Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе Тема: "На дне морском".
Автор: Вовненко Наталья Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 73 Населённый пункт: г. Ангарск Иркутская область Наименование материала: Конспект Тема: Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе Тема: "На дне морском". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 73
Конспект НОД по ознакомлению
с окружающим в средней группе
Тема: "На дне морском".
Составила:
Вовненко Н.А.
Ангарск 2016
Цель: формировать представления детей о морских обитателях.
Задачи :
Образовательные.
- пополнять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, дать
представление о море, его разных состояниях;
- умение отвечать на вопросы;
- формировать умения скатывать шар, сплющивать его и оттягивать края;
Развивающие.
- развивать у детей связную речь;
- обогащать словарный запас;
- воображение, устойчивое внимание,
- зрительную память,
- мелкую моторику рук.
Воспитательные.
- Воспитывать внимание;
- умение работать в группе, договариваться, аккуратность;
- умение видеть красоту и многообразие подводного мира
Оборудование:
- картинки с изображением батискафа, подводной лодки, аквалангиста,
водолаза, морских обитателей;
- игрушки морские обитатели и дикие, домашние звери;
- два обруча (зеленый и синий);
- фонограмма шума моря и спокойной музыки;
- голубая;
- макет морского дна;
- пластилин в тарелочках.
Виды деятельности.
Игровая, продуктивная, коммуникативная.
Методы и приёмы.
Практические. Игра: "Изобрази море", "Помоги найти домик", лепка.
Наглядные. Иллюстрации морских обитателей, макет морского дна, игрушки
(рыбы).
Словесные. Рассказ воспитателя, беседа с детьми, отгадывание загадок,
прослушивание аудиозаписи, ответы на вопросы, проблемная ситуация,
подведение итогов.
Ход НОД.
Восп. – Ребята, подойдите пожалуйста, прислушайтесь, вы случайно ничего
не слышите?
Дети – ответы детей.
Восп. – Подвести детей к тому, что слышно музыку, морские звуки. Ребята,
сегодня у нас с вами не обычный день, а самое настоящее увлекательное
путешествие. Вы любите путешествия и разные приключения?
Дети – Да!
Восп. – А путешествие у нас сегодня не простое, а морское. Вы были когда-
нибудь на море?
Дети: (ответы)
Восп. - На чем можно путешествовать по морю?
Дети: На катере, корабле, лодке, яхте.
Восп. - А вы хотите увидеть, кто живет в море?
Дети: Да!
Восп. А как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на морское дно?
Дети: На подводной лодке, нырнуть с аквалангом, в водолазном костюме.
Восп. - Правильно, дети, а еще на морское дно можно опуститься с помощью
батискафа. Батискаф – это такой большой железный шар с иллюминаторами,
внутри у него много приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. Ну а
нам, чтобы побывать на морском дне, нужно дружно сказать волшебные
слова. Послушайте какие:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Давайте все повторим волшебные слова:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать! (воспитатель и дети хором)
Восп. – А сейчас закройте глаза и вслушайтесь в звуки.
Звучит фонограмма шума моря. Пока у детей закрыты глаза, воспитатель
выставляет картинки.
Предложить хочу вам, дети,
Позабыв про все на свете –
Путешествие начать,
На дне морском побывать.
Располагайтесь поудобнее и посмотрите, сколько морских обитателей! Вы
кого-нибудь узнаете?
Восп. – Знакомиться мы сегодня будем не с рыбами, а с другими, не менее
интересными морскими обитателями. Давайте узнаем их получше.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок,
Рыбок друг… (морской конёк)
Морской конек своим хвостиком цепляется за веточки подводных растений и
висит, как игрушка на новогодней елке. А когда мелкие рачки приближаются
к морскому коньку очень близко, он всасывает воду вместе с пищей. Еще
морской конек может менять свой цвет.
Восп. - Ты попробуй взять меня:
Я колюсь, как ёжик.
Круглым вырос я, друзья,
И совсем без ножек.
Я живу на дне морском,
Там, где очень тихо. (морской ёж)
Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи. Тело
морского ежа покрыто длинными и острыми иголками. Для чего морским
ежам нужны такие иголки, как вы думаете?
Дети – чтобы колоться.
Восп. - Оказывается, при помощи этих иголок ежи передвигаются, питаются
и защищаются от врагов. Бывают ежи с ядовитыми иглами.
Восп. - Этот рыцарь в воде живёт,
Он в доспехах круглый год.
Панцирь прочный, как бетонный,
Десять лап для обороны.
По-боксёрски в стойку встал –
И клешнями всех достал.
Он с врагом сразиться рад,
Очень храбрый этот… (краб)
Тело краба покрыто прочным панцирем. Вы знаете, для чего крабу такой
прочный панцирь?
Дети: Чтобы на него не напали враги.
