Автор: Боженко Ирина Ивановна Должность: преподаватель истории Учебное заведение: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 16 Населённый пункт: г.Хабаровск Наименование материала: план-конспект открытого урока Тема: Первая русская революция (1905-1907 гг.) Раздел: среднее образование
Подготовила: преподаватель истории Боженко И.И.
Хабаровск, 2016
Урок повторения и обобщения пройденного материала
Тема: - « Проанализировать сущность и итоги революции 1905-1907 гг.»
. Задачи:
1. -Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим
государственным строем?
2.- Выяснить были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать
революции?
3. Подвести итоги и обобщить пройденный материал.
Оборудование: атласы, карта «Революция 1905-1907гг», раздаточный материал «Из
петиции», портреты Александр II, Николай II, Зубатова, стихотворное описание событий 9 января
газеты «Вперёд».
Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа,
святых)
Тип урока: Обобщение и закрепление пройденного материала.
- Презентации: « Николай -2 последний русский монарх», «Русская
революция 1905-1907 гг.», раздаточный материал экспертной группе.
Ход урока:
I.Орг.момен
1 Группа обучающихся делиться на две подгруппы. Они рассаживаются друг
против друга.
2. После вступительного слова преподавателя эксперты задают проблемные
вопросы, на которые подгруппы должны в режиме реального времени
(онлайн) быстро ответить.
Другая группа относительно этих ответов имеет свое мнение.
Правая подгруппа на стороне буржуазии
Левая подгруппа выступает на стороне пролетариата
Эксперты на стороне – правительства
На стороне Николая II – выступают поочередно желающие из всей группы №
26
Вступительное слово преподавателя:
Динамичное развитие современного общества требует от человека
способности быстро ориентироваться в окружающей действительности и
осознанно адаптироваться в ней. Все большее значение приобретает
способность воспринимать и оценивать расширяющийся поток социальной и
иной информации, как о событиях сегодняшнего дня, так и о прошлом. Все
это предъявляет соответствующие требования к подготовке подрастающего
поколения.
Мне бы хотелось научить
вас
дискутировать по наиболее важным историческим
событиям и проблемам.
Дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также
провести подробный анализ каждой из них.
Культура участия в дискуссиях, владение навыками доказательной полемики,
доказательность аргументов, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более к
противоположному, приобретают огромное значение в современном обществе.
Пояснение
Этот этап урока и можно назвать ПРОБЛЕМНО-ДИСКУССИОННЫМ.
Преподаватель выступает в роли арбитра и управляющего дискуссией.
В начале, идут вопросы общего образовательного цикла. Второй уровень
вопросов предполагает размышления и анализ событий.
Третий уровень это те вопросы, которые сталкивают разные точки зрения.
Показ презентации: Сачкова Власта
Прочтение стихотворения: « Мы мирно стояли пред Зимним дворцом….»
Ольга Нестеренко
Проблемный вопрос урока:
«Первая русская революция 1905-1907 гг. - начало конца русской монархии
или продвижение вперед по пути к социальному равенству?»
Задания на урок
Вопросы экспертной группы
1 уровень
1.
Каковы причины первой русской революции?
2.
Какое
событие
послужило
непосредственным
поводом для начала революции?
3.
Какие социальные
силы п р и н я л и
у ч а с т и е
в
революции?
4.Какие требования к власти предъявляла каждая из
них?
5..Какое
явление
в
русской
общественной
жизни
названо гапоновщиной?
Какие методы борьбы использовала в
революции интеллигенция?
6 . Ч т о
о б щ е г о
в
м е т о д а х
борьбы интеллигенции и пролетариата?
1.
Каковы особенности крестьянского движения?
2.
П р о с л е д и т е ,
к а к
р а д и к а л и з и р о в а л и с ь
требования рабочих и крестьян в ходе революции.
3.
Какие новые
формы организации
народных
масс
появились в ходе революционных выступлений?
4.
Расскажите о ходе революции осенью 1905 г. Какие
события
стали
кульминацией
первой
русской
революции?
Какие
существовали
возможные
пути
выхода из революции?
5.
Какую тактику избрало правительство и почему?
6.
Каковы итоги революции и ее значение?
2.
уровень
2.Как
вы
думаете,
зависел
ли
ход
революции
от
действий властей? Аргументируйте свой ответ.
3.Удалось ли в ходе первой русской революции разрешить
существовавшие в стране противоречия?
4.Можно
ли
согласиться
с
мнением,
ч то
первая
р у с с к а я
революция потерпела поражение?
5. Кто считает, что не будь внешнего вмешательства ( нелегальные
политические партии) революции могло бы и не быть?
3
уровень
1.Анализируя уроки Московского восстания,
Г. В. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и
самоотверженным.
И все- таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо
было браться за оружие».
2.
И.
Ленин
был
другого
мнения:
«надо
было
браться
—
только более решительно и энергично».
А какой точки зрения придерживаетесь вы?
3. Существует мнение, что первая русская революция была вызвана в
большей степени субъективными, чем объективными причинами.
4.Если бы русским императором были вы, то какие меры приняли, чтобы
избежать революции?
1.Выводы по теме урока:
Записать.
2.Подведение итогов урока: Выступление экспертов и арбитра.
3.Выставление оценок: (Оценки в журнал с объяснениями арбитра-
преподавателя).
Рефлексия:
получил ли я удовлетворение после дискуссии;
могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;
насколько интересна мне культура проведения дискуссии;
смог ли я воспользоваться приемами доказательности;
какие я приобрел новые знания;
смог ли я понять точку зрения другого;
интересен ли мне живой обмен мнениями
Задание на дом: Тесты по теме получают те учащиеся, кто не успел
принять участие в дискуссии. Им оценки мы выставим позже, после
проверки тестов.
До новых встреч! Спасибо за участие в дискуссии.