Автор: Негашева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБОУ ХКЦППМСП
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологий критического мышления на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Развитие навыков
критического мышления на уроках русского
языка и литературы
«Недостаточно иметь хороший
ум,
главное – правильно его использовать»
Рене Декарт.
«Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить»
Эдисон.
Перед учителем всегда стоят вопросы:
- Как пробудить интерес к предмету?
- Как выбрать форму обучения, чтобы дети были соучастниками учебного
процесса, имели возможность вести диалог с учителями, высказывать свое
мнение.
Решению этих вопросов, и служит технология критического мышления.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные
определения критического мышления. Но мне все же более близка точка
зрения, определяющая критическое мышление как разумное рефлексивное
мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и делать.
Критическое мышление, по моему мнению, это поиск здравого смысла - как
рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки
зрения,
так и других мнений,
умение
отказаться
от собственных
предубеждений.
Критическое
мышление
способствует
развитию
творческих
способностей учащихся, мыслительных навыков, необходимых не только в
учебе, но и в обычной жизни, умение работать с информацией,
анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение
принимать взвешенные решения; способность к разумному рефлективному
творчеству, мышлению.
. Технология ориентирована на развитие личности учащихся, на
формирование необходимости самостоятельного познания и
творческого подхода к обучению.
Технология критического мышления подводит учащихся к ИТ,
способствует развитию умений, связанных с применением ИТ.
Технология ориентирована на развитие личности учащихся, на
формирование необходимости самостоятельного познания и
творческого подхода к обучению.
Технология критического мышления подводит учащихся к ИТ,
способствует развитию умений, связанных с применением ИТ.
В основе методики лежит
трехступенчатая модель:
1.стадия вызова;
2.осмысление;
3.рефлексия.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Цель:
-актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме;
-вызов интереса к теме и
определение цели ее
рассмотрения
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Цель;
- позволяет учащемуся получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Цель:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- усвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к
изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения
традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не
представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда
присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более
привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию
имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное,
как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья
стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала,
проверка усвоения.
В чем же различия?
Что принципиально новое несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше,
содержатся в методических приемах, которые ориентируются на
создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой
стадии урока используются свои методические приемы.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
1.
Постановка проблемы, вопроса.
2.
Таблицы, содержащие вопросы или теоретические положения,
которые помогают повторить и систематизировать изученный ранее
материал.
3.
Инсерт (разная маркировка таблицы «+», «-», «?») помогает
определить уровень знаний учащихся на 1 этапе урока. Исходя из
этого, учащийся может составить для себя «Лист целеполагания».
Прием инсерт можно использовать и при изучении материала. Этот
прием является средством, позволяющим учащемуся отслеживать
свое понимание прочитанного задания, текста. (Работа с учебником –
маркированная таблица). Прием «Пометки на полях».
4.
«Лист целеполагания» помогает учащимся самостоятельно
определить цели урока.
5.
Прием “Знаете ли вы, что” позволяет настроить учащихся на работу,
заинтересовать изучаемой темой (использование необычной,
увлекательной информации, связанной с темой урока).
6.
Прием «Корзина идей, понятий, имен» позволяет выяснить все, что
знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
активизация каждого
обучаемого;
вызов интереса к теме и
определение цели ее
рассмотрения;
ИНСЕРТ
(КАК ЧИТАТЬ ТЕКСТ, СОХРАНЯЯ ИНТЕРЕС К ТЕМЕ)
Данный прием используется на стадии осмысления, например, в
первых трех вышеперечисленных стратегиях. Цель этого приема –
формирование разнообразного отношения к тексту.
Значки “+”, “–”, “?” можно ставить в процессе работы с текстом рядом с его
отдельными элементами, а можно заполнять таблицу:
В графу “+” записываются все факты, элементы текста уже известные
ученику или вызвавшие у него положительные эмоции. В графу “–”
учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось
непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем
хотелось бы узнать подробнее, что им интересно
Приём «Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по
ещё не изученной теме. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения,
полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на
изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из
следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие
из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
На 2 и 3 стадиях урока используются следующие приемы:
1.«Учебный мозговой штурм»- создание банка идей, возможных решений
проблемы, их коллективное обсуждение в группах, выбор наиболее
правильных решений.
2. Работа в группах.
3.Ключевые слова и выражения, их объяснение.
4.Верные и неверные утверждения (работа с памяткой).
5.Исследовательский метод (на всех уроках).
6. Составление алгоритмов, понятийных цепочек, таблиц.
7.Построение кластеров разных видов.
8.Обощающая таблица.
9.Рисунок.
Кластер
Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого
понятия. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если
изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению
признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста
и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем,
компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре
записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или
предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в
определенном порядке, т.е. гроздятся. В работе над кластерами
необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю
воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по
заранее определенному плану.
Прием «Лекция со стопами» или «Чтение с остановками»
Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический
прием. Особенности ее использования в технологии критического
мышления заключается в том, что она читается дозировано. После
каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время
«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный
поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание,
которое выполняется в группах или индивидуально.
Толстые и тонкие вопросы.
Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и
домашней работы. “Тонкими” вопросами называют простые
односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне
воспроизведения. “Толстые” вопросы выводят учеников на более
высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно
задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут
задаваться устно или оформляться в таблицу.
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк
Этот прием позволяет учащимся проявлять свое творчество и выразить свое
отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое
мышление, речь, обогащает словарный запас.
Правила написания синквейнов:
1.Кто?Что?
2.Какой?Какая?- 2прилагательных
3.Что делает? – 3 глагола
4.Фраза, отношение к теме.
5. Синоним-метафора, передающее отношение к теме. Вывод.
Прием “Верите ли вы?”.
Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном
напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный
прием способствует формированию умения критически оценивать
результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с
последующей самопроверкой.
Кроссворды – это тоже прием критического мышления.
Прием “Взаимоопрос”.
Он направлен на то, что учащемуся легче ответить своему товарищу,
чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в
парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы.
Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он
позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого
ученика.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления
создает условия для творческой самореализации личности, развития
познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся,
их нравственного потенциала.
Будет ли востребована критическая теория в современных реформах,
как она будет реализована в отечественной системе образования,
зависит от всех нас, а от этого зависит, как мы и наши студенты будем
думать и жить, учиться и учить в новом мире. Учащихся надо учить
критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать,
осмысливать и анализировать новую информацию, критически
развивать и совершенствовать себя.