Восп. – Правильно, панцирь нужен крабу для защиты. Но его панцирь не
растет вместе с крабом, и когда панцирь становится слишком тесным, краб
сбрасывает его. Оставшись без своей защитной одежды, краб становится
совершенно беззащитным и вынужден прятаться среди камней, пока не
вырастет новый панцирь. У крабов 10 ножек. Передние ножки – это мощные
клешни. Для чего нужны клешни, кто знает?
Дети: чтобы кушать.
Восп. - С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и
отправляют в рот.
Восп. - На дне морском звезда лежит,
Не двигаясь, наверно, спит.
Пять ручек у звезды у той есть,
Звезда руками может есть.
И для неё рачок, креветка –
Как будто для ребят конфетка. (морская звезда)
Оказывается, звезды бывают не только на небе, а еще и на дне моря. Все
морские звезды ползают по дну или зарываются в песок. Они могут быть
самого разного цвета, иногда даже пятнистыми и с рисунками. Морская
звезда питается морскими ежами. В случае опасности могут отбрасывать
часть своего тела, и из отброшенных частей через некоторое время
вырастают новые звезды.
Восп. - Восемь ног, как восемь рук,
Только это не паук.
По дну передвигается
И рыбками питается. (осьминог)
Осьминоги бывают маленькими и очень большими. Тело осьминога мягкое,
гибкое, эластичное. Оно позволяет ему проникать в самые узкие щели и
отверстия в скалах. Когда на осьминога нападают, он выпускает чернильную
струю и под ее покровом скрывается. А еще он умеет менять цвет. По песку
прошел – желтым стал, в водоросли попал – зеленым стал.
Восп. - И на суше, и в воде –
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме… (черепаха)
У черепахи тело покрыто панцирем. Передние лапы – это мощные ласты. Для
чего они нужны?
Дети – Чтобы плавать.
Восп. – Правильно, чтобы легко и свободно плавать. Черепахи бывают очень
маленькими и очень большими. Любят они пещеры, где можно спрятаться и
отдохнуть. Черепахи очень хорошо ориентируются в воде.
Восп. - В море зонтики плывут,
Куда волны их несут.
Обжигают как огонь,
Береги свою ладонь! (медуза)
Посмотрите и скажите, на что похожа медуза?
Дети – На гриб, на колокольчик.
Восп. – У медузы полупрозрачное тело в форме зонтика или колокольчика.
Добычу они захватывают с помощью щупалец. Медузы бывают разными: и
маленькими, и очень большими. Щупальца у них ядовитые и могут вызвать у
человека смертельные ожоги.
Вот такой интересный и удивительный морской мир. Звёзд, медуз и рыб
прекрасных, до чего же хороши!
Восп. – Посмотрите, у меня есть голубая ткань. Давайте представим, что это
море. Возьмитесь за её за края. Знаете, ребята, иногда море тихое, спокойное,
как сейчас:
"Не шумит оно, не хлещет, лишь едва, едва трепещет."
Давайте представим, как море едва, едва трепещет: (дети берут ткань за
края и слегка её колышут).
Восп. – Молодцы, ребята! Всё правильно сделали.
Восп. – Ребята, вы что-нибудь слышите?
Дети – Нет.
Восп. – А я слышу, но море не всегда спокойное, на море поднялся шторм!
Море очень сильно волнуется, дует сильный ветер, в море всё перепуталось!
Звучат звуки шторма.
Ребятам предлагается изобразить сильный шторм, в руках держим ткань,
изображаем сильные волны. "Море вздуется бурливо, зашумит, поднимет вой.
Хлынет на берег пустой расплеснётся в шумном беге. " Шторм закончился,
ткань убирается
Восп. – Ребята, нас морские жители просят о помощи. Посмотрите, в море
попали животные с суши. Необходимо их распутать.
Игра «Помоги найти домик».
Дети должны распределить животных по месту их обитания: морских - в
синий обруч, живущих на суше – в зеленый обруч.
Восп. – молодцы ребята! Распутали морских обитателей и животных.
Восп. – Вам понравилось наше путешествие?
Дети – Да.
Восп. – Ребята, где мы побывали?
Дети: - На дне морском.
Восп. – А каких морских обитателей мы там видели?
Дети: (отвечают).
Восп. - Ребята, нам пора возвращаться. Закройте глаза. Звучит спокойная
музыка, фонограмма шума моря.
Хватит по морю гулять, отправляемся назад. Море изменяется, в нашу
группу превращается.
Восп. - Ой, ребята, я хотела вам ещё показать макет с морскими
обитателями, но море так разыгралось вместе с нами, что всё перепутало. Что
можно сделать, что бы морские обитатели у нас появились?
Дети – ответы детей.
Восп. - Давайте с вами попробуем слепить морских обитателей.
Дети проходят за любой стол, берут себе пластилин, лепят любого морского
обитателя.
Молодцы ребята! Посмотрите, как оживился наш макет. Всем спасибо за
работу.