Автор: Иванова Татьяна Евтихиевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Комсомольская ДШИ"
Населённый пункт: Чувашская Республика, с. Комсомольское
Наименование материала: Классный час
Тема: История балетной пачки
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Комсомольская ДШИ»
Разработка классного часа для хореографического отделения
«История балетной пачки».
Классный час.
На тему: «История балетной пачки»
Составитель: Преподаватель отделения хореографии Иванова Т. Е.
с. Комсомольское, 2021г.
Па
́
чка (уст. «тю
́
ники») - женский балетный костюм, состоящий из корсажа,
застёгивающегося сзади на крючки, и пришитой к нему многослойной юбки из
жёсткого тюля, посаженной на трусики, обшитые полосками присборенного
тюля. Как правило, пачки используются в классических балетах
академического периода.
Балет – вид сценического искусства: музыкально-хореографическое
театральное представление, в котором все события, характеры и чувства
персонажей передаются с помощью танца. Предшественниками балета были
театрализованные праздничные шествия и танцы на придворных балах и
рыцарских турнирах.
Особое искусство балета способны оценить люди высокой духовной культуры и
развития. Они приходят в театр, чтобы соприкоснуться с красотой, под которой
подразумевается как красота движений тел танцовщиков, так и музыка,
декорации и костюмы, которые позволяют познать культуру эпох и времени,
показанного на сцене.
Мы любим балет за то, что он всегда погружает нас в сказку, где живут легкие и
воздушные героини, и дарит позитивные эмоции.
Дорогие ребята, сегодня мы рассмотрим историю балетной пачки, кто
придумал пачку, сколько же времени требуется на создание балетной пачки и
почему первый исторический выход балерины в такой юбке вызвал шок,
недоумение и потрясение публики.
Первые балетные костюмы.
Балерина в сознании любого человека представляется непременно изящной и
хрупкой девушкой в пачке и пуантах. И, конечно же, воздушная юбка из
фатина - является одним из самых узнаваемых символов балета.
Образ
современной балерины претерпел массу изменений и прошел долгий путь.
Первыми балетными постановками считаются придворные спектакли во
Франции и Италии в период эпохи Возрождения, а свидетельства о костюмах,
специально предназначенных для балета, можно датировать началом 15 века.
Тогда танцовщицы одевались в наряды из хлопка, шелка и льна, а юбки шились
из марли, которую необходимо было предварительно накрахмаливать.
До второй половины 19 века сценический наряд
балерины мало отличались от тех, в которых
приходили зрительницы.
Это было платье с тугим корсетом, чуть короче
обычного,
они
были
довольно
громоздкие
Длинные шелковые тяжелые туники были в
несколько слоев с бахромой и вышивкой и
выступали балерины обязательно на каблуках.
Новая мода на античность немного облегчила облик
балерин.
Дамы
начали
носить
воздушные,
полупрозрачные платья с завышенной талией. Их даже
чуть-чуть мочили, чтобы ткань лучше облегала тело.
Под платья надевали трико, а на ноги – сандалии.
Но с течением времени техника балерин усложнялась и
потребовалась более легкая одежда для сцены. Сначала
примы отказались от корсетов, потом укоротили юбки,
а само платье стало облегать как вторая кожа.
Кто придумал пачку?
Впервые мир увидел балетную пачку 180 лет
назад.
Революция
в танцевальных костюмах
произошла в 12 марта 1832 году (день рождение
балетной
пачки)
на
парижской
премьере
«Сильфиды». Главную роль в постановке сыграла
шведская танцовщица Мария Тальони. Зрители
спектакля
с
благоговением
наблюдали,
как
Тальони поднималась на кончики пальцев ног,
словно бросая вызов гравитации. Всеобщий шок
от техники исполнения усиливал ее костюм с
летящей юбкой.
В тот вечер Тальони представила сразу два
«изобретения» – пуанты и пачку, задав тем самым
новые тенденции в балете.
Она предстала в свободной юбке, сделанной из слоев прозрачного фатина,
напоминающего сетку, который буквально парил в воздухе, когда она
двигалась. Юбка, которая едва касалась ее лодыжек, была тактическим
маневром Тальони, призванным показать ее великолепную работу на сцене, но
такое решение танцовщицы моментально вызвало споры и осуждение – многие
посчитали костюм непристойным. Особенно не по вкусу пачка пришлась
балеринам
с
не
очень
красивыми
ногами.
Но
Парижская
публика
и
искусствоведы
были
потрясены,
загипнотизированы
и
шокированы
воздушностью танцовщиц. От восторга не было предела. Так этот костюм
прижился, а потом стал классикой.
