Автор: Журавлёва Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14 "Красная шапочка" Населённый пункт: г. Сафоново, Смоленская область Наименование материала: Конспект познавательного занятия с детьми старшего возраста Тема: "Спасение лягушки" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад № 14 г. Сафоново
Конспект познавательного занятия в форме
научно-исследовательской лаборатории с детьми
старшего возраста
.
«Спасение лягушки».
Подготовила: воспитатель
Журавлёва Елена Ивановна
г. Сафоново
2015г.
Программное содержание:
(Образовательные)
1. Закрепить у детей представления о лягушке, как животном,
приспособленном к своеобразному месту обитания (водной среде и суше) .
2. Развивать умение обобщать результаты экспериментов и делать выводы.
3. Подвести детей к пониманию того, что лягушка – это полезное для
человека животное.
(Воспитательные)
1. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить
свою речь, обогащать словарный запас детей.
2. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Оборудование: мальберт, дневник наблюдений, карандаши, стикерс в виде
листочка; мишени с картинками комаров, кузнечиков, 10 мешочков с песком;
модель водоема и картинки с изображением различных действий лягушки
(плавает, прыгает и т. д., картинки со стадиями развития лягушки;
презентация «Водоем».
Методы: повторения, вопросов, элементарного анализа,
экспериментирование.
Приемы: игровая воображаемая ситуация.
Ход:
Воспитатель представляется детям, как сотрудник научно-
исследовательского института.
Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Ивановна. Я
исследователь и работаю в научно-исследовательском институте. Очень
нужна ваша помощь. Дело в том, что один человек хочет высушить болота и
построить там дом. ( Включить болото)
А знаете кто живёт в болоте?( Ответы детей слайд №2). А самое интересное
земноводное животное это лягушка.
Человек, который хочет осушить болото считает, что лягушки никому не
нужны, и что если их не станет, то ничего страшного не произойдет. Мне
поручено срочно собрать информацию об этом удивительном животном,
доказать, что лягушки полезные животные и тем самым спасти их. Я
слышала, что вы самые любознательные, умные, смелые, и я могу
рассчитывать на вашу поддержку.
ДЕТИ СЕЛИ ВОЗЛЕ ЭКРАНА.
(Вос-ль загадывает загадку :
У болотной мягкой кочки ,
Под зелененьким листочком
Притаилась попрыгушка -
Пучеглазая … (лягушка))
Вос-ль: Для начала давайте выясним, что мы знаем о лягушках. СЛАЙД 1.
(ФОТО ЛЯГУШКИ) (Выслушиваю ответы детей).
Вос-ль: Вы много знаете, и я знаю столько интересной информации о
лягушке, хотите я вам расскажу?
Вос-ль: А вы знаете почему лягушек называют земноводными? (не забывать
обращаться к детям по имени , а ты Маша как думаешь? А ты Петя?)
( Слайд с лягушками на воде и на земле.)
Вос-ль : Итак, почему (имя ) они земноводные? ( Если не знают, то -Из
каких двух слов состоит слово «земноводная»? (земля и вода). Лягушка
плавает где? В воде ,а прыгает по земле.
Научно доказано, что лягушка может жить как на суше так и в воде.
( Сама размещаю картинки на мольберте(на суше и на воде)
Вос-ль:. Ребята, а вы знаете, как лягушка передвигается?
А могут ли лягушки бегать? ходить? Почему? ( Встали на ковер)
Давайте все превратимся в лягушек и пройдите как лягушки. Легко? А
почему неудобно?
А теперь давайте попрыгаем как лягушки? Почему ей легко прыгать? Давайте
посмотрим на экран
( Слайд, показаны позы лягушки во время прыжка), (обращаю
внимание на строение лап. Добиваюсь ответа, что передние лапы короче
задних, поэтому ходить лягушке неудобно – разная длина лап.)
Вывод: Почему лягушке так легко прыгать? Потому что задние лапы …
(Ответы детей)
( Повесить картинку на мольберт)
Вос-ль : А Как лягушка добывает себе пищу? ( выслушиваю ответы детей)
Каким образом лягушка ловит комаров ? (показать слайд ловит комара)
Вос-ль : Язык у лягушки длинный и липкий. Она выстреливает языком.
Сидит на одном месте и пытается поймать комара. ( прикрепить картинку
на мольберт, что она прыгает)
Вос-ль: Ребята вы же лягушки, давайте попробуем ловить комаров. Для этого
вы сделаете круг а я вам раздам мячи, сели как лягушки, и попытаемся
попасть в комара.
