Напоминание

" Совместная работа учителя-логопеда и музыкального работника в коррекционной работе ДОУ"


Автор: Наталья Николаевна Ковшуева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 61 г.Апатиты
Населённый пункт: МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, АПАТИТЫ
Наименование материала: "Взаимодействие специалистов ДОУ"
Тема: " Совместная работа учителя-логопеда и музыкального работника в коррекционной работе ДОУ"
Дата публикации: 03.12.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальный семинар – практикум

«Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе коррекционно –

развивающей деятельности»

Тема:

Логоритмика – одно из направлений взаимодействия учителя – логопеда и

музыкального руководителя в коррекционно-развивающей деятельности.

Учитель-логопед Ковшуева Н.Н.

Музыкальный руководитель: Пугачева Т.А.

МБДОУ № 61 г. Апатиты

Речь – одна из важнейших сторон развития ребенка. Но чудесный дар природы не

дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь

ребенка развивалась правильно и своевременно. Полноценное развитие личности ребенка

невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и

трудоемкая для ребенка работа.

В последние годы значительно возросло количество детей с различными речевыми

нарушениями.

По статистическим данным, только около 15% новорожденных

появляются

на

свет

абсолютно

здоровыми.

Остальные

дети

имеют

различные

микроорганические поражения или выраженную патологию. Следует отметить, что

нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют

на их физическое и умственное развитие. В коррекционной работе с детьми,

страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют занятия

логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы

движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных

целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций,

что способствует более интенсивной адаптации детей. Во время проведения занятий

развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает

осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей,

что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает

адаптации к условиям внешней среды.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется нами по двум

направлениям:

1.

Коррекционно – развивающее;

2.

Информационно – консультативное.

Осуществляя свою работу - учитываем:

1.

Структуру речевого нарушения;

2.

Осуществляем индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

3.

Закрепляем знания, умения, навыки, приобретенные на логопедических занятиях;

4.

Предъявляем единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

1.

Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников

формируются и закрепляются правильные двигательные динамические

стереотипы.

2.

Принцип всестороннего воздействия

3.

Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические

приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются

дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых

нарушений.

4.

Принцип наглядности.

5.

Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных

заданий.

При этом, каждый из субъектов коррекционно – развивающей работы осуществляет

развитие следующих направлений:

Учитель – логопед:

1.

Постановку диафрагмально – речевого дыхания;

2.

Формирование

артикуляционной

базы

для

исправление

неправильно

произносимых звуков;

3.

Коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию;

4.

Совершенствование лексико – грамматической стороны речи;

5.

Обучение связно выражать свои мысли;

6.

Совершенствование мелкой моторики;

7.

Логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель -

развивает и формирует:

1.

слуховое внимание и слуховую память;

2.

оптико-пространственные представления;

3.

зрительной ориентировки на собеседника;

4.

координацию движений;

5.

умение передавать несложный темп и ритм дыхания и речи;

6.

фонематический слух.

Одним из направлений взаимодействия в коррекционно-развивающей деятельности

учителя – логопеда и музыкального руководителя является ЛОГОРИТМИКА.

Проведя диагностику среди детей посещающих группы ТНР, мы определили, что

дети, помимо проблем с речью, зажаты, не раскрепощены, не умеют выразить свои

эмоции, не могут свободно передвигаться в пространстве, не обладают достаточной

пластикой. Сделав определенные выводы, мы приняли решение, что будем использовать

в своей работе такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как

логопедическая ритмика или логоритмика.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи

движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова). Она включает в себя пальчиковые, речевые,

музыкально-двигательные и коммуникативные игры, является частью образовательной и

коррекционно-развивающей работы на речевой группе.

Логоритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной

работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в

том числе дыхания, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной

сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства

ритма, певческого диапазона голоса;

развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,

пантомимики, пространственных организаций движений;

развитие способности ориентироваться в пространстве;

умение определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

формирование правильного дыхания;

воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другое;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Занятия по логоритмике включают в себя различные виды деятельности.

Структура НОД.

I. Музыкально-ритмические движения, перестроения, игры на внимание, комплекс

общеразвивающих упражнений (ОРУ), дыхательные упражнения.

II. Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционной, мелкой моторики,

мимики.

III. Оркестр, пение, игры, танец.

IV. Слушание - релаксация.

В логоритмическую НОД мы включили следующие виды деятельности:

Вводная ходьба,

музыкально-ритмические движения

- одна из форм коррекции

нарушений слоговой структуры.

Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство

ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.

Например: чередование видов ходьбы: на всей стопе, на пятках, на носочках, в

полуприседе:

Небоскребы – избушки” (тема “Город”);

«Елочки - пенечки», «Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);

«Игра с ежом»

Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой

приставной шаг, сужать и расширять круг.

Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

Что ты, ёж, такой колючий? (2 приставных шага в одну сторону)

Это я на всякий случай. (2 приставных шага в другую сторону)

Ведь в лесу мои соседи (сужение круга, 4 шага)

Лисы, волки да медведи. (расширение круга, 4 шага).

Артикуляционные упражнения.

Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает

подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. А также четкие ощущения

от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.

Например: Дикие животные (тема “Дикие животные готовятся к зиме”)

“Зайчик”. Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

“Сердитый волк”. Нижнюю губу прикусить верхней губой.

“Ежик фыркает”. Вибрация губ.

“Лосенок сосет молоко и чмокает”. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким

выбрасыванием при раскрытии рта (чмоканье). (Е. А. Пожиленко)

Дыхательная гимнастика

Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное

дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Например: Гусь (тема «Домашние птицы»), «Деревья на ветру» (тема «Осень») Вдох

через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”

Фонопедические и оздоровительные упражнения .

Развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В

холодное время года эти упражнения выполняются в качестве профилактики простудных

заболеваний.

Например: узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”)

Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:

Съегирь снегиль снегирь

Воена волона ворона

Грухаль клухай.

Дидактическая игра «Дождь и ветер» (тема «Осень») - дети делятся на две команды, одна

команда – дождь (четко произносят после вдоха: кап-кап-кап и ударяют по ладони),

вторая – ветер (глубокий вдох и на выдохе произносят звук «У- У- У» с усилением)

Ведущий попеременно произносит: дождь или ветер, а дети выполняют заданное

упражнение.

Упражнения на развитие внимания и памяти.

Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание

детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Например:

«Что как звучит?».

Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мячу,

собаке, кошке, скрипу двери, звонку и т.д.

Методика проведения: Детям предлагается попробовать проверить, что может

изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? И т.д.

Чистоговорки.

С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные

движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей

развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Например:

1.

АЯ-АЯ-АЯ – осень золотая,

АДЫ-АДЫ-АДЫ – осени мы рады!

ША-ША-ША-ША – наша осень хороша!

2. Идет бобер с бревном устало –

Бревно бобру бока намяло. (звук Б)

Речевые игры.

Могут быть представлены в различных видах: с сопровождением и без музыкального

сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на

детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги. Использование

простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки,

считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение

логоритмических задач.

Например:

«Капли».

Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.

Методика проведения: проговаривать подговорку в разном ритме.

Капли раз, капли два,

Капли медленно сперва –

Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки)

Кап-кап, кап-кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки)

Кап-кап, кап-кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем. (имитируют крышу)

Ритмические игры.

Развивают чувство ритма, темпа, метра (чувства сильной доли такта), что позволяет

ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Например:

Ритмическая игра «Барабан»

Барабан, очень рад,

Он идет на парад! – четко проговаривая текст, прохлопать ритмический рисунок в

ладоши, простучать воображаемыми палочками, простучать на барабане и т.п.

«Колокольцы-бубенцы».

Задачи:

четко передавать ритм движения, развитие

диатонического слуха.

Четко, ритмично проговаривать текст, с разной динамикой и высотой звука, а также в

разном темпе.

Колокольцы-бубенцы

Раззвонились молодцы,

Дин-дон, дин-дон,

Угадай откуда звон!

Пальчиковые игры и сказки.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым

развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем

скорейшему речевому развитию. Развивая пальчики – развиваем речь!

Сказка «У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щеки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние

зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).

Коммуникативные игры.

Формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют

углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать.

Например:

«Льдинки,

ветер

и

мороз» -

коммуникативная

игра

Описание игры. Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши,

приговаривая:

«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок

на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища.

Хлопают

и

говорят:

«дзинь,

дзинь»

-

пока

не

услышат

сигнал

«Ветер».

На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал « Мороз» дети

возвращаются

в

пары

и

берутся

за

руки.

Подвижные игры, хороводы.

Тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память,

быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма,

сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Например:

«Веселый Снеговик» (тема: «Зима»)

Задача: четко проговаривать текст, активизировать внимание, закреплять

умение двигаться по кругу, выполнять элементарные танцевальные

движения.

Методика проведения: Дети двигаются по кругу, проговаривая или

пропевая текст. С окончанием:

1.

ведущий, стоящий в центре, показывает определенное танцевальное

движение, все повторяют.

2.

Ведущий показывает иллюстрацию со Снеговиком, который выполняет

определенное движение, дети его повторяют или замирают в

статической позе.

Снеговик, Снеговик,

Из сугроба он возник

Снеговик, попляши,

Что нам делать покажи!

Игры с остановками

(тема “Семья”)

Русская народная игра “Как у дяди Трифона”

Водящий стоит лицом к детям, все поют:

Как у дяди Трифона было семеро детей,

Было семеро детей, было семь сыновей,

С такими ушами, с такими носами,

С такими глазами, с такими волосами,

С такими зубами, с такими руками.

Не пили они не ели, разом делали вот так!

Водящий показывает позу, все должны повторить и замереть.

Тот, кто точнее повторил, становится водящим.

Песни – хороводы

Например: «Осенний хоровод», «Зимушка - зима», «Пугало» и т.п.

Мимические упражнения

:

способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры;

развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства

общения.

Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”):

Обезьянки - кривляки.

Сердитый тигр.

Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)

Оркестр

шумовых

инструментов

:

включает

в

работу

слуховой,

зрительный,

кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем

разнообразные оркестры детских инструментов:

Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, фантики от конфет;

“салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)

“Ложкари” (ложки разных размеров)

“Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)

“Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от

грецких орехов).

Танцы:

развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве,

учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки.

Яркий пример – песни – танцы Сергея и Екатерины Железновых.

«Вместе

с

нами»

Ты

похлопай

вместе

с

нами

хлоп

и

хлоп,

Ты

похлопай

вместе

с

нами

хлоп

и

хлоп,

Ты

похлопай

вместе

с

нами,

ты

похлопай

вместе

с

нами,

Ты

похлопай

вместе

с

нами,

хлоп

и

хлоп.

и т.п.

В логоритмические занятия включаем -

Самомассаж

помогает

сохранять

и

укреплять

здоровье

детей,

повышать

функциональную деятельность головного мозга, способствует улучшению деятельности

центральной нервной системы.

Слушание – релаксация

:

активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает

умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в

спокойное состояние.

Вывод: Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной

работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия,

повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной

дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова,

логоритмика обеспечит коррекционную направленность речевого и музыкального

развития дошкольников.

В результате совместной деятельности учителя – логопеда и музыкального

руководителя:

1.

Обеспечивается более высокий уровень речевого развития ребёнка с нарушениями

речи; развивается высота, сила, тембр голоса, интонационная выразительность;

2.

Дети

учатся

думать,

творить,

фантазировать,

сочинять,

развивать

коммуникативные умения;

3.

Осуществляется эстетическое воспитание;

4.

Приемы, используемые специалистами детского сада, направлены на преодоление

речевых нарушений, на всестороннее развитие ребенка.

Тесная взаимосвязь в коррекционно-развивающей деятельности специалистов имеет

большие потенциальные возможности и способствует эффективным, качественным

изменениям в творческом и речевом развитии детей.

Список использованной литературы:

1. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ.

Логопед, 2004.

2.

Выготский

Л.С.

Основы

дефектологии.

СПб.:

Издательство

«Лань»,2003.

3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

5

.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет Л.И.Пензулаева.-М.: Владос,

2002.

6. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.

Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.



В раздел образования