Платье придумал для дочери Филиппо Тальони. Создавалось платье по
эскизам Эжена Лами. Правда, в те времена балетная пачка была вовсе не такой
короткой, как сейчас.
Очередное «превращение» пачки случилось несколько позже.
Став особенно пышной в 1850-х годах, с приходом моды на кринолины, пачка
длиной до середины икры остаётся неизменной на протяжении нескольких
следующих десятилетий. В конце 19 века резко уменьшается её длина — пачки
1880-х годов едва прикрывают коленную чашечку, тогда как пачки 1890-х годов
уже полностью открывают колени и ноги до середины бедра. Укорачивание
костюма связано с развитием женской балетной техники — такая юбка уже не
мешала делать многочисленные пируэты, фуэте и другие виртуозные движения.
Как пачка прижилась в России
В царской России французская новинка прижилась не сразу, так как страна
отличались консервативностью и нравы отличались большей строгостью.
Только через пол века мода на балетную пачку дошла до России. Зато наши
балерины видоизменили ее, приведя к более современному облику.
Новатором стала прима Большого театра Аделина Джури в
начале 1900-х годов. Якобы, прима рассердилась на слишком
длинную юбку и просто отхватила лишнее ножницами.
Произошло это перед очередной фотосессией, поэтому
новшество сразу заметили.
Хотя историки моды считают, что длина балетных пачек
уменьшалась в результате развития техники танца.
С тех пор
пошла мода на короткие пачки.
С начала 20 века балетная пачка приобрела ту
форму и вид, которые мы знаем и сейчас, но
экспериментировали с ней всегда. В постановках,
например Мариуса Петипа,
балерина
могла
переодеваться в костюмы разных стилей.
В
одних
сценах
танцовщица
появлялась
в
обычном «штатском» платье, а для сольных
партий
надевала
пачку,
чтобы
продемонстрировать все свои умения и талант.
Анна Павлова, например, чаще всего выступала в
очень широкой и длинной юбке, а с 60-х годов
она превратилась просто в плоский круг и до сих
пор остается такой. Чем только ни украшают
пачку:
стразами,
стеклярусом,
перьями,
драгоценными камнями.
Однако пачка в стиле Марии Тальоне тоже
вернулась на сцену, создал юбку Эжен Луи Лами,
сейчас носит название «шопенка». Назвали ее так
из-за постановки Михаила Фокина. В своем
балете «Шопениана» он надел на танцовщиц
удлиненную юбку-колокольчик. Один из плюсов
такого наряда в том, что он скрывает ноги, и
зрители не заметят некоторые недостатки в
движениях девушек на сцене.
В 20 веке стиль и форма юбки продолжали видоизменяться: в 1920-е годы,
когда в моду вошла заниженная талия, пачка также спускается с талии вниз, на
бёдра — чтобы закрепиться там окончательно.
В 1930-х годах короткая пачка небольшого диаметра уже не ниспадает плавной
линией вниз, а топорщится в стороны, чтобы после войны сделаться
практически горизонтальной, полностью открыв всю линию ног.
В 1950-х годах пачки становятся менее пышными, приплюснутыми — эта
тенденция к минимализму закрепляется в 1960-е годы, когда юбочки
превращаются в плоскую «тарелку».
В 2000-х годах, с появлением моды на реконструкции старинных постановок,
начиная со «Спящей красавицы» в Мариинском театре (1999), в крупнейших
балетных театрах в моду вновь входит более женственный силуэт с пышной,
ниспадающий до середины бедра юбкой по образцу конца XIX века.
Еще одним удобным штрихом балетного костюма стала заниженная талия – ее
придумали в 20-х годах двадцатого века.
Из чего шьют пачки
Раньше пачки шили из марли и крахмалили перед
каждым выступлением. Сегодня их
создают из полупрозрачного
фатина,
индивидуально для каждой балерины. Сначала
дизайнеры создают эскиз. Конечно, учитываются
особенности фигуры каждой балерины, а потому
и эскиз платья для каждой танцовщицы свой.
От роста балерины зависит ширина пачки. В среднем ее радиус – 48 см.
Далее к делу приступают швеи. Это кропотливый труд, ведь мастерицам нужно
закладывать складки ткани определенным образом.
На одну юбку уходит больше 11 метров ткани, она закладывается особыми
складочками, а длина слоев меняется, чтобы юбка держала форму - диаметр
постепенно увеличивается, начиная от нижнего слоя к верхнему. Изготовление
одной пачки занимает около двух недель. Никаких пуговиц и молний – только
крючки, расположенные в шахматном порядке. Некоторые особенно сложные
костюмы иногда зашивают прямо на фигуре. А иногда, если постановка особо
сложная, пачки зашивают вручную на танцовщице перед выходом на сцену.
