Автор: Саклакова Галина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: пгт Кировский Приморского края
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 9 классе
Тема: Сжатое изложение по тексту ФИПИ
Раздел: полное образование
Урок русского языка в 9 «А» классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению
публицистического стиля. Впечатления детства».
Цели урока:
- научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и
кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства
обобщенной передачи содержания;
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;
- способствовать развитию умений по применению полученных знаний в новой ситуации.
Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося),
памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».
Ход урока:
-В тетради запишите дату.
Китайская притча « История человечества». (Деныш Евгений) Слайд 1
Жил-был один китайский император. Он не так давно взошёл на трон, был молод и
любознателен. Император уже знал очень много, и ему хотелось знать ещё больше, но,
увидев, сколько ещё осталось непрочитанных книг в дворцовой библиотеке, он понял, что
не сможет их всех прочитать. Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему
написать всю историю человечества.
Долго трудился мудрец. Проходили годы и десятилетия и вот, наконец, слуги внесли в
покои императора пятьсот книг, в которых была описана вся история человечества. Немало
подивился этому император. Хотя он уже был не молод – тяга к знаниям не покинула его.
Но он не мог тратить годы на прочтение этих книг и попросил сократить повествование,
оставив только самое важное.
И снова долгие годы трудился мудрец, и в один из дней слуги вкатили к императору
тележку с пятьюдесятью книгами. Император совсем состарился. Он понимал, что не успеет
прочесть эти книги, и попросил мудреца оставить только самое-самое главное.
И снова мудрец принялся за работу, и спустя какое-то время ему удалось уместить всю
историю человечества всего лишь в одну книгу, но когда он принёс её – император лежал на
смертном одре и был настолько слаб, что даже не смог раскрыть её. И тогда император
попросил выразить всё ещё короче прямо сейчас, пока он не успел отправиться в мир иной.
И тогда мудрец открыл книгу и написал на последней странице всего лишь одну фразу:
ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, СТРАДАЕТ и УМИРАЕТ…
-Что предпринял мудрец, чтобы император всё же прочитал историю человечества?
-Догадайтесь, какова тема нашего сегодняшнего урока? Запишите тему урока «Сжатое
изложение».
2. Повторение понятия о сжатом изложении. Слайд 2
Грызя гранит науки неустанно,
Давая пищу здравую уму,
Опять очередное испытанье
Нам выдержать бы вопреки всему!
- На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Вспомните, в
чем особенность такого вида изложения?
(При сжатом изложении каждый абзац мы будем пересказывать кратко, оставляя только
самое главное, не искажая при этом текст, используя различные приёмы сжатия.)
- Действительно, сжатое изложение требует навыков отбора важной информации, краткой
передачи содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность
событий передаются без искажений.
3.
Постановка целей урока.
- Сформулируйте цель нашего урока.
(Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно
перерабатывать содержание исходного текста, вычленять микротемы и
воспроизводить содержание каждой микротемы при написании собственной работы.
Эти знания и умения помогут при сдаче ОГЭ.
- Что такое миктотема?
(Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает
основное содержание текста. )
4. Знакомство с текстом. Слайд 3
- Слушаем текст, выделяем главное и второстепенное в содержании, стараемся выделить
основные микротемы, которые и помогут написать сжатое изложение. (Аудиозапись)
Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он
драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут
прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени
ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства
такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления
детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной
жизни, золотой фонд.
В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография
человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков,
определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот
характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что
всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть,
даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое
семечко.
(По С. Михалкову. 152 слова)
5.
Знакомство с памяткой написания сжатого изложения (у каждого на парте)
- Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.
Памятка «Как писать сжатое изложение» Слайд 4
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей
отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях
текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
- По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над
содержанием текста.
6. Анализ текста.
- Назовите признаки текста.
1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики.
Тема текста - «Впечатления детства». Слайд 5
- Запишите в тетрадь тему сжатого изложения.
2. Текст имеет идею.
Идея текста – Характер человека формируется с детства!
3. Текст разделен на три абзаца. - С какой целью это сделано?
(Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.
- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана. В этом вам помогут
«ключевые слова» (сущ. и глаг.).