Легко? ( Ответы детей) Чтобы поймать насекомое, какими качествами нужно
обладать лягушке ( Добиваюсь –ловкая, быстрая, осторожная,
стремительная.)
-Давайте присядем к нашему экрану.( включить слайд где плавает
лягушка)
-Посмотрите что помогает лягушке плавать? ( лапы с перепонками)
- А на что похожи лапы? ( Включить слайд-лапы с перепонками)
- А почему они на ласты похожи ? (потому что у них лапы с перепонками)
- Правильно (повесить картинку на мольберт)
- Давайте посмотрим на наш дневник наблюдений . Что нового узнали о
лягушке? (Ответы детей, спросить3-4 детей индивидуально)
-Ребята, а ещё лягушка удивительна тем, как появляется на свет и
развивается. (Слайд развития) Знакомлю детей со стадиями развития
лягушки на слайдах.
(Повесить картинку с развитием на мольберт)
Вос-ль: - Как вы думаете, лягушка приносит кому-нибудь пользу? А кому?
(Ответы детей)
-Лягушки приносят большую пользу сельскому хозяйству. Они уничтожают
вредных насекомых –вредителей растений, лягушки полезны и тем, что
уничтожают комаров, мух, слепней которые летом досаждают людям и
животным. Поедают хищных жуков, потому что эти жуки уничтожают
мальков рыб .Выходит, что лягушки спасают мальков.
Лягушки полезны и в медицине. Они выделяют вещества, которыми можно
лечить заболевания сердца.
В разных странах люди очень любят и ценят лягушек, даже создают
музеи и памятники.
- Ребята, огромное вам спасибо. Мы собрали отличный материал про
особенную жизнь лягушки и тем самым помогли спасти болота. В знак
благодарности я очень хочу подарить вам раскраски. До свидания.
Самоанализ занятия
Я проводила ОД познавательного характера. Тема «Спасение лягушки»
Задачи: (Образовательные)
1. Закрепить и обогатить представления детей о лягушке, как о животном,
приспособленном к своеобразному месту обитания (водной среде и суше) .
2. Развивать умение обобщать результаты экспериментов и делать выводы.
3. Подвести детей к пониманию того, что лягушка – это полезное для
человека животное.
(Воспитательные)
1. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить
свою речь, обогащать словарный запас детей.
2. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Методы: повторения, вопросов, элементарного анализа,
экспериментирование.
Приемы: игровая проблемная ситуация.
Занятие имело развивающий характер, так как имели место
проблемная ситуация, которую решали дети; вопросы поискового
характера.
Я считаю, что поставленные цели и задачи были достигнуты. У
детей сформировалось представление о лягушке, как о земноводном
животном. У детей развивались мыслительные операции, они
анализировали, выстраивали гипотезы, делали выводы.
Содержание материала носило научный характер, было полным,
достоверным, доступным для детей данного возраста.
Структура занятия соответствует поставленным целям и задачам,
прослеживалась логическая последовательность и взаимосвязь
этапов учебной деятельности.
Длительность занятия составила 20 минут. Большая часть времени
была отведена именно экспериментальной игровой деятельности.
Занятие проходило в соответствии с намеченным планом. Дети
были активны на всех этапах занятия. Им было интересно, они
самостоятельно проводили эксперименты, выдвигали гипотезы,
делали выводы, составляли дневник наблюдений, были
работоспособны.
В процессе занятия использовала следующие методы:
Проблемную ситуацию, вопросы поискового характера,
эксперимент. Они были обоснованы и соответствовали
поставленным задачам и возможностям детей.
В общении с детьми была эмоциональна и через эмоции старалась
активизировать, заинтересовать детей. Думаю, что это получилось.
Старалась создать благоприятный психологический климат в
детском коллективе, была тактична.
С помощью наглядных пособий, которые использовала на занятии,
заинтересовала детей проблемой спасения лягушки; для
закрепления правил проведения опыта использовала дневник
наблюдений, для поощрения –раскраски.
Соблюдала санитарно – гигиенические требования: свет падал с
левой стороны, освещение соответствовало норме, все материалы
сертифицированы и безопасны для здоровья детей.
На этом занятии я еще раз убедилась и надеюсь, убедила вас, что
деятельностный подход играет важную роль в формировании
экологических представлений детей старшего дошкольного
возраста.