Напоминание

Методические рекомендации для учителей английского


Автор: Янченко Мария Олеговна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 19 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методические рекомендации по организации процесса обучения английскому языку детей с особыми образовательными потребностями
Тема: Методические рекомендации для учителей английского
Раздел: среднее образование





Назад




Янченко М.О. Санкт-Петербург, учитель английского языка ГБОУ СОШ № 19

Василеостровского района

.

Методические рекомендации по организации процесса обучения

английскому языку детей с особыми образовательными потребностями

При обучении английскому языку в общеобразовательном классе с использованием

традиционных

методов

младшие

школьники

с

особыми

образовательными

потребностями, имеющие задержку психического развития испытывают серьезные

трудности: по сравнению с другими детьми, они демонстрируют слабую учебную

мотивацию, воспринимают английский язык как «трудный» и «скучный» предмет,

испытывают серьезные проблемы во всех видах речевой деятельности, особенно в

аудировании и письме.

Они с трудом включаются в учебную деятельность, легко

отвлекаются и быстро утомляются, испытывают психологический дискомфорт. У них

гораздо медленнее происходит усвоение лексического материала, синтаксических

конструкций, затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на

практике.

Оптимальные психолого-педагогические условия обучения детей с особыми

образовательными потребностями предполагают создание атмосферы эмоционального

комфорта,

формирование

взаимоотношений

в

духе

сотрудничества

и

принятия

особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной

учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям

обучающихся современных технологий, методов, приемов и форм организации учебной

работы, а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и

достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка новых

учебных и дидактических материалов и др.

Несомненно, центральная роль в создании таких «поддерживающих» условий

обучения отводится педагогу. Профессиональная компетентность учителя английского

может помочь внести существенный вклад в коррекцию нарушений развития таких

детей.

Итак, важнейшим необходимым условием для успешного обучения иностранному

языку

учащихся

с

задержкой

психического

развития

является

обеспечение

их

психологической безопасности, эмоциональной комфортности в процессе овладения

иностранным языком.

Исследования в области психологии обучения иностранным языкам доказывают,

что дети с ограниченными возможностями здоровья могут изучать английский язык, но

только на уровне своего развития, с применением коррекционно-развивающих методик

(Тылец В. Г). При этом в процессе обучения происходит смещение акцента в постановке

целей с точки зрения практического владения языком - на общее развитие детей. На

первое место должна быть поставлена задача развития мышления детей, памяти, речи,

активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем

мире, чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет. Практическое

владение языком становится не целью, а действенным средством решения этой задачи.

Необходимо учитывать, что речь, на родном языке, детей с задержкой психического

развития ограничивается уровнем бытовых потребностей, небогата по лексическому

объему и порой грамматически неправильна, следовательно, речь с обширной лексикой и

сложными грамматическими конструкциями на чужом языке им не освоить. Но это не

значит, что таких детей нельзя обучить иностранному языку, они смогут говорить на

неродном для них языке на уровне своего развития.

Таким образом, английский язык становится

средством формирования интеллекта

ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развития его способностей, средством

социального взаимодействия, с помощью которого ребенок учится общаться с людьми. В

данном случае приоритетным направлением обучения становятся не предметные знания, а

развитие личности. При этом явно возрастает значимость учета в образовательном

процессе возрастно-индивидуальных и психологических особенностей обучающихся с

задержкой психического развития.

Труды многих российских педагогов, психологов, дефектологов (Л.С. Выготский,

Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И.

Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева) посвящены изучению психолого-педагогических

особенностей детей с задержкой психического развития. Нам известно, что задержка

психического развития проявляется у школьников в замедлении скорости приема

сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и

действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов,

ограниченности знаний и представлений об окружающем. Эти дети часто эмоционально

неустойчивы, склонны к возбудимости или заторможенности, обладают недостаточной

произвольной регуляцией поведения. В младшей школе у них наблюдается повышенная

истощаемость, сниженная работоспособность. Часто встречаются нарушения общей и

мелкой моторики, затруднения в координации движений. Отставание в речевом развитии

проявляется чаще всего в бедности словарного запаса, трудностях усвоения логико-

грамматических конструкций, в наличии фонетико-фонематической недостаточности,

нарушени формированеия навыка письма и чтения.

