"Организация учебно-исследовательской деятельности при обучении геометрии основной школы"
Автор: Маматова Раиса Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ "СОШ №32 ИМЕНИ Г.А.СБОРЩИКОВА" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: статья Тема: "Организация учебно-исследовательской деятельности при обучении геометрии основной школы" Раздел: полное образование
активности на уроках математики при помощи икт технологий в
условия ФГОС второго поколения»
Учитель математики
Маматова Раиса Владимировна
2016 г.
Актуальность
Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем
больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э)
В
образовательном
процессе
в
условиях
реализации
ФГОС
второго
поколения
познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё
осуществляется
усвоение
содержания
обучения.
Исследования
В.В.Давыдова
и
др.
показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в
целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности
школьников через её активизацию.
Одной из главных задач учителя в условия реализации ФГОС второго поколения является
организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались
потребности
в
осуществлении
творческого
потенциала
учебного
материала
с
целью
овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это,
значит,
формировать
положительное
отношение
школьников
к
учебной
деятельности,
развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для формирования
познавательного
интереса
учащихся
к
математике,
для
развития
их
познавательной
активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей
активности,
самостоятельности,
личной
инициативы
и
творчества
учащихся
разного
возраста. Основная задача учителя – повышение удельного веса внутренней мотивации
учения.
Формирование
познавательной
активности
возможно
при
условии,
что
деятельность,
которой
занимается
ученик,
ему
интересна.
Следовательно,
высокая
познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему
интересен предмет изучения. И наоборот, воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и
потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и
самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.
Одним
из
приоритетных
направлений
информатизации
общества
является
процесс
информатизации
образования,
который
предполагает
широкое
использование
информационных технологий обучения.
По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного
материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾
части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе
обучения.
Компьютер
позволяет
создать
условия
для
повышения
эффективности
образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.
Теоретические основы
Сегодня мы говорим о массовости и доступности персональных компьютеров в России,
широком
использовании
телекоммуникаций,
что
позволяет
внедрять
разрабатываемые
информационные
технологии
обучения
в
образовательный
процесс,
совершенствуя
и
модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально
используя принцип индивидуализации обучения. Информационные технологии обучения
являются необходимым инструментом на данном этапе информатизации образования.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают
возможности
вариативности
учебной
деятельности,
ее
индивидуализации
и
дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов
обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и
равноправным участником образовательной деятельности.
В стандартах 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам
выпускника.
К ним относятся:
готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа
информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
владения
навыками
соотношения
получаемой
информации
с
принятыми
в
обществе
моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в
СМИ;
умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства
личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Для достижения этих результатов образовательный процесс ориентирован на
• изменение характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе на самостоятельное
изучение
материала
с
оценкой
результатов,
ориентация
на
индивидуализацию
пути
освоения материала);
• формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию;
• ориентация на исследовательскую работу школьников;
• ориентация на индивидуальную, парную и групповую работу учащихся;
• использование межпредметных связей.
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
Применение
средств
ИКТ
позволяет
экономить
время
на
уроке,
активизировать
познавательную
деятельность;
дает
возможность
формировать
коммуникативную
и
информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными
участниками урока.
При
работе
со
средствами
ИКТ
осуществляется
процесс
индивидуализации,
так
как
предоставляется право выбора способа обучения благодаря организации различных видов
диалогового учения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса.
Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится
привычной формой поведения.
Внешними признаками самостоятельности обучающихся являются: планирование своей
работы в соответствии с целью (заданием), выполнение задания без непосредственного
участия
учителя,
систематический
самоконтроль
за
ходом
и
результатом
выполняемой
работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности
образуют: потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-
волевые
усилия
учащегося,
направленные
на
достижение
цели
деятельности
без
посторонней помощи.
Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:
-
ученику:
повышение
мотивации
учения;
повышение
познавательного
интереса;
становление
активной
субъектной
позиции
в
учебной
деятельности;
формирование
информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед
собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану,
оценивать
свою
учебную
деятельность,
определять
проблемы
собственной
учебной
деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.
-
учителю:
нестандартное
отношение
к
организации
образовательного
процесса;
возможность
создания
условий
для
индивидуального
самостоятельного
обучения
школьников,
развития
информационно-коммуникативной
компетентности
обучающихся,
познавательной
деятельности,
самостоятельной
работы
по
сбору,
обработке
и
анализу
получаемых
результатов;
формирование
мотивационной
готовности
к
познавательной
самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.
Подход,
в
котором
происходит
обучение
с
использованием
средств
информационно-
коммуникационных
технологий,
наиболее
реальный
путь
обеспечения
положительной
мотивации обучения, формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся,
повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей
обучающихся, вовлечения в самостоятельную творческую деятельность.
Основные направления использования ИКТ в учебном процессе
Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные
технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать
в
рамках
одной
программы
тексты,
графику,
звук,
анимацию,
видеоклипы,
высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео,
качество которого не уступает телевизионному:
1)
при
изложении
нового
материала
—
визуализация
знаний
(демонстрационно
-
энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) проведение виртуальных лабораторных работ;
3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы,
лабораторные работы);
4)
система
контроля
и
проверки
(тестирование
с
оцениванием,
контролирующие
программы);
5)
самостоятельная
работа
учащихся
(обучающие
программы
типа
"Репетитор",
энциклопедии, развивающие программы);
6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных
уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение
телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.);
8) дистанционное обучение.
В
заключение
следует
отметить,
что
в
информационном
обществе,
когда
информация
становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим
фактором,
изменяются
требования
к
системе
образования
и
профессиональной
деятельности учителя. Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями,
которыми
он
обладает.
В
процессе
изучения
информатики
надо
не
только
научиться
работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и
созидания окружающего нас мира.
Литература:
1.
Бетин
О.И.
Информатизация
региональной
системы
образования
–
приоритетное
направление образовательной политики. Информатика и образование. – 2008- №4. с.96.
2.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-
воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных
форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: «Учитель»,
2008.
3.
Селевко
Г.К.
Современные
образовательные
технологии.
Учебное
пособие.
–
М.:Народное образование, 2008.
4.
Петрова О.Н. Мотивация учения. - Математика, №35, 2009.