Напоминание

Игра "Устаревшие слова"


Автор: Буслаева Наталья Юнировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "ООШ п. Луговой"
Населённый пункт: МР Печора
Наименование материала: Методическая разработка внеурочного мероприятия
Тема: Игра "Устаревшие слова"
Дата публикации: 04.12.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка внеурочного мероприятия «Устаревшие слова»

для учащихся 6 класса.

( составила учитель русского языка и литературы Буслаева Наталья Юнировна)

Цель: расширить знания учащихся по теме «Устаревшие слова»

Задачи: Познакомить с особенностями старинной русской речи

Расширить словарный запас учащихся

воспитать любовь к русскому языку, истории и культуре.

формировать умения находить в толковом словаре устаревшие слова

обосновывать использование устаревших слов в художественном тексте

развивать логическое мышление, пополнить словарный запас учащихся;

Формирование УУД:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение

к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как

явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

проявление способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: принимать и сохранять цели учебной деятельности; выдвигать версии

решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат,

использовать наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;

правильно,свободно излагать свои мысли.

Предметные:

знать и уметь различать понятия архаизмы и историзмы, общеупотребительные,

устаревшие слова, иметь представление об их роли в художественной литературе,

лексикологии, лексикографии; уместно использовать внеязыковые средства; понимать

взаимосвязи уровней языка и единиц.

Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации, карточки со словами, карточки

с буквами, с древнерусским текстом, с отрывками из сказки А.Пушкина

Подготовительная работа

:

изучение темы «Устаревшие слова» на уроках основного

курса русского языка, нахождение толкований слов в словарях, сообщения учащихся (по

заданию учителя).

Организация: учащиеся делятся на команды, выбирают капитана, дают названия

командам.

Жюри: За каждый правильный ответ участники получают по одному баллу, за работу с

текстом от 1 до 10 баллов

1.

Вступительное слово учителя.

Друзья, вот собрались мы вместе, так отбросим печаль и возвеселим землю нашу

игрою своею и своими знаниями. А поведём мы речь сегодня о Древней Руси. И пусть

ещё больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь

сказал когда-то митрополит Илларион: « Не в худой неведомой земле живём , но в

русской, что ведома и слышма есть во всех концах земли». Ребята, сегодня мы поговорим

об устаревших словах. Они могут дать нам много интересной и полезной информации о

нашей истории, культуре, традициях. Недаром, Белла Ахмадулина сказала:

«Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов и современнее и резче».

Сегодня игра командная, не забывайте правила игры в команде, внимательно слушайте

задания.

Начинаем игру!! На столе лежат карточки, на них записаны лексические значения

загаданных слов. Капитаны берут карточку и возвращаются к команде. Если команда

знает загаданное слово, то оставляет карточку у себя и берёт следующую. Если команда

не знает загаданного слова, то возвращает карточку на место и берет следующую.

I тур Найди слово по его лексическому значению

1.

Комната монаха ( келья)

2.

Бог грома и молнии у древних славян ( Перун)

3.

Оружие древних славян из стали ( булат)

4.

Рубашка из железных колец ( кольчуга)

5.

Описание жизни святого ( житие)

6.

Как называли пахаря в Древней Руси? ( оратай)

7.

Торжественное обещание ( обет)

8.

Боевой топорик с длинной рукояткой ( секира)

9.

Произведения УНТ о богатырях (былины)

10. Большое весло, прикреплённое к лодке ( бабайка)

11. Старинная мера, расстояние между большим и указательным пальцами руки ( пядь)

12. Три копейки ( алтын)

13. Высокая корзина с крышкой из берёзовой коры ( туесок)

14. Ларь, в котором хранится мука и зерно ( сусек)

15. Дудочка из ивовой коры ( жалейка)

2

тур

Подберите современные синонимы к данным словам. Определите, это

архаизмы или историзмы. Команде выдается карточка со словами

1.Перст, брадобрей, пиит, коло, ланиты, лепота, зело, сей, брань

3 тур Выберите ответ из трёх предложенных, посоветуйтесь с командой и

поднимите нужную букву ( карточка с буквами у вас на столе)

1.

Агнец- это а)ангел, б) ягненок, в)огонь

2.

Где вам могли встретиться буки? а)в лесу б)на картине в) в книге

3.

У желны сколько ног? 2, 4, 6

4.

Понт-это а) характер б) море в) вулкан

5.

Кому нравится умёт? а) медведю, б) свинье в) собаке

6.

Послух-это а) ребёнок б) монах, в) свидетель

7.

Алкать а) кричать б) желать в) бежать

8.

Прилично ли человеку щечить? а)да б)нет

9.

На вые носят а) очки б) шарф в) шапку

10. Мурза это: а)грязный ребенок б) нищий в) вельможа

11. Толмач а)толкается б) знает языки в)толчёт зерно

12. Можно ли писать десницей? а)да б)нет

4 тур Посмотрите на картинки. Из какой сказки? Кто автор? Кто знает историю

рождения этой сказки? ( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Ответившие получают дополнительные баллы.

А сейчас предлагается задание : выразительно прочитать предложенный

текст и назвать устаревшее слово.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь

----------------------------------

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась

--------------------------

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

на съедение волкам.

---------------------------------

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром

------------------------------

И царица налетела

на Чернавку: »Как ты смела

Обмануть меня и в чем!

Та призналася во всем

---------------------------------

Так и так, царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

----------------------------------

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить…

----------------------------------

пес залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

отгоняя пса.

5 тур Команде предлагается перевести предложенный текст ( жюри оценивает

перевод от 0 до 10 баллов)

Телъм бяше красьн, высок, лицьмь круглъмъ, плечи велице, тьнък в чресла,

очима добраама, борода мала и ус, млад бо бе еще, аки цвьт в уности своеи, в

ратьх хъръбр, в съветех мудр.

(Телом очень красив, высок, лицом кругл, плечами велик, тонок в талии,

глазами добр,, борода мала и усы, т.к. молод ещё, как цвет в юности своей, в

битвах храбр, в советах мудр)

Закончился последний тур нашей игры. Попрошу команды сдать листы для

проверки.

Скажите, ребята, вам было интересно путешествовать в мир устаревших русских

слов? Почему? Выслушиваются высказывания детей.

А сейчас время подвести итоги. Слово жюри.Награждение команд.

Поздравляю знатоков ! Закончить наше мероприятие позвольте стихотворением

Сергея Скачко

С благоговеньем прикасайся

К тому , чем ты вооружён ,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,

Суров и нежен , многолик ,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.



В раздел образования