Структура и содержание образовательного процесса с такими детьми особые.

Проектируя процесс обучения английскому языку в инклюзивном классе, мы адаптируем

содержание учебного материала и подбираем оптимальные методы работы, учитывая

следующие особенности детей с задержкой психического развития:

нарушение анализаторов речедвигательного и речеслухового;

скудный словарный запас;

пониженная способностью к звукоанализу при восприятии звуков (нарушения

фонематического слуха);

дефекты произношения и артикуляции;

аграмматизм;

нарушения в развитии познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти,

мышления);

несформированность эмоциональной сферы, волевая незрелость;

низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

Трудности,

с

которыми

сталкиваются

учащиеся

с

особыми

образовательными

потребностями при овладении английским языком, следующие:

замедленно

происходит

усвоение

лексического

материала,

синтаксических

конструкций и их активное использование в устной речи;

затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике;

характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи,

особенно связных текстов;

трудности во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.

При адаптации содержания учебного материала педагогу необходимо 1) выделить в

каждой теме базовый объем, который необходимо усвоить, предусмотреть разные

способы для его многократного закрепления, 2) предусмотреть до начала аудирования

знакомство с тем языковым материалом, который может встретиться в процессе

аудирования, поработать с ним, как с опорным, 3)дифференцировать задания в

зависимости от конкретных коррекционно-развивающих задач и предлагать их учащимся

с учетом индивидуального подхода.

Требования к практическому овладению каждым видом речевой деятельности на

английском языке определяются

адаптированной программой обучения в каждом классе

и

учитывают

индивидуальные возможности

и потребности школьников

с ЗПР.

Адаптированная программа для младших школьников с задержкой психического развития

не

предлагает

сокращения

тематических

разделов,

однако

объем

изучаемого

лексического, синтаксического и грамматического материала существенно уменьшается.

Исходя из содержания адаптированной программы по английскому языку для

начальной школы, можно выделить основные отличия в обучении детей с задержкой

психического развития

разным видам речевой деятельности. В процессе обучения

младшие школьники овладевают основными видами речевой деятельности:

чтением,

говорением (устной речью), письмом и аудированием. В процессе обучения письму для

детей с задержкой психического развития опорой могут стать специальные тренажеры по

отработке графомоторных навыков. Особое внимание следует уделить подбору текстов

для чтения, с учетом лексики и грамматического материала, возрастных особенностей.

Тексты для чтения желательно соотносить с картинками, составлять задания к ним на

отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение. Особое внимание

следует уделить переводу. Когда дети осознают смысл прочитанного материала, у них

исчезает страх перед незнакомым текстом. Аудирование присутствует на каждом уроке,

но желательно, чтобы материал для слушания содержал знакомые языковые единицы в

контексте

изучаемой

темы.

Предварительно

целесообразно

снимать

трудности

посредством использования зрительных опор.

При обучении детей с задержкой

психического

развития

диалогической

и

монологической

речи

целесообразно

использовать доступные для понимания речевые модели, обиходные ситуации, а также

чтение по ролям. Драматизация - один из самых эффективных способов при

формировании данного вида речевой деятельности. При освоении нового лексического

материала важно исключить малоупотребительную лексику, расширять словарный запас

на основе интернациональных слов. При изучении грамматики разумно исключать из

изучения материал, представляющий для учащихся определённую сложность в усвоении и

малую практическую значимость. Следует помнить, что сложные грамматические

конструкции и клише учащимися не будут усвоены, так как у них низкий уровень

развития родного языка, однако можно проводить эту работу с целью ознакомления.

Основные принципы коррекционно-развивающего обучения:

1)

Динамичность восприятия: Очень важно включать в процесс обучения задания и

упражнения, предполагающие использование доминантных анализаторов:

слуховой

анализатор

(например,

устные

ответы

и

вопросы,

аудиозаписи,

рифмовки,

аудитивные и

фонетические игры);

зрительный анализатор (наглядность, таблицы, схемы, картинки, игрушки).

