Автор: Васкул Евгения Александровна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МКОУ "Общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки" Населённый пункт: г. Мариинск Наименование материала: Педагогическое эссе Тема: Эссе " Я - учитель" Раздел: среднее профессиональное
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «Я - УЧИТЕЛЬ»
Есть в жизни каждого из нас
Учитель лучший и любимый,
И вы такой были для нас,
Такой остались и до ныне.
Свою всю сердца доброту,
Своё участие, внимание
Вы отдавали детям – нам,
И ласку, и, конечно, знания.
За всё поклон Вам до земли,
За всё Вам наше почитание.
Вы лучшая в звене цепи,
Не зря УЧИТЕЛЬ Вам призвание.
Эти строки тринадцать лет назад я, начинающий учитель русского языка,
посвятила своей учительнице, классному руководителю, ставшей, если не
кумиром,
то
образцом
в
профессии
и
по
жизни
Крюковой
Надежде
Ильиничне. Кто повлиял на мой профессиональный выбор? Сомнений быть
не может – это человек, который верил в меня, поддерживал на протяжении
школьных лет, а также в период обучения в Мариинском педагогическом
училище,
КемГУ,
был
наставником
в
первые
годы
профессиональной
деятельности – моя любимая Надежда Ильинична.
Стал ли мой выбор
профессии призванием для меня - скажут мои ученики, коллеги сегодня или
спустя десяток-другой лет. А, может, также, однажды и я прочту слова,
написанные от сердца теми, в чьей жизни сумела оставить добрую память. А,
может, и не прочту…
Вот уже шесть лет я работаю учителем русского языка в коррекционной
школе, обучаю чтению и письму детей с ограниченными возможностями
здоровья. В последнее время часто задаю себе вопрос: почему я работаю в
такой школе, где обучаются дети с отклонениями в психическом развитии,
почему до сих пор не вернулась в массовую школу? ( А первое время хотела
бежать
отсюда!)
Теперь
уверенно
отвечаю
сама
себе
– принцип
педагогического оптимизма, Евгения Александровна, движет теперь всеми
твоими начинаниями. Как я строю свою педагогическую деятельность, на
чьи идеи опирается выбор средств и методов обучения, спросите вы. Охотно
отвечаю: изучив концепцию развития личности Выготского Л.С., сегодня я
уверенно могу не только рассуждать о потенциальных возможностях лиц с
особыми
образовательными
потребностями,
современных
педагогических
возможностях абилитации и реабилитации детей с отклонениями в развитии,
но
и
проводить
коррекционную
работу,
опираясь
на
специфические
принципы специальной педагогики.
Т а к ,
с л е д у я принципу
социально-адаптирующей
направленности
образования,
разработала
программу
внеклассной
профориентационой
деятельности «Компас моего будущего»
для учащихся 5-9 классов. Её
содержание
направлено
на
формирование
социальной
компетентности,
определение для каждого воспитанника той социальной
ниши, в которой
недостаток
развития
и
ограничения
возможностей
максимально
компенсируются и, в дальнейшем многим, (жаль только не всем!) позволят
вести независимый социальный и материально достойный образ жизни.
Активно используя на своих уроках возможности интерактивной доски, я
строю их на наглядно-действенной основе. Я убеждена, что
предметно-
практическая
деятельность
в
системе
специального
образования
—
специфическое средство компенсаторного развития ребенка .
А это значит -
принцип
деятельностного
подхода
в
обучении
и
воспитании
мною
реализуется.
При подготовке каждого урока, делаю подборку практических заданий и
упражнений,
исходя
из
классификации
уровня
обученности
каждого
школьника
(по
В.
Воронковой),
а
это
есть
реализация принципа
дифференцированного и индивидуального подхода.
Живым инструментом в общении со своими воспитанниками, имеющими
свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации,
считаю речь – образную, эмоциональную. Я не просто говорю сама, я умело
вовлекаю в диалог ребят, учу не бояться общения. Это необходимое условие
реализации
специального
образования
и
успешной
социокультурной
адаптации человека с ограниченными возможностями, в основе которого
лежит принцип развития мышления, языка и коммуникации.
Герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» задает себе
важный философский вопрос: «…Зачем я жил? Для какой цели я родился? А,
верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое…»
Своё назначение я уже определила: встречаться каждый день со своими
учениками, учить детей с особыми образовательными потребностями добру и
справедливости, порядочности и честности - это
неформальное служение
своей профессии, в выборе которой я не разочаровалась.
С 1сентября 2016г. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
вступает в силу ФГОС, а это значит, что уже через четыре года в новом ключе
придётся строить всю коррекционно-развивающую работу. Но уже сегодня я
готова к участию в разработке вариантов АООП (адаптированных основных
общеобразовательных программ). С целью дальнейшего профессионально
роста
дистанционно
оканчиваю
курсы
переподготовки
в
Московской
гуманитарной
академии
профессиональной
подготовки
по
направлению
«Олигофренопедагогика
и
олигофренопсихология
в
условиях
реализации
ФГОС».
Учитель русского языка Васкул Евгения Александровна
(стихотворение эпиграфа также принадлежит автору эссе)