Напоминание

Викторина по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"


Автор: Шкрет Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Трубчевская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Трубчевск, Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Викторина по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Раздел: среднее образование





Назад




Викторина по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Пояснительная записка

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся

знаний литературных произведений, отдельных событий

литературной жизни и биографий писателей.

Литературные викторины приучают к внимательному чтению

текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области

литературы и умением анализировать произведения.

Содержимое разработки

Грибоедовская викторина

В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В

одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая

бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь

изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не

говорю: половина должна войти в пословицу».

Класс делится на несколько групп (в зависимости от кол-ва детей)

Викторина по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Действие 1

I

. 1.Зачем Лизе понадобилось переводить часы? (чтобы предупредить

влюблённых боем часов)

1.

Что винит Фамусов? Откуда моды к нам, и авторы, и музы? (Кузнецкий

мост и вечные французы)

2.

Закончите фразу: «У девушки сон утренний…» (так тонок)

3.

«Минуй нас пуще всех печалей…» (и барский гнев, и барская любовь)

4.

«Нельзя ли для прогулок…» (подальше выбрать закоулок?)

5.

«Счастливые …» (часов не наблюдают)

6.

Вот, например, полковник Скалозуб … (и золотой мешок, и метит в

генералы)

7.

Кто так чувствителен, и весел, и остёр, … (как Александр Андреич

Чацкий)

8.

Смешение каких языков господствует в московских салонах?

(французского с нижегородским)

9.

Откуда родом Молчалин? (из Твери )

Основные вопросы по 1 действию:

1. В чём комизм ситуации?

2. Какова его роль с точки зрения композиции?

3. Что мы узнаём о главных действующих лицах?

4. Какие крылатые выражения и характеристики действующих лиц

выписали и запомнили?

II

.

А теперь, ребята, отвечаем не группой, а каждый самостоятельно и

сравниваем у какой группы больше правильных ответов.

1.Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие

слова:

1.

«Грех не беда, молва нехороша».

2.

«А судьи кто?»

3.

«Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».

4.

«Счастливые часов не наблюдают».

5.

«Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без

изъятья…»

6.

«…говорит, как пишет!»

7.

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»

8.

«Свободен, вдов, себе я господин...//Монашеским известен

поведеньем!..»

9.

«…ври, да знай же меру…»

10.

«А как не полюбить буфетчика Петрушу!»

Ответы

1.

1. Лиза (1 действие, явление 5)

2.Чацкий (2 действие, явление 5)

3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1

действие, явление 3)

5.Молчалин (действие 4, явление 12)

6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)

7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)

8.Фамусов (1 действие, явление 4)

9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)

10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)

III.

И снова все вместе

Продолжите фразы:

1.

«Служить бы рад…» (прислуживаться тошно)

2.

«Что говорит!...» (и говорит, как пишет!)

3.

«Ах! Злые языки…» (страшнее пистолета)

4.

«Свежо предание…» (а верится с трудом)

5.

«Кричали женщины Ура!...» (и в воздух чепчики бросали)

6.

У кого должен был крестить Фамусов? (у вдовы, докторши)

7.

Имя усопшего камергера с ключом (Кузьма Петрович)

8.

Что, по мнению Чацкого, держит стыд в узде? (Смех. Да, нынче смех

страшит…)

9.

Какие обязанности при дворе были у Максима Петровича? (В чины

выводит он и пенсии даёт)

10.

Каких новых правил набрался брат Скалозуба? (чин следовал ему, он

службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать)

IV

А теперь отвечаем ввиде тестовых заданий

Действие №3

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»

1.

Кто избранник Софии, в раздумьях Чацкого? Кто, наконец, ей

мил?

А) Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее создание!

Б) А этот – Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки!

В) А может быть, о ком не знаю ничего. Но странность ее поведения остается

загадкой.

2. «Кого вы любите»? – задает Чацкий прямой вопрос? Как София опять

уходит от прямого ответа?