4. Работа по рядам. Подчеркните на листочках «ключевые слова» в вашем абзаце.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Слайд 6
1
абзац: драгоценные книги, каждый день – открытия, детство, ранние впечатления,
фундамент будущей жизни.
2
абзац: семена посеяны, прорастут, расцветут, биография человеческой души.
3
абзац: поступки, характер, черта характера, посеяны в детстве, зародыш, семечко.
Слайд 7
4.
Задание: - При помощи «ключевых слов» сформулируйте микротему вашего абзаца.
МИКРОТЕМЫ (ПЛАН): Слайд 8
1. Впечатления детства являются фундаментом будущей духовной жизни человека.
2. Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
3. Все качества личности взрослого человека были заложены в детстве.
Записываем план в тетрадь!
6. - Определите тип данного текста. Докажите.
(Тип текста рассуждение, т.к. автор рассуждает о формировании характера человека.
В данном тексте мы ярко видим:
тезис: фундамент жизни закладывается в детстве; доказательства есть: чтение книг,
поступки, связь явлений и впечатлений. Вывод: характер формируется в детстве.
- При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было
передано без искажений, сохранены важные эпизоды и последовательность
7. - Определите стиль данного текста.
(Публицистический стиль. В тексте поднимается интересная для общества тема. Михалков
использует лексику публицистического стиля. Много отвлечённых понятий, вводных слов,
сложных предложений разных конструкций.
8. Способы сжатия
-По данному тексту мы должны написать сжатое изложение. Какими способами мы можем
сжимать текст? Слайд 9
1. Исключение: Слайд 10
исключение отдельных деталей и излишних подробностей;
отдельных
членов
предложения,
некоторых
однородных
членов;
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения.
2. Обобщение: Слайд 11
при обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются
специальными языковыми средствами;
образование
сложного
предложения
путем
слияния
двух
простых.
3. Упрощение (замена): Слайд 12
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
замена прямой речи косвенной.
9. Исключение второстепенной информации.
Задание: Используя различные способы сжатия, отредактируйте текст Слайд 13
- Подумайте, что можно исключить в каждом абзаце, от каких подробностей отказаться.
(Самостоятельная работа с абзацами по рядам)
- Прочитайте ваш вариант сжатия абзацев.
Сжатый вариант: Слайды 14-15
Какой бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он
обделен. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год. В детстве же
счёт времени ведётся иначе. Ранние впечатления могут влиять на всю жизнь.
В детстве посеяны семена. Не все прорастут. Но биография человеческой души –
это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков,
определяющихся многими чертами характера и формирующих этот характер. Но если
проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера
взрослого человека, всякое качество его души были посеяны в детстве.
10. Проверка написанного с использованием памятки.
ПАМЯТКА «Как проверить написанное» Слайд 16
1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2.Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
• Передано ли основное содержание исходного текста?
• Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
• Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
• Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3.Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
*Можно ли текст назвать связным?
*Правильно ли выделены абзацы?
*Нет ли грамматических ошибок?
*Нет ли речевых ошибок?
*Выразительна ли речь?
4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности.
Используй словарь!
5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.
11. Подведение итогов и домашнее задание. Слайды 17-18
«Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать
свои мысли средствами языка», - говорил Сергей Иванович Ожегов, поэтому вашим
домашним заданием будет написание изложения по исходному тексту, используя все
знания, полученные на уроке.
13. Рефлексия. Слайд 19
Закончите одно из предложений (по выбору):
- На уроке я научился…
- Труднее всего для меня…
- Мне ещё надо поработать над…
- Сегодня на уроке мне было интересно…
- После этого урока я могу…
- Мне было несложно…
- Я почувствовал, что…
УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНАХ! Слайд 20
Список использованных источников
1.
Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое
изложение: 9-й класс»/Е.В. Корчагина, Е.С. Симакова.-М.:АСТ:Астрель:
Полиграф-издат., 2010
2.
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе: рекомендации и опыт.-Казань:
РИЦ «Школа», 2009
3.
Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое
пособие/под ред. Н.А. Сениной.-Ростов н/Д: Легион –М., 2010
4.
Интернет - источники.