кинестетический

анализатор

Моторно-мышечный

метод:

изучая

глаголы,

сопровождаем изучение слова с показом действия, которое оно обозначает,

соединяя различные виды восприятия. Важно соединить при запоминании слово с

жестом, который ему соответствует. В данный процесс вовлекается моторная

память или память на движения.

2)

Продуктивность

обработки

информации:

задания-загадки:

например,

«Отгадай

животное», «Найди подарок»; ребусы, кроссворды; работа по тексту: поиск новых слов,

выявление смысла прочитанного; выполнение аналогичного индивидуального задания

(например, в классе составили рассказ про друга, дома составь рассказ про маму и т.п.).

По итогам изученной темы ребята выполняют и защищают проекты: «Моя семья»,

«Любимое животное», «Мой дом», «Мое любимое время года» и т. д.

3) Коррекция высших психических функций: включение в программу урока упражнений

на развитие памяти, внимания, мышления, тренировки произношения и навыков чтения.

Игры: «Волшебное слово», «Что пропало», «Найди отличия».

4) Мотивация к обучению: четкость при формулировке задания (ребенок четко понимает,

что он должен в итоге сделать); уверенность ребенка в поддержке учителя (подсказка или

опора по схеме «забыл – повторю – вспомню – сделаю»). Для учащихся специально

разработаны памятки – алгоритмы устного ответа, работы с текстом, аудирования,

памятка по выполнению домашнего задания. Учитель стремится к созданию ситуации

успеха для каждого ученика на уроке, поощряет малейший прогресс. Учет «зоны

ближайшего развития» предполагает оптимальную степень сложности материала: он не

должен быть слишком легким и слишком сложным. Материал должен быть сложен в

такой степени, чтобы учащийся мог бы справиться с ним при наличии усилий и некоторой

помощи взрослого.

Анализируя опыт работы в начальной школе по обучению английскому языку в

инклюзивном классе, где обучаются дети с задержкой психического развития, мы

приходим к выводу, что основными наиболее эффективными методами организации

учебного процесса для детей с особыми образовательными потребностями являются:

игровая деятельность;

предметно-практическая деятельность;

здоровьесберегающие технологии.

У детей с задержкой психического развития доминирует игровая мотивация. Игра

повышает интерес к знаниям, снижает уровень тревожности, создает ситуацию успеха. В

результате повышается познавательная активность, формируется положительная учебная

мотивация, увеличивается работоспособность учащихся с особыми образовательными

потребностями.

Д. Б. Эльконин отмечал, что игра, являясь простым и близким человеку способом

познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и

доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Ученые

подчеркивают,

что

игра,

с

одной

стороны,

помогает

развитию

познавательных способностей учащихся, а с другой – может служить и эффективным

средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-

педагогической коррекции (Л.А. Венгер, У.В. Ульенкова и другие). При условии

правильной методической организации игра пробуждает у учеников «усилие мысли»,

легко и свободно стимулирует их к познанию мира. Такие игры могут быть построены на

учебном и неучебном материале и включены в структуру любого урока по любому

предмету.

В своей практике на уроках английского языка мы активно используем

психолого-

педагогические

ресурсы

игровой

деятельности

в

обучении

детей

с

задержкой

психического развития. При этом игровая деятельность выполняет ряд важных функций,

оптимизирует процесс обучения, позволяет снять языковые и психологические барьеры,

облегчает усвоение новых знаний детьми и повышает познавательную мотивацию.

Можно выделить следующие функции игровой деятельности на уроках английского

языка:

1.

Обучающая

функция заключается

в

развитии

памяти,

внимания,

восприятии

информации, развитии общеучебных навыков, а также она способствует развитию

навыков владения английским языком.

2.

Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное,

гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и

взаимоподдержки.

Учащимся

вводятся

фразы-клише

речевого

этикета

для

импровизации речевого обращения друг к другу на английском языке.

3.

Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке,

превращение урока в интересное, необычное событие, удивительное приключение.

4.

Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения,

объединении коллектива учащихся.

5.

Релаксационная

функция заключается

в

снятии

эмоционального

напряжения,

вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении английскому языку.

6.

Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего

физиологического

состояния

для

более

эффективной

деятельности,

а

также

перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

7.

Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для

активизации речевых возможностей личности.

В зависимости от структуры и содержания урока игровая активность может иметь

фронтальный, индивидуальный, парный или групповой характер. На занятиях в начальной

школе мы применяем следующие виды игр:

Фонетические игры: «Какой звук я загадала?», «Поймай звук», «Узнай по

голосу».

Лексические игры: «Снежный ком», «Что пропало?», «Волшебный мешочек».

Грамматические игры: «Пантомима», «Скорый поезд».

Орфографические игры: «Змейка».

Аудитивные игры: «Времена года», «Зоопарк».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Школа».

Основываясь на факте доминирования игровой мотивации у детей с задержкой

психического развития, используя игровые ситуации и приемы с любимыми героями, мы

повышаем интерес детей к занятиям, снижаем уровень их тревожности, уменьшаем страх

неудачи. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций,

в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной

деятельности.

Педагог

должен

постоянно

совершенствовать

процесс

обучения,

позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал.

Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках английского

языка. Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной

необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого

языка.

Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической

адаптации ребёнка в новом языковом пространстве, который может решить проблему

естественного ненасильственного внедрения ребёнка в мир языка. Для детей игра прежде

всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам.

Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре:

находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание

предмета. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство

удовлетворения – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.

В связи с повышенной утомляемостью учащихся с ограниченными возможностями

здоровья важно применять здоровьесберегающие технологии на уроках английского

языка. Предупреждению утомляемости способствуют физкультминутки, подвижные игры,

использование моторно-мышечного метода обучения. С целью создания благоприятного

психологического климата на уроке используется игровая деятельность, песни, считалки,

коллективные игры. В организационную часть урока мы включаем речевую гимнастику и

упражнения, корригирующие психофизические недостатки обучающихся. В речевую

гимнастику входят короткие по содержанию динамические стихотворные тексты, которые

способствуют

подготовке

к

работе

артикуляционного

аппарата.

Проговаривание

стихотворений с первых минут урока настраивает обучающихся на рабочий лад, создавая

обстановку интересного речевого общения. Следующим условием здоровьесбережения

является возможность предоставления обучающимся двигаться. Это не только различные

физкультминутки,

но и возможность на уроке занять на какое-то время удобное

положение: работать стоя, при желании поменять рабочее место (в классе есть несколько

конторок); походить на носочках и т. д. Смена динамических поз положительно

сказывается на работоспособности школьников с ограниченными возможностями

здоровья. Физкультминутки, в состав которых входят упражнения для коррекции осанки,

зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания, проводятся

на каждом уроке через 15-20 минут. Используя су-джок, проводим массаж кистей,

одновременно

проговаривая

знакомые

рифмовки

и

считалки.

Школьники

с

удовольствием выполняют

эти

упражнения,

так

как

знают,

что

при

массаже

активизируется кровообращение в кончиках пальцев, а это предотвращает застой крови не

только в руках, но и во всём теле, ведь кончики пальцев непосредственно связаны с

мозгом.

С

целью

активизации

работы

обоих

полушарий

мозга

проводим

кинезиологические упражнения на уроке. Рациональная организация двигательной

активности во время уроков, своевременное снятие напряжения и утомления позволяют

нам повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, сохранить и

укрепить здоровье детей.

Литература:

1.

Алехина С. В.,

Алексеева М. А.,

Агафонова Е. Л.

Готовность

педагогов

как

основной

фактор

успешности

инклюзивного

процесса

в

образовании.

//

Психологическая наука и образование. 2011. № 1.

2.

Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами

интеллектуального развития.

СПб:

издательство РГПУ им.

А.И.

Герцена;

издательство «СОЮЗ», 2001г.

3.

Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой

психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. –

352 с.

4.

Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические

аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для

учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. — М.: АРКТИ,

2005. — 52 с.

5.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными

возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические

рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.

6.

Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теория и история: учеб.

пособие. Ставрополь, 2004.

7.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования /Мин-во образования и науки РФ//Стандарты второго поколения. - М.:

Просвещение. 2010. - 31с.

8.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Мин-во

образования и науки РФ//- 2015.



В раздел образования