

время,

пространство,

которые

помогают

им

лучше

ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом,

способствуют формированию понятий» (30, с.67).

Роль формирования понятий о величине предметов рассматривалась Ж.

Пиаже, который указывал, что данный процесс имеет большое значение в развитии

детей дошкольного возраста:

1.Расширяются

и

углубляются

представления

об

окружающей

действительности, дети узнают, что предметы окружающей действительности могут

быть различны не только по форме, цвету, но и по величине;

2.Развиваются

такие

умственные

операции,

как

умение

располагать

предметы в ряд по порядку, начиная от самого толстого до самого тонкого, умение

разложить предметы в группы одинаковые по величине; сравнивать предметы по

величине, без чего вообще невозможно дальнейшее обучение в школе (18, с.73).

А.М. Леушина говорит, что для образования самых элементарных знаний о

величине необходимо сформировать конкретные представления о предметах и

явлениях окружающего мира. Чувственный опыт восприятия начинает складываться

уже в раннем детстве в результате установления связей между зрительными,

осязательными и двигательно-тактильными ощущениями от тех игрушек и

предметов различных размеров, которыми оперирует малыш. Многократное

восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует

развитию константности восприятия

(13, с.27).

А.А. Столяр считает, что дети старшего дошкольного возраста должны

научиться измерять сантиметровой линейкой и дециметром линии, стороны

квадрата, прямоугольника; метром длину и ширину класса, длину дорожки в саду

или грядки на огороде, они должны уметь нарисовать в тетради линию

определенной длины, отмерить доску, полоску бумаги указанного размера и др. Она

знакомила детей со следующими мерами: метром, дециметром, сантиметром,

рекомендовала учить измерять руками, шагами, чашками, стаканами, ложками и т.

д. (29, с.45).

Т.В. Тарунтаева отмечает, что обучение измерению ведет к возникновению

более полных представлений об окружающей действительности, влияет на

совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов

чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.

е. пространственные признаки предметов. Ориентировка в отдельных свойствах,

умение выделять их требуются при выборе условной меры, адекватной измеряемому

свойству. В измерении предметная сторона действительности предстает перед

ребенком с новой, еще неизвестной для него стороны (25, с. 40).

По мнению Л.С. Метлиной измерительная практика активизирует причинно-

следственное мышление. Сочетая практическую и теоретическую деятельность,

измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и

логического

мышления

дошкольника.

Способы

и

результаты

измерения,

выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Измерение длин и

объемов позволяет уточнить и углубить целый ряд элементарных математических

представлений.

На основе измерения

познается

новая

функция числа как

отношения. Ребенок перестает отождествлять единицу с отдельностью (14, с.110).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, а также анализ

современных программ ДОУ по проблеме формирования у старших дошкольников

представлений о величинах и их измерении, показал, что величина является одним

из обобщающих математических понятий, в которую входит длина, время, масса и

другие. Для образования самых элементарных представлений о величине

необходимо сформировать конкретные представления о предметах и явлениях

окружающего мира. Овладение простейшими способами измерения оказывает

влияние на учебную деятельность дошкольников. Они учатся осознавать цель

деятельности, осваивать пути и средства ее достижения, подчиняться правилам,

определяющим характер и последовательность действий.



В раздел образования