Автор: Кравченко Татьяна Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ д/с №11 Населённый пункт: Ставропольский край, Арзгирский район, с.Арзгир Наименование материала: методическая разработка Тема: "Золотые купола России" Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию детей в старшей
группе.
Автор: воспитатель Т.А.Кравченко
Тема : Золотые купола России.
Цель : формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое
и гармоничное развитие личности через народную сказку.
- воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия
и других духовно-нравственных качеств.
Задачи
:
1.Воспитание
патриотических
чувств,
связывающих
разные
поколения.
2 . В о с п и т а н и е
э т и ч е с к и х
н о р м
п о в е д е н и я
и
с а м о д и с ц и п л и н ы .
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого
ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
5. Создание необходимых условий для знакомства детей с русскими народными сказками.
Материал: аудиозапись
колокольного
звона,
музыки
О.Скобля
«Ангел
молитвы»,
сердечки из красного картона, презентация «Храмы России», макет храма, изображения
лисицы и барашка, альбомный лист на каждого ребенка, краски, цветные карандаши,
восковые мелки.
Предшествующая работа : посещение храма, рассказы воспитателя о значении храмов,
слушание
классической
музыки
(Ф.
Шуберта,
И.Баха),
чтение
рассказов
из
детской
Библии, рассматривание икон, участие в Рождественских праздниках.
Словарная работа : глас, сноровка, целительная, поверье, загородь.
Интеграция
областей :
художественно
–
эстетическое
направление,
речевое,
познавательное, социально – коммуникативное.
Ход нод : под звон церковных колоколов дети рассаживаются на стульях (стулья стоят
полукругом).
Воспитатель читает стихотворение С.Есенина:
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля,
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою, белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где – то за дорогой замирает звон.
- Ребята, что вы сейчас слышали? (колокольный звон). Правильно, с давних- давних
пор, церковный колокольный звон на Руси связан с приходом праздника, именно в канун
его наступления и раздается звон. Люди спешат на службу в церковь. Колокол – глас
Божий, музыка колоколов – это целое искусство. По разным церковным праздникам были
разные звоны, не всякий человек мог стать звонарём. Для этого нужно было обладать
хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. В колокольных звонах таиться
большая
целительная
сила
она
помогает
человеку
обрести
душевное
спокойствие,
прислушаться к самому себе. Существует такое поверье, что в больших городах, где
проводились богослужение с колокольным звоном, все болезненные эпидемии обходили
город
стороной.
Вот
какое
действие
оказывает
колокольный
звон.
Самый
большой
колокол, он так и называется Царь – Колокол, установлен в Москве на Ивановской
площади (показывает иллюстрацию).
- Дети, скажите, а что такое церковь? ( Дом Божий)
- Для чего нужны людям церкви, храмы? (чтобы помолиться, пообщаться с Богом)
-
А
какие
церковные
праздники
вы
знаете?
(Рождество,
Пасха,
Масленица,
Сочельник и др.).
По
всей
стране,
в
разных
городах
и
сёлах
построены
храмы,
я
вас
прошу,
усаживайтесь перед экраном, я покажу вам, какие в нашей стране есть церкви.
Показывает презентацию: (Успенский собор в г. Владимире, Троицкий собор в г. Москве,
церковь Вознесения в г. Вологде, Кавказский собор в г. Пятигорске, Храм Рождественской
Пресвятой Богородицы в нашем селе Арзгир и др.) – все эти храмы – исторические
памятники, символы христианской веры.
- А теперь дети подойдите к макету храма: что он собой представляет? расскажите.
Примерные рассказы детей .
«Храм это такой дом, крыша у него купол, похож на сердце. На куполе рисуют святых, на
стенах в храме висят разные иконы», «В храме есть алтарь – самое святое место, входить
туда могут только священник и его помощники, а ещё там много икон, свечей и люстр» и
т.д.
Ребята, я хочу вам напомнить одну из заповедей Библии «Возлюби ближнего
твоего, как самого себя» - как вы понимаете её? Правильно, нужно быть добрыми друг к
другу и окружающим, не огорчать и не обижать никого. К сожаленью, мы живем в мире,
где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения и трудности. Люди
часто сравнивают свою жизнь с житейским морем, которое бывает бурным и хмурым с
волнами, но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку. От зла нас
спасает добро, от гнева – продолжают дети…, от невзгод …(терпение), от жадности…
(щедрость). Я хочу предложить вам народную игру «Острова» (пока звучит музыка, вы как
будто плаваете в житейском море, как только музыка затихает, вы должны найти островок
(лист бумаги), занять его и придумать ему название, а название будет то качество, которое,
как вы считаете, может помочь вам в жизни.
Проводиться игра «Острова».
Ребята, я расскажу сейчас небольшую русскую народную сказку: «Лисица и барашек».
Рассказывает сказку: ночевало в загороди стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали.
Подходит лисица, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет – собак боится. Увидал
лисицу барашек и спрашивает: «Чего ты ищешь?». Мал он был, и беды не видел.- Ищу
сенца душистого, шепчет в ответ лиса. – А я думал ты ягнят ешь! – сказал барашек.
Прыгай сюда, - вот тебе сена.- Спасибо, барашек, - говорит лиса: подойди ко мне, я тебя
поцелую за это. Барашек хотел уже подойти к лисе, да собаки залаяли, и плутовка убежала
в лес».
Вопросы к детям:
1.
О чём говорит эта сказка?
2.
Чему она учит нас?
3.
Какой поступок легче совершить – добрый или злой?
4.
Какой барашек в сказке?
5.
Какова лиса?
6.
Возьмите по сердечку из коробочки и подарите тому герою, который вам больше
всего
понравился
(герои
лиса
и
барашек
прикреплены
к
фланелеграфу)
затем
подсчитываем сердечки: что побеждает добро или зло?
Ну, а теперь, дети, нарисуйте храмы нашей страны, какими вы их себе представляете,
располагайтесь как вам удобно и творите. Звучит музыка О.Скобля: «Ангел молитвы» и
дети рисуют. Выставка работ. «Золотые купола России».
Литература:
1.
«Букварь для народных школ» - Д.Тихомиров /Калуга, Н - Казачья. 1990г./
2.
«Золотая книга русской культуры»/В.Соловьёв, Белый город, 2007г./
3.
«Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой.- Программа/Н.Б.Кутьина, Санкт –
Петербург, Детство – Пресс, 2004г./
4.
«Храм души моей» - Н.А.Андриевская / Ставрополь, Сервисшкола, 2001г./