Напоминание

"Золотые купола России"


Автор: Кравченко Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №11
Населённый пункт: Ставропольский край, Арзгирский район, с.Арзгир
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Золотые купола России"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию детей в старшей

группе.
Автор: воспитатель Т.А.Кравченко
Тема
: Золотые купола России.
Цель
: формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку. - воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Задачи
: 1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения. 2 . В о с п и т а н и е э т и ч е с к и х н о р м п о в е д е н и я и с а м о д и с ц и п л и н ы . 3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка. 4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей. 5. Создание необходимых условий для знакомства детей с русскими народными сказками.
Материал:
аудиозапись колокольного звона, музыки О.Скобля «Ангел молитвы», сердечки из красного картона, презентация «Храмы России», макет храма, изображения лисицы и барашка, альбомный лист на каждого ребенка, краски, цветные карандаши, восковые мелки.
Предшествующая работа
: посещение храма, рассказы воспитателя о значении храмов, слушание классической музыки (Ф. Шуберта, И.Баха), чтение рассказов из детской Библии, рассматривание икон, участие в Рождественских праздниках.
Словарная работа
: глас, сноровка, целительная, поверье, загородь.
Интеграция

областей
: художественно – эстетическое направление, речевое, познавательное, социально – коммуникативное.
Ход нод
: под звон церковных колоколов дети рассаживаются на стульях (стулья стоят полукругом). Воспитатель читает стихотворение С.Есенина: Колокол дремавший разбудил поля, Улыбнулась солнцу сонная земля, Понеслись удары к синим небесам, Звонко раздается голос по лесам. Скрылась за рекою, белая луна, Звонко побежала резвая волна. Тихая долина отгоняет сон, Где – то за дорогой замирает звон. - Ребята, что вы сейчас слышали? (колокольный звон). Правильно, с давних- давних пор, церковный колокольный звон на Руси связан с приходом праздника, именно в канун его наступления и раздается звон. Люди спешат на службу в церковь. Колокол – глас Божий, музыка колоколов – это целое искусство. По разным церковным праздникам были разные звоны, не всякий человек мог стать звонарём. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. В колокольных звонах таиться большая целительная сила она помогает человеку обрести душевное спокойствие, прислушаться к самому себе. Существует такое поверье, что в больших городах, где проводились богослужение с колокольным звоном, все болезненные эпидемии обходили город стороной. Вот какое действие оказывает колокольный звон. Самый большой колокол, он так и называется Царь – Колокол, установлен в Москве на Ивановской площади (показывает иллюстрацию). - Дети, скажите, а что такое церковь? ( Дом Божий) - Для чего нужны людям церкви, храмы? (чтобы помолиться, пообщаться с Богом)
- А какие церковные праздники вы знаете? (Рождество, Пасха, Масленица, Сочельник и др.). По всей стране, в разных городах и сёлах построены храмы, я вас прошу, усаживайтесь перед экраном, я покажу вам, какие в нашей стране есть церкви. Показывает презентацию: (Успенский собор в г. Владимире, Троицкий собор в г. Москве, церковь Вознесения в г. Вологде, Кавказский собор в г. Пятигорске, Храм Рождественской Пресвятой Богородицы в нашем селе Арзгир и др.) – все эти храмы – исторические памятники, символы христианской веры. - А теперь дети подойдите к макету храма: что он собой представляет? расскажите.
Примерные рассказы детей
. «Храм это такой дом, крыша у него купол, похож на сердце. На куполе рисуют святых, на стенах в храме висят разные иконы», «В храме есть алтарь – самое святое место, входить туда могут только священник и его помощники, а ещё там много икон, свечей и люстр» и т.д. Ребята, я хочу вам напомнить одну из заповедей Библии «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - как вы понимаете её? Правильно, нужно быть добрыми друг к другу и окружающим, не огорчать и не обижать никого. К сожаленью, мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения и трудности. Люди часто сравнивают свою жизнь с житейским морем, которое бывает бурным и хмурым с волнами, но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку. От зла нас спасает добро, от гнева – продолжают дети…, от невзгод …(терпение), от жадности… (щедрость). Я хочу предложить вам народную игру «Острова» (пока звучит музыка, вы как будто плаваете в житейском море, как только музыка затихает, вы должны найти островок (лист бумаги), занять его и придумать ему название, а название будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.
Проводиться игра «Острова».
Ребята, я расскажу сейчас небольшую русскую народную сказку:
«Лисица и барашек».
Рассказывает сказку: ночевало в загороди стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали. Подходит лисица, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет – собак боится. Увидал лисицу барашек и спрашивает: «Чего ты ищешь?». Мал он был, и беды не видел.- Ищу сенца душистого, шепчет в ответ лиса. – А я думал ты ягнят ешь! – сказал барашек. Прыгай сюда, - вот тебе сена.- Спасибо, барашек, - говорит лиса: подойди ко мне, я тебя поцелую за это. Барашек хотел уже подойти к лисе, да собаки залаяли, и плутовка убежала в лес».
Вопросы к детям:
1. О чём говорит эта сказка? 2. Чему она учит нас? 3. Какой поступок легче совершить – добрый или злой? 4. Какой барашек в сказке? 5. Какова лиса? 6. Возьмите по сердечку из коробочки и подарите тому герою, который вам больше всего понравился (герои лиса и барашек прикреплены к фланелеграфу) затем подсчитываем сердечки: что побеждает добро или зло? Ну, а теперь, дети, нарисуйте храмы нашей страны, какими вы их себе представляете, располагайтесь как вам удобно и творите. Звучит музыка О.Скобля: «Ангел молитвы» и дети рисуют. Выставка работ. «Золотые купола России». Литература: 1. «Букварь для народных школ» - Д.Тихомиров /Калуга, Н - Казачья. 1990г./ 2. «Золотая книга русской культуры»/В.Соловьёв, Белый город, 2007г./ 3. «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой.- Программа/Н.Б.Кутьина, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2004г./
4. «Храм души моей» - Н.А.Андриевская / Ставрополь, Сервисшкола, 2001г./


В раздел образования