Автор: Наталья Николаевна Ковшуева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 61 г.Апатиты
Населённый пункт: МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, АПАТИТЫ
Наименование материала: "Взаимодействие специалистов ДОУ"
Тема: " Совместная работа учителя-логопеда и музыкального работника в коррекционной работе ДОУ"
Дата публикации: 03.12.2021
Раздел: дошкольное образование
Муниципальный семинар – практикум
«Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе коррекционно –
развивающей деятельности»
Тема:
Логоритмика – одно из направлений взаимодействия учителя – логопеда и
музыкального руководителя в коррекционно-развивающей деятельности.
Учитель-логопед Ковшуева Н.Н.
Музыкальный руководитель: Пугачева Т.А.
МБДОУ № 61 г. Апатиты
Речь – одна из важнейших сторон развития ребенка. Но чудесный дар природы не
дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь
ребенка развивалась правильно и своевременно. Полноценное развитие личности ребенка
невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и
трудоемкая для ребенка работа.
В последние годы значительно возросло количество детей с различными речевыми
нарушениями.
По статистическим данным, только около 15% новорожденных
появляются
на
свет
абсолютно
здоровыми.
Остальные
дети
имеют
различные
микроорганические поражения или выраженную патологию. Следует отметить, что
нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют
на их физическое и умственное развитие. В коррекционной работе с детьми,
страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют занятия
логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы
движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных
целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций,
что способствует более интенсивной адаптации детей. Во время проведения занятий
развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает
осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей,
что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает
адаптации к условиям внешней среды.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется нами по двум
направлениям:
1.
Коррекционно – развивающее;
2.
Информационно – консультативное.
Осуществляя свою работу - учитываем:
1.
Структуру речевого нарушения;
2.
Осуществляем индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
3.
Закрепляем знания, умения, навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
4.
Предъявляем единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
1.
Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников
формируются и закрепляются правильные двигательные динамические
стереотипы.
2.
Принцип всестороннего воздействия
3.
Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические
приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются
дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых
нарушений.
4.
Принцип наглядности.
5.
Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных
заданий.
При этом, каждый из субъектов коррекционно – развивающей работы осуществляет
развитие следующих направлений:
Учитель – логопед:
1.
Постановку диафрагмально – речевого дыхания;
2.
Формирование
артикуляционной
базы
для
исправление
неправильно
произносимых звуков;
3.
Коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию;
4.
Совершенствование лексико – грамматической стороны речи;
5.
Обучение связно выражать свои мысли;
6.
Совершенствование мелкой моторики;
7.
Логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель -
развивает и формирует:
1.
слуховое внимание и слуховую память;
2.
оптико-пространственные представления;
3.
зрительной ориентировки на собеседника;
4.
координацию движений;
5.
умение передавать несложный темп и ритм дыхания и речи;
6.
фонематический слух.
Одним из направлений взаимодействия в коррекционно-развивающей деятельности
учителя – логопеда и музыкального руководителя является ЛОГОРИТМИКА.
Проведя диагностику среди детей посещающих группы ТНР, мы определили, что
дети, помимо проблем с речью, зажаты, не раскрепощены, не умеют выразить свои
эмоции, не могут свободно передвигаться в пространстве, не обладают достаточной
пластикой. Сделав определенные выводы, мы приняли решение, что будем использовать
в своей работе такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как
логопедическая ритмика или логоритмика.
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи
движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова). Она включает в себя пальчиковые, речевые,
музыкально-двигательные и коммуникативные игры, является частью образовательной и
коррекционно-развивающей работы на речевой группе.
Логоритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной
работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в
том числе дыхания, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной
сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства
ритма, певческого диапазона голоса;
развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,
пантомимики, пространственных организаций движений;
развитие способности ориентироваться в пространстве;
умение определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
формирование правильного дыхания;
воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другое;
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
Занятия по логоритмике включают в себя различные виды деятельности.
Структура НОД.
I. Музыкально-ритмические движения, перестроения, игры на внимание, комплекс
общеразвивающих упражнений (ОРУ), дыхательные упражнения.
II. Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционной, мелкой моторики,
мимики.
III. Оркестр, пение, игры, танец.
IV. Слушание - релаксация.
В логоритмическую НОД мы включили следующие виды деятельности:
• Вводная ходьба,
музыкально-ритмические движения
- одна из форм коррекции
нарушений слоговой структуры.
Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство
ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.
Например: чередование видов ходьбы: на всей стопе, на пятках, на носочках, в
полуприседе:
“Небоскребы – избушки” (тема “Город”);
«Елочки - пенечки», «Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);
«Игра с ежом»
Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой
приставной шаг, сужать и расширять круг.
Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.
Что ты, ёж, такой колючий? (2 приставных шага в одну сторону)
Это я на всякий случай. (2 приставных шага в другую сторону)
Ведь в лесу мои соседи (сужение круга, 4 шага)
Лисы, волки да медведи. (расширение круга, 4 шага).
• Артикуляционные упражнения.
Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает
подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. А также четкие ощущения
от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.
Например: Дикие животные (тема “Дикие животные готовятся к зиме”)
“Зайчик”. Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.
“Сердитый волк”. Нижнюю губу прикусить верхней губой.
“Ежик фыркает”. Вибрация губ.
“Лосенок сосет молоко и чмокает”. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким
выбрасыванием при раскрытии рта (чмоканье). (Е. А. Пожиленко)
• Дыхательная гимнастика
Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное
дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Например: Гусь (тема «Домашние птицы»), «Деревья на ветру» (тема «Осень») Вдох
через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”
• Фонопедические и оздоровительные упражнения .
Развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В
холодное время года эти упражнения выполняются в качестве профилактики простудных
заболеваний.
Например: узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”)
Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:
Съегирь снегиль снегирь
Воена волона ворона
Грухаль клухай.
Дидактическая игра «Дождь и ветер» (тема «Осень») - дети делятся на две команды, одна
команда – дождь (четко произносят после вдоха: кап-кап-кап и ударяют по ладони),
вторая – ветер (глубокий вдох и на выдохе произносят звук «У- У- У» с усилением)
Ведущий попеременно произносит: дождь или ветер, а дети выполняют заданное
упражнение.
• Упражнения на развитие внимания и памяти.
Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание
детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Например:
«Что как звучит?».
Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мячу,
собаке, кошке, скрипу двери, звонку и т.д.
Методика проведения: Детям предлагается попробовать проверить, что может
изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? И т.д.
• Чистоговорки.
С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные
движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей
развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Например:
1.
АЯ-АЯ-АЯ – осень золотая,
АДЫ-АДЫ-АДЫ – осени мы рады!
ША-ША-ША-ША – наша осень хороша!
2. Идет бобер с бревном устало –
Бревно бобру бока намяло. (звук Б)
• Речевые игры.
Могут быть представлены в различных видах: с сопровождением и без музыкального
сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на
детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги. Использование
простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение
логоритмических задач.
Например:
«Капли».
Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.
Методика проведения: проговаривать подговорку в разном ритме.
Капли раз, капли два,
Капли медленно сперва –
Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки)
Кап-кап, кап-кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять –
Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки)
Кап-кап, кап-кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. (имитируют крышу)
• Ритмические игры.
Развивают чувство ритма, темпа, метра (чувства сильной доли такта), что позволяет
ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Например:
Ритмическая игра «Барабан»
Барабан, очень рад,
Он идет на парад! – четко проговаривая текст, прохлопать ритмический рисунок в
ладоши, простучать воображаемыми палочками, простучать на барабане и т.п.
«Колокольцы-бубенцы».
Задачи:
четко передавать ритм движения, развитие
диатонического слуха.
Четко, ритмично проговаривать текст, с разной динамикой и высотой звука, а также в
разном темпе.
Колокольцы-бубенцы
Раззвонились молодцы,
Дин-дон, дин-дон,
Угадай откуда звон!
• Пальчиковые игры и сказки.
Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым
развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем
скорейшему речевому развитию. Развивая пальчики – развиваем речь!
Сказка «У бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щеки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние
зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).
• Коммуникативные игры.
Формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют
углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать.
Например:
«Льдинки,
ветер
и
мороз» -
коммуникативная
игра
Описание игры. Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши,
приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок
на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища.
Хлопают
и
говорят:
«дзинь,
дзинь»
-
пока
не
услышат
сигнал
«Ветер».
На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал « Мороз» дети
возвращаются
в
пары
и
берутся
за
руки.
• Подвижные игры, хороводы.
Тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память,
быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма,
сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Например:
«Веселый Снеговик» (тема: «Зима»)
Задача: четко проговаривать текст, активизировать внимание, закреплять
умение двигаться по кругу, выполнять элементарные танцевальные
движения.
Методика проведения: Дети двигаются по кругу, проговаривая или
пропевая текст. С окончанием:
1.
ведущий, стоящий в центре, показывает определенное танцевальное
движение, все повторяют.
2.
Ведущий показывает иллюстрацию со Снеговиком, который выполняет
определенное движение, дети его повторяют или замирают в
статической позе.
Снеговик, Снеговик,
Из сугроба он возник
Снеговик, попляши,
Что нам делать покажи!
Игры с остановками
(тема “Семья”)
Русская народная игра “Как у дяди Трифона”
Водящий стоит лицом к детям, все поют:
Как у дяди Трифона было семеро детей,
Было семеро детей, было семь сыновей,
С такими ушами, с такими носами,
С такими глазами, с такими волосами,
С такими зубами, с такими руками.
Не пили они не ели, разом делали вот так!
Водящий показывает позу, все должны повторить и замереть.
Тот, кто точнее повторил, становится водящим.
Песни – хороводы
Например: «Осенний хоровод», «Зимушка - зима», «Пугало» и т.п.
Мимические упражнения
:
способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры;
развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства
общения.
Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”):
Обезьянки - кривляки.
Сердитый тигр.
Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)
Оркестр
шумовых
инструментов
:
включает
в
работу
слуховой,
зрительный,
кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем
разнообразные оркестры детских инструментов:
Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, фантики от конфет;
“салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)
“Ложкари” (ложки разных размеров)
“Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)
“Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от
грецких орехов).
Танцы:
развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве,
учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки.
Яркий пример – песни – танцы Сергея и Екатерины Железновых.
«Вместе
с
нами»
Ты
похлопай
вместе
с
нами
хлоп
и
хлоп,
Ты
похлопай
вместе
с
нами
хлоп
и
хлоп,
Ты
похлопай
вместе
с
нами,
ты
похлопай
вместе
с
нами,
Ты
похлопай
вместе
с
нами,
хлоп
и
хлоп.
и т.п.
В логоритмические занятия включаем -
Самомассаж
–
помогает
сохранять
и
укреплять
здоровье
детей,
повышать
функциональную деятельность головного мозга, способствует улучшению деятельности
центральной нервной системы.
Слушание – релаксация
:
активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает
умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в
спокойное состояние.
Вывод: Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной
работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия,
повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной
дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова,
логоритмика обеспечит коррекционную направленность речевого и музыкального
развития дошкольников.
В результате совместной деятельности учителя – логопеда и музыкального
руководителя:
1.
Обеспечивается более высокий уровень речевого развития ребёнка с нарушениями
речи; развивается высота, сила, тембр голоса, интонационная выразительность;
2.
Дети
учатся
думать,
творить,
фантазировать,
сочинять,
развивать
коммуникативные умения;
3.
Осуществляется эстетическое воспитание;
4.
Приемы, используемые специалистами детского сада, направлены на преодоление
речевых нарушений, на всестороннее развитие ребенка.
Тесная взаимосвязь в коррекционно-развивающей деятельности специалистов имеет
большие потенциальные возможности и способствует эффективным, качественным
изменениям в творческом и речевом развитии детей.
Список использованной литературы:
1. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ.
Логопед, 2004.
2.
Выготский
Л.С.
Основы
дефектологии.
–
СПб.:
Издательство
«Лань»,2003.
3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
5
.
Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет Л.И.Пензулаева.-М.: Владос,
2002.
6. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.
Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.