Автор: Третьякова Элина Владимировна
Должность: студентка 4 курса
Учебное заведение: Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: КОНКУРНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ
Раздел: высшее образование
УДК 339.137
Третьякова Э.В.
Студент факультета экономики, менеджмента и торговли 4 курс
«Менеджмент»
ФГБОУ КФ «Российский экономический университет
Имени Г.В. Плеханова»
Россия, г. Краснодар
КОНКУРНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ,
ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ
Аннотация.
В
статье
рассмотрено
понятие
конкурентоспособности
предприятия,
раскрыта
ее
экономическая
сущность,
приведены
уровни
обеспечения
конкурентоспособности,
выявлены различные факторы, влияющие на уровень конкурентной
борьбы предприятий, и принципы, соблюдение которых обеспечит
устойчивые позиции предприятия на рынке.
Ключевые
слова:
уровень
конкуренции,
предприятие,
конкурентоспособность, факторы, принципы, рыночная экономика
В
условиях
нестабильной
экономики
на
данный
момент
прослеживается чрезмерное повышение цен на ту или иную продукцию,
каждый производитель, продавец и в частности сам товар, вынужден вести
борьбу за предпочтения потребителя. В этой ситуации предпочтения
любого потребителя отдается товару, который, будет как наиболее
доступный как по стоимости, так и по качеству который на данный
момент всецело и будет определяться, как конкурентоспособный.
Определяя понятие конкурентоспособности предприятия, прежде
всего необходимо начать с содержания и сущности конкуренции. Само
собой
разумеется,
что конкурентоспособность предприятия должна
формулироваться в зависимости от достижений и целей, определенных
понятием конкуренции.
Конкуренция
—
это
соперничество
между
хозяйствующими
единицами, которые имеют интерес в достижении одинаковой цели при
условии ограниченности ресурсов. Если эту цель обозначить со стороны
рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть соревнование
хозяйствующих субъектов за получение прибыли.
Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между предприятиями,
действующими в одной отрасли хозяйства, за более выгодные условия
выпуска и сбыта продукции, что обусловлено, различиями качества
производственного оборудования предприятий, уровнем квалификации
персонала и технической оснащенности.
Следующим видом конкурентной борьбы между предприятиями,
функционирующим в разных отраслях экономики является межотраслевая
конкуренция, основу которой составляет стремление производителей к
получению большей прибыли, а также поиску наиболее выгодной сферы
приложения капитала.
Также следует выделить такие виды конкуренции как конкуренция
чистая, монополистическая и олигополистическая.
На рынке чистой конкуренции существует большое количество
продавцов и покупателей какой-либо схожей продукции. Ни покупатель,
ни продавцы в отдельности не оказывают определяющего влияния на
уровень текущих рыночных цен продукции. Продавец не в состоянии
устанавливать цену, превышающую рыночную, поскольку потребитель
при этом может свободно приобрести товары по рыночной цене у
конкурентов.
На рынке монополистической конкуренции действует большое
количество покупателей и продавцов, которые могут совершать сделки в
широком диапазоне цен. Эта возможность обеспечена способностью
продавцов предложить покупателям различные товары. Изделия могут
отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему оформлению,
а также по ассортименту сопутствующих услуг. Покупатели видят эти
различия и готовы платить за товары вплоть до самых высоких цен,
которые зафиксированы на рынке.
На олигополистическом рынке действует небольшое количество
продавцов, которые чувствительны к ценовой политике, а также к
маркетинговой
стратегии.
Незначительное
количество
участников
олигополистического рынка в высокой степени обеспечена жесткостью
условий при проникновении на данный рынок. Существуют различные
свойства олигополистического рынка, одним из его существенных
признаков
является
то,
что
участники
данного
рынка
не
могут
рассчитывать на долговременный позитивный результат повышения цен:
конкуренты вынудят снизить их.
Свободная конкуренция, которая ведется посредством «сбивания»
цен, заставляет всех производителей следовать едиными правилами
поведения. В них отражаются те требования общественно-нормального
хозяйствования, предписывающие объективные экономические законы.
Существуют
различные
факторы,
влияющие
на
уровень
конкурентной борьбы предприятия. Важное место занимают факторы
внешней среды компании, так как они определяют уровень отношения
потребителей к самому предприятию, а также продукции и услугам,
предоставляемых им.
Вторая группа факторов оказывает наибольшее воздействие на
внутреннюю
среду
компании,
позволяя
через
них
управлять
конкурентоспособностью
предпринимательской
структуры
в
целом.
Внутренние факторы – это факторы, оказывающие регулирующие
воздействие на деятельность предприятия, которая, в свою очередь, может
на них также влиять.
Факторы,
влияющие
на
конкурентоспособность
предприятия
условно можно разделить на три группы:
технико-экономические;
коммерческие;
нормативно-правовые.
Технико-экономические факторы представляют собой: качество,
продажную цену; затраты на использование, потребление продукции или
услуги. Во многом это зависит от производительности, издержек
производства и пр.
Коммерческие факторы формируют критерии реализации товаров на
данном
рынке
и
включают
в
себя:
1)
конъюнктуру
рынка;
2)
предоставляемый сервис; 3) рекламу; 4) имидж фирмы.
Нормативно-правовые
факторы
определяют
необходимость
экологической, технической или иной другой безопасности применения
товара на конкретном рынке, но также патентно-правовые требования.
Управление конкурентоспособностью обеспечивает совокупность
мер по методичному улучшению изделия, непрерывному поиску новых
каналов
сбыта,
совершенствованию
сервиса,
поиска
новых
групп
покупателей, рекламы.
Успех предприятия в конкурентной борьбе за потребительский
спрос требует от предприятия развития его отличительных способностей,
которые позволят ему победить конкурентов. Но для этого нужно
эффективное стратегическое планирование, заключающееся в создании
комплексной
системы
управления
конкурентными
преимуществами
фирмы, а также должна основываться на их удержании и развитии.
Создание
определенных
ценностей
для
своих
покупателей
достигается предприятием исходя из того, как оно организует и выполняет
отдельные
виды
деятельности.
Конечная
ценность,
созданная
предприятием, определяется тем, сколько потребители готовы заплатить
за товары или услуги, предлагаемые предприятием.
Общие принципы, которые дают конкурентные преимущества
производителям.
1. Целенаправленность всех и каждого работника на действие.
2. Доведение действий до конца.
3. Налаженная обратная связь между предприятием его клиентами,
упрощающая близость предприятия к клиенту.
4.
Создание
непринужденной
и
творческой
атмосферы
на
предприятии.
5.
Рост
производительности
благодаря
желанию
работать
и
эффективному использованию их способностей.
6. Умение твёрдо стоять на своём.
7.
Простота
организации,
минимум
уровней
управления
и
служебного персонала.
8. Умение держать под жёстким контролем наиболее важные
проблемы и передавать подчинённым менее важные.
Взаимосвязанное решение этих проблем и использование выше
приведенных принципов обеспечит повышение конкурентоспособности
предприятия.