Строго говоря, сегодня «пачкой» называют весь костюм – соединенные вместе
корсаж, юбку и трусики. Современный образ балерины является таким же
историческим достоянием, как и балетная техника, ведь он веками развивался
вместе с самим танцем.
Какие бывают пачки.
Конечно, даже у пачки есть разные фасоны и формы. Признайтесь, если бы на
всех постановках героини были одеты одинаково, это смотрелось бы скучно.
Поэтому давайте выясним, в чем сейчас выходят на сцену девушки, помимо
короткой, плоской пачки.
Не секрет, что мода циклична. Поэтому «старые» фасоны с радостью вернулись
на большую сцену. Прообраз пачки, которую создал Эжен Луи Лами, сейчас
носит название «шопенка».
Такое название закрепилось за трехслойной
объемной юбкой длиной до щиколотки после появления романтического балета
«Шопениана» Михаила Фокина. Один из плюсов такого наряда в том, что он
скрывает ноги, и зрители не заметят некоторые недостатки в движениях
девушек на сцене.Балерины в таких юбках предстают невесомыми созданиями,
летящими, как пух от уст Эола. В шопенках танцуют разные балеты, в том
числе «Жизель».
Платье «хитон» или античную тунику
можно часто увидеть на сцене, например, в
балете «Ромео и Джульетта». На главной
героине однослойная юбка из шифона,
которая придает ей игривости и юности.
Хитон бывает разной длины и фасона,
в нем может танцевать кордебалет
или главная героиня.
Классическая пачка представляет собой
юбку в виде блина.
Тюлевая
юбка,
посаженная
на
кольца,
которые
держат
ее
горизонтально
над
полом и открывают ноги балерины, и
пришитый к юбке лиф. Он застегивается
сзади на крючки, расположенные в разные
стороны, чтобы, наклоняясь назад и вперед,
балерина не оголилась.
Зачем нужны пачки во время репетиций
Но одним из главных видов является репетиционная пачка.
Их шьют отдельно, чаще всего это просто юбка, которую
быстро и просто снимать и надевать на форму балерин.
Почему мы назвали ее главной? Основной задачей такого
«костюма» является заранее показать, будет ли удобно
танцовщице выполнять поставленные движения, не будет ли
она задевать и мешать партнерам. Кроме того, с их помощью
проще «выстроить рисунок» танца для постановщика.
Все части сценического костюма могут быть сшиты между собой, тогда как для
репетиций лиф не нужен, а используют только юбку с трусиками. К тому же у
репетиционных пачек не делают так много слоев.
Современные пачки
Технически пачка – это просто юбка, но это название также привязалось к
полному балетному костюму, который включает юбку, прикрепленную к лифу.
Чаще всего выделяют два главных типа пачек: романтическая и классическая.
Романтическая пачка (которая часто именуется как шопенка) сделана из
нескольких слоев тюля и иногда имеет дополнительный верхний слой ткани,
имитирующей простое платье. Длина юбки оканчивается между коленом и
лодыжкой. Этот тип пачки чаще всего носят на сцене крестьянки и простые
люди.
На сцене классические пачки чаще всего носят благородные персонажи –
например, принцессы или волшебные существа, а также гости свадеб или балов.
Классические пачки простираются от двенадцати до восемнадцати дюймов,
выступая горизонтально от бедра. Они сделаны из дюжины слоев очень
жесткого, градуированного тюля, поддерживаемого обручем, вшитым в юбку.
Говорят, что в Париже стандартная классическая пачка состоит из 13 слоев
тюля. Современные версии классической пачки бывают проще и могут иметь
всего 8-10 слоев.
Пачка так прочно укрепилась, что ее используют не только на балетной сцене.
Правда, вне ее пачка служит для шуточных номеров эстрадных артистов и даже
в цирке.
Сейчас пачка давно перестала быть только сценической вещью, которую можно
увидеть во время просмотра балета — она постепенно входит в нашу
привычную жизнь.
Например, часто ее используют звезды для своих клипов или фотосессий.
Зарубежные певицы появляются в пачках разных фасонов, длины и расцветок
на красных дорожках, родители наряжают детей в костюмы фей. Даже на
свадьбах и выпускных вечерах нередко можно встретить пышные юбки,
которые дают девушкам почувствовать себя как минимум принцессами.
Могли ли Мария Тальони и Эжен Луи Лами в 1839 году знать, что их работа
завоюет такую огромную любовь? Скорее всего, нет. Мы любим балет за то, что
он всегда погружает нас в сказку, где живут легкие и воздушные героини, и
дарит позитивные эмоции. И если спустя сотни лет пачка все еще вызывает у
нас такие чувства... это ли не магия?