Напоминание

Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации»


Автор: Куликова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ им.В.С.Юдина
Населённый пункт: с.Новый Буян ОДО №2
Наименование материала: статья
Тема: Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации»
Дата публикации: 30.11.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства

принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение

профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях

профессиональной деятельности.

В данной работе ставятся задачи по решению глобальных проблем. Но на своём уровне

(уровень ДОУ) перед каждым педагогом стоят конкретные задачи в своей

профессиональной деятельности.

Введен новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (ФГОС) и он направлен также на формирование уважительного отношения

и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. У

выпускника детского сада (по ФГОС) в должны быть сформированы следующие

качества:

К результатам деятельности относится:

- проявление инициативы и самостоятельность в общении;

- обладать положительной установкой положительного отношения к миру, другим

людям и самому себе;

- обладать чувством собственного достоинства;

- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных

играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.

Из собственных наблюдений, к сожалению, у многих детей формируется негативное

отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные

последствия. Часто сорятся с детьми и взрослыми. Неадекватная заниженная самооценка

формирует у ребенка результат частого неуспеха, в какой то значимой деятельности.

Возрастает количество детей агрессивных, тревожных, замкнутых детей. Большинство

детей, хотя и не во всех ситуациях проявляют инициативу и пока их инициативные

обращения к сверстнику еще не отличаются настойчивостью, но все, же они, пусть

изредка соглашаются играть друг с другом, откликаются на предложение делать что-то

совместно, редко проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослых у

многих детей происходит в грубой форме, у детей нет уважения к товарищу и чувства

сопереживания к нему.

Содержание образовательного процесса осуществляется по основной образовательной

программе. Но организация образовательного процесса в настоящее время оставляет

желать лучшего.

- нет разработанной и утвержденной программы по формированию у детей дошкольного

возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых

образовательной организации.

- не достаточно используется инновационный метод работы (метод проектов) .

- нет эффективного взаимодействия с семьей, нередко родители не уделяют должного

внимания воспитанию своих детей, считая что делают в образовательном учреждении.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми в домашних условиях приводит к тому,

что дети разучились общаться, не хотят слышать и понимать взрослых. У многих детей

повышен уровень тревожности. Увеличилось число детей с речевыми нарушениями, что

затрудняет общение. Помочь таким детям преодолеть трудности, развить желание

общаться - в наших силах.

Условия профессиональной деятельности – это создание необходимой материально-

технической базы, учебно-методические пособия, дидактические игры, раздаточный

материал.

Не всегда и везде созданы условия для привития уважения и чувства принадлежности к

сообществу у детей и взрослых. Развивающая среда оставляет желать лучшего: не

достаточно атрибутов для сюжетно ролевых игр, отсутствие достаточного количества

художественной литературы, видео фильмов, отсутствие современных мультимедийных

пособий.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать несколько проблем.

Негативизм – ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых. Упрямство –

ребенок настаивает на собственных требованиях и решениях. Своеволие – проявляется в

стремлении отделится от детей и взрослых. Ребенок часто сорится с детьми и взрослыми.

Работу и общение с родителями надо воспринимать как процесс сотрудничества,

формировать единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении.

Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Зная проблему, можно искать пути ее решения. Чтобы искать пути, необходимо

выяснить, к чему стремиться и что мы хотим получить в результате решения проблемы.

Если посмотреть ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации) то можно увидеть, что в результате освоения детьми основной

общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок, может приобрести

(и будет иметь, следующие качества: ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему

миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного

достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в

совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства

обучения и воспитания, контроля) .

Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется ФГОС для успешной

реализации результатов можно предложить: внести изменения в темы недели и темы дня.

Например, включить в планирование темы: «неделя добрых дел» или «моя семья», «что

такое доброта» и др., разработать программу по положительному отношению к миру,

другим людям и самому себе, рассматривание различных иллюстраций по теме,

организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности,

обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или

небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор»,

итоговые мероприятия: «День вежливости». На практике педагог должен уметь

организовать продуктивную совместную деятельность с детьми, включить родителей в

педагогический процесс.

В средства обучения и воспитания необходимо включить (если уже используется в

работе, то применять в большем объеме) : использование художественной литературы на

тему: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего», «Как бы ты поступил».

- использование видеозаписей на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо», «В

дружном деле всем хорошо».

- использование дидактического материала на тему: «Мы радуем своих близких»;

- на практике педагог должен уметь организовать продуктивную совместную

деятельность с детьми, включить родителей в педагогический процесс.

- рационально разместить игровое оборудование в группе.

Также можно использовать электронные дидактические пособия (на будущее

планируется, наблюдение за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во

время совместных игр, за столом. Чтобы обеспечить объективность и точность

получаемых данных необходимо использовать различные методики предусмотренные

программой.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых

образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-

технические, нормативно-правовые, информационные, организационные). Изменений

только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в

условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым

фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы

воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения,

психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей,

психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и

педагогических технологий).

- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик,

соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени) ;

- организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей) ;

- коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных

контактов с детьми, родителями, педагогами) ;

- самообразованием, «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение

новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное

оценивание своих достоинств и недостатков и пр.) ;

К кадровым изменениям относится: привлечение к работе педагога-психолога, психолога

(для оценивания результата проектными методиками) .Квалификация педагогических

работников должна соответствовать квалификационным характеристикам,

установленным в Едином квалификационным справочнике должностей руководителей,

специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей

работников образования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации. Достаточно хорошая научно-

педагогическая подготовка специалистов в области дошкольного образования позволит

расширить диапазон их профессионального интереса - от сугубо методической

литературы до новых данных психолого-педагогических и социальных исследований. А

также педагоги, ставшие па путь инновационной деятельности, будут способствовать

внутреннему преобразованию системы обучения и воспитания, что может гарантировать

ее постоянное самосовершенствование и развитие.

Научно - методическое обеспечение - целая система форм повышения педагогической

культуры, внедрения научно-педагогической культуры, научно-педагогических

разработок и стимулирования педагогического творчества, учебно-методический

комплект, оборудование, оснащение (предметы, для получения знаний по данной теме.

Научно-методическое обеспечение имеет важнейшее значение для опережающего

развития системы образования.

Нормативно – правовые обеспечение – это учет при разработке деятельности учащихся и

педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного

управления образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании»

разрабатывалась новая нормативно - правовая база деятельности дошкольных

образовательных учреждений. Нормативно-правовая база содержит основные

документы, регулирующие образовательную, нормативно-правовую деятельность

дошкольных образовательных учреждений РФ, - типовое положение о дошкольном

образовательном учреждении в РФ.

Материально- технические. В группе должна быть обеспеченность методическими

материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок дня, а так же

особенности событий, праздников, мероприятий, организация предметно-

пространственной среды. Покупка интерактивной доски, мультфильмы, картины,

иллюстрации по теме «Уважительное отношение к детям и взрослым».



В раздел образования