А) Вы догадайтесь сами, вы так умны и прозорливы, неужели труден для вас

столь простой вопрос!

Б) Боже мой! Весь свет. Есть многие родные.

В) Да вы встречались, говорили с ним. Но думаю, что вам он не очень мил!

3. Чацкий действительно любит Софию или тоже играет роль

влюбленного?

А) Ему просто интересно, кому София отдала предпочтение, так как он

вообще не видит среди окружающих достойных соперников?

Б) В нем все кипит, волнуется, бесит. Узнав правду, он хочет уехать вновь,

забыться и развлечься.

В) Он не желает, чтобы София морочила ему голову. На самом деле он уже

стал и сам сомневаться в пылкости своей любви к ней.

4. Чем окончательно София поражает Чацкого?

А) Признается, что любит Молчалина, говорит о многих его достоинствах.

Б) Уходит, так и не сказав, кто ее избранник.

В) Хотела признаться, но вдруг появились Фамусов и Молчалин.

5. Какие два таланта имеет Молчалин?

А) Умеренность и аккуратность.

Б) Честность и порядочность.

В) Веселость и остроумие.

6. Два ремесла присущие Чацкому?

А) Насмешливость и злословие.

Б) Когда в делах – я от веселий прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь.

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

В) Чинопочитание и услужливость,

скромность, молчаливость.

7. Имеет ли Молчалин свое собственное мнение по какому-либо поводу?

А) Да, он всегда имел смелость высказывать свое мнение, не боялся быть

непонятым или смешным.

Б) Говорил, но всегда сомневался: прав ли он.

В) Молчалин считал, что в его годы человек не должен иметь своего мнения.

8. Чацкий встретился с Натальей Дмитриевной и старым знакомым

Платоном Михайловичем. Как женитьба повлияла на Платона

Михайловича?

А) Платон Михайлович стал веселым, более разговорчивым, чем был прежде;

жил в Москве, боялся, что деревня его погубит.

Б) Стал замкнутым и грустным; вел праздный образ жизни.

В) Ушел в отставку. Страдал от скуки, недоволен был своей жизнью.

9. Как характеризует Платон Михайлович Загорецкого?

А) Человек он светский, отъявленный мошенник, плут.

Б) Человек строгих правил.

В) Легкомысленный человек.

10. Кто распускает слух, что Чацкий сошел с ума?

А) Лиза. Б) София. В) Молчалин.

11. О чем просит Чацкий Софию?

А) Зайти к ней в комнату, чтобы родные стены оживили его и дали

отдохнуть.

Б) Просит поговорить наедине.

В) Просит рассказать ему, как она жила эти три года без него.

12. Приглашенные строят предположения от чего Чацкий сошел с ума.

А) В горах был ранен в лоб, сошел с ума от раны.

Б) Излишне занимался книгами, не спал ночами – вот вам результат.

В) Избили из-за замужней дамы, которой он прохода не давал. Пил не по

годам.

13. Мнение членов Фамусовского общества об образовании:

А) Ученье – вот чума, ученость – вот причина.

Б) Собрать все книги бы да сжечь.

В) Есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: больше для оказий.

14. Сколько крепостных крестьян было у Чацкого?

А) 100 Б) 300-400 В) 200

15. Как чувствует себя Чацкий в Фамусовском обществе?

А) Прекрасно, свободно, ему хочется со всеми говорить, смеяться,

выселиться.

Б) Хочется уйти куда-нибудь в дальнюю комнату от шума, споров, смеха,

нелепой болтавни.

В) Душа здесь у меня каким-то горем сжата.

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Ответы к тесту по действию №3

1.

А

2.

Б

3.

Б

4.

А

5.

А

6.

Б

7.

В

8.

Б, В (2балла)

9.

А

10.

Б

11.

А

12.

А

13.

А ,Б, В (3 балла)

14.

Б

15.

В

Максимальное количество баллов: 18

Критерии оценивания

18-16 – «5»; 15-13 – «4»; 12-10 – «3»; менее 10 баллов – «2»



В раздел образования